Инновации и эксперимент в образовании

Инновационные проекты и программы -2017г PDF Печать E-mail

№4 2017

Новикова Г.П. Психолого-педагогическое обоснование принципов преемственности и непрерывности в деятельности  инновационного образовательного комплекса

Аннотация. В статье в результате теоретического анализа  данопсихолого-педагогическое обоснование принципов преемственности и непрерывности в деятельности  инновационного  образовательного  комплекса.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность, психолого-педагогическая проблема, деятельность, образовательный комплекс.

Чупина В.А. Выращивание профессионального педагогического опыта в структуре методической деятельности.

Аннотация. Работа посвящена исследованию деятельности методиста в образовательной организации, развивающейся по инновационной модели опережающего профессионального образования.

Цель исследования – определение объекта, предмета и критериев деятельности методиста. Методологической основой послужили концепции исследования жизненного и профессионального опыта, представленные в трудах отечественных ученых.

Результаты исследования состоят в определении методологических основ деятельности методиста: объекта, которым является педагогическая деятельность; предмета, представленного педагогическим опытом как эффективной результирующей деятельности педагога; описании процесса выращивания опыта и определении функций методиста на различных этапах работы с педагогическим опытом.

Научная новизна состоит в определении понятийно-терминологического аппарата деятельности методиста в условиях инновационного развития образовательной организации.

Практическая значимость исследования заключается в определении этапов методической деятельности по выращиванию педагогического опыта: исследование, оформление, трансляция, внедрение, а также в уточнении содержания профессиональных компетенций методиста в процессе работы с педагогическим опытом.

Ключевые слова. Опережающее профессиональное образование, профессиональный опыт, методическая деятельность, выращивание педагогического опыта.

Лазарев Б.Н. Основные модели педагогической интеграции в современном образовании.

Аннотация. В статье представлены основные модели педагогической интеграции, реализуемые в современных образовательных организациях: социоцентрическая, педоцентрическая, теоцентристская. Рассмотрено состояние их разработанности и перспективы осуществления в образовании. Особое внимание уделено образовательному потенциалу социоцентрической модели педагогической интеграции как наиболее разработанной в отечественной и зарубежной теории и практике образования. Дан анализ интегративным формам организации образования в рамках социоцентрической модели педагогической интеграции.

Ключевые слова: педагогическая интеграция, социоцентрическая модель педагогической интеграции, педоцентрическая модель педагогической интеграции, теоцентристская модель педагогической интеграции, образовательный потенциал, интегративные формы организации образования.

 

Логинова Л.Г., Нефедова Г.М. Интеграция формального, неформального и информального образования педагога.

Введение. Вопросы развития неформального и информального образования взрослых, в том числе педагогов, представляют сегодня научный и практический интерес. Представления о дальнейшем развитии данных форм образовательной деятельности связаны не только с самостоятельным развитием каждой из них, но и с их интеграцией.

Цель статьи. Представить промежуточные итоги исследования интеграции формального, неформального и информального образования как общих форм образовательной деятельности. Показать, что перспективы исследований в этом направлении связаны не только с тем, как обеспечить максимальное использование возможностей данных форм образования для педагога, но и с тем, как сам педагог может интегрировать эти возможности при построении и реализации собственной образовательной траектории.

Методология и методики исследования. Изучение указанных интеграционных процессов основано на системном подходе, позволяющем рассмотреть взаимосвязи формального, неформального и информального образования в едином образовательном процессе. Для уточнения понятий были использованы отдельные положения герменевтического и тезаурусного подходов.

Осуществлено моделирование процесса интеграции формального, неформального и информального образования педагогов. Разработанная модель апробирована в ходе проведения в Красноярском крае методического квеста для педагогов.

Результаты. В статье представлена дифференциация понятий формального, неформального и информального образования и описаны общие интеграционные процессы в отношении данных форм образовательной деятельности, а также приводится один из итогов экспериментальной части исследования – отдельные инструменты (карта проблем и запросов педагога, методический навигатор), помогающие педагогу проектировать и реализовывать собственную образовательную траекторию с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования.

Научная новизна материала, представленного в статье, заключается в комплексном рассмотрении формального, неформального и информального образования педагога как с позиции дифференциации, так и с позиции интеграции.

Практическая значимость. Предложенные инструменты могут быть использованы для обеспечения личностно-профессионального развития педагогов на основе их самоорганизации.

Ключевые слова. Образование взрослых, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, интеграция форм образовательной деятельности, дифференциация формального, неформального и информального образования, самоорганизация педагога.

 

Лазарева М.В., Звезда Л.М. Основные этапы развития компетентностного подхода к подготовке будущего педагога дошкольного образования в вузе.

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации компетентностного подхода в современной двухуровневой модели образовательного процесса высшей профессиональной школы. Обоснованы современные требования к профессиональной подготовке специалистов педагогической и управленческой сферы дошкольного образования. Поставлена проблема формирования профессиональных компетентностей педагога дошкольного образования и выстраивание модели современного специалиста. Рассмотрены понятия «компетенция» и «компетентность» в отечественных и зарубежных исследованиях для обозначения результатов обучения с различных точек зрения (педагогической, психологической, социологической, культурологической и др.) Выделены три этапа в становлении понятия компетентность: классический; индустриальной фазы и современный период. Использован культурно-исторический подход к анализу процесса развития компетентностного подхода. В статье показана связь компетентностного и профессиографического подходов в процессе описания профессиональных компетенций современного педагога.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональные компетенции, ключевые компетенции.

 

Новожилова Н.В., Шалашова М.М. Ресурсы и инструменты формирования финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

Аннотация.

Введение. Актуальность поиска и обоснования педагогически эффективных механизмов  формирования финансовой грамотности обучающихся обусловлена тем, что финансовая грамотность признана одной из ключевых компетенций XXI века. Повышение финансовой грамотности признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития. Для практического решения данной проблемы необходимо разработать, научно обосновать ресурсы и механизмы образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности обучающихся.

Ключевые слова: финансовая грамотность, повышение уровня финансовой грамотности, системно-деятельностный подход к обучению, образовательное пространство, проектная деятельность

 

Новиков В.С. Развитие инновационной экономики как основа непрерывного профессионального образования (Экономическая теория: «Концепции балансировки бюджета»).

Аннотация. В статье в результате теоретического анализа  данопсихолого-педагогическое обоснование принципов преемственности и непрерывности в деятельности  инновационного  образовательного  комплекса.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность, психолого-педагогическая проблема, деятельность, образовательный комплекс.

 

Федоренко О.А. Рефлексивная образовательная среда как пространство формирования направленности рефлексии в процессе социальной адаптации студентов.

Аннотация.Процесссоциальной адаптации студентов эффективен при специально организованной рефлексивной деятельности, в ходе которой проявляется ее уровень и направленность. Интегрированность рефлексивных репертуаров детерминирует качественные характеристики социальной адаптации.

Цель. Исследование понимания студентами связи феноменов рефлексии и адаптации в социуме на основе анализа письменных работ студентов, написанных в жанре эссе и посвященных проблемам поиска себя в обществе, путей и смысла личностного развития, путей и механизмов самореализации в обществе.

Методика и методы.Методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции рефлексивной самоорганизации. В эмпирическом исследовании был использован метод контент-анализа рефлексивных сочинений иэссе,выполненных студентами на английском языке.

