Инновации и эксперимент в образовании

Экспериментальные площадки
Вы хотите стать Экспериментальной площадкой международного российско-немецкого проекта? PDF Печать E-mail

Программа эксперимента международного пилотного проекта ЭВОЛШ
(5-9 классы).

1. Тема: ЭВОЛШ – целостная интегрированная модель обучения для основной школы.

(ЭВОЛюция является матрицей, смысловым стержнем данной системы обучения в Школе).

2. Координационный Совет ЭВОЛШ:

- проф. Сиденко А.С., Директор Издательского дома "Инновации и эксперимент в образовании" г. Москва, Россия

- prof. David Christian, D. Phil., Oxford University, Macquarie University, President of The International Big History Association (IBNA)

- Щербина Ю.С. – преподаватель общественных дисциплин, г. Мюнхен, Германия

- Беспамятная В.Н. – учитель обслуживающего труда, г. Мелитополь, Украина

3. Актуальность темы эксперимента.

Школа переживает в настоящее время системный кризис во всём мире. Устаревшая система обучения становится тормозом для прогрессивного развития общества, так как учащиеся не получают ни полноценных знаний, ни целостного представления о мире. В настоящее время объём знаний нарастает невероятными темпами, уже невозможно передать их за счёт дальнейшего расширения школьной программы, так это ведёт к неоправданной перегрузке учащихся. Кроме того, разорванные во временном и логическом пространстве, обрывочные фрагментарные знания из различных школьных предметов представляют собой пёстрый набор правил, формул и законов. Они как пазлы из различных игровых упаковок, которые школьник никакими усилиями не сможет собрать воедино. Такие знания удерживаются в эпизодической памяти до сдачи экзамена, а затем исчезают навсегда. В такой ситуации отсутствует интерес и мотивация к обучению. В период глобализации и интеграции школа нуждается в коренной перестройке.

4. Идея эксперимента:

- создание оптимальной системы обучения в основной школе в соответствии: а). с требованиями современной эпохи (предоставление целостной картины мира в динамике его развития, формирование системного мышления и глобального мировоззрения); б). с познавательными потребностями учащихся (в фокусе обучения - предметы и явления окружающего мира, на которые направлено внимание учащихся; предоставление широкой палитры знаний касательно изучаемой проблематики).

5. Замысел эксперимента:

Переход к целостной интегрированной системе обучения ЭВОЛШ.

Структура курса: материал обучения сосредотачивается в 3-х основных тематических модулях: МИР, ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО, которые соответствуют основным этапам эволюции; модули подразделяются на тематические блоки и проекты. Комплектация тематических структурных единиц осуществляется на основе синтеза научных знаний и художественных образов. Универсальные знания привлекаются по мере необходимости, для освещения соответствующих тем.

Новая логика обучения: а) базовые понятия изучаются непосредственно в тематическом контексте, по мере их появления; б) учащиеся приобретают разнообразные знания в процессе изучения окружающего мира.

6. Объект исследования: процесс обучения, ориентированный на развитие у учащихся заинтересованности, мотивации, активности; обеспечение результативности обучения.

7. Предмет исследования: процесс обучения по системе ЭВОЛШ, направленный на развитие у учащихся заинтересованности, мотивации, активности; обеспечение результативности обучения.

8. Цель эксперимента:

Разработать и апробировать модель обучения по системе ЭВОЛШ, обеспечивающей развитие у учащихся заинтересованности, мотивации, активности; результативность обучения.

9. Задачи эксперимента:

- разработка учебно-методического обеспечения ЭВОЛШ в ходе совместной работы учителей-предметников

- разработка пакета условий для творческой активности и максимального индивидуального развития каждого учащегося в соответствии с его интересами и склонностями;

- наполнение модулей и блоков конкретными разработками занятий соответствующей тематики

- подготовка и проведение интегрированных занятий учителями разных профилей в соответствии с программой курса

- планирование и организация проектной деятельности учащихся

- предоставление учащимся широкого выбора форм и видов работы в ходе учебной деятельности

- накопление, анализ и обобщение опыта работы по новой системе в экспериментальных классах

10. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что

- целостная система обучения, построенная на основе транс - дисциплинарного подхода позволит формировать у учащихся системные представления о мире;

- новые подходы и методы сделают процесс обучения увлекательным и эффективным.

11. Диагностический инструментарий: анкеты, интервью, конкурсы, интеллектуальные игры, творческие отчёты в форме защиты проектов, демонстрация экспериментов, выставки работ учащихся.

12. Ожидаемые результаты:

- реализация творческого потенциала учителя и ученика

- высокая, заинтересованность, мотивация и активность учащихся

- высокая эффективность процесса обучения: глубокое и сознательное овладение знаниями.

- формирование у учащихся общего представления о мире как основы для личностного и профессионального самоопределения

- приобретение навыков исследовательской, творческой и практической деятельности

- расширение социальных компетенций

- успешная самореализация и повышение самооценки каждого учащегося

13. Сроки эксперимента: 1212г. – 1217г.

14. Этапы проведения эксперимента.

2012г. - 2014г. – 5 - 6 классы, Модуль 1. МИР

2014г. - 2015г. – 7 - класс, Модуль 2. ЧЕЛОВЕК

2015г. – 2017г. – 8 - 9 классы, Модуль 3. ОБЩЕСТВО

15. Прогноз возможных негативных последствий: негативное отношение некоторых учителей к новым подходам к обучению; неэффективное использование некоторыми учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий; негативное реагирование отдельных родителей на нововведения.

16. Способы коррекции. Создание условий для коллективного творчества, круглые столы учителей-предметников, вебинары, целенаправленное повышение компетентности через семинары и дистантные курсы повышения квалификации.

Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.

17. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики. Публикация методических разработок в журналах «Издательского дома «Инновации и эксперимент», на сайтах www.in-exp.ru, www.evolscheducation.com

Издание сборников учебных и методических материалов международного пилотного проекта ЭВОЛШ, разработанных в рамках тематических модулей.

Скачать Программу эксперимента международного пилотного проекта ЭВОЛШ >>

 


Инновации и эксперимент в образовании