Инновации и эксперимент в образовании

Управляющий совет гимназии – новый инновационный ресурс
Добавил(а) Путинцева И.Г.   
30.08.08 19:47

Каковы функции Управляющего Совета в развитии гимназии?

Реализуя Программу развития, гимназия «Горностай» внедряет в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению новых инновационных ресурсов, повышает качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлекает в сферу образования квалифицированных специалистов, повышает его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

В 2006, 2008 годах гимназия «Горностай» стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Анализ реализации Программы развития-2006 показал, что успешно завершается этап, где приоритетными направлениями были мероприятия, направленные на осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы.

Разработаны:

  • приоритеты в учебно-воспитательной работе гимназии в соответствии с брендом;
  • нормативно-правовая база для реализации программы «Демократизации управления»;
  • бизнес планы социальных проектов «Совета старшеклассников» Советского района г. Новосибирска.

Гимназия стала ресурсно-методологическим центром по развитию общественно-государственных форм самоуправления общеобразовательных учреждений района и базе гимназии сформировано районная студия школьного телевидения «Твое ТВ».

{mosregread}Гимназия «Горностай» перешла к стратегической ориентации, направленности на долгосрочные программы, внедрение технологических и культурных перемен, привлечения интеллекта и опыта из других сфер деятельности.

Если отталкиваться от известных признаков эффективной организации:

  1. достижение поставленных целей (выполнение планов, ответственность, соответствие стандартам, достижение количественных показателей),
  2. поддержание системы, обеспечивающей внутренние процессы организации (выявление проблем внутри организации, мониторинг и оценка деятельности, обучение сотрудников, контроль, система поощрений),
  3. приспособление к внешней среде (маркетинг, разработка новых продуктов и услуг, прогнозирование развития организации во внешней среде),

то становится очевидным, что, если с первыми двумя задачами еще возможно справиться без привлечения дополнительных человеческих ресурсов, то третья – становится для учреждения образования сверхзадачей и по важности, и по сложности решения.

Гимназия имеет достаточно большой и успешный опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе, работая по программе «Общественно – активная школа». Приоритетами данной деятельности является открытость школы социуму, служение, привлечение учащихся, учителей, и родителей к решению различных задач в местном сообществе. Существует и обратный процесс: взаимодействуя с общественными организациями, органами власти и местного самоуправления, представителями бизнеса, коллектив Гимназии получал опыт решения своих внутренних задач на основе современного видения, подходов и использования эффективных и нехарактерных для системы образования форм. Возникло социальное партнерство.

Применительно к учреждениям образования, принято определять социальное партнерство как взаимодействие представителей трех секторов в решении социальных проблем общества. При этом под секторами имеют в виду государственный, коммерческий и некоммерческий. Кроме разных возможностей представители каждого сектора имеют и разное представление о самой природе социальных проблем, в частности проблем и задач в образовании.

Таким образом, перед гимназией открылся новый инновационный ресурс – Управляющий совет, поскольку данная форма предполагает достаточно широкое привлечение к решению необходимых задач представителей различных сфер общества. Формирование механизмов, обеспечивающих включение общества в управление образовательными системами (на уровне образовательного учреждения, муниципального образования, региона), сегодня определено в качестве одного из ключевых механизмов реализации Национального проекта «Образование».

Управляющий совет

Если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает государственнообщественный характер управления. Это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания Управляющих советов, в которых есть и представители государства, администрации школы, педагогического сообщества, и носители общественного начала – представители родителей, активные и уважаемые в обществе граждане – не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.

Для реализации общественно-государственного характера управления, в апреле 2007 года в гимназии создан Управляющий совет – коллегиальный орган самоуправления. Управляющий совет гимназии № 6 «Горностай» создан и предназначен для анализа ситуации, оценки работы и выработки стратегии развития гимназии с учетом тенденций развития общества, приоритетов государственной политики в сфере образования, требований местного сообщества.

В состав членов Управляющего совета входят представители всех участников образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители), а также представители учредителя и местного сообщества.

Решения Управляющего совета не касаются оперативного управления образовательным процессом. Управляющий совет осуществляет анализ конечного результата образовательного процесса, и вырабатывает стратегию дальнейшего развития.

Контур управления школой с участием Управляющего Совета

Приоритетными направлениями деятельности Управляющего совета являются:

  • стратегическое взаимодействие;
  • финансовое взаимодействие.

Уже с сентября 2007 года Управляющим советом проделана значительная работа:

  • Реализована модель управления, соответствующая подходам модернизации образования;
  • В обсуждение образовательного продукта и управление школой вовлечены родители, ученики, педагоги и общественность;
  • Началась реальная деятельность комитетов с участием всех заинтересованных сторон;
  • Повысилась инвестиционная привлекательность гимназии;
  • Разработан стратегический Бренд-код гимназии.

