Инновации и эксперимент в образовании

Из опыта применения инновационных технологий в преподавании астрономии PDF Печать E-mail
Добавил(а) Яшина Г.А.   
30.08.08 19:47

Как можно в школе эффективно преподавать одночасовой курс?

На изучение астрономии в 11 классе отводится 1 час в неделю. Освоить программу в отведенное время классическими методами обучения практически невозможно. В этих условиях наиболее эффективный путь изучения астрономии в школе – это проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе компьютерных технологий. Учитель при этом выполняет в образовательном процессе функцию управления творческой деятельностью школьника, направленной на создание личностно значимого образовательного продукта.

Проектно-исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов.

Первый этап – выбор темы. Учитель предлагает учащимся выбрать для себя одну из сформулированных им тем или предложить свою (например, «Происхождение и эволюция звезд», «Наша Галактика», «Строение солнечной системы», «Время, календари»). Учащиеся выбирают понравившуюся им тему и согласовывают с учителем сроки выполнения проекта.

Второй этап – поиск и отбор информации. Ее источниками являются учебная и научно-популярная литература, энциклопедии, Интернет. Как правило, здесь у учащихся не возникает трудностей.

Третий этап – техническая обработка полученной информации. Он предполагает наличие навыков сканирования текстов и рисунков, умение работать на компьютере в разных программах. Для некоторых учащихся этот этап является наиболее трудным. Причина – отсутствие технических навыков работы на компьютере.

Четвертый этап – анализ и обобщение информации, составление текста и печатание иллюстраций. Главной проблемой в данном случае вновь является недостаточный уровень умений работы на компьютере.

Пятый этап – презентация полученных результатов работы. Здесь учащиеся демонстрируют знание содержания проблемы, умение компетентно представлять вариант ее решения, аргументировано и четко отвечать на вопросы, отстаивая свою позицию, и воспринимать критику как фактор совершенствования проекта. Те учащиеся, которые самостоятельно работали над проектом, как правило, на качественном уровне представляют результаты своей работы. В противном случае выступления учащиеся страдают неуверенностью и невыразительностью.

Учащиеся высоко оценивают полезность своей проектно-исследовательской деятельности. Вот некоторые цитаты из их ответов на вопросы анкет. «Эта работа интересна сама по себе и развивает… Она требует творчества, фантазии, вдохновения, позволяет погрузиться в предмет и хорошо освоить компьютер». По мнению учащихся, приобретенные навыки пригодятся как для последующей учебы в вузе, так в будущей трудовой деятельности.

Из опыта применения инновационных технологий в преподавании астрономии

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

  • проектно-исследовательская деятельность с использованием компьютера является эффективным средством развития интеллектуальных способностей учащихся, формирования у них навыков исследовательской работы, повышения мотивации школьных предметов;
  • использование современных информационных технологий в обучении предъявляет высокие требования к уровню практических умений работы на компьютере. Поэтому представляется целесообразным перед распределением тем провести для учащихся дополнительные занятия по информатике, на которых подробно рассказать и научить технологии обработки информации с помощью компьютера.

Яшина Галина Алексеевна,
к.п.н., директор школы № 64
г. Москва

Литература

  1. Сиденко А.С. Веб-страницы в помощь учителю // Педагогическая техника. – 2004. - № 1.
  2. Сиденко А.С. Метод проектов и информационные компьютерные технологии // Академический вестник. – 2004. - № 11.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании