Инновации и эксперимент в образовании

Характеристики инновационной деятельности PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лазарев В.С.   
03.02.08 03:30

Источником инноваций является проблема. Решить проблему - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

    В общем смысле развитие - это «...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной смены функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры»1. По направлению различают прогрессивное развитие (движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному), и в противовес ему - регрессивное развитие (обратное движение). В дальнейшем, говоря о развитии, я буду иметь ввиду только прогрессивное изменение.

    Исходя из приведенного общего понятия, развитие школы можно определить как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
    Совокупность этих этапов от зарождения потребности в изменениях до институализации введенного новшества образует единичный инновационный цикл.

    В школе одновременно может осуществляться множество разных нововведений. Одни могут реализоваться независимо друг от друга, а другие быть тесно связанными и образовывать сложную структуру, состоящую из единичных нововведений и связей между ними. По сложности структуры инновационных процессов можно судить насколько активно работает школа на развитие.

 

Лазарев В.С.,
Член-корреспондент РАО,
Доктор психологических наук,
директор Института 


    В следующих номерах журнала читайте Лазарев В.С. главы пособия и рабочей тетради «Планирование развития образовательного учреждения»


1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 561
2 См. Управление развитием школы... С. 113-118; Управление школой: теоретические основы и методы. С. 231-235
3 См. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989; Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики М., 1993; Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.
4 Коноплина Н.В. Управление развитием педагогического вуза. Сургут, 1999.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании