Инновации и эксперимент в образовании

Правовой статус автономного образовательного учреждения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Феклин С.И.   
28.08.08 03:00

Автономное образовательное учреждение, как организационно-правовая форма некоммерческой организации, в российском законодательстве появилось после принятия Федерального закона от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». С учетом данного закона все образовательные учреждения в Российской Федерации делятся на три вида:

  • частные (негосударственные и немуниципальные);
  • государственные (федеральные или региональные);
  • муниципальные.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь, могут быть двух типов: бюджетными; автономными.

Обращаем внимание, что негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения (частные) не могут быть автономными.

Само название типа государственного (муниципального) учреждения – «автономное» – указывает на самостоятельную деятельность (бухгалтерскую, финансовохозяйственную). Автономия – (от греческого слова autonomia) – это самоуправление, право на самостоятельность. Речь идет не о полной независимости образовательного учреждения, поскольку автономное учреждение представляет собой тип уже существующей организационно-правовой формы юридических лиц – «учреждение» (пункт 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ1).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Представим в табличной форме различия правового статуса бюджетного и автономного образовательного учреждения.

Государственное (муниципальное) образовательное учреждение

Автономное образовательное учреждение

Является бюджетным учреждением. Финансируется из бюджета.

Не является бюджетным учреждением. Из бюджета финансируется только определенное учредителем задание.

Без согласия собственника не может распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления. Самостоятельно распоряжается только имуществом, полученным из внебюджетных источников (доходы от внебюджетной деятельности учитываются на отдельном балансе).

Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, в том числе приобретенным самостоятельно автономным учреждением, вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в пределах доведенных бюджетных лимитов, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником на праве оперативного управления или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Финансовое обеспечение задания учредителя автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений, поступают в доход бюджета.

Средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, поступают в доход автономного учреждения.

Понятия «крупная сделка» и «сделка, в отношении которой имеется заинтересованность», не используются в деятельности бюджетного учреждения.

«Крупная сделка» и «сделка, в совершении которой имеется заинтересованность» совершается после предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения.

Осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует образовательные программы и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников без специального задания учредителя.

Реализует установленное учредителем задание в соответствии с предусмотренной уставом автономного учреждения основной деятельностью, образовательной программой.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие органы, предусмотренные уставом. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель образовательного учреждения.

Органами автономного учреждения являются: - наблюдательный совет автономного учреждения, - руководитель автономного учреждения, - иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы.

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют органы федерального казначейства (в части бюджетных и внебюджетных средств).

Финансово-кредитное обслуживание осуществляют федеральные органы казначейства (в части бюджетных средств) и кредитные организации, банки (в части внебюджетных средств).

Имеют для расчета лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Лицевые счета открываются для обслуживания бюджетных средств. Вправе открывать счета в кредитных организациях для обслуживания внебюджетных средств.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства изымаются в бюджет и не учитываются в смете следующего года.

Неизрасходованные в текущем финансовом году внебюджетные средства не изымаются в бюджет, могут использоваться в следующем финансовом году.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода вне зависимости от размеров дохода.

Вправе уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь на общих основаниях (если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).

Для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов). Предусмотрены особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иное в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Особенности ведения налогового учета, предусмотренные для бюджетных учреждений, на автономные учреждения не распространяются.

Государственные и негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Изменение типа на автономное учреждение возможно по инициативе или с согласия бюджетного учреждения (договоренность учредителя и учреждения).

Изменение типа на бюджетное учреждение возможно по решению учредителя автономного учреждения (в одностороннем порядке).

Бюджетное учреждение не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 17 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ).

Автономное учреждение, доход которого за девять месяцев текущего года не превысил 15 млн. рублей, имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, так как ограничения касаются исключительно бюджетных учреждений.

В следующих статьях мы познакомим читателя с финансово-хозяйственными вопросами и правовыми аспектами управления автономным образовательным учреждением.

Фёклин С. И.,
заместитель директора
Центра нормативного правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО, эксперт-юрист
Федерального оператора реализации ПНПО,
старший преподаватель
кафедры прав человека
юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ


1далее по тексту – ГК РФ

2 Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2007 г. № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения

 

Комментарии

 
#1 Спасибо.Разина 22.12.2010 14:40
Спасибо. Нужно было позарез на работе. Очень помогли. :-)
Цитировать
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании