Инновации и эксперимент в образовании

Региональная система продвижения положительного педагогического опыта в условиях реализации ПНПО PDF Печать E-mail
Добавил(а) Зарубина В.В., Данилов С.В.   
30.08.08 19:47

Региональная система продвижения положительного педагогического опыта в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется интенсивными изменениями, которые затрагивают различные его компоненты: нормативно-правовую базу, структуру управления, содержание и технологии обучения и воспитания. Важнейшее направление этих изменений связано с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Целью ПНПО является развитие инновационных практик, выявление точек роста профессионализма педагогических кадров, повышение качества образования.

По мере того, как в результате конкурсов ПНПО увеличивается количество образовательных учреждений и педагогов-победителей, всё более актуальным становится продвижение их опыта в массовую практику, использование опыта лидеров для достижения системных эффектов в образовании. Эта задача поставлена перед органами управления образованием, региональными институтами повышения квалификации; она широко обсуждается на конференциях и совещаниях разного уровня.

Ульяновская область всегда была богата творчески работающими педагогами. Их опыт традиционно изучался, распространялся через систему педагогических советов, предметных и межпредметных методических объединений, через научно-практические конференции и другие мероприятия. С 1993 года в области существует широкая сеть экспериментальных образовательных учреждений, объединённых областной программой развития инновационных процессов (РИП). Около пятнадцати лет данная программа является инструментом разработки и продвижения инновационного педагогического опыта. Однако сегодня в условиях модернизации образования, реализации национального проекта «Образование» необходимо совершенствовать существующую модель распространения педагогических инноваций с учётом опыта победителей конкурсов ПНПО.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таковы основные характеристики интегративной системы продвижения инновационного педагогического опыта, сложившаяся в регионе. Она существует, развивается и совершенствуется. В то же время практика реализации этой системы позволяет выделить ряд проблем.

Первая из них связана с существованием двух потоков инновационного опыта – образовательных учреждений, участников программы РИП, и победителей конкурсов ПНПО (школ и учителей). Первый поток регламентирован программой РИП. Предполагается, что второй поток регламентирован конкурсными процедурами. Однако, на наш взгляд, конкурсные процедуры не всегда гарантируют оценку лучшего опыта с точки зрения классических признаков передового положительного опыта: актуальности, новизны, результативности. Поэтому опыт победителей конкурсов ПНПО часто нуждается в дополнительной экспертизе.

Серьезной проблемой является готовность опыта победителей к продвижению в образовательном пространстве региона. Зачастую этот опыт носит характер неявного, неосмысленного, неописанного, поэтому «передать мысль, выведенную из него» невозможно. Порой сам автор не в состоянии четко определить тему, проблему, сущностные характеристики, новизну, условия реализации и другие параметры своего опыта. Это в частности выявляется при оформлении информационных карт опыта, когда многие педагоги затрудняются ответить на вышеназванные вопросы.

Требует решения проблема практической результативности продвижения опыта, решение которой связано с четким целеполаганием (показ опыта, информирование о нем – или внедрение его в практику других ОУ), с планированием и осуществлением специальных программ и планов внедрения какого-то наиболее значимого для региона опыта.

Достаточно остро стоит вопрос стимулирования педагогов и ОУ области к продвижению опыта (часто педагоги вынуждены этим заниматься в ущерб своей основной деятельности и свободному времени, без каких-либо моральных или материальных преимуществ) и восприятию педагогических инноваций (востребованность материалов и идей, желание их изучить, применить, использовать).

Существуют трудности продвижения опыта в условиях сокращения муниципальной методической службы. Недостаточно используются мультимедиа средства и ИКТ технологии – как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения.

Эти проблемы определяют задачи и перспективы дальнейшего развития региональной модели продвижения инновационного опыта. Если такой опыт действительно станет массовым достоянием образовательных учреждений, то это во многом предопределит высокий профессиональный потенциал педагогического корпуса, конкурентоспособность и успешность развития системы образования региона.

Зарубина В.В.,
проректор УИПКПРО
по учебно-методической работе,
к.п.н., доцент

Данилов С. В.,
проректор УИПКПО
по научно-методической работе,
к.пс.н., доцент
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании