Инновации и эксперимент в образовании

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пономарева Е.А.   
30.08.08 19:47

Что должен знать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности?

Общение с учителями – победителями ПНП «Образование», изучение их конкурсных материалов, позволяют сказать, что одно из затруднений, с которыми столкнулись педагоги, – описание их практического опыта, а именно, нехватка теоретических знаний, чтобы доступно и понятно отразить на бумаге то, что так логично и дидактически грамотно они делают на уроках.

Помимо переосмысления своей профессиональной деятельности им понадобилось осознать, каким арсеналом педагогических средств они владеют, когда и почему применяют те или иные методы, приемы, технологии, иными словами, ответить на вопрос: «За счет чего достигается качество их работы?»

В рамках данной статьи автор хочет напомнить учителям некоторые основы теоретических знаний, которые могут быть им полезны для описания их педагогического опыта, написания методических разработок, статей и т.п.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить без активного участия учителя. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность.

Трудно не согласиться с В.С.Лазаревым: «Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога».

Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами.

Организовать деятельность – значит упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Структура деятельности может быть изображена в виде следующей схемы:

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя

Всякая деятельность реализуется через действия. Они основные образующие отдельных деятельностей. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Действие – это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели.

Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями.

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Модель формирования понятийного аппарата предлагается в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий преподавателя при осуществлении учебного процесса. Ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, организатором которой выступает педагог.

Модель эта представляет систему следующих взаимосвязанных элементов:

  1. цель учителя;
  2. деятельность преподавания с присущими ему средствами;
  3. механизм изменения личности;
  4. результат обучения.

Целевые ориентации модели:

Дидактические. Создание таких педагогических условий, которые бы обеспечили учащимся а) усвоение способов самостоятельной деятельности; б) усиление роли методологических знаний; в) развитие познавательных и творческих способностей; г) передачу не только ЗУНов, а что наиболее важно - способов умственных действий.

Воспитывающие: а) самостоятельность, б) коммуникативные свойства личности; в) умение планировать и анализировать свою деятельность и ее результат.

Развивающие: а) мышление (умение выполнять логические операции), память, речь; б) умение выполнять целеполагание, находить оптимальные пути решения задач, видеть проблемные ситуации и др.

Эту модель можно отнести к поисковому типу инновационных моделей, которые преобразуют традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся.

Предлагаемая модель включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, содержащего элементы деятельностного, личностноориентированного, проблемно-поискового, коммуникативного, рефлексивного и ряда других подходов к организации обучения, которые обеспечивают ученику комфортное самочувствие и условия для самореализации и развития.

Пономарева Елена Анатольевна,
к.п.н., доцент
АПК и ППРО

Литература

  • Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1992. – 142 с.
  • Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск : Пеленг. -1992. – 234 с.
  • Есипов Б.П. Основы дидактики. М.: Просвещение. - 1967.- 432 с.
  • Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования. – 2008. – 352с.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.
  • Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982.- 189 с.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т.23, с.189.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании