Инновации и эксперимент в образовании

Проблематика образовательной программы и инновационной деятельности PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лобок А.М.   
30.08.08 19:47

Может ли образовательная программа предъявить себя как программа возникновения и становления некой новой сущности?

Проблема программной цели

Если программа себя перепрограммирует, переопределяет (через деятельность субъектов образовательного процесса, каждый из которых создаёт собственную программу образовательной деятельности внутри общей рамки или по отношению к общей рамке заданной образовательной программы), возникает вопрос: насколько возможна цель такого рода программной деятельности?

Здесь мы упираемся в вопрос, что такое цель. Цель не субъективно полагаемая, но существующая как объективное разрешение некой развивающейся сущности.

Объективная цель любого существования как раз и состоит в разворачивании сущности. Но нужно, чтобы была сущность. Если нет сущности – не будет её разворачивания. Есть предположение, что у нынешней системы образования нет такого рода объективной цели – как того, во что может быть развёрнута сущность, – и вместо этого есть цели отдельно взятых бюрократов.

Цель есть исключительно тогда, когда есть развитие. Когда есть некое новое состояние, которое отличается от прежнего. Сущностное существование – это движение к пределу, каковым и является ситуация развития. А предел – это то, в чём происходит выявление сущности.

Таким образом, цель – это не то, что мы «ставим» перед собой в режиме произвольного хотения, а то, что положено в сущности. Проблема цели – это не проблема наших желаний, а проблема исследовательская по сути, проблема исследования сущности.

Цели нельзя поставить как внешние. Цели можно выявить. Чем тоньше и глубже теоретический анализ, тем более точно можно определить тайные (подлинные) цели той или иной системы.

Только так можно определить действительные – и не осознаваемые ею! – цели существующей системы образования.

В этом смысле цель не меняется, а определяется. Цель может уточняться.

Изменяется наше представление о наших действительных целях – о действительных целях нашей деятельности. Исследуя реальную деятельность, мы можем прояснить реальное, действительное содержание этой деятельности.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Ведущие ориентиры инновационных образовательных программ

Анализ всего массива инновационных образовательных программ, заявленных в инновационном движении, позволяет вычленить содержательные ориентиры для авторских коллективов, занимающихся разработкой и совершенствованием программ инновационной образовательной деятельности.

  1. Инновационная образовательная программа направлена, в первую очередь, не на оснащение учеников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностно профессиональных установок самого учителя – по отношению к ребёнку, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному носителю и знания, и незнания. С этим связаны: открытость новому, неизвестному; готовность к поиску и импровизации и многое другое. Установки часто не осознаются человеком на рациональном уровне: учитель принимает и субъектность ученика, и диалогическую позицию, и многое другое, но в реальной практике (при разрешении конкретных проблем в процессе учения и общения) он может действовать совершенно иначе, в соответствии со своими прежними глубинными установками.
  2. Инновационные образовательные программы отличает новое понимание соотношений «школа – жизнь», «школа – общество» и «образование – культура». Школьные годы, как и детство вообще, не время «подготовки к жизни». Школа – не особое, отгороженное пространство, где готовятся (тренируются) жить. Школьное место и время – неотъемлемая часть целостной человеческой жизни. Отсюда вытекает необходимость открытости школы, то есть необходимость её многообразных и не случайно возникающих связей с опытом остальной жизни. Преимущественная направленность и характер этих связей определяются спецификой, «неповторимым лицом» каждого из образовательных направлений. Это может выступать в форме целесообразно организуемого педагогического партнёрства, реализоваться в идее «школа – дом» или в организации различных творческих практик, которые выбирают дети и взрослые и которые обращены за рамки замкнутого школьного пространства – в жизнь семьи, микрорайона, района, города. Важно, что успешность таких практик невозможна без учения. В этом случае инновационная образовательная программа залечивает неестественный разрыв между образованием и культурой. Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие. А профессия учителя становится профессией проводника новых носителей, творцов человеческой культуры. Образно говоря, педагог-инноватор не стоит между ребёнком и культурой; они оба «смотрят в одну сторону», причём оба сотрудничают как люди, заинтересованные в творческом освоении культуры и (хотя и в разной степени) как ещё не освоившие её, как «незнающие».
  3. Характерной чертой образовательной программы инновационного типа является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами и практиками с целью создания настоящего культурного продукта. Одним из принципов оценки результативности может быть поэтому само наличие подобного культурного продукта, его качество и востребованность. Следовательно, образовательная программа инновационного типа (хотя она, конечно, никогда полностью не освободится и не должна освобождаться от чисто учебного содержания) в значительной мере строится на реальном созидании «фактов культуры», в том числе культуры педагогической. По всей вероятности, одним из реальных проявлений этого и является проектный принцип.
  4. Образовательная программа инновационной деятельности даёт основания для приобщения к определённому образовательному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована). Поэтому основная инновационная идея не должна сращиваться со способами её реализации конкретными людьми в конкретных условиях. Более того, должна присутствовать возможность переноса основной идеи образовательной программы в совершенно иные условия, в отдалённые сферы реализации.
  5. Культура в этих программах осваивается не как внешний человеку, отчуждённый объект, а как его собственная культура: как то, что порождено подобными ему людьми и что может порождаться им самим. Если этот подход утвердится и расширится на все образовательные области, действительно возможной станет гуманизация всего образования и его исторически значимое обновление не на словах, а на деле. В первом приближении можно обозначить это качество как неотчуждённое отношение к культуре и способность педагога ставить ребёнка в эту неотчуждённую позицию.

Базовые элементы образовательной программы

Анализ массива инновационных образовательных программ позволяет вычленить следующие базовые элементы любой образовательной программы инновационной деятельности:

  1. Идеология, ценности, принципы, содержательные ориентиры – те предельные идеальные конструкты, которые осуществляются через деятельность создания и реализации образовательной программы.
  2. Лежащая в основании проекта личностная, деятельностная проблематизация, разрешаемая проектом и трансформирующаяся при помощи проекта в новое проблемное состояние.
  3. Новые общественные образовательные потребности, обнаруживаемые с помощью данного проекта.
  4. Обнаружение новых форм образовательной деятельности.
  5. Новое представление о результативности. Важно, что оно не задаётся как общее, а вырабатывается каждой образовательной программой самостоятельно. Общий принцип результативности проекта заключается в том, что совсем не обязательно достигаются «запланированные результаты», а в принципе происходит разворачивание некоторой проектной субъектной деятельности, порождающей новые образовательные эффекты и необходимость их теоретического осмысления.

Общие механизмы и стратегии разработки образовательных программ инновационного типа

На основании анализа деятельности экспериментальных площадок по созданию программ инновационной образовательной деятельности можно сделать вывод о некоторых общих механизмах разработки и совершенствования такого рода образовательных программ.

  1. Проблематизация собственной деятельности (проект невозможен, если в его основании не лежит содержательная проблематизация реальной образовательной деятельности авторов проекта).
  2. Проектная инициатива (принципиально важно, что в основании проекта лежит собственная инициатива авторов, что авторы образовательной программы не работают в рамках внешнего заказа).
  3. Развивающая экспертиза инициативы (чем серьёзнее и глубже инициатива, тем в большей степени она испытывает потребность в особого рода развивающей экспертизе – во встрече с экспертнотеоретическим сообществом, в диалоге с которым происходит понимание и продвижение проекта).
  4. Мониторинг новых образовательных эффектов как потребность отследить и понять те новые эффекты, которые непредсказуемо появляются в процессе осуществления проектной деятельности.
  5. Рефлексия и теоретическое осмысление результатов.

Лобок А.М.,
доктор психологических наук

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании