Инновации и эксперимент в образовании

Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сиденко А.С., Хмелева В.С.   
30.08.08 19:47

Какие функции может выполнять сопровождение деятельности педагога-инноватора, педагога-экспериментатора на ЭП?

Для организации деятельности экспериментальных площадок (ЭП) часто задают вопросы: что такое «экспериментальная площадка»? Каковы функции педагогов-экспериментаторов, педагогов-инноваторов в ее деятельности и каковы функции кафедры или любого другого социального института, который имеет данную экспериментальную площадку? Как разграничить полномочия и ответственности друг перед другом за получаемый результат?

В данной статье мы остановимся более детально на одном аспекте взаимодействия: функции кафедры относительно выполнения утвержденной программы инновационной или экспериментальной деятельности экспериментальной площадки.

В Положении об экспериментальной площадке АПК и ППРО определяется, что «экспериментальной площадкой может быть образовательное учреждение любого типа и вида, его филиал, отделение, иное структурное подразделение, являющееся базой (научной, организационной, диагностической, социологической и т.п.) для проведения эксперимента по конкретной образовательной инициативе, представляющей интерес для государственной политики в области образования.

Целесообразность открытия экспериментальных площадок федеральной Академии ПК и ППРО в различных регионах России определяется как целями создания единого образовательного пространства, сочетающего инновации и лучшие традиции российского образования, так и необходимостью учета региональной специфики, региональных законов об образовании и программ развития образовательных систем при разработке и реализации программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Инициаторами открытия экспериментальных площадок могут быть педагогические коллективы образовательных учреждений разного типа и вида. Авторы инициативы направляют заявку на кафедру Академии, по направлению деятельности которой планируется эксперимент.

Заявка на открытие экспериментальной площадки согласовывается с местными (муниципальными, региональными и т.п.) органами управления образованием, являющимися учредительными образовательного учреждения.

Кафедры Академии организуют совместную деятельность с образовательным учреждением – экспериментальной площадкой, направленную на развитие образовательного учреждения, региональной образовательной системы и повышения профессионального мастерства педагогов, руководителей, методистов и специалистов региона.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таким образом, можно выделить основное содержание понятия деятельности сопровождения экспериментальной и инновационной деятельности в образовании, а именно, охранительная и компенсирующая деятельность, сонаправленная с процессом экспериментирования или внедрения инноваций, основанная на мониторинге состояния ситуативной системы отражения педагогической действительности.

Говоря по-другому, сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение актуальных образовательных проблем и предполагающее оказание помощи тому, кто испытывает в процессе деятельности затруднения.

Какого рода затруднения могут испытывать педагоги, вступившие на путь экспериментальной или инновационной деятельности? Их может быть очень много, и они могут быть разного характера. Однако практика показала, что наиболее распространены следующие типы затруднений: неясность содержания, неясность метода работы, способов деятельности, межличностные проблемы, проблемы неадекватности самооценки обучаемого, проблемы переноса полученных знаний в практическую плоскость, неясность ценностей, лежащих в основе деятельности нового типа, неумение грамотно сформулировать цель и спроектировать технологию её достижения.

Таким образом, сопровождение является по своей сути комплексным методом, в основе которого лежат следующие функции: диагностическая, охранительнопрофилактическая, консультативно-просветительская, коррекционно-компенсирующая.

Эти функции позволяют осуществить: подбор информации о возможных путях решения проблемы; выработку вместе с деятелем плана и способов решения проблемы; оказание первичной помощи в ходе реализации плана; содействие внедрению в практику школы современных достижений в области педагогической науки.

Поэтому научный руководитель ЭП в такой деятельности становится тьютором [1], сопровождающим процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществление поддержки разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ, при котором наиболее ценным представляется тот опыт, который построен самостоятельно.

Литература:

  1. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как определенный тип поддержки управленческой команды в сфере образования// Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  2. Мокшеев В.А. Из опыта консультационного сопровождения деятельности региональных экспериментальных площадок в рамках проекта «Региональная система управления качеством образования» // Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  3. Педагогическая праксеология: Учебное пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: «Академия», 2005. Приведем пример консультационной поддержки, направленной на оказание помощи в возникшем затруднении у педагога-инноватора.

«С чего начинать организацию дистанционного обучения?» «Виртуальная консультация» для педагогов

1. Ключевые слова, отображающие запрос на сопровождение: дистанционный курс, принципы дистанционного обучения, организация дистанционного обучения.

2. Краткое обоснование затруднения:

В современных условиях работы школы многие педагоги не могут в силу разных причин участвовать в очных курсах повышения квалификации. Возникают затруднения, связанные с созданием дистантных курсов, позволяющих с минимальными временными затратами найти ответы на интересующие их профессиональные вопросы.

3. Запрос на консультирование:

«Я разрабатываю дистантный курс для учителей, желающих повысить свою квалификацию в дистантной форме. Возникли затруднения в отборе содержания курса. Это – первый вопрос. Второй вопрос заключается в следующем: как разработать организационный проект запуска курса, из каких частей он может состоять?»

Критерии отбора содержания курса дистантного повышения квалификации (ДПК)

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультации.

Литература по запросу-затруднению:

  1. Полат Е.С. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе: (Метод. пособие для учителя / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.Н. Ястребцева, З.И. Батюкова]; Под ред. Е.С. Полат; Рос. акад. образования, Ин-т средств обучения. - М.: РАО, 1993. - 58 c.
  2. Полат Е.С. Дистанционное обучение, каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7. - C. 29-34.
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты / Е.С. Полат // Информатика и образование. - 1996. Новые проекты.
  4. Полат Е.С. Роль и место телекоммуникаций в системе школьного образования.// Телекоммуникации в образовании. - М., 1995. C. 5-9

Сиденко А.С.,
профессор,
Хмелева В.С.,
старший преподаватель
АПК и ППРО г. Москва


1 Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки (пособие для директоров инновационных образовательных учреждений). М.: Ассоциация учителей физики, 2001.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании