Инновации и эксперимент в образовании

Обновление содержания и функций управления муниципальной системой образования в условиях модернизаци PDF Печать E-mail
Добавил(а) Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н., Тюгашева Н.А.   
30.08.08 19:47

Как меняются содержание и функции управления в условиях содернизации российского образования?

Нами предпринята попытка, с позиций имеющихся теоретических и методологических основ, обобщить и представить формируемый в муниципальных образованиях опыт по обновлению содержания и форм методической работы с общеобразовательными учреждениями и педагогами по управлению инновационными процессами на муниципальном уровне. В данной статье рассмотрим обновление управленческих процессов.

В настоящее время происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по результатам деятельности. Различие указанных моделей заключается в следующем. Функциональное управление реализуется в целевой модели, когда организуется достижение заранее определенных целей. В проблемно-ориентированной модели управление процессами ориентируется на проблемную модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия при достижении цели, сколько как естественные и нормальные условия функционирования и развития образовательного учреждения. В основе деятельности модели проблемно-ориентированной организации и оперативного управления лежит не достижение заранее запланированных целей, а обеспечение устойчивого развития системы образования посредством преодоления проблем, выявления поля проблем, поля ресурсов для их решения.

Управление муниципальной системой образования на основе оперативного анализа проблемных процессов требует нового управленческого мышления. Наиболее серьезные проблемы образования невозможно решить изолированно, так как они взаимосвязаны и носят комплексный, системный характер. Решение их требует фундаментального изменения взглядов, смены парадигм, существенного обновления содержания и технологий реализации управленческих решений, учета внешнего социального заказа системе образования на всех уровнях: региональном, муниципальном, уровне ОУ.

Остановимся на рассмотрении внешнего социального заказа системе общего образования, основных направлениях модернизации региональной и муниципальных систем образования, которые задают вектор нововведений в каждом образовательном учреждении и определяют необходимость обновления содержания и технологий реализации функций управления.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В интегрированном виде все вышеперечисленные управленческие функции, наполненные конкретным содержанием, выражаются в практической деятельности руководителя муниципального органа управления образованием и всего аппарата по совершенствованию содержания и технологий управления образованием, созданию системы управления качеством предоставляемых образовательных услуг и повышению эффективности управления на уровне управляемой и управляющей систем.

Успех деятельности руководителя муниципального органа управления образованием зависит в первую очередь от качества прогнозирования и планирования управленческой деятельности. Задача состоит в том, чтобы поднять уровень этих процессов, привести их в соответствие с требованиями времени.

Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод муниципальной системы образования в качественно новое состояние.

Намечаемые прогнозы и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный подход к прогнозированию и планированию обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на муниципальном уровне и уровне ОУ.

Этот подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач комплексного обоснования путей их решения, учета всех аспектов развития образования – политических, правовых, социальных и педагогических.

Как один из основных процессов в управлении, планирование на уровнях как управляемой, так и управляющей систем, должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий (способов, средств и воздействий) реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогноза.

Основина В.А.,
Елисеев В.В.,
Ермакова Л.Н.,
Тюгашева Н.А.,
УИПКПРО г. Ульяновск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании