Инновации и эксперимент в образовании

Муниципальное образование 2017 PDF Печать E-mail

№ 3 2017

М. В. Ячменева.  ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ.

Аннотация. Существующие проблемы и противоречия, связанные с разбалансированностью всех сфер общественного устройства, негативным образом влияют на взгляды молодежи и существенно деформируют институт семьи и брака. Исследования социально-педагогических проблем современной молодой семьи на основе междисциплинарного подхода свидетельствуют о нарастании тревожных тенденций отчуждения поколений, дисгармонии супружеских и детско-родительских отношений. Эти тенденции сопровождаются утратой системы родительских компетенций, что обуславливает нарушения социокультурных основ молодой семьи и вытеснение из образа семейной жизни элементов традиционности признаками модернизированной семьи.

Ключевые слова: институт семьи, брак, родительские компетенции, социальная устойчивость, молодая семья.

Н. А. Щинова. СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ШКОЛЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

Аннотация. Дается обоснование необходимости обеспечения сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном процессе вечерней (сменной) школы.

Сопровождение представлено как условие обеспечения индивидуализации образования детей с особыми образовательными потребностями. Раскрыто понятие индивидуализации в образовании как один из главных принципов в осуществлении потенциального развития личности. Показана необходимость выстраивания субъект-субъектных взаимодействий и взращивания субъектности педагогов.

Материалы статьи могут быть полезны ученым, изучающим вопросы внедрения инклюзивного образования в отечественную систему образования, специалистам, занимающимся организацией обучения в вечерних (сменных) школах,  педагогам, работающим в образовательных организациях различного типа, студентам педагогических вузов и иным заинтересованным лицам.

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях вечерней (сменной) школы представляется важным направлением современной образовательной политики, ориентированным на индивидуально-личностную поддержку обучающегося, процесс его развития и самопознания.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, сопровождение, принцип индивидуализации, педагогическая поддержка.

Н. Г. Шубнякова, А. М. Хасянова. Организация проектной деятельности обучающихся в современных условиях общеобразовательной школы.

Аннотация. В условиях введения нового федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования остро встает вопрос об организации проектной деятельности в школе. Авторами в статье предпринята попытка ответить на этот вопрос, представлены основные аспекты организации проектной деятельности: сформулированы принципы, выделены особенности процесса организации и содержания.

Ключевые слова: организация проектной деятельности, типы проектов, принципы и содержание проектной деятельности.

Е. А. Сиденко, А. С. Сиденко. Воспитательная работа в педагогическом колледже: от теории к практике.

Аннотация. Цель: выявить реализацию комплекса организационно-педагогических условий и приемов, обеспечивающих эффективность воспитательной деятельности в педагогическом колледже, описать наиболее авторитетные и доступные читателю научные и практические работы.

Ключевые слова: преподаватель педагогического колледжа, воспитательная деятельность,  концепция воспитания, устав, положение о воспитательной работе.

Л. Н. Пасхалова, И. В. Долгополова. Проектный подход: программа развития гимназии.

Аннотация. Цель статьи – обобщение опыта реализации программы развития образовательного учреждения (ОУ), которая позволяет обеспечить высокое качество образования, соответствующее содержанию федеральных образовательных стандартов нового поколения. Описана многоуровневая программа развития ОУ, разработанная на основе системно-деятельностного и проектного подходов и связавшая в один комплекс девять образовательных проектов (объединенных в три модуля): внедрение ФГОС, международный экзамен, развитие прогимназии, становление личности, поддержку одаренных детей, повышение инновационной культуры педагогов, эффективности организационной системы, ресурсной базы ОУ, а также совершенствование культуры питания.

Ключевые слова: программа развития, новое качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты, системно-деятельностный подход, образовательные проекты.

Ю. Д. Овчинников, Ю. А. Прокопчук, Г. П. Шиянов. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Аннотация. В статье рассматриваются особенности изучения и развития учебной программы на ступени подготовки бакалавров по специальностям спортивного направления. Опыт преподавания учебных курсов «Биомеханика», «Биомеханика двигательной деятельности» позволяет предложить направления развития учебной программы, в которой отражены базовые и дополнительные элементы ее развития, оказывающие влияние на уровень подготовки специалистов.

Ключевые слова: учебная программа, бакалавры, особенности, биомеханика двигательной деятельности, специальность, статика, кинематика, динамика тела, кинезиология, моторика человека, профессиональные компетенции.

Г. М. Нефедова. Формальное, неформальное и информальное образование: дифференциация понятий.

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы дифференциации понятий формального, неформального и информального образования на современном этапе. В качестве понятийного индикатора для дифференциации данных понятий рассмотрена «степень организованности формы образовательной деятельности». С точки зрения степени организованности той или иной формы восстанавливается и уточняется смысл понятий формального, неформального и информального образования.

Ключевые слова: формы образовательной деятельности; степень организованности формы образовательной деятельности; формальное образование; неформальное образование; информальное образование.

А. В. Мудрик. Метод изучения социальной сферы: включенное наблюдение.

Аннотация. Дается характеристика метода включенного наблюдения и его краткая история; выделяются особенности позиции включенного наблюдателя, изучающего какой-либо сегмент социальной сферы; названы социологические, психологические и педагогические методики, используемые в процессе включенного наблюдения; выявляются достоинства и недостатки включенного наблюдения в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная сфера, включенное наблюдение, позиция включенного наблюдателя, методики

Л. Ю. Максимова. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ.

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования компетенции педагогов в вопросах реализации гендерного подхода в образовании и гендерной социализации учащихся, что представляет особую актуальность в сфере подготовки кадров для образовательных организаций интернатного типа, осуществляющих раздельное обучение мальчиков и девочек.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, гендерный подход, моно-гендерная среда, гендерно-чувствительная среда, гендерная социализация, гендерное равенство, фемининность, маскулинность.

М. А. Кусакина. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» применительно к процессу обучения музыкально одаренных детей в учреждениях среднего профессионального музыкального образования. Рассмотрены функции тьютора, определены группы таких функций для работы с музыкально одаренными детьми. В опоре на выделенные группы функций и на индивидуальные потребности музыкально одаренных детей произведено проектирование трех вариантов тьюторского сопровождения, реализация которых возможна в среднем профессиональном музыкальном образовательном учреждении.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, музыкально одаренные дети, варианты тьюторского сопровождения.

Е. А. Камышанова, Т. В. Терейковская, О. В. Кулиничева. Интегративный подход к формированию экологической компетентности обучающихся.

Аннотация. В данной статье отражен многолетний опыт работы педагогического коллектива МАОУ лицей № 3 по формированию экологической компетентности обучающихся. Система работы представлена в контексте образовательной, воспитательной, внеурочной  и научно-практической деятельности. Авторы раскрывают основные понятия в области экологизации образовательного процесса, представляют этапы формирования нового типа экологического сознания лицеистов. В статье отражены результаты многоплановой деятельности лицея в направлении развития экологической культуры. Содержание статьи заинтересует руководителей образовательных учреждений, разрабатывающих инновационные модели развития школы на основе программ экологической безопасности, в контексте Международных и Российских концепций экологического образования

Ключевые слова: система экологического образования, экологическое воспитание, экологическое сознание, модель ноосферного образования

Ю. Е. Водяха, О. О. Ворошилова. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Аннотация. Целью изложенного в статье исследования является научный поиск содержательной и структурной наполненности понятия психологическая готовность обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена. Несмотря на существующие в научной психологической литературе исследования, связанные с понятием «психологическая готовность», на сегодняшний день достаточно редко встречается упоминание категории «психологическая готовность к сдаче ЕГЭ». Вместе с тем именно психологическая готовность старшеклассников к итоговой контрольно-оценочной процедуре во многом определяет степень успешности и результативности Единого государственного экзамена.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к ЕГЭ, старшие подростки, факторная структура психологической готовности.

Т. И. Анзина, Е. Ю. Рожина. Стратегия влияния как ориентир формирования корпоративной компетенции менеджера.

Аннотация: Данная статья знакомит с характеристиками психологических типов личности руководителей на основе данных новейших исследований в области менеджмента. Авторы анализируют влияние поведенческих стереотипов на организацию деятельности коллектива, принятие инноваций в компании и стиль межличностного внутрифирменного общения. Подчеркивается связь личности лидера с качеством командной работы и доказывается возможность варьирования стиля руководства в зависимости от ситуации. Предлагаемый авторами учебный курс разработан в рамках дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык второй» для будущих менеджеров в области гостеприимства и сервиса и является одним из способов реализации концепции профессиональной лингводидактики о профессионализации обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Авторы рекомендуют использовать наработанный научный опыт для формирования корпоративной компетенции студентов-будущих менеджеров и приобретения командообразующих навыков.

Ключевые слова: профессиональная лингводидактика, корпоративная компетенция, стили руководства, психологический тип личности, инноватор, реализатор, эмпатик, аналитик, командообразование, ситуационный менеджмент.

 

№ 2 2017

Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова. Понятийно-терминологический аппарат в образовании и научных исследованиях при подготовке педагога профессионального обучения.

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы овладения профессиональной грамотностью и информационной культурой будущим педагогом профессионального обучения, определяющими качество образования и компетентность в процессе профессиональной деятельности.

Целью исследования является анализ теоретических аспектов ряда исследователей в области филологии, лексикографии и педагогики и разработка понятийно-терминологического аппарата конкретного профиля подготовки.

Методологическую основу исследования составляют основные положения концепции профессионально-педагогического образования, принципы профессиональной педагогики, теоретические принципы лексикографии. Методика исследования основана на использовании сравнительного и сопоставительного методов анализа научных подходов к рассмотрению проблемы развития профессиональной грамотности.

Результаты. В статье обоснована необходимость классификации, совершенствования и расширения понятийно-терминологического аппарата будущих педагогов профессионального обучения на основе пересмотра и уточнения понятий из гуманитарных, естественнонаучных  и технических областей науки. Рассмотрены подходы и особенности создания различных по жанру и направлению словарей, используемых в учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость состоит в обосновании создания и структурирования терминологического и энциклопедического словарей, включающих специальные технические и профессионально-педагогические понятия, термины и их научное толкование. Словари учитывают специфику делового общения педагогов профессионального обучения конкретного профиля и могут быть использованы в целях активизации учебного процесса при подготовке специалистов машиностроительного профиля.

Ключевые слова: понятийно-терминологический аппарат, педагог профессионального обучения, терминологический словарь, профессиональная грамотность.

Е. В. Орлова. Диагностика сформированности лингвистической и коммуникативной компетенций студентов медицинского вуза.

Аннотация. В данной работе подводятся итоги проведенного исследования по дисциплине «русский язык и культура речи». Целью исследования является улучшение процесса формирования лингвистической и коммуникативной компетенций студентов медицинского вуза.

Автором использовались методы анкетирования, тестирования и экспертной оценки. Программа сбора материала предусматривала также входное и итоговое тестирование студентов. Научная новизна состоит в проведении экспериментального исследования и подведении его итогов по обучению русскому языку в нефилологическом вузе. Практическая значимость состоит в анализе материалов анкетирования и экспертной оценки, в сравнении результатов вводного и итогового тестирования, что доказывает эффективность авторской методики формирования лингвистической и коммуникативной компетенций студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: исследование, анкетирование, экспертная оценка, тестирование, лингвистический, коммуникативный, компетенция, русский язык, культура речи

Е. В. Федорова, А. В. Слободенюк. Учебно-исследовательская работа в подготовке по специальности «Медико-профилактическое дело».

Аннотация. Цель статьи заключается в обосновании учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) в рамках дисциплины «Эпидемиология, военная эпидемиология» для создания условий погружения студентов медико-профилактического факультета в реальную профессиональную среду и приобретению опыта деятельности в ней.

Методика исследования — анализ и обобщение опыта развития самостоятельной работы студентов медицинского вуза в аспекте их учебно-исследовательской деятельности, анализ содержания требований ФГОС специальности 32.05.01 (060105) «Медико-профилактическое дело».Результаты исследования. Выявлено, что УИРС способствует развитию профессионального мышления и творческих способностей будущих врачей эпидемиологов; формированию готовности проводить анализ по оценке уровня, структуры и динамики заболеваемости, умения выявлять причины и условия возникновения и распространения заболеваний среди населения, а также способности организовать проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. Показано, что в рамках УИРС у будущих врачей-эпидемиологов формируются навыки самостоятельной профессиональной деятельности, повышается эффективность усвоения лекционного материала и знаний, полученных на практических занятиях, приобретаются умения работать с источниками информации и анализировать ее в соответствии с поставленной целью и задачами исследования.

Ключевые слова: медицинское образование, учебно-исследовательская работа студентов, самостоятельная работа студентов, эпидемиология, медико-профилактическое дело

Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева. Организация, результаты и перспективы экспериментальной работы по апробации дидактической системы деятельностного  метода Л. Г. Петерсон («Школа 2000…»)
Аннотация. В статье представлен подход к организации экспериментальной работы по апробации дидактической системы деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон. Показана структура педагогического исследования, направленного на создание новых, востребованных в практике образовательных продуктов, в которой эксперимент рассматривается как необходимая составная часть. Описаны, условия, обеспечивающие валидность проведенного эксперимента.
Представлены концептуальная идея, цель, задачи и ход экспериментальной деятельности, обоснована необходимость проведения широкомасштабного эксперимента при апробации системных инноваций, система сетевого взаимодействия его участников, основные теоретические и практические результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: экспериментальная работа, эксперимент, широкомасштабный эксперимент, результаты эксперимента, умение учиться, деятельностный метод обучения, дидактическая система.

З. Т. Галиаскарова. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников.

Аннотация. В условиях современного быстро изменяющегося общества известное дидактическое правило «Учить детей учиться» как никогда приобретает актуальность. Умение самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью призвано обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Целью исследования является обсуждение различных аспектов формирования навыков самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности. Методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, в частности, развитая Л.Г. Петерсон и другими авторами концепция системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».

Методика исследования основана на процессном подходе: учебная деятельность рассматривается с точки зрения процессов психического развития школьника, в которой фиксируются моменты контроля, рефлексии и самоконтроля.

Результаты. Выявлены педагогические показатели сформированности навыков самоконтроля у младших школьников: умения планировать предстоящую деятельность, организовывать ее  выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль. Предложены приемы, способствующие взаимоконтролю и формированию навыков самоконтроля учеников.

В статье раскрывается практическая значимость развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности, формирования универсальных учебных действий, успешного развития, достижения высоких личностных результатов.

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, педагогические показатели сформированности самоконтроля, приемы формирования навыков самоконтроля.

Г. П. Новикова, В. С. Новиков. Подготовка менеджеров сферы образования с учетом основ педагогической деонтологии

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема подготовки менеджеров образования, как условие эффективного функционирования и развития системы образования,    как основной фактор формирования высококвалифицированных специалистов для системы образования. Одним из главных аспектов в данной работе считается совершенствование системы подготовки будущих специалистов, повышение квалификации педагогических работников, руководителей организаций образования — менеджеров образования, создание необходимого научно-методического обеспечения учебного процесса с учетом основ педагогической деонтологии.

Ключевые слова: подготовка менеджеров, мобильность, профессионализм, компетентность, способность  к профессиональной адаптации, постоянному самосовершенствованию, педагогическая деонтология, человеческие ресурсы.

Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский. Методы выявления профессиональных дефицитов у учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

Аннотация.  Статья посвящена описанию и анализу различных методов, позволяющих выявить профессиональные дефициты, имеющиеся у учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях. Показано, что выявление дефицитов представляет комплексную многоступенчатую процедуру, включающую тестирование, экспертные оценки, самооценку, оценку учителя обучающимися и выпускниками, интервью и фокус-группы. Выявлены наиболее значимые области профессиональных дефицитов и построена их классификация. Подробно описана процедура выявления профессиональных дефицитов на основе метода экспертных оценок. Даны разъяснения о способах учёта контекстных условий при сопоставлении результатов обучения в разных классах.

Ключевые слова: профессиональные дефициты учителей; метод экспертных оценок; классификация профессиональных дефицитов; выявление контекстных условий обучения.

Е. Ю. Ложкина. Типология моделей дошкольного образования, обеспечивающих доступность дошкольного образования

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с системой дошкольного образования в Российской Федерации. На основе теоретических и практических материалов из 36 субъектов Российской Федерации, представленных на конкурс на лучшую модель дошкольного образования, описывается типология моделей дошкольного образования, разработаны методические рекомендации по созданию условий для распространения моделей дошкольного образования.

Ключевые слова: модель дошкольного образования, типология моделей дошкольного образования, доступность дошкольного образования, условия для распространения моделей дошкольного образования

Г. Х. Хайруллина, А. Ф. Фазлыева, О. В. Вечканова. Роль социального педагога в примирительных процедурах

Аннотация. В последние годы значительно повысилось внимание государства и гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. В школьных службах примирения используется восстановительная медиация, основным принципом которой является разрешение конфликта. В статье рассмотрено содержание деятельности социального педагога в примирительных процедурах.

Ключевые слова: медиация, примирительные процедуры, конфликтная ситуация, школьные службы примирения.

В. А. Чупина, О. А. Федоренко. Рефлексивная образовательная среда в формировании рефлексивных способностей студентов

Аннотация. Рассмотрено влияние рефлексивной образовательной среды на формирование рефлексивных способностей студентов.

Цель. Исследование влияния рефлексивной среды на формирование рефлексивных способностей студентов (на основе анализа студенческих рефлексивных сочинений и эссе, посвященных проблемам поиска себя в обществе, путей и смысла личностного развития, механизмов самореализации в обществе).

Методы и методика. Методологической основой исследования являются концепции рефлексии в работах современных педагогов, психологов и философов, диалогическая парадигма коммуникации в образовательной среде. В качестве методики используется контент-анализ рефлексивных сочинений и аналитических эссе.

Научная новизна состоит в обосновании педагогических условий рефлексивной образовательной среды, главное из которых — это гуманитарные учебные курсы, развивающие рефлексивные способности и содержащие возможности создания внешнего и внутреннего диалога, интегрированных рефлексивных репертуаров, выработки рефлексивных умений и стиля.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики развития рефлексивных способностей студентов в специально организованной рефлексивной среде.

Ключевые слова: рефлексивная образовательная среда, рефлексивные способности, рефлексивные репертуары, идентификация.

А. Ю. Плешакова. Глобализация и регионализация в становлении идентичности образовательных систем

Аннотация. Процессы глобализации побуждают системы образования к идентификации, задавая образцы идентичности, ставшей социокультурным феноменом. В структуре идентичности систем образования наиболее важными признаками является ее динамичность и ориентация на сущностные характеристики: национальное и религиозное своеобразие, ментальность, культурный код.

Цель: Уточнить понятие идентичности применительно к данному исследованию, определить структуру идентичности и выявить ее существенные признаки.

Методы и методика. Методологической основой исследования являются концепции идентичности, представленные в работах российских и зарубежных философов, социологов и педагогов. Использован метод сравнительного анализа.

Научная новизна. Структура и признаки понятия идентичности использованы для анализа процессов в образовании, находящегося под влиянием глобализации.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в научных исследованиях интернационализации образования.

Ключевые слова: интернационализация, глобализация, идентичность, система образования, интеграция.

Т. Ю. Ерёмина. Социальное партнерство как ресурс формирования гражданской идентичности личности

Аннотация. Формирование гражданской идентичности личности обозначено как один из приоритетов образовательной политики. Автор анализирует представленные в научной литературе ключевые понятия «гражданская идентичность», «социальное партнерство».

Констатируется, что социальное партнерство может быть одним из ресурсов становления гражданской идентичности в системе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

В статье охарактеризовано информационно-аналитическое, научно-методическое и организационно-методическое направления деятельности МБОУ СОШ № 70 г. Кирова как базовой образовательной организации ИРО Кировской области по проблеме «Развитие социального партнерства в решении проблем образования и воспитания школьников». Автор представил перспективный план работы данной школы как региональной инновационной площадки Института по разработке, апробации и внедрению в образовательной организации модели научно-методического сопровождения системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в контексте формирования гражданской идентичности личности с использованием ресурсов социальных партнеров школы. Обозначены цели, задачи, методы и этапы исследования, предполагаемые результаты и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.

Ключевые слова: гражданская идентичность, социальное партнерство, базовая образовательная организация, региональная инновационная площадка, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

 

№ 1 2017

Гулюкина П.А. Формирование экологически ориентированного опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Аннотация: Цель данной статьи – представить результаты исследования, определяющие необходимость и возможность формирования экологически ориентированного опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку при соблюдении определенных условий. Среди условий выделено: рассмотрение экологически ориентированного опыта как основы экологической культуры и личностного результата обучения младшего школьника, а также определение экологического компонента содержания предмета «Иностранный язык», обладающего воспитательно-развивающим потенциалом. Научная новизна исследования - экологически ориентированный опыт определен как один из видов социального опыта, приобретаемого младшими школьниками, как основа экологической культуры и как личностный результат, достигаемый выпускниками начальной школы.

Ключевые слова: экологическая культура, обучение в школе, экологическое сознание и мировоззрение, экологически ориентированный опыт, экологизация образования, социально-экологический подход, экологический компонент содержания.

Фирсова М.М., Боршевецкая Л.А. Корпоративное обучение педагогов школы технологиям SMART

Аннотация: Цель статьи заключается в раскрытии особенностей применения организационной формы корпоративного обучения в условиях школы. Предметом обучения выступают применяемые в школьной практике SMART Technologies. Авторами разработана и апробирована программа обучения в рамках специально организованной на базе методического объединения учителей IT‑Академия.

Программа обучения построена на основе модульного принципа, основана на корпоративном подходе. Содержание модуля определяется этапом освоения новых технологий: от ознакомления до овладения на практике. Применение корпоративной формы обучения позволяет охватить процессом обучения весь коллектив, при этом учесть уровень информационной компетентности каждого учителя и сориентировать его на освоение соответствующего образовательного модуля программы. Особенностью реализуемой программы является ее открытость. Включиться в освоение программы может любой педагог на разном этапе ее реализации. К специфике программы можно отнести ее краткосрочность, что позволяет многократно возобновлять ее на протяжении всего учебного года, закреплять у учителей полученные навыки, выявлять и восполнять их профессиональные дефициты.

Представленные результаты дают возможность сделать вывод об эффективности реализованной программы.

Ключевые слова: корпоративное обучение, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации педагогов.

Тагильцева Н.Г., Ван Бодун Приобщение китайских студентов к российской музыкальной культуре.

Аннотация. В статье рассматриваются способы приобщения китайских студентов, обучающихся в подготовительных группах российских педагогических вузов к музыкальной культуре России. Путем анализа работ в русле музыкальной педагогики китайских и российских исследователей выделяются способы этого приобщения: средства, формы, методы. Приводятся примеры внедрения выделенных средств, форм и методов в практику музыкального образования китайских студентов в подготовительных группах. Формулируются методические рекомендации для педагогов российских вузов, обучающих китайских студентов музыкальному исполнительству.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальная педагогика, способы, формы и методы приобщения китайских студентов к российской музыкальной культуре.

Воителева Т.М., Марченко О.Н. Использование укрупненных дидактических единиц (УДЕ) и дидактических материалов в системе преподавания русского языка в образовательных организациях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы, связанные с использованием укрупненных дидактических единиц (далее – УДЕ) в процессе преподавания русского языка как неродного, которые были выявлены по результатам проведенного анализа практического опыта педагогических работников образовательных организацияй с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. В статье рассматриваются модели УДЕ, используемые в преподавании русского языка в Российской Федерации; раскрывается содержание понятия «укрупненные дидактические единицы», определяются лингводидактические особенности усвоения опорных «сквозных» единиц русского языка.

Ключевые слова:общедидактические принципы использования дидактических материалов, укрупненные дидактические единицы, модели УДЕ, дидактические материалы, транспозиция и интерференция.

Мамаева Н.П. Методические аспекты организации музыкального образования во внешкольных учреждениях русского зарубежья.

Аннотация. Cтатья посвящена внешкольному музыкальному образованию детей в Русском зарубежье. Раскрываются основные методические аспекты организациимузыкального образования в эмигрантских внешкольных учреждениях. Заметный вклад в разработку методических основ внесли С.О. Серополко и А.Д. Александрович. Проблемы по внешкольному образованию, в том числе и музыкальному, обсуждались на Педагогических съездах и совещаниях. Констатируется, что в эмиграции была организована целая сеть внешкольных учреждений, в которых осуществлялось музыкальное образование и просвещение детей. Были предложены разнообразные формы музыкальной и музыкально-просветительской деятельности. Исключительная роль в содержании внешкольного музыкального образования отводилась изучению русской народной песне как основному средству национального воспитания детей.

Ключевые слова: Русское зарубежье, эмиграция, внешкольное музыкальное образование, внешкольные учреждения, методика музыкального образования.

Тараданова И.И., Ложкина Е.Ю., Гаврикова Т.В. Новые архитектурно-планировочные решения и организация технологических процессов для дошкольного образования.

Аннотация. Статья посвящена анализу практического опыта организации функционально-планировочной структуры дошкольной образовательной организации в развитых зарубежных странах, а также в субъектах Российской Федерации. Выявлены характерные черты современной функционально-планировочной среды, определены возможности интеграции и способы адаптации некоторых планировочных решений в российские условия проектирования среды дошкольной образовательной организации, что позволило дать предложения по изменению функционально-планировочной структуры дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: архитектурно-планировочные решения, организация технологических процессов, способы адаптации планировочных решений.

Нысанов А. Т. Социально-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе развития культуры профессиональной ориентации в дополнительном образовании.

Аннотация:цель статьи – рассмотреть значимость социально-педагогической поддержки студентов, ее основные направления в процессе развития культуры профориентационной ориентации старшеклассников в дополнительном образовании. Научная новизна состоит в том, что автор предоставляет свое видение о влиянии социально-педагогической поддержки на выбор старшеклассниками своей будущей профессии на этапе формирования культуры профессиональной ориентации.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка старшеклассников, культура профессиональной ориентации.

