Инновации и эксперимент в образовании

Управление инновационными процессами в образовании PDF Печать E-mail
Добавил(а) Табарданова Т.Б.   
30.08.08 19:47

Почему без владения специалистами технологиями управления руководителям часто не удается реализовать замыслы инновационных преобразований?

Ответ на вопрос, почему без владения специальными технологиями управления руководителям часто не удается реализовать замыслы инновационных преобразований, состоит в том, что инновационные процессы (т.е. процессы разработки и освоения новшеств) как объект управления качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов.

В этой статье рассматриваются актуальные вопросы теории и практики управления инновационными изменениями в образовании, предлагаются научнометодические материалы, которые могут быть использованы руководителями образовательных учреждений.

Теоретические основы управления инновационными процессами

Управлять инновационными процессами – значит управлять развитием образования. Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

В современных социально-педагогических условиях цель развития образования задает идея приоритетности интересов личности и их гармонизации с интересами общества и государства, что придает управлению образованием социально-личностный характер. Сущность управления заключается в создании условий, оптимизирующих педагогическуюинновационную и поисковую деятельность и благоприятствующих активизации, осознанию, рефлексии и проявлению субъектами образовательных процессов личностных и профессионально-значимых функций.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

  1. Планирование – составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Принадлежность к тому или иному типу социокультурной ситуации, конечно, непостоянна. Территории могут перемещаться из одного типа в другой, но в целом подобное разделение представляется постоянно действующим.

Необходимо также отметить то, что речь идет о преобладающем типе социокультурной ситуации. Школы в рамках одного города могут действовать и в обстоятельствах культурного центра, и в обстоятельствах центра маргинальности. Вопрос заключается в том, в каких условиях функционирует большинство образовательных учреждений.

Чем могут различаться системы управления во всех четырех описанных ситуациях? Ответ может быть только один – уровнем децентрализации. В логике этих рассуждений можно обнаружить, что наибольший уровень децентрализации возможен в обстоятельствах культурного центра и потенциального культурного центра. На уровень школы здесь может быть передано право принятия решения по всем основным направлениям (от финансов до содержания образования). Однако в случае потенциального культурного центра потребуется особенно тщательная экспертиза радикальных новационных действий.

В ситуации затухающего культурного центра явно нецелесообразна децентрализация в финансовой сфере. Решение по всем остальным вопросам может быть передано на уровень образовательного учреждения.

В центре маргинальности единственная система управления, которая сможет в этих обстоятельствах удержать образование «на плаву», – это централизованная.

Таким образом, взаимодействие социокультурных факторов, проявляющихся в разных территориях неодинаково, обусловливает те или иные уровни децентрализации в системе образования.

Поиск оптимальной модели управления и организации образования, который ведется в России в координатах «централизация – децентрализация», должен привести к модели смешанного типа, проходящей в процессе становления и развития через состояния, определяемые взаимодействием социокультурных факторов.

Табарданова Т.Б.,
Ульяновский ИПК и ПРО


1 Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учеб. пособие для системы дополнительного профессионально-педагогического образования / Авт. кол.: Т.Г. Бедешко, А.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий и др.; Под ред. А.Н. Кузибецкого. – Волгоград: Перемена, 1998. – 132 с., с.27.

2 Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития./В.И. Андреев. – Казань, 2000. С. 532-533.

3 Табарданова Т.Б. Подготовка педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской работе: методическое пособие. / Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2006.– 48 с.

4 Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – С. 49-54.

5 Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития./В.И. Андреев. – Казань, 2000, С.449-441.

6 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. – М., 2000, С.210-212.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании