Инновации и эксперимент в образовании

Образец аннотации для журнала "Муниципальное образование:инновации и эксперимент PDF Печать E-mail

УДК 378.1

 

Шевелева Наталья Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент, директор центра менеджмента качества и мониторинга, УрГПУ, Екатеринбург

 

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 

Аннотация. В статье представлены подходы к формированию политики: в области качества, социальной ответственности и охраны труда и здоровья в педагогическом университете. Подробно рассмотрена роль студенчества в формировании независимой оценки качества образования. Установлено, что интегрированная система менеджмента является внутренней гарантией качества образования, включенный в нее менеджмент социальной ответственности позволяет выявить и полнее реализовать требования всех групп потребителей. Вовлечение студентов педагогического вуза в процессы управления качеством позволит сформировать компетенции в области менеджмента качества, которые будут необходимы в работе в любой образовательной организации.

Ключевые слова: социальная ответственность, требования потребителей, качество, студенты, гарантия качества образования, система менеджмента качества, система социальной ответственности

 

Sheveleva Natalia L.

Ph.D., associate professor, director of quality management and monitoring, USPU, Ekaterinburg

 

CUSTOMER FOCUS — PRINCIPLE OF QUALITY MANAGEMENT AND SOCIAL RESPONSIBILITY THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

 

Abstract. This paper presents an approach to policy: in quality, social responsibility, and health and safety at the Pedagogical University. Considered in detail the role of the student body in the formation of an independent assessment of the quality of education. It was found that the integrated management system is the internal quality assurance of education, included in its social responsibility management allows you to identify and fully implement the requirements of all user groups. Involvement of pedagogical high school students in quality management processes will form the competence in the field of quality management, which will be necessary in any educational organization.

Keywords: social responsibility, customer requirements, the quality of students, the quality assurance of education, the quality management system of social responsibility system

 

В результате реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р) изменились взаимоотношения вуза с обществом, что привело к увеличению заинтересованных сторон вуза и росту требований с их стороны к деятельности вуза. Сегодня от современных вузов требуется активная социальная позиция, интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь города, региона и страны в целом, полное выполнение требований всех участников образовательного процесса. Органы власти и общество рассчитывают, что эти взаимоотношения перейдут на качественно иной уровень и способствовать этому будет система социальной ответственности образовательной организации [5].

Категория качества является ключевой в новой парадигме цивилизационно-экономического развития человечества и имеет различные толкования. В соответствии с философскими воззрениями качество — объективная, существенная, относительно устойчивая внутренняя определенность целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений [7; 9]. Понятие социальной ответственности в научной литературе трактуется как добровольный вклад, связанный напрямую с основной деятельностью организации и выходящий за рамки определенного законом минимума, в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах [2].

Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой.

Качество педагогического образования как социальная категория определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп, индивидов в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Именно поэтому ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ) одним из первых российских вузов внедрил в практику образовательной организации систему менеджмента социальной ответственности, что помогло ему точнее определить критерии оценки социальной ответственности образовательной организации перед всеми участниками образовательного процесса и заинтересованными сторонами, в том числе и в области качества образовательных услуг. В университете накоплен большой практический опыт в области управления качеством. По сути, управление качеством в университете давно перешло с уровня экспериментального и инновационного на технологичный уровень. Качество образования и социальная ответственность перед обществом неразрывно связаны друг с другом. Социальная среда, в которой существует педагогический вуз, предъявляет к нему повышенные требования, как в отношении качества подготовки выпускников, выполнения государственных законов и нормативов, так и комфортности труда, социальной защищенности, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений и этики осуществления своей деятельности.

В настоящее время в УрГПУ действует интегрированная система менеджмента, созданная на основе системы менеджмента качества стандарта ИСО-9001 путем введения требований международных стандартов IQNet SR-10 «Менеджмент социальной ответственности» и OHSAS 18001 «Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда».

УрГПУ одним из первых российских вузов создал такую интегрированную систему управления и сертифицировал ее на международном уровне. Сертификат соответствия требованиям международных стандартов является значимым свидетельством внутренней гарантии качества образования.

Введение термина «Внутренние гарантии качества» было обусловлено требованиями документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанном в рамках Болонской декларации в 2006г.

Согласно этому документу гарантии качества в образовании могут рассматриваться как все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению образовательным учреждением (ОУ) применительно к качеству, что, в свою очередь, позволяет провести декомпозицию этой деятельности:

  • на планирование качества, т.е. деятельность, направленную на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования;
  • на управление качеством, т.е. методы и виды деятельности ОУ оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;
  • на обеспечение качества, т.е. деятельность, направленную на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены;
  • на оценку качества, т.е. деятельность по подтверждению того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены);
  • на улучшение качества, т.е. все виды деятельности ОУ, направленные на улучшение способности выполнить все требования потребителей.

В этом плане уместно вспомнить Великого гуру в области менеджмента качества Эд. Деминга, который утверждал, что 96% проблем качества — это ответственность системы управления, а на долю исполнителей приходится лишь 4%. Это говорит о том, что качество определяется системой управления.

Международный стандарт IQNet SR-10 позволил нашему университету:

  • интегрировать социальную ответственность в стратегию и управление университетом;
  • разработать единую документацию с СМК на основе стандарта ИСО-9001 и цикла непрерывного улучшения «PDCA»;
  • учесть потребности всех заинтересованных сторон;
  • полнее реализовать требования к качеству образования.

Что же гарантирует система менеджмента качества и система социальной ответственности всем заинтересованным сторонам? —

  • что требования всех групп потребителей будут услышаны и выполнены;
  • что управление вузом станет эффективнее, за счет прозрачности и вовлечения персонала в процессы управления;
  • возрастет доверие к образовательной организации;
  • повысится имидж образовательной организации.

Внутренняя гарантия качества Университета обеспечена:

  1. лидерством руководителей и ответственностью менеджеров на всех уровнях управления;
  2. компетентностью и профессионализмом персонала, его подготовкой и осведомленностью в вопросах управления качеством образования;
  3. мотивацией персонала к качественному труду, вовлечением персонала в процессы улучшения;
  4. мотивацией обучающихся к качественному обучению, вовлечением студентов в процессы улучшения;
  5. действенной и оптимальной системой мониторинга;
  6. созданием необходимых условий для качественного образовательного процесса и научных исследований.

В УрГПУ утверждены и действуют три Политики: в области качества, в области социальной ответственности и области охраны труда и здоровья. Следует отметить, что во всех политиках включены пункты ответственности перед студентами и другими категориями потребителей.

Каждая из заинтересованных сторон вуза предъявляет свои требования к качеству образования и социальной ответственности [12]. Министерство образования и науки России, несмотря на то, что, прежде всего, является управляющим органом для большинства вузов, представляет интересы государства и общества по обобщению и формулированию требований к качеству образовательных услуг в виде государственных образовательных стандартов и ФГОС ВО по различным направлениям подготовки [4; 5; 6; 10; 11]. В России исторически сложилось так, что образовательные организации в своей деятельности в первую очередь нацелены на реализацию именно требований государства и учредителей. Но и другие заинтересованные стороны имеют свои требования, только они не всегда документально оформлены и утверждены. Для вуза важно определить требования и ожидания всех заинтересованных сторон и учитывать их в своем развитии. Одной из задач системы менеджмента социальной ответственности является «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости» [1; 8]. Реализация этой задачи требует «услышать голос» главного потребителя образовательной услуги — студента, требования которого до настоящего времени нигде не были официально признаны [2; 3].

С 2014 г. студенты УрГПУ активно включились в Общероссийское общественное движение «За качественное образование». Комиссией по качеству Студенческого совета УрГПУ был разработан «Стандарт качества педагогического образования. Требования студентов» на основе общероссийского Студенческого стандарта качества образования, он отражает специфику педагогического образования.

Стандарт представляет собой совокупность требований студентов к образовательному процессу, которые являются общими и могут быть применены любым вузом, реализующим образовательные программы педагогической направленности на территории России. Стандарт может быть применен образовательной организацией, которая имеет намерение:

  • наиболее полно реализовывать социальную ответственность по отношению к главным потребителям образовательной услуги — обучающимся;
  • повышать удовлетворенность обучающихся качеством образования в данной организации;
  • проводить самооценку своей деятельности с позиции соответствия настоящему стандарту и заявить об этом соответствии всем заинтересованным сторонам — участникам образовательных отношений, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;
  • улучшать менеджмент для достижения устойчивого развития организации.

Студенческий стандарт качества является официальным документом, закрепляющим требования студентов к образовательному процессу, на основании которого можно проводить исследование удовлетворенности обучающихся, а это восприятие обучающимися степени выполнения их требований и значит выполнение вузом социальной ответственности перед потребителем.

«Стандарт качества педагогического образования. Требования студентов» предъявляет требования к учебному процессу, научно-педагогическим работникам, научно-исследовательской и инновационной деятельности, интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью, социокультурной среде и социальной поддержке, образовательной среде, инфраструктуре образовательной организации, досуговой и воспитательной работе с обучающимися, а так же требования к самим обучающимся.

При разработке требований стандарта и их обсуждении обучающиеся обратили внимание на необходимость развития в процессе обучения личностных качеств студентов, приобретения ими психолого-педагогических компетенций, наличие которых гарантирует выпускнику педагогического вуза эффективную деятельность в качестве современного учителя и высококлассного педагога. Современный учитель должен обладать не только знаниями по педагогике и психологии, владеть инновационными образовательными технологиями, но и получить базовую подготовку в области технологии управления качеством образования, — это студенты также отметили в своих требованиях.

В настоящее время выстраивается совместная работа студенческого совета по качеству и администрации вуза на основе доверия и взаимопомощи. В развитии студенческого движения «За качественное образование» в университете принимает активное участие центр менеджмента качества и мониторинга (ЦМКиМ), в котором накоплен большой опыт по вовлечению персонала в процессы непрерывного улучшения и опыт по мониторингу качества. Совместно с ЦМКиМ была проведена Школа качества для студенческого актива УрГПУ, где студенты в виде деловой игры выявляли проблемы в различных областях деятельности вуза и разрабатывали дорожные карты их решения. Следует отметить, что студенты очень тонко чувствуют проблемные места в деятельности вуза. Разработанные ими проекты были доложены на комиссии по политике качества в декабре 2015 г.

Студенты принимали участие как аудиторы в аудите процесса «Социальная поддержка студентов», так же студенты привлекались к проверке сайтов подразделений. Совместно с комиссией по качеству профсоюзной организации обучающихся в мае 2013 г. было проведено расширенное исследование удовлетворенности студентов, включающее исследование причин непосещения занятий. Исследование и обработку результатов проводили сами студенты. Результаты исследования были доведены до сведения всех руководителей подразделений и руководства УрГПУ.

На заседании комиссии по политике качества ученого совета УрГПУ было принято решение разработать долгосрочную программу обеспечения гарантии качества образования во взаимодействии со студенческим Советом по качеству и другими комиссиями ученого совета. Мы считаем, что такие проблемы, как

  • увеличение и сохранность контингента студентов;
  • внедрение профессиональных стандартов в образовательный процесс;
  • развитие НИРС в виде участия студентов в грантах и хоздоговорной деятельности;
  • интеграция образовательной и производственной среды

и другие могут быть успешно решены только совместно со студентами.

Анализ выполнения Программы развития СМК и гарантии качества образования, а также приоритетные направления федеральной Государственной программы «Развития образования» позволяют сформулировать цель и основные направления взаимодействия студенческого сообщества в лице студенческого совета по качеству и педагогического коллектива в лице руководства УрГПУ.

Цель: усиление роли студенчества в повышении качества образования в УрГПУ.

Направления взаимодействия:

