Инновации и эксперимент в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании 2018 PDF Печать E-mail

№3 2018

Мудрик А.В. О теории социального воспитания

Предлагается анализ проблемы формирования теории социального воспитания; социальная педагогика  обозначена как синтез социогуманитарного знания, в русле которого и складываются различные теории социального воспитания; социальное воспитание трактуется как создание условий для позитивных развития, ценностной ориентации и самоизменения личности; называются теории среднего уровня, так или  иначе относящиеся к рассматриваемой проблеме (В.В.Зеньковского, С.И.Гессена, Е.В.Бондаревской,К.Н.Вентцеля, Л.И.Новиковой и др.); предлагается характеристика концепции воспитательного коллектива Л.И.Новиковой и А.Т.Куракина в качестве примера нетоталитарной теории воспитания.

Ключевые слова:  социальная педагогика, социальное воспитание, теория, нетоталитарные теории социального воспитания

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Разработка концепции учебной деятельности в контексте общих методологических категорий и ее реализация в системе непрерывного математического образования (дошкольное образование, начальная и основная школа)

В статье представлена концепция учебной деятельности, разработанная авторами на основе методоло-гической версии теории деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), описаны общая концептуально технологическая схема учебной деятельности, построенная на ее основе технология организации образовательного процесса применительно к разным уровням образования и результаты реализации предложенного подхода в системе непрерывного математического образования.

Ключевые слова:  учебная деятельность, концепция учебной деятельности, структура учебной деятельности, деятельностный метод обучения, технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон, системно-деятельностный подход в математическом образовании

Корнетов Г.Б. Порождающая педагогика Сократа

Автор проводит анализ порождающей педагогики Сократа, выделяет, что майевтика Сократа (470/469–399 гг. до н. э.) является выдающимся образцом воплощения порождающей педагогики и в теории, и в практике образования. Метод Сократа раскрывает созидательный потенциал и неисчерпаемые возможности порождающей педагогики для создания условий, позволяющих развиваться человеку, опираясь на собственную активность и актуализируя свой творческий потенциал.
Ключевые слова:  порождающая педагогика, Сократ, метод майевтики (повивального искусства), передающая педагогика, преобразующая педагогика.

Астафьева Е.Н. Осмысление представлений Николая Чехова о свободной школе с точки зрения передающей, порождающей и преобразующей педагогики

В статье представлены взгляды автора на представления Н. В. Чехова, изложенные в 1908 году в работе «Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа». В книге Н. В. Чехов представил свой идеал свободной школы, ориентированный на порождающую и преобразующую педагогику. Идеал, отрицающий характерные для традиционной школы подходы передающей педагогики. Автор, проводя исторический анализ, выявляет и интерпретирует современные для развития отечественной школы подходы к ее построению.
Ключевые слова:  Н. В. Чехов (1865–1947); свободное воспитание; идеал свободной школы; передающая, порождающая и преобразующая педагогика.

Абдуллина Л.Э. Модель педагогического сопровождения самообразования родителей воспитанников дошкольной образовательной организации

Цель статьи — представить модель педагогического сопровождения самообразования родителей, отражающую существенные свойства организации данного процесса в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи. Аксиологическими основаниями представляемой модели являются ценность саморазвития (ценность-цель) и ценность рефлексии (ценность-средство), в качестве методологических оснований определены андрагогический, синергетический, системно-деятельностный подходы, а также методологическая версия теории деятельности. Результаты исследования: теоретическое обоснование процесса деятельности ДОО по созданию благоприятных условий для самообразования родителей воспитанников. Научная новизна исследования: обоснованы основные компоненты системы педагогического сопровождения родителей, определены принципы и организационно-педагогические условия педагогического сопровождения самообразования родителей. Практическая значимость: разработана технология педагогического сопровождения самообразования родителей.
Ключевые слова:  самообразование родителей, педагогическое сопровождение.
Бакурадзе А.Б., Степаненко В.И. Кадетские корпуса: история и перспективы развития образовательного процесса

Введение.  В материале дается характеристика кадетского образования на всех этапах его развития. На этой основе авторы предлагают рекомендации по содержанию и организации образовательного процесса в кадетском корпусеЦель. Целью исследования является обоснование периодизации развития кадетского образования в России, на основании которой выявляются перспективы развития образовательного процесса в современных кадетских корпусах. Методология и методика исследования. В качестве методологической основы содержания и организации образовательного процесса в кадетских корпусах рассматриваются диалектический метод, предполагающей рассмотрение явления в развитии, а также методология, лежащая в основе ФГОС общего образования.Результаты. Результатом исследования стало выделение и описание авторами трех этапов развития  кадетского образования в России, а также рекомендации по развитию образовательного процесса в современных кадетских корпусах, которые сформированы как на базе исследования истории кадетского образования, так и анализа актуальных образовательных потребностей государства, учредителей данных корпусов и участников образовательных отношений.Научная новизна. Авторами внесен вклад в понимание генезиса системы кадетского образования и определены направления совершенствования образовательного процесса в кадетских корпусах.Практическая значимость. Представленные материалы могут быть использованы при разработке образовательных программ и программ развития кадетских корпусов и кадетских школ, проектов развития кадетских классов. Они могут быть включены в курсы по истории отечественной педагогики и Вооруженных Сил России.

Ключевые слова:   кадетский корпус, образовательный процесс, этапы развития кадетского образования, кадет, воспитание кадет, кадетское образование, суворовские и нахимовские училища.

Конколь М.М. Проблема изучения межкультурной толерантности в педагогических исследованиях

Целью исследования стало теоретическое рассмотрение проблемы межкультурной толерантности в педагогических исследованиях. Задачи: проанализировать разнообразие подходов к рассмотрению феномена «толерантность» и «межкультурная толерантность» в педагогической науке; охарактеризовать значение межкультурной толерантности в современном поликультурном обществе. Гипотеза: теоретический анализ подходов к рассмотрению феномена «толерантность» и «межкультурная толерантность» в педагогической науке позволит рассмотреть возможности формирования межкультурной толерантности в процессе профессиональной подготовки специалистов, способных к взаимодействию с представителями различной национальной, культурной и социальной принадлежности. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, систематизация и обобщение материала. Результаты работы: проанализировано разнообразие подходов к рассмотрению феномена «толерантность» и «межкультурная толерантность» в педагогической науке; охарактеризовано значение межкультурной толерантности в современном поликультурном обществе

Ключевые слова:  толерантность, толерантные взаимоотношения, взаимодействие культур, межкультурная толерантность, межкультурная коммуникация, подготовка специалистов.

Усова С.Н. Организация внеурочной деятельности обучающихся в школах Подмосковья: инновационные практики

Автором анализируется инновационный опыт организации внеурочной деятельности обучающихся в школах Московской области, описываются модели, полученные на основании оценки инновационных практик реализации внеурочной деятельности в образовательных организациях Подмосковья.

Ключевые слова:  внеурочная деятельность; инновации; региональная инновационная площадка; инновационная модель внеурочной деятельности.

Новикова Г.П. Непрерывный образовательный процесс повышения квалификации педагогов в логике концепции фасилитации

В статье обоснована актуальность и необходимость использования принципа фасилитации в системе повышения квалификации педагогов на основе человекоцентрированного и личностно — ориентирован-ного подходов; показана системообразующая функция ядра концепции фасилитации — формирование направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие (образование всю жизнь), повышение уровня компетентности, стремление к самоактуализации, осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
Ключевые слова:  повышение квалификации, фасилитация, принцип, личностно-ориентированный и человекоцентрированный подходы, обучение взрослых, непрерывное образование.
Калашникова Н.Г., Жаркова Е.Н., Белорукова Е.М. Содержание и диагностика оценочной компетентности учителя

Статья предлагает системное определение оценочной компетентности учителя и современные подходы к  ее диагностике и развитию. Развитие оценочной компетентности является одним из важнейших условий становления новой системы оценки качества образования.Авторами представлен материал, подготовленный в рамках международного проекта «Повышение оценочной компетенции учителей России и Таджикистана» в составе Российской программы содействия образованию в целях развития (Russia Education Aid for Development, READ) Правительства Российской Федерации и Всемирного банка. Цель: разработка и реализация системы развития оценочной компетентности учителей, определение содержания, форм и методов диагностики результатов этого  развития. Методология и методики исследования: авторы представляют методику диагностики оценочной компетентности учителя, в основе которой лежит методология системно-деятельностного подхода. Методика содержит описание основных компонентов оценочной компетентности учителя, уровни и показатели развития оценочной компетентности, набор конкретного диагностического инструментария для ее оценки.Результаты: описаны компоненты оценочной компетентности учителя, определены характеристики уровней развития каждого компонента оценочной компетентности, установлено соответствие между уровнями развития оценочной компетентности и уровнем сложности и качества решения профессиональных задач учителя, которые определены в профессиональном стандарте, инструментарий самодиагностики оценочной компетентности учителя.Научная новизна: обосновано системное определение оценочной компетентности учителя и уровневое описание ее основных компонентов, модель системы развития профессиональной оценочной компетенции учителя. Практическая значимость: описан инструментарий самодиагностики оценочной компетентности учителя. Методика позволяет повысить эффективность профессионального развития педагогических кадров на основе выбора учителем программы и формы повышения квалификации, усиления рефлексивно-аналитического и проектировочного отношения к своей педагогической и учебной деятельности, ориентации образовательной организации на принцип «все учатся у всех».
Ключевые слова:  оценочная компетентность, контрольно-оценочная самостоятельность, структурные компоненты оценочной компетентности, уровни и показатели оценочной компетентности, система развития оценочной компетентности учителя.

Милютина А.А. Обоснование подготовки будущих учителей начальных классов к работе по формированию медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка

Предметом изучения в данной статье является медиакомпетенция младшего школьника на уроках русского языка. Основной целью является и обоснование ее формирования в начальной школе, а также подготовки будущих учителей начальных классов к данной работе. В рамках данной работы были выявлены причины, обосновывающие выбор младшего школьного возраста, внедрение области медиа в начальное образование, определение предмета «Русский язык» как способствующего более эффективному формированию медиакомпетенции, влияние работы с медиасредтсвами на достижение метапредметных результатов (формирование определенных универсальных учебных действий), подготовку будущих учителей начальных классов к обучению формированию медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе». Результатом данной работы является обновление содержания обучения, способствующее как созданию высококвалифицированного специалиста в области начального образования, так и становлению успешного в различных областях учебной деятельности выпускника начальной школы.
Ключевые слова:  младший школьник, русский язык, медиакомпетенция, будущие учителя начальных классов, медиасредства, начальная школа, дисциплина.

Дмитриева Т.М. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности организации дополнительного образования детей

В данной статье исследуется понятие конкурентоспособности образовательной организации, принятое в науке и дается определение конкурентоспособности организации дополнительного образования детей применительно к проводимому исследованию. Описывается часть констатирующего и поискового эксперимента, результатом которых является обоснование актуальности построения модели управленческого воздействия на показатели, влияющие на конкурентоспособность организации дополнительного образования детей. Методами исследования являются критический анализ научных источников по данной проблеме, интервьюирование, анкетирование. Научной новизной данной статьи является предлагаемое автором определение конкурентоспособности организации дополнительного образования детей. Практическая значимость заключается в разработанных интервью для опроса потребителей образовательной услуги и анкете по выявлению предпочтений родителей — заказчиков образовательной услуги. Результатом проведенного исследования на данном этапе являются выявленные критерий и показатели, влияющие на конкурентоспособность организации дополнительного образования детей.
Ключевые слова:  организация дополнительного образования детей, конкурентоспособность, заказчик и потребитель образовательной услуги, констатирующий и поисковый эксперимент, критерий и показатели конкурентоспособности, модель управленческого воздействия на показатели конкурентоспособности образовательной организации

№2 2018

Лурье Л. И.Инновационная деятельность в контексте философии образования.

Аннотация: Рассмотрены концептуально-методологические проблемы инновационной деятельности с точки зрения философско-культурологических обобщений и выделены сущностные основы современного образования. Инновационная деятельность ведется не в меру своих возможностей – она преодолевает порог заданности благодаря сверхусилиям. Только так высказываемые пророчества о судьбах образования становятся вершинными достижениями духа, достойными воплощения в образовательном процессе, свидетельством творческих возможностей человека, желающего поделиться своими мыслями с другими. Педагог – творец инноваций, его одержимость заразительна. Он создает новую эстетическую систему. Инновация выступает как синтез образования и свободы и служит источником вдохновения субъектам образования, вовлеченным в драматический сюжет борьбы идей. Инновация выступает как способ выражения национальной самобытности участников образовательного процесса, который возвышается до осознания острых мировоззренческих проблем, ментальных качеств педагога как профессионала, философского смысла жизни образовательного сообщества в стране и мире.

Ключевые слова: инновационная деятельность, культура, контекст, философия образования, мировоззрение.

Потемкина Т. В., Попкова С. Ю. Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионально-личностного развития студента колледжа.

АННОТАЦИЯ

Цель. Выявить потенциал профессиональных конкурсов для профессионально-личностного развития студентов организаций среднего профессионального образования.

Методология и методики исследования.На основе анализа процессов, описанных в работах современных практиков, а также исследователей профессионального образования, выявлены особенности профессионально-личностного развития будущих специалистов, определены тенденции в развитии рынка труда.Проведен сравнительный анализ содержания профессиональных конкурсов в целях выявления потенциала для профессионально-личностного развития студентов колледжа.

Результаты.Модернизация системы профессионального образования создает новый образ профессиональной образовательной организации, которая в свою очередь формирует новый образ специалиста среднего звена.  Одним из признаков внедряемых изменений является развитие конкурсов профессионального мастерства среди будущих специалистов на разных уровнях (региональном, национальном, международном).

Кроме непосредственной задачи освоения профессиональной деятельности, профессиональный конкурс в целях профессионально-личностного развития личности выполняет и ряд других задач, связанных сих направленностью на профессиональную ориентацию молодежи, на популяризацию современных рабочих профессий;нацеленностью на личные достижения в профессиональной деятельности; на развитие производственной культуры будущего специалиста;ориентированностью на освоение лучших международных практик. Профессиональный конкурс выступает в качестве ресурса обновления активных форм обучения и оценки.

Научная новизна.Уточнены реализуемые задачипрофессиональных конкурсов в профессионально-личностном развитии будущего специалиста.

Практическая значимость.Представленный в статьематериал может быть использован в процессе разработки программ профессионального развития студентов колледжей, в программах повышения квалификации руководителей и преподавателей профессиональных организаций среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, подготовка рабочих кадров.

Юрьева С.С. Учебно-исследовательская деятельность в старших классах как эффективное средство повышения мотивации к изучению немецкого языка и самореализации в современном обществе.

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье затрагивается тема использования учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка как важного фактора формирования личности с новым типом мышления.Акцентируется внимание на исследовательской деятельности как средстве повышения мотивации к обучению и саморазвитию учащихся.Автор подчеркивает значение данной образовательной технологии для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях и будущей профессиональной деятельности. В статье подчеркивается актуальность метода учебного исследования для современного образования, как фактора, способствующего развитию самостоятельного использования приемов научных методов познания. Исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск, объяснение и доказательство наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений или процессов, способствует активному усвоению знаний учащимися.

Цель. Целью данного исследования достижение результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся старших классов по немецкому языку при создании определенных педагогических условий, раскрытие механизмов ее реализации при изучении иностранного языка, а также создание методического пособия для учителей немецкого языка для реализации совместной исследовательской деятельности в старших классах при изучении немецкого языка в урочное и внеурочное время.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы исследования рассматриваются культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, понятие о теоретическом мышлении В.В. Давыдова, концепция проблемного обучения И.Я. Лернера, концепция исследовательской позиции личности А.С. Обухова, антропоцентрический подход. В процессе исследования использовался комплекс научно-исследовательских методов: аналитических, обобщающих, интерпретационных, сбора, накопления и обработки данных, опытной проверки.

Результаты исследования. Результатом исследования является разработка учебно-методического пособия для реализации учебно-исследовательской деятельности при изучении немецкого языка в старших классах для эффективного средства личностного развития и формирования мировоззрения.

Научная новизна. Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые применительно к учащимся старшей школы в контексте личностно-ориентированного развивающего образования, концепции деятельностного подхода и современной концепции языкового образования рассматриваются вопросы организации изучения немецкого языка на базе учебно-исследовательской деятельности. В данном исследовании впервые рассматривается специфика учебно-исследовательской деятельности в области иностранного языка как основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции, повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Практическая значимость. Разработанные методические рекомендации адресованы педагогам для успешной реализации учебно-исследовательской работы при изучении немецкого языка.

Ключевые слова: деятельность, познание, саморазвитие, самообразование, субъект, объект, творчество, мотивация, формирование, личность.

Фарид Аламдар оглы Сулейманов Социальные аспекты инклюзивного образования.

Аннотация. Исследования показывают, что все дети с особыми потребностями извлекут выгоду от программ инклюзивного образования, когда они включены. Сообщество также может извлечь выгоду из инклюзивных школ, получив новые знания об инвалидности. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы, знакомит их с местными общинами и помогает сломать барьеры и предрассудки. Инклюзивное образование может также изменить учебную практику и привести к улучшению качества образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, социальные отношения, развитие, исследование

Воителева Т. М., Марченко О. Н. Методы и приемы обучения русскому языку как неродному.

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвященапроблемепреподавания русского языка как неродного в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обученияв контексте компетентностной образовательной парадигмы. В многонациональной России обучение русскому языку ведется зачастую в классах с полиэтническим составом обучающихся. Учитель основной школы должен знать о методах и приемах обучения русскому языку как неродному.

Цель. Целью данного исследования является разработка методов и приемов обучения русскому языку как неродному, позволяющих учителю организовать деятельность учащихся, для которых русский язык не является родным,таким образом, чтобы помочь им достичь метапредметных, предметных и личностных результатов освоения школьного курса русского языка.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы исследованияявились основные положениятеории методов обучения как ключевого раздела дидактики, основные принципы и подходы к преподаванию русского языка в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.

Результаты. В результате исследования были выявлены лингводидактические особенности обучения русскому языку как неродному, изложенные в монографии «Лингводидактические основы обучения русскому языку как неродному» (Т. М. Воителева, О.Н. Марченко. – М. : ИИУ МГОУ, 2017).

Научная новизна. Определенылингвистические и психолого-педагогические основы обучения; охарактеризованы основные содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций у школьников, изучающих русский язык как неродной; описаны методы и приемы обучения русскому языку как неродному в образовательныхорганизациях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Практическая значимость. Теоретико-практическийматериал по изучению разделоврусского языка: фонетики и орфоэпии, морфемики и словообразования, лексики ифразеологии, морфологии, синтаксиса, формированию речемыслительных способностей обучающихсябудет полезен учителям русского языка, работающим в многонациональных классах, аспирантам, научным работникам и специалистам в области теориии методики обучения русскому языку как неродному, а также специалистам системыдополнительного профессионального образования и системы повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: обучение русскому языку как неродному, принципы обучения русскому языку как неродному, копетентностный подход к обучению русскому языку как неродному,  методы и приемы обучения русскому языку.

Булавлева Т. В. Инновации в образовании: интеграция в процесс ресоциализации безнадзорных подростков.

Аннотация: описаны основные компоненты инновационной деятельности, особенности социального конструктивизма, новые образовательные технологии и интеллектуальные решения, результаты анализа интеграции  некоторых форм смешанного обучения, выявлена корреляция между инновациями в образовании и ресоциализацией, рассмотрены инструменты и сервисы очного, смешанного и онлайн-обучения.

Ключевые слова: инновации в образовании, ресоциализация, социальный конструктивизм, технологии смешанного обучения.

Белякова О.В. Учет возрастных особенностей развития ребенка при выявлении его одаренности

Аннотация: В статье раскрывается проблема выявления детской одаренности, характерной только для данной личности; значение учета возрастных особенностей детей при выявлении задатков ребенка, появляющихся в сочетании свойств и качеств, составляющих совокупность устойчивых психологических черт личности, определяющих его индивидуальность, которую характеризуют задатки и способности входящие в структуру одаренности.

Ключевые слова: задатки, одаренность, общие и специальные способности, возрастные особенности развития.

Манузина С. Л., Каманина М. В. Ментальная арифметика.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития ребенка от игры на раннем этапе его жизни к серьезным  занятиям в школе. В третьем тысячелетии ребенок должен расти всесторонне развитой личностью. В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача - формирование способности к активной умственной деятельности. Рассмотрен подход к развитию головного мозга через ментальную арифметику - методику устного счета.

Цель. Рассмотреть вопрос интеллектуального развития современного ребенка в динамике от игры до новейших технологий обучения таких, как ментальная арифметика.

Методика и методы. Использованы социально-педагогический и культурологический подходы в первичном рассмотрении быстрого прорыва в развитии интеллектуальных способностей детей через новую методику быстрого счета ментальная арифметика, базирующиеся на историческом аспекте развития ребенка через игру.

Научная новизна. В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии ребенка, которое предусматривает формирование всесторонне развитой личности. Известно, что третье тысячелетие ознаменовано «информационной революцией». В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача - формирование способности к активной умственной деятельности. "Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться", - сказал А. Бебель. В умственном развитии и, если можно так сказать, умственном воспитании дошкольников, наряду с проверенными методиками, такими как сенсорное воспитание, научный мир и весь передовой педагогический арсенал разворачивается к инновационным методикам. К наиболее важным, на мой взгляд, относится новая методика быстрого устного счета - ментальная арифметика, которая не только учит быстро считать в уме, но и развивает оба полушария головного мозга ребенка. Формируется любознательность, активность к учению, тренируется память и логическое мышление. Вопрос умственных способностей и развитого интеллекта в наши дни выступает на первый план и влечет за собой другие вопросы культурологии, социальной адаптации и поведения в обществе, а затем и вопросы гражданской позиции ответственности.

Практическая значимость. Познавательное пространство школы  и внешкольная среда тесно взаимодействуют между собой, социализируя личность ребенка, приобщая его к культуре и ценностным ориентирам современности. Приобщение к обществу дает ребенку ощущение, что он часть большого мира в его историческом развитии. Происходит обнаружение и осознание собственного "Я" и это "Я" должно быть умным, интеллектуально развитым, всесторонним, социокультурным и гармоничным. В современном обществе интеллектуально развитые люди считаются национальным достоянием, поэтому на первый план выдвигается задача - формирование способности к активной умственной деятельности. Что же необходимо сделать для того, чтобы современный ребенок  мог раскрыть свои умственные способности, натренировать их? Важно организовать образовательно-познавательный процесс как форму, углубляющую познание и способствующую быстрому интеллектуальному онтогенезу.  Наш ответ на вопрос - ментальная арифметика. Ментальная арифметика - это новая в России методика устного счета с использованием абакуса открывает нам новые горизонты так называемого "быстрого" ума, развития мелкой моторики через игровые формы занятий дополнительного образования социально-культурной направленности.

Ключевые слова: ментальная арифметика, дополнительное образование детей, методика устного счета, развитие ребенка.

 

Овчинников Ю. Д., Плотникова Ю. В. Эргономичность игрушки в тактильных ощущениях пальцев (с использованием блочного конструктора Фанкластик™).

Аннотация: В статье авторы рассматривают важную научную проблему- эргономичности свойств детских игрушек в плоскости практического использования. А именно интеллектуального мышления, творческого развития и физической реабилитации. Исследования проводились на примере современной детской игрушки, конструктора нового поколения - блочного конструктора Фанкластик™.Это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов, хорошо разрекламирована в интернет-источниках. Эргономичность товара маркетинговое понятие, но с точки зрения не только творческого развития, но и физической реабилитации детей с особенностями движения. Биомеханические движения, движения, совершаемые с определенной целью. Такая игрушка  полезна для детей с особенностями движения, речевыми нарушениями. Тактильные ощущения кончиками пальцев  способствуют развитию правильных речевых звуков. Игрушка поможет успокоиться, сконцентрироваться на выполнении руками определенного действия с завершенным результатом. Яркие детали помогут избавиться от депрессии. Эргономичность детского товара не только удобство и комфорт, но и эстетичность, социальная функциональность развития личности на основе современных технологий.

Ключевые слова: конструктор Фанкластик™,игры,модели,педагогика,биомеханика, развитие.

Поляков А. В., Лукьянов А. П. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано).

Аннотация. Статья посвящена особенностям взаимодействия педагога с обучающимися в классе музыкального инструмента (фортепиано). Рассматриваются классификации стилей педагогического общения, виды педагогического взаимодействия. В статье поднят вопрос значения личности педагога в контексте реализации задач педагогики музыкального образования. Фактор личного влияния преподавателя («со знаком плюс» и «со знаком минус»): способности воздействовать на других людей посредством побуждающих, сдерживающих, успокаивающих и прочих действий, влекущих за собой изменения взглядов, мотивов, характера и поведения человека.Социальная и профессиональная позиции учителя, выражающиеся в стиле его педагогического общения.

В контексте примеров педагогического взаимодействия выдающихся педагогов-пианистов, описывается принцип индивидуального подхода в классе музыкального инструмента (фортепиано): учет интересов, склонностей и особенностей учащихся, создание положительной эмоционально-психологической атмосферы индивидуальных занятий. Доказывается, что в педагогическом взаимодействии важным фактором его успешности является педагогическое умение слушать обучающихся.

Рассматриваются понятия эффективного и эмпатического слушания. Первое из которых, предполагает стремление понять и запомнить услышанное. Второе – означает включение механизма обратной связи с собеседником, цель которой – оказать поддержку другому человеку на основе проникновения в его эмоционально-психологическое состояние.

Описываются возрастные особенности обучающихся, влияющие на взаимодействие педагога с учениками и стиль педагогического общения, помогающие добиваться наилучших результатов в учебе и во взаимоотношениях учителя и ученика.

Ключевые слова: взаимодействие, учитель-ученик, личность педагога, стиль педагогического общения, познавательный интерес, педагогика музыкального образования, фортепиано.

Панченко О.Г., Савостьянов А.И. Пространственная организация артистизма в педагогической культуре современного преподавателя в процессе повышения квалификации.

Аннотация. в педагогической деятельности образуется особая структура способностей. Она воплощает в себе взаимодействие пространственной организации, пространство свободы в сфере литературных, актерских, режиссерских, сценарных умений, подчиняющихся педагогической направленности. Их развитие способствует решению задач: повышение эффективности педагогического взаимодействия, созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальное раскрытие творческого потенциала всех его участников, педагогический артистизм и сценарирование как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.

Ключевые слова: пространственная организация, пространство свободы педагогическая культура, артистизм, творческая личность.

Афанасьева Т. П., Новикова Г. П., Тюнников Ю. С. Формирование профессионального языкового сознания педагогов образовательного комплекса средствами рефлексивно-ролевой игры.

Аннотация. Статья посвящена важной психолингвистической проблеме формирования профессионального языкового сознания. Ее актуальность обусловлена необходимостью включения педагогов образовательных комплексов, являющихся представителями отличающихся организационных и профессиональных культур,в совместную разработку и реализацию программ их развития. Авторами обоснована возможность формирования у педагогов профессионального языкового сознания в процессе освоения ими обобщенных методов выявления и решения проблем развития образовательной организации. Описаны замысел, стадии и основные этапы обучающей игры, в ходе которой ее участники играли разные, менявшиеся в зависимости от ситуации роли Смена ролей участниками обеспечивала становление коллективных форм профессионального сознания. Основанием для разработки метода обучения служила теория учебной деятельности и концепция проблемного обучения. Обоснован выбор рефлексивно-ролевой игры как адекватной формы для реализации разработанного содержания. Показано, что в ходе дискуссии посредством заданных ролей обеспечивается возможность продемонстрировать обучающимся системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем.За счет смены ролей каждый обучаемый может быть поставлен в позицию, прямо противоположную той, которую он отстаивал до этого. Тем самым создаются условия для перевода диалога внутрь, в сознание каждого обучаемого.

Ключевые слова: дискуссия, игра, педагог, проблематизация, профессиональное языковое сознание, обучение, рефлексия.

Пуденко Т. И., Скурихина Ю. А. Индивидуализация профессионального развития учителей в контексте новых задач, проблем и возможностей национальной системы учительского роста.

Аннотация: в статье дана характеристика основных изменений, с которыми столкнется  система дополнительного профессионального педагогического образования при введении национальной системы учительского роста. Представлены  современные подходы к индивидуализации профессионального развития педагогов и возможные направления  ее изменений. Рассмотрены ключевые проблемы и риски введения уровневой оценки квалификации педагогов и базирующегося на результатах оценки процесса профессионального развития учителей. Обозначены задачи переходного периода.

Ключевыеслова: дополнительное профессиональное педагогическое образование; национальная система учительского роста; профессиональное развитие учителя; индивидуальные траектории профессионального развития

Десятник Е. П. Формирование компетенции целеполагания руководителя: контекстный подход.

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматривается проблема формирования компетенции целеполагания руководителя в системе дополнительного профессионального образования. Предлагается использовать теорию контекстного образования как основу для модели формирования компетенции целеполагания руководителя.

Цель. Целью данного исследования является разработка образовательной программы, на основе модели формирования компетенции целеполагания руководителя в системе дополнительного профессионального образования с опорой на теорию контекстного образования.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы для модели формирования компетенции целеполагания руководителя рассматривается теория контекстного образования.

Результаты. Результатом исследования являетсяобразовательная программ на базе модели формирования компетенции целеполагания руководителя в системе дополнительного профессионального образования на основе теории контекстного образования.

Научная новизна. Показана продуктивность использования теории и технологий контекстного образования в качестве психолого-педагогической платформы модели формирования целеполагания руководителя.

Практическая значимость.На основе данной моделиреализована образовательная программа по формированию компетенции целеполагания руководителя в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: теория контекстного образования, компетенция целеполагания руководителя, дополнительное профессиональное образование.

 

№1 2018

Лурье Л.И. Лицеи «новой волны» в стихии кризиса реформ образования России

Аннотация.

Введение: Лицейское образование является выдающимся образцом достижений цивилизации. Каждая эпоха наполняет собственными смыслами духовные чаяния человечества и передает их новому поколению. Лицейское образование «новой волны» в России пытается передать опыт Царскосельского Лицея, взрастившего А.С. Пушкина и многих талантливых людей того времени на основе либерально-демократических ценностей. Одним из первых лицеев нового времени в России стал пермский «Лицей №1», опыт достижений и неудач которого характерен для многих образовательных систем страны.

Материалы и методы: Как особый социокультурный феномен лицеи должны учреждаться не только образовательным ведомством, но и на уровне муниципалитетов культуры и науки, а также других ведомств, заинтересованных в подготовке высококлассных специалистах. Уклад жизни лицейского сообщества, консолидированные ценности личности, общества и государства необходимы для взращивания профессиональных элит и профессиональных лидеров, признание которых произошло совсем недавно. Это проблема не личностная, а национальная. Основой такого обучения является система непрерывного образования «школа-вуз», способная, благодаря вариативности обучения, индивидуально корректировать персонально ориентированную траекторию развития личности.

Результаты исследования: Отдельные инновации, входящие в понятие «Лицей», при разрозненном их применении, в лучшем случае, только лишь внесут определенный оттенок учебному процессу. Внесены дополнения традиционного определения «лицея», отражающие ценности и цели развития современного общества. Отмечена важность композиционной целостности тех нововведений, результатом которых оказывается «Новый человек» свободного демократического общества, формирующегося в России. Все это требует материальной поддержки, которую государство сейчас оказывать не может, а соблазн платных учебно-оздоровительных услуг, в конечном счете, ущербен.

Обсуждение и заключения: В системе лицейского образования могут генерироваться лучшие образцы учебной и учебно-исследовательской работы для их внедрения в другие образовательные учреждения. Рассмотрены инновации, которые могли бы улучшить качество образования в Лицее и других учреждениях образования. Повышенные меры безопасности, вводимые в образовательных учреждениях страны, преобразуют Лицей в охраняемую зону с «леденящим гостеприимством». Кроме того, она подвергается повышенным налогам на землю, превращая лицейскую территорию в будущем в чеховский «Вишневый сад». Застой в образовательной деятельности девальвирует «новую волну» лицейского образования и создант инновационный «штиль», формирующий равнодушие и утрату творческой активности. Предлагаются следующие меры по улучшению лицейского образования: развертывание многомерной системы непрерывного образования «школа-вуз», позволяющей добиться преемственности не только предметных знаний, но и всей учебно-исследовательской работы, научно-познавательной деятельности в лицее и вузах; создание самоактуализирующейся саморазвивающейся системы взращивания педагогических кадров на основе духовно-нравственных ценностей региональных сообществ, создающих новые связи школы и жизни в глобальном мире; освоение ресурса свободного развития личности на основе гражданской ответственности; активное привлечение к работе представителей культуры, науки и производства на основе деятельных форм образования; внедрение двуязычного преподавания, обеспечивающего вхождение в международное образовательное пространство; превращение лицеев в ресурсные центры обеспечения технологической и методической поддержки образования регионов; создание условий для выпускников лицеев к поступлению в зарубежные вузы, приему зарубежных граждан в лицей и вузы России; организация свободных академических обменов преподавателями лицеев, приглашение «гостевых» преподавателей из других стран; актуализация интереса участников образовательного процесса к созданию сильных общественных организаций, лоббирующих интересы лицейского образования и всего научно-педагогического сообщества; разработка и внедрение механизмов подготовки лучших представителей образования к руководству отраслью.

Чтобы преодолеть инфантилизм педагогического сообщества, следует выдвинуть увлекающие идеи инновационно-творческой деятельности, распространяя их на все образовательное сообщество.

Ключевые слова: лицей, культура, система «школа-вуз», направленность обучения, результативность лицейского образования, непрерывность и преемственность образования.

 

Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся

Аннотация. Актуальность темы обусловлена началом перехода через постиндустриальную экономику страны к цифровой и изменившимися в связи с этим социально-экономическими условиями России.Это привело к поиску парадигм образования, адекватных высоким темпам роста роли информационных технологий и необходимостью повышения профессионализма преподавателей в использовании компьютерных технологий в образовании. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний.Цель статьи привлечь внимание педагогической общественности к необходимости организации электронного обучения в современной образовательной практике российского образования. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ мирового и российского опыта применения электронного обучения в целях усиления самостоятельности обучающихся. В результате исследования предложены рекомендации по реализации электронного обучения в условиях российского образования. Материал статьи может быть полезен для преподавателей, стремящихся применять современные методы и технологии обучения.

Keywords: самостоятельность обучающихся, учебно-познавательная деятельностьобучающихся, электронное обучение, высшее образование, онлайн-образование, цифровизация.

Паничева Е.В., Панкова В.Ю. Переводческое реферирование как один из факторов обучения иностранному языку как профессиональному

Аннотация: В предлагаемой статье рассматривается роль и место переводческого реферирования в современной системе обучения будущих специалистов иностранному языку как основному средству коммуникации в профессиональной сфере.  Авторы уделяют внимание особенностям обучения переводческому реферированию, его сравнению с реферативным переводом и отличию от последнего. В статье представлены взгляды различных исследователей на данную проблему, актуальность которой возрастает в настоящее время в связи с постоянно увеличивающимся объемом иноязычной информации. Особое место в статье уделено скопос-теории перевода как новаторской в методологии обучения иностранным языкам и способствующей повышению мотивированности к профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: переводческое реферирование, реферативный перевод, иноязычный текст, реферат, профессионально ориентированный язык, скопос-теория перевода, мотивированность.

 

 

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

Акимова О.Б., Табаченко Т.С. Применение активных форм дистанционного обучения в подготовке магистров

Аннотация. Рассматриваются проблемы дистанционного обучения магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль подготовки «Филологическое образование». Специально для магистрантов разработан учебно-методический комплекс, включающий программу дисциплины с технологической картой, серию тематических занятий с заданиями, справочный материал к заданиям, дополнительный учебно-методический материал (электронные учебники, словари и т.п.). В статье приводятся примеры тематических заданий для самостоятельной работы со ссылками на справочные материалы по одной из дисциплин профессионального цикла «Современные проблемы филологии и образования».

Ключевые слова. Дистанционное обучение, активные формы и методы обучения магистрантов, обучения

 

Ермакова Я.А. Инновационные подходы к воспитанию культуры здоровья обучающихся в условиях колледжа

Аннотация

В статье рассматривается потенциальные возможности воспитания культуры здоровья как здоровьесозидающей модели, введение студентов в здоровьесозидающий, культуротворческий процесс индивидуального развития человека в образовательных условиях колледжа. Доказывается необходимость изменения дидактических подходов к структурированию учебного процесса на основе понятийной доминанты.

Ключевые слова

Инновационный подход, воспитание культуры здоровья, здоровый стиль жизни, лингвоэкология, безопасность лингвистической среды, эколого-личностная модель образовательной среды, антропологическая модель образовательной среды.

 

Орлова Е.В. Обучающие ролевые игры на занятиях по русскому языку

Аннотация

В статье рассматривается потенциальные возможности воспитания культуры здоровья как здоровьесозидающей модели, введение студентов в здоровьесозидающий, культуротворческий процесс индивидуального развития человека в образовательных условиях колледжа. Доказывается необходимость изменения дидактических подходов к структурированию учебного процесса на основе понятийной доминанты.

Ключевые слова

Инновационный подход, воспитание культуры здоровья, здоровый стиль жизни, лингвоэкология, безопасность лингвистической среды, эколого-личностная модель образовательной среды, антропологическая модель образовательной среды.

Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О., Зырянова Е.В. Коммуникативная компетентность  младших школьников с разным уровнем самооценки

Аннотация. Современное информационное общество нуждается в людях с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности, обуславливающей возможность быстрой и качественной передачи информации между субъектами общения. Данный факт побуждает начать поиск причин, способствующих или препятствующих этому на самых ранних этапах онтогенеза человеческой жизни – в младшем школьном возрасте. Результаты многолетнего педагогического наблюдения позволили в качестве ключевой причины выделить высокий (способствующий) или низкий (препятствующий) уровень самооценки младшего школьника. От самооценки младшего школьника  во многом зависит его активность в деятельности и общении, а также стремление к самосовершенствованию. Сформированная самооценка поддерживает достоинство ребенка и дает ему возможность чувствовать себя полноценным коммуникативным партнером.

Осмысление данной проблемы актуализировало необходимость проведения констатирующего исследования связи коммуникативной компетентности и уровня самооценки младших школьников для подтверждения данного факта эмпирическим путем.

В статье раскрываются пять основных индикаторов сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников, обеспечивающих успешность коммуникации,  дается определение коммуникативной компетентности в контексте личностно центрированного образования, акцентирующее внимание на внутренние ресурсы личности как саморазвивающейся системы, являющиеся источником ее эффективной коммуникации в межличностном взаимодействии. Обосновывается эмпирическим путем тезис, что повышение уровня коммуникативной младших школьников обусловлено повышением  уровня их самооценки.

Ключевые слова: личностно центрированное образование, личность, коммуникативная компетентность, самооценка, уровни самооценки.

Афонин С.Б. Основные положения построения адаптивного учебного курса

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые этапы построения адаптивного учебного электронного курса. Показано, каким образом строится концептуальная модель предметной области, на базе каких алгоритмов и теорий создается адаптивный функционал для построения индивидуального маршрута учащегося и при работе с учебным материалом.

Ключевые слова: Адаптивное обучение, адаптивный учебный курс, модель знаний учащегося, модель знаний предметной области

Сиденко Е.А. Философско-методологический подход  к формированию единой организационной культуры образовательной организации  на основе механизма перехода мотивации избегания неудач в мотивацию достижения успеха

Аннотация. Автор рассматривает проблему отсутствие единой оргкультуры в образовательной организации, выделяет противоречие между необходимостью создания единой оргкультуры и отсутствием модели создания и трансляции единой оргкультуры, основанной на трансформации мотивации.Новизна исследования состоит в описании модели перевода мотивации избегания неудач в мотивацию достижения успеха, на основе которой создается единая организационная культура.

Ключевые слова: философско-методологический подход, единая организационная культура, мотивация избегания неудач, мотивацию достижения, трансформация мотивации.

Апполонова А.А. Коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетними в группах дневного пребывания

Аннотация. В статье дан анализ коррекционно-реабилитационной работы по профилактике безнадзорности с несовершеннолетними в группах дневного пребывания учреждения социальной защиты населения. Основной задачей данной работы становится выявление на ранних стадиях семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, содействие укреплению семьи, комплексному решению социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых проблем. Методы исследования: теоретический анализ научных источников, систематизация и обобщение полученных данных. Результаты работы: проанализированы возможности коррекционно-реабилитационной работы по профилактике безнадзорности с несовершеннолетними в группах дневного пребывания учреждения социальной защиты населения, ориентированной на социальное обслуживание, помощь и поддержку несовершеннолетних, которые находятся в сложной ситуации жизни.

Ключевые слова: социальная работа с несовершеннолетними, коррекционно-реабилитационная работа, группы дневного пребывания, социальная поддержка и защита, профилактика безнадзорности.

К.Н.Вентцеля, Л.И.Новиковой и др.); предлагается характеристика концепции воспитательного коллектива

 
Инновации и эксперимент в образовании

Награда