Инновации и эксперимент в образовании

Образец статьи PDF Печать E-mail

Леви Надежда Николаевна

воспитатель высшей категории

МАДОУ № 35 «Дельфин»

г. Домодедово Московская область

E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА – НЕЗАМЕНИМОЕ СРЕДСТВО В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: В статье автор говорит о влиянии художественной литературы на социально-личностное развитие младших дошкольников, о становлении личности, моральных и нравственных качествах ребенка средствами малых фольклорных форм.

Ключевые слова: Государственные стандарты, социально – личностное развитие, художественная литература, стихи

В современной жизни социально-личностное развитие – это одно из направлений, выделенных в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством нравственного воспитания. Она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок [4]. В произведении воссоздается конкретная образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. Художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает литература. Ребенок искренне переживает за героев, оценивает их поступки и действия [5, 6].

Художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения. Оно помогает ему осознать свое поведение и строить его на качественно новой основе – понимании правил и норм морали.

Известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, одним словом делает нас мудрыми» [3].

Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Особое место в нем занимает организация режимных моментов и воспитание культуры здоровья дошкольников.

Значительным достижением дошкольников является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени дошкольника младшего возраста. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. Богатейшим подспорьем в организации воспитателем режимных моментов становятся фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью и вместе с тем доставят ребенку удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с дошкольниками, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико…» или «Мы набрали в рот воды...», авторские стихи Агнии Барто, произведения С. Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.

Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.

При использовании художественной литературы необходимо опираться на принцип вариативности. Он предполагает учет возрастных особенностей, когда, например младшему дошкольнику только читают произведение, чтобы вызвать интерес к бытовому процессу, а старший, выучив его наизусть, применяет в игре или рисовании. Кроме того, чтобы усвоить содержание литературного произведения, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, то есть включать в различные ситуации и виды деятельности дошкольника. Содержание произведения многозначно, ассоциативно и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Таких задач, как создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам, поддержание их эстетики и красоты, ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов, создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков, мотивированная оценка поведения ребенка, побуждение его к активности и самостоятельности [6].

Хотя художественное слово используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно. Попутно с основной задачей, на решение которой прямо направлено применение художественного произведения, решаются и другие перечисленные выше задачи, но соотношение их в определенной ситуации различно. Таким образом, с принципом вариативности взаимосвязан принцип комплексности [6].

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения старших. Например, стихотворения И. Демьянова «Про Машу и манную кашу», «Девочку-копушу», «Вову-растеряшу» Б. Заходера, В. Лившица «Валины перчатки» помогают детям осознавать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.

С помощью художественного слова расширяются знания детей о предметах, их свойствах, профессиях людей, которые их создают.

Например, дошкольнику трех лет интересно будет узнать, что каша «сделана» из гречки, которая варилась в печке (З. Александрова «Вкусная каша»). Ребенка постарше можно познакомить с процессом приготовления гречневой каши: гречка – это крупа, сначала она растет, потом ее собирают, кладут в горшок, заливают водой и долго варят, чтобы получилась каша. Здесь формируется интерес к труду взрослых, складывается представление о профессиях, их значении, способах и орудиях труда. Например, повар готовит пищу для других людей, для этого он использует разные продукты, он варит, жарит и парит (Э. Мошковская «Да здравствуют повара!»). Эти знания ребенок использует в игре, обогащая сюжет и разнообразя игровые действия;

Художественное слово помогает удовлетворять растущую познавательную потребность ребенка, устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства предметов. Например, в стихотворении И. Токмаковой «Сказочка про пироги», дошкольник узнает о том, что сахар тяжелый, а мука легкая, можно замесить тесто на воде. Стихотворение рассказывает об этом легко, непринужденно, создавая игровую воображаемую ситуацию, что близко ребенку и поэтому легко запоминается.

Художественная литература уточняет, обогащает, систематизирует элементарные знания, получаемые ребенком при взаимодействии с миром вещей, природы, с социальным окружением.

Стихи доступно, в образной форме, на конкретном примере показывают, что правила поведения и нравственные нормы нужно соблюдать, чтобы проявить уважение к другому человеку. Например, после еды говорят спасибо тем, кто готовил еду, накрывал на стол (Е. Благинина «Обедать»). Проснувшись, всем желают доброго утра и хорошего дня (О. Дриз «Как сделать утро добрым»). Так малыш приходит к осознанию общественной значимости правил поведения и нравственных норм. Они начинают выступать для него регулятором взаимоотношений между людьми. Художественная литература переносится на все виды деятельности дошкольников.

Игра – самый привлекательный и важный вид деятельности для дошкольников. Сколько раз мама пела колыбельные песни своей дочке, а теперь она сама поет их своей любимой кукле. Чтение стихотворения может протекать вместе с инсценировкой. Выучив наизусть стихотворение И. Орлова «Хрюша обижается» и, приготовив необходимые игрушки и предметы, можно разыграть перед детьми содержание стихотворения, а потом спросить, почему все довольны, а Хрюша сердится. Таким образом, дошкольники закрепляют нравственные правила и нормы.

Стихотворения включаются в изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию. При подготовке к изобразительной деятельности по содержанию стихотворения дошкольникам читают произведение, даже если они с ним хорошо знакомы, обсуждают содержание будущего рисунка, аппликации, лепки. Дети рассказывают, что они будет рисовать, как расположат предметы на листе бумаги, какой изобразительный материал выберут, а после выполнения работы объяснят, что получилось.

Художественное слово органично включается в процесс формирования социально-личностных качеств дошкольников.

Литература

  1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе: учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 2012. 80 с.
  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинов В. И. Ребенок и книга. М.: 1992. 75 с.
  3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. Изд. 3-е. М.: Дет. лит., 1989. 238 с.
  4. Меньшенина Ж. М., Умникова Е. Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С. 18–22.
  5. Морозова Е. Н. Развитие речевой деятельности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 48–50.
  6. Мочкаева И. А. Технология организации групповой работы в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С. 54–58.
  7. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. 128 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
 
Инновации и эксперимент в образовании