Научная новизна.Определено влияние рефлексии (направленность и уровень, рефлексивные репертуары) на процесс социальной адаптации студентов.

Практическая значимость исследования заключается в создании методики развития рефлексии студентов в процессе социальной адаптации.

Ключевые слова: рефлексивная направленность, рефлексивные репертуары, уровни рефлексии, социальная адаптация

Воителева Т.М., Марченко О.Н., Обернихина Г.А. Основные подходы к разработке организационно-методической модели внедрения «концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации».

АННОТАЦИЯ

Введение.«Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» в очередной раз обозначила проблемы, существующие в системе школьного обучения русскому языку и литературе. Основные положения её   ориентированы на решение задач по развитию системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях  Российской Федерации. Для их решения нужна координация деятельности учителей, методистов, управленцев. Существует необходимость осмысления этапов и механизмов внедрения Концепции.

Цель. Деятельность педагогического сообщества – учителей русского языка и литературы, педагогических работников системы повышения квалификации учителей, чиновников разного уровня, работающих в сфере управления образованием – по реализации цели и задач, обозначенных в Концепции, требует слаженности, системности, систематичности, профессиональности, организованности. Эту миссию может выполнить организационно-методическая модель внедрения.

Методология и методики исследования. На подготовительном этапе был проведен анализ уровня разработанности нормативно-правового обеспечения внедрения Концепции; анализ содержания программ обучения русскому языку и литературе на соответствие Концепции; изучены и проанализированы материалы, находящиеся в открытом доступе. Изучение литературы по проблемам моделирования в педагогике, описание типов педагогических моделей, теоретические основы разработки моделей позволили выявить требования, предъявляемые к моделям,  и определить основные подходы к разработке модели внедрения Концепции.

Результаты. Описаны основные подходы к разработке модели внедрения Концепции, позволившие определить ее структуру и компоненты.

Научная новизна. Предложен комплексный подход к разработке модели, состоящей из компонентов базовых типов педагогических моделей. При таком подходе решение обозначенных в Концепции проблем осуществляется на основе применения метода структурирования проблем с учетом структурно-иерархической системы управления образованием, традиционно сложившейся в Российской Федерации.

Практическая значимость. Организационно-методическая модель может быть применена на практике в любом регионе Российской Федерации при планировании мероприятий по реализации основных положений Концепции.

Ключевые слова: концепция преподавания, модель внедрения, требования к модели, структура и компоненты модели, организационно-методическая модель.

 

Сибирев В.В. Методика диагностики взаимодействия инновационного проекта и личности.

Аннотация.

Цель работы – разработать методику диагностики взаимодействия инновационного проекта и личности на примере инновационных проектов по развитию информационно-образовательной среды образовательных организаций.

Методология и методики исследования.Теоретической основой исследования являются синергетическая методология, системный и процессный подходы при изучении кризисных  педагогических систем, результаты педагогической инноватики, в частности, исследования  поведения участников инновации.В основе методики – результаты эксперимента по сбору, статистической обработке и многомерному анализу общественных и личностных параметров, характеризующих инновацию. Использованы социологические, диагностические, статистические методы, кластерный иканонический анализ.

Результаты исследования. Выявлены интегративные критерии, описывающие взаимодействие личности с преобразуемой среды, с инновационным проектом, с планово-прогностической деятельностью, с ресурсной базой инновации, с организационно-исполнительской системой; с системой управления качеством инновационного проекта. Предложен алгоритм вычисления этих критериев, составлена диагностическая карта, описывающая массовые закономерности,позволяющая сравнивать данные респондента со среднестатистической ситуацией.

Научная новизна.Канонический анализ позволил выявить скрытые взаимосвязи между общественными и личностными параметрами в инновационном проекте. Найденное соответствие между каноническими переменными и последовательно реализуемыми функциями управления допускает обобщение данного подхода, применение егов исследованиях «инновационный проект и поведение личности в нем».

Практическая значимость.Предлагаемая методика позволяет диагностировать взаимодействие инновационного проекта и личности исполнителя, предложить рекомендации по построению личностной траектории развития, управленческие решения по инновационному проекту. Данная методика может стать элементом цифровой системы управления образованием. Ценность методики – в сочетании современных математических методов обработки данных и ориентации на личность.

Ключевые слова: инновационный проект, личность, информационно-образовательная среда, образовательная организация, канонический анализ, функции управления.

 

Петрова О.А. Фестиваль «медианавигатор» в контексте журналистской модели медиаобразования.

Аннотация.

Введение: Отечественное медиаобразование имеет богатую педагогическую практику, его элементы на протяжении десятилетий внедрялись в школьное и дополнительное образование. В начале 21 века к этому процессу подключились представители медиасообщества и внесли значимый вклад в теорию и методологию медиаобразования. Цель данной работы – исследовать подходы к моделям медиаобразования, сложившиеся в последние десятилетия при участии факультетов журналистики и практикующих журналистов, и оценить в этом контексте, на материале молодежного фестиваля «Медианавигатор», медиаобразовательные возможности используемых технологий и организационных форм.

Методология и методики исследования. Методология исследования опирается на понимание медиаобразованиякак «организованного и устойчивого процесса коммуникации, порождающего обучение как производству масс-медиа, так и пользованию ими»[5, с.13], медиакомпетентность является основным результатом медиаобразования. В первой части данной работы был проведен теоретическийанализ моделей медиаобразования,выявлены устойчивые тенденции использования практикоориентированных технологий. Во второй части дан анализ эмпирического материала, описаны новые организационные формы.

Результаты и научная новизна. Описаны сущность, цели, значение и технологии «журналистской» моделей медиаобразования и исследован эмпирический материал – проект кафедры журналистики ТюмГУ«Медианавигатор». Сделан вывод о том, что используемые организаторами фестиваля технологии и организационные формы соответствуют современным тенденциям медиаобразования.  Впервые поставлен вопрос о медиаобразовательных возможностях тотальной журналистики.

Практическая значимость. Исследуемый нами эмпирический материал является примером включения в медиаобразовательую деятельность новых форм и технологий. Что способствует дальнейшему развитию «журналистской» модели образования в сфере медиа и взаимодействию различных субъектов медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, модельмедиаобразования, медиаобразовательные технологии, тотальная журналистика, медиаполигон, фестиваль «Медианавигатор».

Крупник В.Ш. Тип сети образовательных организаций в рамках проектов сетевых классов.

Аннотация.

Введение.Для реализации проектов сетевых классов создаетсясистема образовательных организаций, состоящая из центральной организации (университет, исследовательский центр) к которой присоединяются школы.Взаимодействие,как правило, происходит только между центральной организацией (университет, исследовательский центр) и каждой из школ.Так как взаимодействие между школами отсутствует, товозникает вопрос, правомерно ли называть такую структуру сетевой.

Цель. С позиций типологии сетевых организаций уточнить понятие сети образовательных организаций и определить тип сети, которая формируется в проектах сетевых классов. Сетевое взаимодействие образовательных организаций  рассматривается как средство максимизации свободы выбора учащимися собственных образовательных маршрутов, поэтому создание в рамках проектов сетевых классов условий для взаимодействия школ является актуальным.

Методология и методика исследования. Для уточнения понятия сети образовательных организацийвводятся понятия «потребитель ресурса», «система, производящая ресурс», приводятся условия превращения системы, производящей ресурс, в сеть. Использованию типологии сетевых организаций предшествует ряд постепенно усложняющихся примеров сетевых взаимодействий.Полученный тип сети сопоставляется с требованиями Закона об образовании Российской Федерации. Для формирования в рамках проектов сетевых классов,средств активизации взаимодействия школ между собой,как прототип,рассматривается функционирование городских экспериментальных площадок (2000 – 2010 г.г.).

Результат.Система школ, связанных только с центральной организацией является сетью.

Научная новизна.Позиция потребителя ресурса рассматривалась как внешняя относительно системы производящей ресурс. Обычно потребитель принадлежит элементу сети.

Практическая значимость. Активизация взаимодействия школ между собой способствует повышению качества школьных профильных курсов. Предлагаемые средства активизации определяют практическую ценность работы.

Ключевые слова: сеть; образовательная организация;ресурс; школа; университет; система; Закон об образовании; проект; сетевой класс; потребитель; ученик; образовательная программа; сеть – звезда; обучающийся.

№3 2017

Калашникова Н.Г., Жаркова Е.Н. Управление становлением региональных систем учительского роста.

Аннотация: Статья раскрывает основные характеристики управления становлением систем учительского роста на региональном уровне.

Авторами представлен материал, подготовленный в рамках реализации федерального проекта «Разработка, апробация и внедрение программы выравнивания возможностей обучающихся на получение качественного образования в школах с низкими результатами обучения».

Цель: разработка и внедрение новых подходов к управлению развитием педагогических кадров на региональном уровне.

Методология и методики исследования: в соответствии с результатами апробации комплексных моделей учительского роста представлена система управления введением новой модели в регионах.

Результаты: описаны цели и задачи управления введением новой модели учительского роста,  ее основные этапы, функции участников этого процесса.

Научная новизна: разработана методика включения новой модели в традиционную систему работы с кадрами, подробно описана функциональная структура введения моделей учительского роста в регионах.

Практическая значимость: пошагово описана методика управления введением новой модели учительского роста в регионах. Методика позволяет повысить эффективность профессионального развития педагогических кадров на основе интеграции традиционных способов работы с кадрами (аттестация, повышение квалификации) с новыми механизмами, в основе которых лежит общественная экспертиза.

Ключевые слова: учительский рост, управление, общественная экспертиза, функциональная структура введения моделей учительского роста.

Курносова С.А., Шевелёва Н.Н., Баграмян Э.Р. Сетевое взаимодействие в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях.

Введение: Реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций обусловлено решением одной из актуальных проблем отечественного образования - повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в сложных социальных условиях. Среди проблем школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, наиболее острой является проблема профессиональной компетентности педагогов. Организационным механизмом обеспечения роста качества педагогических кадров в школах является система научно-методического сопровождения педагогов - сетевое взаимодействие даёт возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг. Поэтому обращение к анализу опыта сетевого взаимодействия в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в сложных социальных условиях, чрезвычайно актуально.

Цель. Проанализировать возможности сетевого взаимодействия в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в сложных социальных условиях.

Методология и методики исследования. В качестве структуры, логической организации статьи, применяемых методах и средствах деятельности был выбран аналитический обзор исследований ученых и практиков.

Результаты. В статье описаны возможности сетевого взаимодействия школ с низкими результатами обучения и в школ, функционирующих в сложных социальных условиях

Научная новизна заключается в выявлении возможностей сетевого взаимодействия школ с низкими результатами обучения и в школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

Практическая значимость может заключаться в том, что полученные результаты могут быть использованы при организации непрерывного образования педагогов с целью решения проблемы повышения качества образования.

Ключевые слова:  сетевое взаимодействие, школы с низкими результатами обучения, сложные социальные условия, модели сетевого взаимодействия.

Благодарности: авторы статьи хотят выразить благодарность Бершадской Е.А., Бершадскому М.Е., Малеванову Е.Ю. за помощь в проведении исследования.

Конобеева Т.А., Шевелёва Н.Н. Развитие учителя в условиях деятельности педагогических команд .

Введение: В современных инновационных условиях развития отечественного образования очевидна необходимость в профессионально-личностном росте учителя. Данный вопрос изучен в отечественной и зарубежной педагогике достаточно глубоко, однако практика решения проблемы развития учителя в условиях деятельности педагогических команд начинает только зарождаться.

Цель. Проанализировать возможности развития учителя в условиях деятельности педагогических команд.

Методология и методики исследования. В качестве структуры, логической организации статьи, применяемых методах и средствах деятельности был выбран аналитический обзор исследований ученых и практиков.

Результаты. В статье описаны возможности развития учителя в условиях деятельности педагогических команд с целью повышения качества образования.

Научная новизна заключается в выявлении возможностей развития учителя в условиях деятельности педагогических команд.

Практическая значимость может заключаться в том, что полученные результаты могут быть использованы при организации научно-методического сопровождения учителя, использования потенциала педагогических команд с целью решения проблемы повышения качества образования.

Ключевые слова: педагогическая команда, развитие учителя, профессионально-личностный рост, качество образования, образовательная организация.

Акимова Е.Ю. Выявление ведущих мотивов посещения студентами дополнительных занятий физкультурно-спортивной направленности.

Аннотация. В данной статье на основе анализа результатов исследования по выявлению мотивации и основных мотивов учащихся высшей школы на предмет посещения дополнительных занятий по физической культуре рассматриваются подходы в поиске путей повышения эффективности занятий в рамках процесса основного и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, а также в формировании  у  студенческой  молодежи  потребности  в повышении двигательной активности.

Ключевые слова: мотив, мотивация, двигательная активность, эффективность, физическое развитие, работоспособность, дополнительное образование, физическая культура.

 

Логинова Л.Г., Нефедова Г.М. Интеграция формального, неформального и информального образования педагога.

Аннотация.

Введение. Вопросы развития неформального и информального образования взрослых, в том числе педагогов, представляют сегодня научный и практический интерес. Представления о дальнейшем развитии данных форм образовательной деятельности связаны не только с самостоятельным развитием каждой из них, но и с их интеграцией.

Цель статьи. Представить промежуточные итоги исследования интеграции формального, неформального и информального образования как общих форм образовательной деятельности. Показать, что перспективы исследований в этом направлении связаны не только с тем, как обеспечить максимальное использование возможностей данных форм образования для педагога, но и с тем, как сам педагог может интегрировать эти возможности при построении и реализации собственной образовательной траектории.

Методология и методики исследования. Изучение указанных интеграционных процессов основано на системном подходе, позволяющем рассмотреть взаимосвязи формального, неформального и информального образования в едином образовательном процессе. Для уточнения понятий были использованы отдельные положения герменевтического и тезаурусного подходов.

Осуществлено моделирование процесса интеграции формального, неформального и информального образования педагогов. Разработанная модель апробирована в ходе проведения в Красноярском крае методического квеста для педагогов.

Результаты. В статье представлена дифференциация понятий формального, неформального и информального образования и описаны общие интеграционные процессы в отношении данных форм образовательной деятельности, а также приводится один из итогов экспериментальной части исследования – отдельные инструменты (карта проблем и запросов педагога, методический навигатор), помогающие педагогу проектировать и реализовывать собственную образовательную траекторию с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования.

Научная новизна материала, представленного в статье, заключается в комплексном рассмотрении формального, неформального и информального образования педагога как с позиции дифференциации, так и с позиции интеграции.

Практическая значимость. Предложенные инструменты могут быть использованы для обеспечения личностно-профессионального развития педагогов на основе их самоорганизации.

Ключевые слова. Образование взрослых, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, интеграция форм образовательной деятельности, дифференциация формального, неформального и информального образования, самоорганизация педагога.

Чупина В.А., Веденина О.А. Самостоятельные занятия физической культурой во время сессии как критерий готовности студента к самостоятельной деятельности.

Аннотация. Рассмотрено значение самостоятельных занятий студентов физической культурой в период сессии как показателя готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхода в образовании.

Цель. Исследование готовности студента к самостоятельным занятиям физической культурой в период сессии как проявления самостоятельности в целом.

Методы и методика. Методологической основой исследования являются теории деятельностного подхода в развитии личности и самостоятельной деятельности обучаемых, концепции личностно ориентированного образования и профессионально-педагогического образования.

Научная новизна состоит в обосновании оценки готовности к самостоятельным занятиям физической культурой в период сессии как показателя готовности будущего специалиста действовать в проблемной профессиональной ситуации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели и педагогических условий, способствующих эффективной организации самостоятельных занятий студентов физической культурой в период сессии.

Ключевые слова: готовность, самостоятельность, физическая культура, сессия.

 

 

Баринова К.В. Формирование универсальных учебных действий средствами смарт-технологий в контексте диалогической парадигмы иноязычного образования.

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий (УУД) уобучающихся средствами иноязычного образования в контексте диалогической парадигмы на уровне основного общего образования в свете информатизации.

Целью данной статьи является обзор современной методологии образования с позиции научного и философского осмысления, в рамках которой рассматриваются инновационные образовательные решения и смарт-технологии обучения приформирования УУД обучающихся средствамииноязычного образования.

Методологической основой исследования служит гуманистическая диалогическая парадигма иноязычного образования.Методика исследования предполагает анализ и обобщение научных источников и содержания требований ФГОС ООО по представленной к рассмотрению проблематике.

Результаты проведённого исследования дают основание полагать, что значимость смарт-технологий в методике обучения иностранному языку при формировании УУД в условиях современной методологии образования неоспорима. Применение смарт-технологий способствует эффективности обучения и имеет большой потенциал. Научная новизна проведённого исследования состоит в раскрытии сущности процессаформирования УУД средствами смарт-технологий при обучении иностранному на уровне основного общего образования.

Практическая значимость исследования заключается в применении полученных результатов как эффективной стратегии обучения.

Ключевые слова: диалогическая парадигма, иноязычное образование, методика обучения, иностранный язык, универсальные учебные действия, информатизация, смарт-технологии обучения, метод смарт-обучения.

Резник Н.А. Наука и образование:  информация и факты в современном пространстве Runet.

Плешакова А.Ю. Культура как источник идентичности.

Аннотация.

Цель: рассмотреть особенности форм представления информации, отражающей разные стороны современного человеческого бытия: (научные понятия и учебные знания, события и развлечения и т.д.)

Методология и методики исследования. Изложение ведётся в контексте принципа научности с показом его трансформации в современном информационном пространстве.

Научная новизна. В качестве новизны представляются глубинные, но совсем неочевидные риски и возможные тенденции к разрушению нашего отечественного образования при недоучете рисков.

Результаты. В статье показываются последствия выявленных тенденций в обучении (при использовании бумажных и электронных учебных изданий), а также в нашей повседневной жизни (в новостные лентах электронных СМИ).

Практическая значимость. Материал ориентирован на авторов научных и учебных изданий; на лингвистов и когнитивистов (анализирующих особенности восприятия разных стилей оформления текстовой и иллюстративной информации различного общественного или индивидуального использования; на науковедов (изучающих проблемы организации, функционирования и содержания научной информации в бумажных и электронных изданиях); на программистов (разрабатывающих и разъясняющих алгоритмы выдачи сообщений на сайтах общественных направлений) и модераторов электронных СМИ (составляющих и оформляющих поступающие в них источники); а также на специалистов по программной инженерии  и программистов (пишущих компьютерные программы для русскоязычных поисковых систем).

Ключевые слова: информация, бумажные и  электронные страницы средств обучения, научность, слово, образ.

Саперова Д.А. Мониторинг личностных результатов школьника как показатель качества начального иноязычного образования.

 

Аннотация.

В  статье  рассматриваются вопросы начального иноязычного образования. Подчеркивается важность роли мониторинга личностных результатов, являющегося показателем качества начального иноязычного образования.

Цель. Обосновать важность оценки личностных достижений при определении качества начального иноязычного образования.

Методология и методики исследования. Исследование базируется на теоретических положениях концепций личностно-ориентированного  подхода.

Результаты. Анализ работ по исследуемой проблеме показал целесообразность проведения мониторинга личностных результатов в начальном иноязычном образовании при определении качества образования.

Научная новизна. На фоне общих процессов гуманизации образования, смены ценностных ориентиров и возрастающей роли личностно-ориентированного подхода, возникает необходимость смены образовательной парадигмы и ориентации процесса образования на личность ученика. Именно оценка личностных результатов в начальном иноязычном образовании становится отличительной чертой новой образовательной парадигмы и определяет его качество.

Практическая значимость. Важнейшей целью современного образования, в том числе- и начального иноязычного, является повышение его качества. Для определения качества образования необходимо выделить критерии оценки, провести мониторинг. Исследования показали, что оценка качества образования невозможна без оценки личностных достижений школьника, как одной из его составляющих. Таким образом, результаты мониторинга личностных достижений являются неотъемлемыми при оценке качества образования.   

Ключевые слова: иноязычное образование, мониторинг, качество образования, младший школьник, личность.

Благодарности: Выражаю благодарность своему научному руководителю Зинаиде Николаевне Никитенко за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению статьи.

 

Мудрик А.В. Философия социального воспитания  как раздел социальной педагогики.

Аннотация

Введение. В автором представлена краткая аналитическая характеристика различных подходов к выделению философии социального воспитания как одной из составляющих социальной педагогики как относительно автономной отрасли педагогического знания.

Цель. Выявить основные философские основания, на которых конструировалась и продолжает развиваться философия социального воспитания.

Методики исследования. Теоретический анализ трудов авторов школ, теорий, концепций.

Результаты. Проведен анализ, характеристики различных подходов к выделению философии социального воспитания как одной из составляющих социальной педагогики.

Научная новизна. Выявлены основные философские основания, на которых конструировалась и продолжает развиваться философия социального воспитания как отрасли педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

Практическая значимость. Результаты могут быть при раскрытии  содержания философии социального воспитания.

Ключевые слова: социальное воспитание, философия, педагогика, социальная педагогика, философия социального воспитания

 

Лурье Л.И. Концептуально-методологические проблемы подготовки курсантов и адъюнктов войск национальной гвардии российской федерации.

Аннотация. Реформа вооруженных сил РФ привела к созданию войск национальной гвардии, которые призваны обеспечивать государственную и общественную безопасность, защиту прав и свобод человека. Обучение специалистов для этой сферы профессиональной деятельности требует высокой ответственности в организации учебного процесса военных вузов, ведущих такую подготовку. Рассмотрены новые идеи и педагогические подходы обучения курсантов и адъюнктов. В их числе: создание системы непрерывного образования «школа-военный вуз», воспитание профессиональных и социальных лидеров в новой сфере деятельности, формирование культурологической направленности учебного процесса в образовательном пространстве военного вуза, ориентированного на службу в элитных войсках страны.

Ключевые слова: национальная гвардия, система обучения «школа-вуз», культурологическая направленность обучения, профессиональные и социальные лидеры.

Сиденко Е.А. От теоретических аспектов мотивации обучаемых в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке к практике ее изменения.

Аннотация. В статье проведен анализ некоторых современных подходов к формированию мотивации достижения, выявлены теоретические положения, способствующие формированию мотивации достижения, активизации мотивации учебной деятельности учащихся. Дан обзор основных представлений о процессе обучения и его мотивации в зарубежной и отечественной психологии, описаны процедуры активизации мотивации достижения обучаемых, показаны психолого-педагогические эффекты использования тренинга мотивации достижения, зафиксированы факторы успешности тренинга мотивации достижения обучаемых, особенности тренинга мотивации достижения учителей; описаны особенности модели повышения квалификации педагогов, имеющей каскадно-кластерный характер.

Ключевые слова: мотивация избегание неуспеха, формирование  мотивации достижения, ФГОС, каскадно-кластерная модель, инновационная деятельность педагогов.

 

№2 2017

Дмитриев А. А., Галкина В. А. Теоретические основы формирования регулятивных базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Аннотация. Введение. Настоящая статья посвящена теоретическому рассмотрению проблемы развития базовых учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в аспекте компетентностного подхода в образовании. Авторами проведен анализ современного состояния развития регулятивных учебных действий, рассмотрены психологический и педагогический аспекты проблемы, трудности овладения контрольными умениями, проанализированы действующие ФГОС и АООП для умственно отсталых обучающихся. На основе полученных данных определены критерии сформированности регулятивных базовых учебных действий (БУД) у младших школьников с легкой умственной отсталостью.

Цель. Целью данного исследования является теоретический анализ проблемы формирования базовых учебных действий у умственно отсталых младших школьников (психолого-педагогический и методологический аспекты).

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является деятельностный подход, теория поэтапного формирования умственных действий.

Результаты. Результатом исследования явилось выделение умений, определяющих сформированность учебных действий, умений входящих в базовые учебные действия.

Научная новизна. Выделены и обоснованы показатели сформированности контрольных умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью и критерии оценки состояния контрольных умений в учебной деятельности у детей данной категории.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в работе с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью, для обучения студентов и курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: контрольные умения, нарушение интеллекта, педагогические условия, базовые учебные действия.

Дьякова И. В. Физические упражнения как педагогическое средство повышения эффективности обучения иностранному языку младших школьников

Аннотация. Введение. В материале обосновано содержание и предложена модель обучения английскому языку младших школьников с использованием физических упражнений. Комплекс физических упражнений ориентирован на развитие основных функциональных систем организма, что, наряду с изучением иностранного языка, позволяет решить проблему оздоровления детей. Значительное место в статье уделено описанию процедуры контроля результативности освоения курса учащимися, в которую включен двигательный эталон оценивания.

Цель. Разработка и апробация модели интегративного обучения английскому языку младших школьников с использованием физических упражнений в процессе внеурочной деятельности.

Методика и методы. Анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, синтез подходов к изучению английского языка и физической культуры, формирующий эксперимент, наблюдение, мониторинг, инструментальный контроль.

Научная новизна. Обосновано содержание и условия интегративного обучения английскому языку младших школьников с использованием физических упражнений.

Практическая значимость. Разработана и апробирована модель внеурочной деятельности, интегрирующая занятия по английскому языку и физической культуре.

Ключевые слова: физические упражнения, английский язык, интегративное обучение, младшие школьники, внеурочная деятельность, физическое развитие, интеллектуальное развитие, контроль.

Евтюгина А. А., Худышкина Т. В. Метод проектов в эстетическом воспитании и художественном образовании

Аннотация. Введение. Обосновывается актуальность проблемы в связи с требованиями Законодательства РФ. Обозначаются признаки проекта. Даются определения понятий «метод проектов», «проектная технология», «проектное обучение», «учебный проект». Освящается методологическая база и история вопроса. Определяются свойства метода проектов. Вопрос рассматривается в контексте различных категорий детей: раннего, дошкольного, среднего, школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих ментальные нарушения. Рассматриваются примеры практического применения метода проектов в эстетическом воспитании, основанные на опыте, с обоснованием их эффективности.

Ключевые слова: метод проектов, проектная технология, учебный проект, проектное обучение, эстетическое воспитание, художественное образование.

 

Лобачев Д. А., Абдрахимов В. З., Шоршнева М. Г. Совершенствование экологического образования способствует развитию «зеленой» экономики

Аннотация. В статье представлены экологические исследования, проведенные в последние десятилетия во многих странах мира, показали, что все возрастающее разрушительное воздействие антропогенных факторов на окружающую среду привело ее на грань кризиса. В связи с резким ухудшением экологической обстановки возникла необходимость в целенаправленном формировании нового менталитета экологически безопасного и устойчивого развития. Однако население России, в большинстве своем, не осознает приближение экологической катастрофы, стало безучастно к сохранению природы и защите окружающей среды. Эта неосознанность, по мнению большинства исследователей, возникла вследствие предельно низкого уровня экологического образования. Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, они любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный, грамотный наставник, способный развить в нем истоки экологической культуры.

Современный низкий уровень организации экологического образования в стране, не отвечающий ни в коей мере остроте экологических проблем, не является следствием отсутствия или недостаточности законодательной базы. Скорее всего, это отсутствие государственной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения на федеральном уровне.

Ключевые слова: «зеленая» экономика, экологическая обстановка, исследования, катастрофа, низкое образование, нравственные основы, природа, культура.

 

Лях Ю. А. Качество дошкольного образования в Российской Федерации

Аннотация. С учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на базе шкалы оценки ECERS-R разработана модель лонгитюдного исследования качества дошкольного образования в Российской Федерации. Рассмотрена реализация предложенной модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования в Российской Федерации с использованием соответствующей информационной системы сопровождения экспертного исследования. Сделаны выводы о результатах реализации модели по ключевым направлениям: предметно-пространственная среда, присмотр и уход за детьми, речь и мышление, виды детской активности, взаимодействие, структурирование программы, родители и персонал. Намечены перспективные направления исследований.

Ключевые слова: Модель, лонгитюдное исследование, дошкольное образование, качество, шкала оценки ECERS-R, информационная система сопровождения экспертного исследования.

 

Мудрик А. В. Диссоциальное в организациях

Аннотация. Предлагается характеристика одного из видов воспитания — диссоциального. Рассматриваются контркультурные организации как фактор десоциализации личности, выявляются их признаки, раскрываются составные части диссоциального воспитания. Характеризуются тенденции, усугубляющие негативное влияние диссоциального воспитания на социализацию подрастающих поколений.

Ключевые слова: диссоциальное воспитание, контркультурная организация, десоциализация, антисоциальные сознание и поведение

 

Новикова Г. П., Новиков В. С. Теоретические основы сопровождения инновационной деятельности педагога в общеобразовательных организациях

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы сопровождения инновационной деятельности педагога в общеобразовательных организациях. Авторы обсуждают не только теоретические подходы к решению данной проблемы, но и обобщают свой практический опыт работы по данной проблематике в системах подготовки и дополнительного профессионального образования педагога.

Ключевые слова: инновационная деятельность в образовательных организациях, психологическое, педагогическое, тьюторское сопровождение, педагог, личностный рост, «зона развития», саморазвитие.

 

Сиденко А. С., Сиденко Е. А. Преподаватель педагогического колледжа как субъект образовательного процесса

Аннотация. Введение. Проблема заключается в том, каким должен быть современный преподаватель педагогического колледжа, какое новое содержание вносится в то, что он - субъект образовательного процесса. Среди проанализированных авторами научных исследований 125 диссертационных исследований посвящено проблемам образования студентов в педагогическом колледже и из них только 10 исследований рассматривают деятельность преподавателя колледжа; из 59 научных статей только 5 посвящены преподавателю колледжа. Поэтому стоит задача проанализировать разработки, посвященные деятельности преподавателя педагогического колледжа, чтобы в дальнейшем выявить требования к модели, профессиограмме преподавателя и разработать на этой базе программы повышения квалификации, направленные на решение выявленной проблемы.

Цель: раскрыть наиболее авторитетные и доступные читателю научные работы по рассматриваемой теме, провести их анализ.

Методология и методики исследования. В качестве структуры, логической организации статьи, применяемых методах и средствах деятельности был выбран аналитический обзор исследований ученых и практиков.

Результаты выражаются в проведенном анализе существующих подходов к процессу развития и профессионального роста преподавателя педагогического колледжа как субъекта  образовательного процесса, реализующего систему базисных принципов, функций, методов, методик, способов и средств их реализации при построении учебно-воспитательного процесса.

Научная новизна заключается в обосновании актуальности проблемы, выявлении существующих подходов к развитию профессионально-значимых качеств педагога.

Практическая значимость работы может заключаться в том, что полученные результаты могут быть использованы при построении профессиограммы педагога, при разработке программы повышения квалификации педагогов колледжа.

Ключевые слова: преподаватель педагогического колледжа, деятельность, субъектная активность педагога, психолого-педагогическая компетентность.

Чупина В. А., Федоренко О. А. Формирование рефлексии студентов в процессе социальной адаптации

Аннотация. Процесс социальной адаптации студентов эффективен при специально организованной рефлексивной деятельности, в ходе которой проявляется ее уровень и направленность. Интегрированность рефлексивных репертуаров оказывает положительное влияние на качественные характеристики социальной адаптации.

Цель. Исследование понимания студентами связи феноменов рефлексии и адаптации в социуме на основе анализа письменных работ студентов, написанных в жанре эссе и посвященных проблемам поиска себя в обществе, путей и смысла личностного развития, путей и механизмов самореализации в обществе.

Методы и методика. Методологической основой исследования являются психолого-педагогические концепции рефлексивной самоорганизации. В эмпирическом исследовании был использован метод контент-анализа рефлексивных сочинений и эссе, выполненных студентами на английском языке.

Научная новизна. Определено влияние рефлексии (направленность и уровень, рефлексивные репертуары) на процесс социальной адаптации студентов.

Практическая значимость исследования заключается в создании методики развития рефлексии студентов в процессе социальной адаптации.

Ключевые слова: рефлексивная направленность, рефлексивные репертуары, уровни рефлексии, социальная адаптация.

Широкий В. А. Методы и приемы формирования предметных умений у учащихся основной школы на уроках истории: достижения и проблемы

Аннотация. В данной публикации представлен анализ взглядов отечественных педагогов-теоретиков и методистов на проблему методов и приемов формирования предметных умений по истории. Автор рассматривает такие предметные умения как умение делать выводы, сравнивать исторические явления, процессы, составлять план, схемы причинно-следственных связей, умение выполнять исторический анализ. Формирование именно этих предметных умений на уроках истории в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и мыслительных операций способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление. Делается вывод о том, что результаты изучения учащимися истории в значительной мере зависят от владения ими методами учения и что не все учителя строят учебную работу на основе конкретных методик, проблема методов преподавания истории остается актуальной, нуждается в дальнейшей разработке для того, чтобы дать в руки учителю конкретный методический материал, представляющий собой совокупность научно обоснованных и экспериментально апробированных методов и приемов формирования предметных умений учащихся по истории.

Цель. определить совокупность методов и приемов формирования предметных учебных действий, выявить формы у учащихся основной школы на уроках истории.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы формирования предметных учебных действий рассматривался системно – деятельностный подход.

Результаты. Результатом исследования является модель формирования предметных (группы познавательных) учебных действий, раскрывающая во взаимосвязи цели, содержание, формы, методы формирования предметных (группы познавательных)   учебных действий учащихся на уроках истории.

Научная новизна. состоит в системном и целостном представлении процесса формирования предметных  учебных действий  в виде модели, раскрывающей цель, содержание, методы и формы, структуру предметных учебных действий; в определении совокупности педагогических условий реализации модели.

Практическая значимость. Разработанный подход предлагается к использованию на курсах повышения квалификации учителей истории.

Ключевые слова: основное общее образование, предметные умения, уроки истории, формирование предметных умений, методы и приемы обучения.

 

Шубнякова Н. Г., Хасянова А. М. Организация проектной деятельности обучающихся в современных условиях общеобразовательной школы

Аннотация. В условиях введения нового федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования остро встает вопрос об организации проектной деятельности в школе. Авторами в статье предпринята попытка ответить на этот вопрос, представлены основные аспекты организации проектной деятельности: сформулированы принципы, выделены особенности процесса организации и содержания.

Ключевые слова: организация проектной деятельности, типы проектов, принципы и содержание проектной деятельности.

№1 2017

Е. Ю. Малеванов, Н. Г. Калашникова, Т. В. Болотина, Е.Н Жаркова. Новые оценочные процедуры в национальной системе учительского роста на основе учета оценок выпускников прошлых лет

Одной из стратегических задач школ является стимулирование педагогических работников к профессиональному развитию на основе усиления объективности, открытости и публичности оценки их труда. Статья раскрывает новые подходы к оценочным процедурам в системе учительского роста на основе учета оценок выпускников школ. Авторами представлен материал, подготовленный в рамках реализации мероприятий ФЦПРО, задачи «Развитие современных механизмов и технологий общего образования».

Цель: разработка и внедрение технологии учета результатов персонифицированной оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет.

Методология и методики исследования: в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования систематизированы комплексные показатели и критерии оценивания педагогических работников; описаны ключевые процедуры экспертных оценок.

Результаты: описаны сущность и назначение технологии, ее цели, задачи, критерии, показатели, основные модели персонифицированной оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет, способы учета и использования результатов этой оценки. Научная новизна: разработана методика включения в национальную систему учительского роста новых оценочных процедур, в основу которых положен учет результатов персонифицированной оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет.

Практическая значимость: пошагово описана методика применения технологии учета результатов оценки педагогических работников выпускниками прошлых лет в общеобразовательных организациях. Технология позволяет выстраивать общественные рейтинги школьных учителей на основе оценок выпускников прошлых лет, принимать обоснованные решения о стимулировании, вознаграждении педагогических работников, поощрении, повышении в должности, направлении на обучение (повышение квалификации по конкретной программе, обеспечивающей устранение выявленных профессиональных дефицитов), планировании программ индивидуального профессионального развития педагогических работников.

Ключевые слова: учительский рост, персонифицированная оценка деятельности педагога, выпускники школ, модель учительского роста, весовой коэффициент, рейтинговая система, критерии, показатели.

Л. В. Мардахаев, Н. И. Никитина, Т. В. Васильева. Культура проектной деятельности специалистов социономического («помогающего») профиля: контекст развития в системе рекуррентного образования

Цель статьи — определить теоретические и методические основы процесса развития в системе «ссуз — вуз — дополнительное профобразование» культуры проектной деятельности специалистов социономического профиля (социальных педагогов, психологов, социальных работников, юристов социальных служб, и др.).

Методологическую основу исследования, материалы которого представлены в данной статье, составили: методология педагогического проектирования образовательных процессов и систем; методология социального проектирования и управления проектами; культурологический подход к развитию рекуррентного профобразования. Методика исследования включала в себя: а) анализ содержания нормативно-правовых документов, которые регулируют непрерывное профобразование специалистов социономического профиля, а также их профессиональную деятельность (в частности, национальные профстандарты .

«Психолог в социальной сфере», «Специалист по социальной работе» и др.); б) многофакторный анализ (с применением математических методов) эмпирических материалов, полученных в результате многолетней экспериментальной работы; в) использование методики формирующего эксперимента, методики проведения отсроченного контроля для валидализации полученных данных.

Результаты. Для обоснования сущности культуры проектной деятельности специалистов социономического профиля рассмотрены профессиографические требования к их профессиональной культуре, специфика социального проектирования, проанализирован зарубежный и российский опыт в сфере развития данной культуры в системе рекуррентного образования. Приведены характеристики видов социальных проектов, к разработке и реализации которых необходимо готовить обучающихся социономическим профессиям.

Научная новизна. Разработаны характеристики структурных компонентов (мотивационно-волевой, когнитивно-синкретический, деятельностно-операциональный, рефлексивно-акмеологический) культуры

проектной деятельности специалистов социономического профиля, функций данной культуры (ценностно-онтологическая, интегративно-информационная, профессионально-адаптационная, преобразовательно-продуктивная, аналитико-конструктивная).

Практическая значимость. Значение результатов для практики подтверждается тем, что с 2006 г. по 2016 г. в системе рекуррентного профобразования было апробировано разработанное авторами статьи содержательно-методическое обеспечение процесса развития культуры проектной деятельности специалистов «помогающих» профессий. Материалы статьи могут быть использованы ссузами, вузами, организация дополнительного профобразования для совершенствования процесса развития культуры проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: культура проектной деятельности, специалисты социономического («помогающего») профиля, рекуррентное образование, социальные проекты

Е. В. Прилипко. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности

Введение. В статье рассматривается проблема необходимости совершенствования деятельности по оцениванию результатов обучения в компетентностной образовательной парадигме в высшем образовании и предлагаются способы решения этой проблемы путем профессионального развития преподавателя в рамках курсов повышения квалификации.

Цель. Целью данного исследования является разработка новых методологических подходов к повышению квалификации преподавателя вуза в области оценивания компетентностных образовательных результатов через изменение отношения преподавателя к оцениванию как к этапу обучения.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы развития профессиональной компетентности педагога в области оценивания образовательных результатов рассматриваются аксиологический подход и четырехступенчатая модель формирования компетенции.

Результаты. Результатом исследования является модель программы повышения квалификации, направленная на формирование осознанной оценочной компетентности у преподавателя вуза, осуществляющего оценочную деятельность в рамках компетентностной образовательной парадигмы.

Научная новизна. Предлагается использовать градацию «неосознанная некомпетентность — осознанная некомпетентность — осознанная компетеность — неосознанная компетентность» в качестве траектории формирования компонента профессионально-педагогической компетентности в условиях системы повышения квалификации. Акцент делается на формирование в рамках аксиологического подхода осознанной

компетентности преподавателя в области оценивания компетентностных образовательных результатов студентов, когда создаются условия для переориентации преподавателя в оценочной деятельности с измерения результатов на сопровождение процесса изменения компетенций студентов.

Практическая значимость. Разработанный подход предлагается к использованию на курсах повышения квалификации преподавателей вузов различных специализаций.

Ключевые слова: компетентностный подход, оценивание компетенций, повышение квалификации педагогических кадров, модель формирования компетенций.

О. В. Таканова. Исследование эффективности профессионально ориентирующего содержания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе

Введение. В данной статье речь идет о потенциале дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе, в частности, в РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева. В этом контексте целью «Иностранного языка» может быть не только формирование иноязычной компетенции в профессиональной сфере, но и профессиональная ориентация студентов как средство реализации принципа профессиональной направленности при подготовке бакалавров. Необходимость профессиональной ориентации студентов средствами общеобразовательных дисциплин определяется недостаточной сформированностью мотивационно-смысловой сферы абитуриентов в отношении будущей профессиональной деятельности, что приводит к тому, что большинство выпускников работает не в соответствии с направлением подготовки. Профессиональная ориентация осуществляется за счет отбора соответствующего компонента содержания на основе целесообразных требований и использования эффективных способов актуализации данного компонента.

Критерием оценки профессионально ориентирующего содержания в неязыковом вузе является такое качество личности, как профессиональная ориентированность.

Цель. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности профессионально ориентирующего компонента содержания.

Методы исследования. Наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование студентов, методы экспертной оценки, педагогического моделирования, статистической обработки данных и их интерпретация. Проверка разработанного дидактического обеспечения и выдвинутых теоретических положений проводилась в рамках педагогического эксперимента.

Результаты исследования лонгитюдно (с 2007 по 2016 гг.) внедрялись в процессе опытно-экспериментального обучения студентов по дисциплине «Иностранный язык» в ряде российских вузов, в том числе (наиболее активно) в ФГОУ ВПО МГАУ имени В. П. Горячкина и в ФГОУ ВО РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Научная новизна. Благодаря разработке требований к отбору профессионально ориентирующего компонента содержания обоснована организация и актуализация профессионально ориентирующего компонента содержания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе.

Практическая значимость. В учебный процесс внедрен инновационный практикум по немецкому языку «Агроинженерия перспективна всегда», способствующий успешному формированию профессиональной ориентированности.

Ключевые слова: иностранный язык, неязыковой вуз, профессиональная ориентированность, содержание, требование, критерий, информация.

Н. Н. Белозерова, С. Н. Антонова. Функции когнитивных доминант «смежность» и «замещение (селекция)» при усвоении иностранных языков в ходе учебного процесса

Цель работы — рассмотреть, какую роль в изучении иностранного языка в рамках образовательного процесса играют такие когнитивные доминанты, участвующие в усвоении родного языка, как «смежность» и «замещение».

Методология и методики. Методология, изложенного в статье исследования, основывается на выявлении у студентов когнитивных доминант и анализе коммуникативных неудач студентов при изучении иностранных языков на начальном этапе, что обусловлено неустойчивостью нейронных семиотических, семантических и синтаксических связей между коррелируемой реальностью и блоками иностранного языка.