Дмитриев А.А., Галкина В.А. Теоретические основы формирования регулятивных базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Аннотация. Настоящая статья посвящена теоретическому рассмотрению проблемы развития базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в аспекте компетентностного подхода в образовании. Авторами проведен анализ современного состояния развития регулятивных учебных действий, рассмотрены психологический и педагогический аспекты проблемы, трудности овладения контрольными умениями, проанализированы действующие ФГОС и АООП для умственно отсталых обучающихся. На основе полученных данных определены критерии сформированности регулятивных базовых учебных действий (БУД) у младших школьников с легкой умственной отсталостью.

Ключевые слова: контрольные умения, нарушение интеллекта, педагогические условия, базовые учебные действия.

Клепиков В.Н., Мартынова М.М. Роль креативно-опорных сигналов на современных уроках математики в школе (из опыта работы учителей математики в 5-8 классах).

Аннотация. Опорные сигналы, которые мы давно использовали и совершенствовали в своей педагогической практике, постепенно, обогащались информационно-коммуникационными технологиями, приобретали эстетическую выразительность, пропитывались философско-нравственными и культурно-историческими коннотациями и в конечном итоге – пополняли ресурс эвристических возможностей современного урока математики. В какой-то момент мы почувствовали, что уже имеем дело не просто с опорными сигналами, но креативно-опорными сигналами, в лоне которых высока вероятность проблематизации материала, различных интерпретаций, рождения новых смыслов, идей, предположений, гипотез. Можно сказать, что благодаря креативно-опорным сигналам мы обрели новую онтологию понимания предмета (создали новую среду «обитания», качественно-новое пространство, особый ракурс понимания). Как ни странно, но отчасти нам помог и тот факт, что современное сознание ребёнка в последние годы приобрело такое качество, как «клиповость». В ходе опытно-экспериментальной работы стало ясно, что и сомнительное качество ребёнка можно использовать в позитивном ключе, если придать ему нужное направление и динамику. Например, рассматривать «клиповость», как способность или предрасположенность к целостному схватыванию потока информации, его эстетической оценке, как стремление к завершённости, выразительности, пластичности, самодостаточности и т.д. Другими словами, мы наладили взаимодействие с учащимися посредством совместного создания креативно-опорных сигналов (учитывая, что нередко они были более продвинуты в сфере компьютерных технологий). Так постепенно возникла мысль о том, чтобы поделиться своим опытом с другими учителями и узнать от них, как они решают близкие нам проблемы.

Ключевые слова: форма, содержание, общее, особенное, единичное, образное мышление, опорные сигналы, креативно-опорные сигналы, укрупнённые дидактические единицы, эвристическое обучение, развивающее обучение, личностные смыслы.

Голубчиков С.В., Новиков В.К., Баранова А.В. Правовая модель информационной безопасности (защиты информации) в образовательном процессе.

Аннотация. Предлагается к рассмотрениюразработанная правовая модель обеспечения информационной безопасности, которая может быть рассмотрена в образовательном процессе. Даётся иерархия нормативных правовых актов в области информационной безопасности. Из предложенной правовой модели выделены объекты защиты информации, на которые возможны различные виды воздействий. Рассматриваются воздействия информационно-технического и информационно-психологического характера.

Ключевые слова:информация, информационная безопасность, защита информации, образовательные организации, правовая модель

Лурье Л.И. Обучение и воспитание как инновационный процесс развития личности.

Аннотация. Цель. Формирование активной, духовно развитой личности, способной взять на себя лидерство в процессе проведения социально-экономических преобразований в стране. Действующая система предметного обучения, организация воспитательной работы не в полной мере позволяют выработать культурологическую направленность учебно-познавательной деятельности, состоящую в способности вырабатывать собственные отношения к миру, самопознание, самоактуализацию. Требуется новая личность учителя, желающая формировать атмосферу творческого поиска на основании глубокого внутреннего анализа педагогических систем и процессов, строить отношения подлинности, откровенности с учениками, обеспечить их образовательную активность в системе «школа-вуз», ориентированную на выдвижение профессиональных и социальных лиделов.

Методика и методы. Анализируется совокупность основных способов получения новых педагогических знаний и технологии решения образовательных проблем, обеспечивающих развитие личности обучающихся и преподавателей как акта сотворчества, содействия в учебном процессе.

Результаты. Констатируются проблемы структуры и организации учебного процесса в учреждениях общего полного среднего образования, формирование на основе этого ресурса развития личности в процессе активной инновационной деятельности, в которой вовлекаются различные субъекты образования. Проведена рефлексия целей и ценностей современной образовательной деятельности. Определены пути подготовки специалистов в системе «школа-вуз», возможные механизмы международного сотрудничества в области образования. Особое внимание уделяется интеграции учебной и воспитательной работы.

Научная новизна. Рассмотрены проблемы актуализации развития педагогической науки в условиях глобального мира выдвижения новых идей, связанных с культуроорганизацией образования. Изучены механизмы формирования инновационных процессов, способствующих развитию личности на основе интеграции усилий всего образовательного сообщества. Показано, что достижения академических свобод позволяют незримо, но подлинно мощно развернуть инновационный процесс – становление личности. Отмечено, что личность учителя раскрывает свой творческий потенциал, если оказывается способной утвердить в отношении с обучающимися идеалы добра и справедливости.

Практическая значимость. Выделены направления инновационной образовательной деятельности, позволяющей обеспечить закономерное развитие личности в процессе обретения опыта жизнедеятельности в пространстве культуры образования.

Ключевые слова: педагогика, культура, самоактуализация, свобода, рефлексия, смыслообразование.

Сиденко А.С. Особенности управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях при введении ФГОС.

АННОТАЦИЯ.

Введение. Если раньше сфера образования могла довольствоваться новшествами, носителями которых были педагоги-новаторы, по сути своей, энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового, общественного признания и применения, как в сферах социальной жизни, так и в образовании.

Цель: выявить особенности управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях при введении ФГОС.

Методология исследования. Методологией исследования являются теоретические основы инноватики, касающиеся сущности понятия, структуры инновационного процесса, технологии разработки и внедрения инноваций, критериев эффективности, типов инноваций в содержании образования, организации образовательного процесса, управлении образовательной организацией и пр.

Чтобы управление развитием инновационных процессов школы было эффективным, система внутришкольного управления должна обеспечивать выполнение определенных условий: полноту выделения актуальных проблем; высокую информированность о потенциально возможных нововведениях; рациональность выбора общей и частных целей; интегрированность целей; реалистичность планов достижения целей развития; заинтересованность учителей в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности; контролируемость инновационных процессов. Полный комплекс таких условий создается только при системно-целевом управлении на основе проектной технологии с включением в него в качестве субъекта всего педагогического коллектива школы.

Методика исследования. В качестве основной методики исследования был выбран рефлексивно-критический анализ внешних мероприятий (проблемных курсов повышения квалификации) и мероприятий,  проведенных на внутришкольном уровне (выездных мастер-классов, круглых столов по анализу и трансляции опыта, видеоуроков, презентаций учителей, выступлений на конференциях и пр.) с целью выявления наличия или отсутствия положительных изменений в степени активности учителей и педагогов в разработке и реализации индивидуальных и коллективных проектов. Для фиксации изменений был разработан экспертный лист наблюдений, в котором критерий – «активность учителей» была представлена в виде совокупности показателей, с помощью которых  можно было зафиксировать и измерить степень активности учителей.

Анализируя активность учителей по участию в проектной деятельности (в индивидуальных и групповых проектах) на 1 и 2 этапе исследования, были получены данные, которые позволили сформулировать новизну.

Научной новизной исследования является выявление влияния в условиях введения ФГОС проектной технологии, используемой в процессе управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях, на инновационную активность педагогов.

Практической значимостью является возможность применения  методики «Зеркало инновационных преобразований» в процессе управления развитием инновационных процессов в образовательных организациях при введении инновации, значимой для педагогического коллектива школы.

Ключевые слова:   управление развитием, инновационные процессы, метод проектов, ФГОС, инновационная активность педагогов

Ткалич С.К., Фазылзянова Г.И., Балалов В.В. Концептуальный подход к непрерывному воспитанию детей и подростков на примерах историко-культурного наследия России («Художественное образование» будущих педагогов).

Аннотация.В статье рассмотрен ряд вопросов по проблемам воспитания детей и подростков младшего школьного возраста, предложен комплекс методов, формирующих новый подход к интеграции семейного, дошкольного, школьного воспитания и художественного образования. Важным акцентом выделяется роль национально-культурного компонента в воспитании через освоение природных и культурных ландшафтов в процессе обучения будущих педагогов художественного образования.

Ключевые слова. Непрерывное воспитание детей, комплекс из 4-х методов, культурные и природные ландшафты России, историко-культурноенаследие, уникальная графика.

 
Инновации и эксперимент в образовании