  1. Формирование нормативной базы участия студентов в гарантии качества образования.
  • Разработать Программу обеспечения гарантии качества образования во взаимодействии со студенческим Советом по качеству на период до 2020 г.
  • Формировать рекомендаций по внесению изменений в действующие локальные акты, регулирующие права, обязанности и интересы студентов.
  1. Активизация участия студентов в системном мониторинге качества образования:
  • Расширить практику привлечения студентов к процедуре внутренних аудитов процессов СМК как аудиторов (для этого нужно обучить команду внутренних аудиторов из числа студентов);
  • Привлекать студентов к анкетированию работодателей, которое является очень важным и необходимым условием государственной аккредитации образовательных программ, не только в период практики, но и в течение всего учебного года.
  • Организовать всеохватывающий системный мониторинг удовлетворенности студентов качеством преподавания различных дисциплин.
  • Ежегодно проводить комплексную оценку потребностей студентов, как потребителя образовательной услуги на основании Студенческого стандарта качества.
  • Организовать систему студенческих взаимопроверок по посещаемости и выполнению контрольных мероприятий.
  1. Привлечение студентов к внедрению профессиональных стандартов в образовательный процесс.
  • Студенческие активы совместно с преподавателями могут проводить информационные семинары в форме деловых игр по разъяснению студентам трудовых функций, задач и компетенций, прописанных в профессиональных стандартах.
  1. Развитие НИРС, привлечение студентов к участию в грантах и хоздоговорной деятельности.
  2. Формирование в студенческой среде культуры качества.
  • Создавать необходимые условия для понимания и заинтересованности студентов политикой и направлениями деятельности в области качества через их обучение в различных формах основам управления качеством и отдельным аспектам менеджмента качества, которые студенты могут применить лично к себе.
  1. Информирование студентов о деятельности и достижениях в рамках интегрированной системы менеджмента; о правах и ответственности студентов в области качества образования. Проводить политику информационной открытости.

Опыт внедрения и развития СМК в вузе показывает, что поставленные задачи выполнимы и в дальнейшем обеспечат Университету новый уровень развития качества и социальной ответственности.

 

Литература

 

1. Антипина И. О. Механизмы независимой оценки качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 12–17.

2. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1 (95). С. 56–68.

3. Волкова С. В., Манджиева Э. С., Никаноров И. Н. Включение обучающихся образовательных организаций высшего образования в оценку и повышение качества образования (нормативные документы и методические рекомендации). М.: Изд-во ИКАР, 2016. 120 с.

4. ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности»

5. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования»

6. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)

7. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 4–20.

8. Колегова Е. Д. Обеспечение и оценка качества образования: проблемы и пути решения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 33–37.

9. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. / Под ред. С. А. Степанова. С-Петербург, ГЭТУ «ЛЭТИ», 2006, 36 с.

10. Международный стандарт IQNetSR 10 «Системы менеджмента социальной ответственности Требования».

11. Рекомендации для компаний по проведению самооценки организации деятельности компании в соответствии с принципами социальной ответственности на основе положений международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», Москва, РСПП, 2011. 44 с.

12. Симонова А. А. Компетентностный подход: аспект внедрения в практику учреждения социальной сферы // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 42–46.

 

References

 

1. Antipina I. O. Mechanisms independent assessment of the quality of education // Innovative projects and programs in education. 2015. No. 4. P. 12–17. (In Russian)

2. Veryovkin L. P. Corporate Social Responsibility // Monitoring of public opinion. 2010. No. 1 (95). P. 56–68. (In Russian)

3. Volkov S. V., Mandzhieva E. S., Nikanorov I. N. Inclusion of students of educational institutions of higher education to assess and improve the quality of education (regulations and guidelines). M.: Publishing house IKAR, 2016. 120 p. (In Russian)

4. GOST R ISO 26000 «Guidance on Social Responsibility»

5. ISO 9001: 2008 «Quality Management System. Requirements»

6. RF State Program «Development of Education» for 2013–2020 (approved by the RF Government on May 15, 2013 N 792-p) (In Russian)

7. Dorozhkin E. M., Zeer E. F. Methodology vocational teacher education: theory and practice (theoretical and methodological base of professionally-pedagogical education) // Education and science. 2014. No. 9 (118). P. 4–20. (In Russian)

8. Kolegova E. D. Assurance and evaluation of the quality of education: problems and solutions // Innovative projects and programs in education. 2015. No. 6. P. 33–37. (In Russian)

9. A brief glossary of terms in the field of quality management of higher and secondary vocational education. / Ed. S. A. Stepanov. St. Petersburg, GETU «LETI», 2006, 36 p. (In Russian)

10. The international standard IQNetSR 10 «System of social responsibility management requirements». (In Russian)

11. Recommendations for companies to conduct self-organization of the company in accordance with the principles of social responsibility on the basis of the provisions of the ISO 26000 international standard: 2010 «Guidance on Social Responsibility», Moscow, RSPP, 2011. 44 p. (In Russian)

Simonov A. A. Competence approach: the aspect of practical application of social institutions // Teacher Education and Science. 2011. No. 1. P. 42–46. (In

 
Инновации и эксперимент в образовании