Результаты и научная новизна. Студенты при изучении иностранного языка до достижения ими уровня владения В2, демонстрируют речевое поведение, сходное с афазийным. Скрытыми резервами для эффективного усвоения иностранного языка представляются когнитивные доминанты «смежности» и «селекции», они не являются устойчивыми, зависят от рода деятельности по изучению иностранного языка. Сделан вывод, что учет когнитивной доминанты студента позволяет понять процессы обработки информации, лежащие в области бессознательного, что приводит к постепенному замещению подсознательного выбора рациональным, а в итоге — к уменьшению количества речевых ошибок по мере того как формирование когнитивных неосознаваемых структур иностранного языка завершается.

Практическая значимость. Предлагаемый подход определяет современного студента как мультимодальную личность. Это полностью соответствует взгляду на современного человека как «(1) на человека, осознающего (обрабатывающего информацию) + (2) человека, творящего себя и мир + (3) человека, взаимодействующего с природой и машиной». Эти свойства позволяют оптимизировать процессы овладения и порождения информации, в частности при овладении иностранным языком.

Ключевые слова: когнитивная доминанта, афазия, смежность, замещение, концепт, языковой знак, интертекст.

М. Н. Филатова. Создание единого образовательного пространства социокультурного развития учащихся средствами интеграции общего и дополнительного образования

Введение: статья посвящена проблеме социокультурного развития учащихся, которая в современных условиях приобретает особую значимость. Решение данной проблемы возможно за счет интеграции общего и дополнительного образования, которая является одним из важнейших методологических подходов к повышению качества результатов отечественного образования.

Цель проекта состоит в том, чтобы предложить механизм взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей, обеспечивающий осуществление внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Методы исследования: анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов, педагогическое моделирование, обобщение педагогического опыта.

Результаты: автор разработал модель социокультурного развития учащихся, обеспечивающую их вовлечение в разнообразные виды культурных практик в системе музыкально-эстетического образования.

Научная новизна: разработана модель социокультурного развития учащихся посредством реализации культурных практик в системе музыкально-эстетического образования, обеспечивающая создание единого образовательного пространства для развития социально значимых личностных качеств.

Практическая значимость проекта заключается в разработке практических способов организации внеурочной деятельности с использованием ресурсов образовательных организаций дополнительного образования. Механизм взаимодействия организаций общего и дополнительного образования посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ вводного уровня может быть привнесен в организацию различного рода культурных практик во внеурочной деятельности, обеспечивающих развитие личности учащихся.

Ключевые слова: общее образование, дополнительное образование, интеграция, внеурочная деятельность, социокультурное развитие учащихся, музыкально-эстетическое образование, культурные практики.

В. В. Сибирев. Эксперимент по изучению динамики инновации «Внедрение информационно-коммуникационных технологий образовательными организациями Ульяновской области»

В статье анализируются результаты эксперимента по выявлению структуры информационных потоков инновации в образовательной организации. Прослеживается динамика изменения информационных потоков на разных этапах становления инновации.

Методика и методы. Предлагается модель системы «внедрение инновации в образовательной организации», основанная на синергетической методологии, на системном и процессном подходах. Проведен эксперимент по изучению проектов внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях Ульяновской области. Результаты обработаны методами кластерного и факторного анализа.

Цель работы — выявить и соотнести структуру, существующую во множестве численных признаков, характеризующих систему «внедрение инновации в образовательной организации», со структурой информационных потоков инновации, проследить динамику их совместного изменения в единстве теоретической и статистической моделей.

Результаты исследования. В системе «внедрение инновации» происходит движение информации вдоль горизонтальных потоков с последовательным совершением информационных выборов, запоминаемых системой. Порядок совершения информационных выборов и функции управления, им соответствующие, жестко структурированы. По мере наполнения горизонтальных потоков формируются вертикальные потоки, среди которых «деревья целей и результатов» и каналы, отвечающие за наполнение системы ресурсами. Главные факторы (глубинные обобщенные характеристики, определяющие структуру инновации) изменяются, объединяя параметры, отвечающие производимым в данный момент информационным выборам на соответствующих участках информационных потоков.

Научная новизна. Главные факторы, характеризующие инновацию, изменяются в процессе внедрения инновации, что позволяет проследить динамику функционирования информационных потоков. На разных этапах внедрения инновации происходит последовательное «возбуждение» зон информационных потоков.

Практическая значимость. Диагностика «возбужденной» зоны информационного потока важна при управлении системой в кризис. В «возбужденной» зоне малые воздействия, в том числе — информационные, оказывают заметное влияние на совершаемый системой выбор. Разработка практических приложений по диагностике текущих состояний инноваций актуальна в практике управления инновациями.

Ключевые слова: инновация, информационные потоки, информационно-коммуникационные технологии, образовательная организация, функции управления, главные факторы, кластер.

С. В. Данилов, Л. П. Шустова. Инновационная деятельность образовательных организаций региона в контексте современных научных подходов

В статье представлен пример организации экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений Ульяновской области, объединённых участием в областной программе развития инновационных процессов (РИП). Реализуясь на протяжении почти четверти века, программа РИП сформировала основу инновационной инфраструктуры в системе образования региона. Это стало возможным благодаря тому, что участники программы РИП — экспериментальные площадки и научно-методические центры — реализуют научный поиск и исследовательскую деятельность на основе разнообразных научных подходов. Выявление этих подходов и их связи с содержанием инновационной деятельности образовательных учреждений стали целью настоящей статьи.

Используя в качестве основного метода исследования анализ документов, среди которых нормативная база и организационный план программы РИП, программы, промежуточные и итоговые отчёты о результатах инновационной деятельности образовательных организаций, авторам удалось идентифицировать научные подходы, активно используемые участниками программы. Через призму реализации системного, деятельностного, компетентностного, аксиологического, акмеологического, личностно ориентированного, культурологического, средового, кластерного и гендерного научных подходов проанализирована тематика и содержание инновационной деятельности участников программы РИП. Основным результатом проведённого анализа стало выявление необходимых оснований для вывода о взаимосвязи многообразия научных подходов, используемых образовательными учреждениями при организации инновационной деятельности и успешностью программы РИП.

Новизной данного исследования стало осмысление инновационного педагогического опыта через призму научных подходов и концепций, реализуемых в образовательных организациях региона. Ульяновский опыт реализации научных подходов в экспериментальной деятельности в сфере образования может быть рекомендован для развития инновационной инфраструктуры других регионов страны, что обуславливает практическую значимость данной статьи.

Ключевые слова: экспериментальная и инновационная деятельность, региональная инновационная инфраструктура, инновации в образовании, программа развития инновационных процессов в образовательных организациях, научный подход, системный, деятельностный, компетентностный, аксиологический, акмеологический, личностно ориентированный, культурологический, средовый, кластерный, гендерный подходы в образовании.

О. Б. Акимова, Ю. А. Москвина. Мультимедийные интеллектуальные карты в работе преподавателя английского языка

В связи с всеобщей компьютеризацией преподавателю необходимо мыслить по-другому и активно внедрять информационные технологии. Метод создания «интеллект-карт» не является новым, но на данном этапе появилось большое количество мультимедийных средств, благодаря которым создание интеллектуальных карт сделает процесс изучения иностранного языка интересным и творческим. В данной статье авторы приводят примеры тех способов работы с интеллектуальными картами, которые были апробированы в личной практике.

Ключевые слова: интеллектуальные карты, высшее образование, информационные технологии, мультимедиа, технология.

 
Инновации и эксперимент в образовании