Из опыта применения инновационных технологий в преподавании астрономии |
Добавил(а) Яшина Г.А. |
30.08.08 19:47 |
Как можно в школе эффективно преподавать одночасовой курс?На изучение астрономии в 11 классе отводится 1 час в неделю. Освоить программу в отведенное время классическими методами обучения практически невозможно. В этих условиях наиболее эффективный путь изучения астрономии в школе – это проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе компьютерных технологий. Учитель при этом выполняет в образовательном процессе функцию управления творческой деятельностью школьника, направленной на создание личностно значимого образовательного продукта. Проектно-исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов. Первый этап – выбор темы. Учитель предлагает учащимся выбрать для себя одну из сформулированных им тем или предложить свою (например, «Происхождение и эволюция звезд», «Наша Галактика», «Строение солнечной системы», «Время, календари»). Учащиеся выбирают понравившуюся им тему и согласовывают с учителем сроки выполнения проекта. Второй этап – поиск и отбор информации. Ее источниками являются учебная и научно-популярная литература, энциклопедии, Интернет. Как правило, здесь у учащихся не возникает трудностей. Третий этап – техническая обработка полученной информации. Он предполагает наличие навыков сканирования текстов и рисунков, умение работать на компьютере в разных программах. Для некоторых учащихся этот этап является наиболее трудным. Причина – отсутствие технических навыков работы на компьютере. Четвертый этап – анализ и обобщение информации, составление текста и печатание иллюстраций. Главной проблемой в данном случае вновь является недостаточный уровень умений работы на компьютере. Пятый этап – презентация полученных результатов работы. Здесь учащиеся демонстрируют знание содержания проблемы, умение компетентно представлять вариант ее решения, аргументировано и четко отвечать на вопросы, отстаивая свою позицию, и воспринимать критику как фактор совершенствования проекта. Те учащиеся, которые самостоятельно работали над проектом, как правило, на качественном уровне представляют результаты своей работы. В противном случае выступления учащиеся страдают неуверенностью и невыразительностью. Учащиеся высоко оценивают полезность своей проектно-исследовательской деятельности. Вот некоторые цитаты из их ответов на вопросы анкет. «Эта работа интересна сама по себе и развивает… Она требует творчества, фантазии, вдохновения, позволяет погрузиться в предмет и хорошо освоить компьютер». По мнению учащихся, приобретенные навыки пригодятся как для последующей учебы в вузе, так в будущей трудовой деятельности. Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
Яшина Галина Алексеевна, Литература
|