Инновации и эксперимент в образовании

Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лобок А.М.   
03.02.08 03:30

1. Проблематика инновационной деятельности

Инновационная образовательная деятельность с каждым годом приобретает всё более массовый и разнообразный характер. Нарастает потребность существенного обновления содержания образования, причём это реализуется в многочисленных инновационных инициативах «снизу».

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса)

Как протекает инновационная образовательная деятельность? Во всяком случае, она невозможна «по схеме». Она в значительной степени создаётся на основе личной или групповой инициативы «здесь и сейчас» – из анализа и разрешения каких-то противоречий.

При этом важнейшей тенденцией инновационного процесса последнего десятилетия оказывается то, что образовательные инициативы всё больше и больше выходят далеко за границы чисто учебной деятельности. Они ориентированы не на улучшение учебного процесса в границах традиционно понимаемых учебных ценностей, не на «улучшение качества знаний» и вообще не на поиск более эффективных способов достижения традиционных для учебно-образовательного процесса целей. Нет, это инициативы, ориентированные не на узкоучебные инновации, а на образовательные инновации в широком смысле слова. А это значит, что в них проявляются новые цели и задачи, находящиеся за границами привычного для учебного процесса поля целей и задач.

В целом можно говорить, что в настоящее время существует довольно обширное поле инициатив, которые работают не на устоявшиеся цели и задачи, а вырабатывают новое представление об образовательных целях и задачах. В этих инициативах проявляют себя новые общественные образовательные потребности и происходит становление педагогического гражданского сознания.

Вместе с тем оказывается совершенно непрояснён правовой и экономический «формат встречи» с такого рода инициативами. И трудность выработки «формата встречи» имеет объективный характер: ведь речь идёт об инициативах, ориентированных на принципиально новое задачно-целевое поле, а не на то, на которое ориентирована существующая нормативно-юридическая и экономическая база. При этом речь должна идти не о том, чтобы единожды изменить нормативно-юридическую базу под какую-то определённую – уже возникшую – инициативу, ориентированную на то или иное задачно-целевое поле. Вопрос задачи гораздо шире: возможно ли вообще создать нормативно-юридическую и экономическую базу, «открытую» инициативам, вырабатывающим собственные задачно-целевые пространства и, следовательно, ориентированные на собственные представления и параметры результативности?

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

9. Изменение юридической нормы как следствие реализации программы инновационной образовательной деятельности

Чем мощнее программа, чем глубже предполагаемые ею деятельностные ходы (ориентированные на новые образовательные стратегии, не укоренённые в массовой образовательной практике), тем в большей степени эта программа ориентирована на изменение нормативно-юридической базы образовательной деятельности. Естественно, что изменение нормативно-юридической базы – вне компетенции образовательной программы. Но программа инновационной образовательной деятельности создаёт прецедент и выявляет проблему неадекватной нормативной базы. Тем самым программа провоцирует нормативно-юридический поиск.

10. Экономические основания инновационной образовательной деятельности

Любая инновационная образовательная деятельность сложна и требует значительно больших затрат, нежели отработанные образовательные схемы. Поэтому инновационные проекты требуют инвестиционных вложений. Инновационная образовательная программа реализуется на основе договорных отношений с обществом (с родителями), в условиях абсолютной финансовой прозрачности и информационной открытости. При этом в само основание программы должен быть заложен принцип её самоокупаемости через выход на рынок.

Не ставший самоокупаемым инновационный проект финансово неустойчив, а следовательно, может успешно развиваться лишь на непродолжительном временном отрезке.

Выявление направлений инновационной образовательной деятельности

Вопрос о наиболее актуальных или приоритетных направлениях инновационной деятельности – это всегда открытый вопрос. Зоны актуальности нельзя сформулировать на уровне государственного заказа. Наоборот, требуется исследование реального массива образовательных инициатив, возникающих «не по заказу», и уже на этом основании можно делать выводы о реально существующих в этой инновационной практике направлениях. Из сказанного следует, что выявляемые в результате анализа массива инновационных инициатив направления инновационной деятельности ни в коем случае не могут рассматриваться как предмет рекомендаций.

Это не «приоритетные направления», которые можно рекомендовать авторским коллективам как наиболее актуальные и перспективные, а просто те направления, которые оказываются «по факту» ведущими на данный момент – на данном этапе развития инновационной образовательной деятельности.

Анализ инновационной образовательной деятельности, заявленной в виде образовательных инициатив и проектов в рамках ФЭП, позволяет говорить о ряде тенденций в плане формирования направлений инновационной деятельности.

Во-первых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности и проекты, связанные с активизацией и поддержкой образовательной субъектности у детей и взрослых. Прежде всего, это различные формы проектной деятельности. В частности, это инновационная образовательная деятельность, связанная с формированием внеучебных открытых образовательных сред, предполагающих максимальную активизацию субъектности детей, педагогов и родителей. Это образовательная деятельность в сфере дополнительного образования, которое по своей реальной образовательной значимости (не по формальному статусу, а по развитию субъектного потенциала детей и взрослых) во всё большей мере становится основным. Это моделирование свободных образовательных пространств, в которых происходит отработка не планово-урочных образовательных стратегий.

Во-вторых, это направление объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, ориентированные на переход от учебной предметности к проектной предметности в сфере «основного» образования. Истинное содержание образования растущего человека всё чаще видится за пределами узко понятого учебного процесса. Речь идёт о создании единого воспитательно-образовательного пространства, объединяющего учебную и вне-учебную жизнь детей, преодолении жёстких рамок классно-урочной системы, ориентации на событийность школьной (или детсадовской) жизни.

В-третьих, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, связанные с организацией различных форм сетевого взаимодействия образовательных проектов как инновационно-образовательного метапространства. Речь идёт о механизмах диалогического взаимодействия сетевых узлов, каждый из которых представляет собой точку самостоятельной инновационной субъектности. Проблема сетевого взаимодействия в принципе возникает только тогда, когда существуют такого рода не совпадающие друг с другом субъектные «программные узлы».

В-четвёртых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, в центр которых выходит идея развития здоровья – как физического, так и психологического. Идея развития здоровья всё более рассматривается как ведущая и самозначимая задача, а вовсе не как средство улучшения качества учебного процесса. Здоровье – не условие получения образования, а самостоятельная (и ведущая) образовательная ценность: человек образованный – это человек, состоявшийся как здоровая личность.

В-пятых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности, ориентированные на построение различных форм коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса, на построение эффективных коммуникативных сред как пространства образовательного развития личности.

В-шестых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, связанные с организацией внешкольного воспитательно - образовательного пространства, с выходом образовательной деятельности в социум.

В-седьмых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, имеющие культурологическую и этнокультурную ориентации, причём такие, в которых культура предстаёт не как музейный экспонат и не как предмет для учебного освоения, а как особый способ мироощущения, как созидательное отношение к жизни, как личностно-субъектный диалог с культурой.

В-восьмых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, связанные с решением задач управления инновационными образовательными процессами.

Лобок А.М.,
Доктор психологических наук


В следующих номерах журнала читайте материалы А. Лобка «Рекомендации по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности»

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании