TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Лобок А.М.   
03.02.08 03:30

1. Проблематика инновационной деятельности

Инновационная образовательная деятельность с каждым годом приобретает всё более массовый и разнообразный характер. Нарастает потребность существенного обновления содержания образования, причём это реализуется в многочисленных инновационных инициативах «снизу».

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса)

Как протекает инновационная образовательная деятельность? Во всяком случае, она невозможна «по схеме». Она в значительной степени создаётся на основе личной или групповой инициативы «здесь и сейчас» – из анализа и разрешения каких-то противоречий.

При этом важнейшей тенденцией инновационного процесса последнего десятилетия оказывается то, что образовательные инициативы всё больше и больше выходят далеко за границы чисто учебной деятельности. Они ориентированы не на улучшение учебного процесса в границах традиционно понимаемых учебных ценностей, не на «улучшение качества знаний» и вообще не на поиск более эффективных способов достижения традиционных для учебно-образовательного процесса целей. Нет, это инициативы, ориентированные не на узкоучебные инновации, а на образовательные инновации в широком смысле слова. А это значит, что в них проявляются новые цели и задачи, находящиеся за границами привычного для учебного процесса поля целей и задач.

В целом можно говорить, что в настоящее время существует довольно обширное поле инициатив, которые работают не на устоявшиеся цели и задачи, а вырабатывают новое представление об образовательных целях и задачах. В этих инициативах проявляют себя новые общественные образовательные потребности и происходит становление педагогического гражданского сознания.

Вместе с тем оказывается совершенно непрояснён правовой и экономический «формат встречи» с такого рода инициативами. И трудность выработки «формата встречи» имеет объективный характер: ведь речь идёт об инициативах, ориентированных на принципиально новое задачно-целевое поле, а не на то, на которое ориентирована существующая нормативно-юридическая и экономическая база. При этом речь должна идти не о том, чтобы единожды изменить нормативно-юридическую базу под какую-то определённую – уже возникшую – инициативу, ориентированную на то или иное задачно-целевое поле. Вопрос задачи гораздо шире: возможно ли вообще создать нормативно-юридическую и экономическую базу, «открытую» инициативам, вырабатывающим собственные задачно-целевые пространства и, следовательно, ориентированные на собственные представления и параметры результативности?{mosregread}

2. Проблематика теоретической экспликации инновационной образовательной деятельности (проблематика программы)

Чтобы решить поставленную задачу в юридически правовом поле, требуется, с одной стороны, анализ реального пространства образовательных инициатив и построение своего рода прогностических моделей развития этого пространства, а с другой – теоретическая проработка понимания того, что есть (и как возможны) образовательная инициатива, инновационная образовательная деятельность и образовательная программа инновационной деятельности.

Принципиально важно, что речь идёт не об «инновационных образовательных программах» (что можно было бы интерпретировать как «инновационные учебные программы», внедряемые в традиционный учебный процесс и реализующие цели и принципы традиционного учебного процесса, то есть не вырабатывающие своего собственного пространства целей и смыслов), а об образовательных программах инновационной деятельности (или о программах инновационной образовательной деятельности). Иначе говоря, речь идёт об инновационно-деятельностной предметности создаваемых образовательных программ. Это не программы трансляции нового учебного содержания, а программы новой образовательной деятельности. Деятельности, имеющей образовательное измерение.

В общем и целом мы подразумеваем под инновационной образовательной деятельностью деятельность, ориентированную на выработку и развитие нового пространства образовательных целей и задач, а под образовательной программой инновационной деятельности – некий каркас, некую рамку, с помощью которой поддерживается эта инновационная деятельность. Именно то обстоятельство, что инновационная образовательная деятельность в значительной степени создастся «здесь и сейчас», из анализа и разрешения каких-то противоречий, обусловливает необходимость программы инновационной образовательной деятельности – того, что создаёт «точки опоры» в ситуации планируемой неопределённости.

Образовательная программа инновационной деятельности – это то, что создаёт «точки отсчёта» для инновационной деятельности, что удерживает эту инновационную деятельность как целостность, не позволяет ей распасться в хаос неопределённости, не позволяет стать «инновационностью без берегов», и одновременно это то, что позволяет инновационной деятельности быть продуктивной и конструктивной. Это способ самоорганизации инновационного процесса.

3. Проблематика рекомендаций по разработке и совершенствованию программ инновационной деятельности

Все перечисленные обстоятельства объясняют, в частности, почему настоящие рекомендации носят не узкометодический характер (по принципу «делай так!»), а в значительной мере ориентированы на становление теоретического мышления и деятельность теоретического диалога у тех авторских коллективов, которые занимаются (или предполагают заниматься) разработкой и совершенствованием образовательных программ по различным направлениям инновационной образовательной деятельности. И, кстати говоря, становление исследовательско-теоретического мышления является важнейшим условием (и одновременно следствием) разработки любой по-настоящему инновационной образовательной программы . Программы инновационной образовательной деятельности работают с пространством возможного, а потому их содержание в значительной мере теоретично.

Задача настоящих рекомендаций состоит не в том, чтобы «научить» делать «правильные» инновационные проекты, а в том, чтобы попытаться создать рамку возможного теоретического обсуждения «ещё не рождённых», но переживающих муки трудного рождения (и реализации) инновационных проектов.

Важно теоретически осмыслить, чем может являться (и как может выглядеть) образовательная программа инновационной деятельности. Важно построить сумму оснований для открытого диалога с любыми потенциальными авторами по этому поводу.

Следовательно, важнейшим условием эффективного создания программы инновационной деятельности является не «правильное и однозначное усвоение» кем-то придуманных методических рекомендаций и осуществление собственной деятельности в жёстком соответствии с этими рекомендациями, а содержательный диалог в пространстве очерченных теоретических границ.

Таким образом, настоящие рекомендации являются не методическими, а теоретическими рекомендациями, и мы полагаем, что это – принципиальный жанр для рекомендаций по созданию образовательных программ инновационной деятельности.

Общие основания и принципы построения программ инновационной образовательной деятельности

1. Принцип деятельности как основание программы инновационной образовательной деятельности

Важнейший критерий результативности программы – возникновение новых видов деятельности.

Первое фундаментальное основание, на которое опирается любая программа инновационной образовательной деятельности, – это сам принцип деятельности. Весь комплекс обсуждаемых нами инновационных образовательных программ обладает принципиальной особенностью: это деятельностные программы. Они деятельностны по происхождению (являются разрешением противоречий, возникших в процессе реализации образовательной деятельности), по способу реализации (это программы, которые предполагают деятельностную активность субъекта; это программы деятельности, а вовсе не «учебные программы», описывающие некоторую сумму информации, которая должна быть транслирована ученику) и по результатам (результатом реализации программ инновационной образовательной деятельности становится возникновение и укоренение в образовательном пространстве учреждения новых видов деятельности; да и сам процесс развития инновационной образовательной деятельности здесь важнейший образовательный результат).

Поэтому и важнейшим критерием результативности программы инновационной образовательной деятельности является возникновение новых видов деятельности и актуализация в этих новых видах деятельности субъектных образовательных потребностей.

2. Проработка предельных деятельностных оснований как принцип построения программы инновационной образовательной деятельности

Поэтому действительно серьёзная инновационная деятельность невозможна без глубокой проработки деятельностных оснований (то есть тех основании, которые не являются заданными априорно, а вырабатываются непосредственно в процессе осуществления данной деятельности).

Субъект деятельности (а деятельность не может быть «чужой», у неё всегда есть субъект) – тот, кто является автором, «хозяином» той или иной деятельности и реально её осуществляет. Он субъект деятельности в той мере, в которой осуществляет свою, а не чужую деятельность.

Но это значит, что он вынужден искать основания своей деятельности, – он не может довольствоваться чужими интерпретациями и пониманиями, он не может опираться на авторитет чужой, уже установившейся деятельности. Он обречён разбираться в предельных основаниях того, что он делает сам. А это значит, что его деятельность не может иметь иных оснований, кроме предельно философских и ценностных. Его «почему?» – не прагматическое, а, так сказать, предельное. Субъект идёт на изменение – в конечном счёте! – самих оснований своей образовательной деятельности и самого понимания того, что есть образовательная деятельность, и потому у него неизбежно возникает потребность в проработке предельных оснований своей новой деятельности. Наличие такого рода потребности в проработке предельных оснований новой деятельности является диагностичной по отношению к тому, насколько эта деятельность действительно нова и насколько она содержательна в своей новизне. И наоборот: осмысление оснований деятельности оказывается важнейшим условием качественной инновационной деятельности.

3. Ценностные основания инновационной деятельности

Любая программа инновационной образовательной деятельности имеет в своих основаниях некоторую сумму предельных ценностных ориентиров (учитывая, что предельные ориентиры всегда являются ценностными). Можно даже сказать, что важнейшим условием её эффективности и продуктивности является прояснённость этих предельных ценностных ориентиров.

Речь идёт, однако, не о «сумме идеологии», не о совокупности каких-то идеологических конструктов, заявляемых в качестве неких прекраснодушных ориентиров (типа: «мы ориентированы на принципы гуманистической педагогики!», «мы ориентированы на всесторонне развитую личность ребёнка» и т.п.), а о реальных основаниях инновационно заявляемой деятельности – основаниях, которые не идеологически заявляются, а теоретически выявляются – в результате напряжённой теоретической реконструкции сущности предлагаемой образовательной деятельности.

Общеметодологический тезис можно было бы сформулировать так: ценностные основания инновационной деятельности не могут быть идеологически заданы , а разворачиваются и обнаруживают себя в процессе осуществления самой этой инновационной деятельности.

Естественно, что эти реальные основания могут расходиться с идеальными предположениями о содержании осуществляемой деятельности.

Анализ массива образовательных инициатив и проектов последнего времени позволяет сделать вывод, что ведущей ценностью, лежащей в основании этих инициатив и проектов стала свобода самоопределения человека (формирование субъектности ребёнка, его способности не просто к выбору из суммы внешне положенных возможностей, но и к созданию собственного пространства возможностей) и его нравственное, гражданское становление. Данный ценностный приоритет отражает образовательные потребности, которые уже проявились в социуме, однако далеко не всегда оказываются осознанными, отрефлексированными.

4. Рефлексивный анализ как принцип и основание инновационной деятельности

Важнейшим условием прояснения (проявления) этих предельных ценностных оснований является, во-первых, наличие самой инновационной образовательной деятельности (деятельности, в которой происходит выработка новых целей, задач и смыслов образования), а во-вторых, наличие специально организованной в инновационном проекте рефлексивной аналитики собственной инновационной деятельности.

Зеркало непрерывной рефлексивной аналитики – это то, что создаёт важнейшую опору для осуществления образовательной программы инновационной деятельности и одновременно то, что является инструментом непрерывной коррекции и перепрограммирования образовательной программы такого типа.

5. Потребность в мониторинге как принцип и основание инновационной образовательной деятельности

Важнейшей характеристикой инновационной образовательной деятельности является то, что она – в силу своей инновационности и ориентированности на возникновение нового поля целей, смыслов и задач – приводит к неизбежному возникновению неожиданных эффектов и новых проблем и потому требует организации мониторинга, который отслеживал бы эти новые эффекты и проблемы. Потребность в организации деятельности мониторинга – это показатель зрелости программы, её глубины и ориентированности на действительно инновационную деятельность.

6. Программа инновационной образовательной деятельности как исследовательская программа

Хочется подчеркнуть, что инновационная образовательная деятельность– это деятельность рождающаяся, становящаяся, а следовательно, не имеющая априорной рамки понимания.

Это деятельность, которая требует специальной работы теоретического понимания – специальной понятийной реконструкции и интерпретации.

А это значит, что все программы так или иначе выстраиваются как исследовательские, то есть программы, результатом реализации которых оказывается содержательное понимание осуществляемой инновационной деятельности, содержательная теоретичность её интерпретации.

Важнейшее условие полноценной реализации этой теоретичности – встреча с экспертным сообществом.

7. Проектный характер инновационной образовательной деятельности

Принципиально важной особенностью инновационной образовательной деятельности стало её развитие в проектной форме. Деятельность проектирования оказывается в высокой степени адекватной самой специфике инновационной образовательной деятельности как деятельности, предметом которой оказывается открытое, формирующееся пространство образовательных целей и задач. Поэтому идея проектной образовательной деятельности сегодня не просто абсолютно доминирует в массиве образовательных инициатив, но может рассматриваться в качестве фундаментального принципа инновационной образовательной деятельности. При этом само изменение предметности образования выступает в качестве основания инновационной образовательной деятельности, а содержанием образования во всё большей мере становится сам процесс порождения нового содержания образования.

8. Инновационная образовательная деятельность как выявление скрытых общественных образовательных потребностей

Действительно содержательная инновационная образовательная деятельность отвечает на какие-то глубинные общественно-гражданские потребности и является проявлением каких-то существующих в социуме общественно-гражданских позиций.

Эти потребности существуют зачастую в неявленном, скрытом виде, а инновационная деятельность проявляет их, делает их очевидными. Поэтому одним из важнейших результатов реализации программы образовательной инновационной деятельности стало проявление скрытых общественных образовательных потребностей и рефлексия этого процесса.

Становление новых общественных образовательных потребностей через инновационную деятельность, описываемую программой, следует рассматривать в качестве параметра результативности такого рода программы.{/mosregread}

9. Изменение юридической нормы как следствие реализации программы инновационной образовательной деятельности

Чем мощнее программа, чем глубже предполагаемые ею деятельностные ходы (ориентированные на новые образовательные стратегии, не укоренённые в массовой образовательной практике), тем в большей степени эта программа ориентирована на изменение нормативно-юридической базы образовательной деятельности. Естественно, что изменение нормативно-юридической базы – вне компетенции образовательной программы. Но программа инновационной образовательной деятельности создаёт прецедент и выявляет проблему неадекватной нормативной базы. Тем самым программа провоцирует нормативно-юридический поиск.

10. Экономические основания инновационной образовательной деятельности

Любая инновационная образовательная деятельность сложна и требует значительно больших затрат, нежели отработанные образовательные схемы. Поэтому инновационные проекты требуют инвестиционных вложений. Инновационная образовательная программа реализуется на основе договорных отношений с обществом (с родителями), в условиях абсолютной финансовой прозрачности и информационной открытости. При этом в само основание программы должен быть заложен принцип её самоокупаемости через выход на рынок.

Не ставший самоокупаемым инновационный проект финансово неустойчив, а следовательно, может успешно развиваться лишь на непродолжительном временном отрезке.

Выявление направлений инновационной образовательной деятельности

Вопрос о наиболее актуальных или приоритетных направлениях инновационной деятельности – это всегда открытый вопрос. Зоны актуальности нельзя сформулировать на уровне государственного заказа. Наоборот, требуется исследование реального массива образовательных инициатив, возникающих «не по заказу», и уже на этом основании можно делать выводы о реально существующих в этой инновационной практике направлениях. Из сказанного следует, что выявляемые в результате анализа массива инновационных инициатив направления инновационной деятельности ни в коем случае не могут рассматриваться как предмет рекомендаций.

Это не «приоритетные направления», которые можно рекомендовать авторским коллективам как наиболее актуальные и перспективные, а просто те направления, которые оказываются «по факту» ведущими на данный момент – на данном этапе развития инновационной образовательной деятельности.

Анализ инновационной образовательной деятельности, заявленной в виде образовательных инициатив и проектов в рамках ФЭП, позволяет говорить о ряде тенденций в плане формирования направлений инновационной деятельности.

Во-первых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности и проекты, связанные с активизацией и поддержкой образовательной субъектности у детей и взрослых. Прежде всего, это различные формы проектной деятельности. В частности, это инновационная образовательная деятельность, связанная с формированием внеучебных открытых образовательных сред, предполагающих максимальную активизацию субъектности детей, педагогов и родителей. Это образовательная деятельность в сфере дополнительного образования, которое по своей реальной образовательной значимости (не по формальному статусу, а по развитию субъектного потенциала детей и взрослых) во всё большей мере становится основным. Это моделирование свободных образовательных пространств, в которых происходит отработка не планово-урочных образовательных стратегий.

Во-вторых, это направление объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, ориентированные на переход от учебной предметности к проектной предметности в сфере «основного» образования. Истинное содержание образования растущего человека всё чаще видится за пределами узко понятого учебного процесса. Речь идёт о создании единого воспитательно-образовательного пространства, объединяющего учебную и вне-учебную жизнь детей, преодолении жёстких рамок классно-урочной системы, ориентации на событийность школьной (или детсадовской) жизни.

В-третьих, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, связанные с организацией различных форм сетевого взаимодействия образовательных проектов как инновационно-образовательного метапространства. Речь идёт о механизмах диалогического взаимодействия сетевых узлов, каждый из которых представляет собой точку самостоятельной инновационной субъектности. Проблема сетевого взаимодействия в принципе возникает только тогда, когда существуют такого рода не совпадающие друг с другом субъектные «программные узлы».

В-четвёртых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, в центр которых выходит идея развития здоровья – как физического, так и психологического. Идея развития здоровья всё более рассматривается как ведущая и самозначимая задача, а вовсе не как средство улучшения качества учебного процесса. Здоровье – не условие получения образования, а самостоятельная (и ведущая) образовательная ценность: человек образованный – это человек, состоявшийся как здоровая личность.

В-пятых, это направление, объединяющее различные формы инновационной образовательной деятельности, ориентированные на построение различных форм коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса, на построение эффективных коммуникативных сред как пространства образовательного развития личности.

В-шестых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности, связанные с организацией внешкольного воспитательно - образовательного пространства, с выходом образовательной деятельности в социум.

В-седьмых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, имеющие культурологическую и этнокультурную ориентации, причём такие, в которых культура предстаёт не как музейный экспонат и не как предмет для учебного освоения, а как особый способ мироощущения, как созидательное отношение к жизни, как личностно-субъектный диалог с культурой.

В-восьмых, это направление, объединяющее инновационные образовательные деятельности и проекты, связанные с решением задач управления инновационными образовательными процессами.

Лобок А.М.,
Доктор психологических наук


В следующих номерах журнала читайте материалы А. Лобка «Рекомендации по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности»

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.