Бренд-код гимназии «Горностай»

Управление инновациями в сфере образования требует применения специальных методов активизации изменений и может быть названо «культурным» (или символическим) менеджментом1, опирающимся на внедрение мобилизующих ценностных установок, ориентаций, потребностей и создание креативных групп, или центров продвижения.

Стратегия продвижения определяется перспективной целью – положением, которое гимназия желает достичь в будущем, подчиняющей остальные задачи и организующей деятельность всего коллектива.

Теоретические исследования2 и практический опыт подсказывают, что успешная образовательная модель должна выходить на уровень бренда (оригинальной «марки», знака качества образовательных предложений), нацеливаясь на формирование и стабильное расширение круга сторонников. Реальная состоятельность бренда определяется готовностью учиться только в данном учреждении либо в данной системе, пусть даже по очень высокой цене (при наличии на рынке множества других предложений). Яркие примеры всемирно известных брендов – Оксфорд, Итон, Гарвард и так далее; начинают оформляться первые гимназические бренды и в России. Впервые в некоммерческой деятельности Управляющий совет начал использовать инструменты современного менеджмента.

Брендовая политика в российском образовании – явление только нарождающееся и неоднозначное. Главное для гимназии сегодня – сохранить социокультурные приоритеты, не поступиться педагогическими принципами ради маркетинговых игр и получения сиюминутного результата (финансовых вливаний, статусов и бонусов).

Социальное позиционирование гимназии нужно нацеливать не просто на привлечение новых учащихся или борьбу за престиж. Гораздо более эффективно встраивать продвижение гимназии в более широкий и общезначимый контекст развития образовательной системы города, региона, страны в целом. Стартовый для организации принцип участия (в общих проектах, программах, событиях) постепенно вырастает до масштабов влияния на позиции социальных институтов и общественных организаций.{/mosregread}

Весьма действенным шагом на этом пути является также создание различных форм партнерства родственных организаций – от временных коалиций и клубов до ассоциаций, союзов и управляющих советов. Объединение усилий позволяет успешно лоббировать коллективные интересы. Когда зоны влияния разных школ расширяются и усиливают друг друга, тогда и происходит эффект качественного сдвига в общественном мнении: в итоге повышаются «акции» образования в муниципальных и государственных программах, в законодательных актах, в бюджетной политике.

Программа инвестиционной привлекательности гимназии «Горностай»

В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы одной из важнейших задач является создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Повышение инвестиционной привлекательности образования обеспечивается в числе прочего внедрением моделей государственно-общественного управления в учреждениях образования, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности.

В качестве потенциальных инвесторов могут рассматриваться:

  • Государство (заинтересовано в скорейшей реализации новых требований к образованию);
  • Город (заинтересован в реальных шагах по реализации Стратегии устойчивого развития г. Новосибирска, в которую входит много параметров, имеющих отношение к гимназии);
  • Бизнес (заинтересован в формировании среды: человеческие ресурсы, лояльность местного сообщества, благоприятный имидж во властных структурах);
  • Родители учащихся (заинтересованы в образовании, формировании качеств личности детей, улучшении бытовых условий обучения, в безопасности школы и местного сообщества);
  • Общественные объединения (заинтересованы в решении различных общественных проблем);
  • Выпускники (заинтересованы в поддержании и укреплении связей, ощущении причастности);
  • Независимые члены местного сообщества (заинтересованы в развитии качества городской среды, общественной безопасности, культурном уровне и сплоченности местного сообщества).

Бизнес – наиболее привлекательный инвестор, так как контакт с ним возможен более тесный, с быстрой обратной связью. Для реализации стратегии гимназии денежные средства могут предоставляться на проектной или на регулярной основе, и потому использование денежных средств может быть более гибким.

Инвестиционная привлекательность гимназии должна стать совокупностью факторов, обеспечивающих поле деятельности, на котором могут быть развернуты программы социальной ответственности бизнеса. Бизнес с большей вероятностью заинтересуется, если гимназия убедительно продемонстрирует свою способность быть проводником программ социальной ответственности бизнеса. На настоящем этапе в бизнес-среде не существует образа школы, как полноценного делового партнёра бизнеса. Необходимо формировать этот образ – для этого важно иметь опыт по реализации полезных и «представительных» проектов в гимназии.

Шагами формирования инвестиционной привлекательности гимназии могут быть:

  • Мероприятия по вовлечению родителей в работу;
  • Изучение потребностей всех типов инвесторов;
  • Описание инвестиционной привлекательности для каждой группы инвесторов и воплощение ее в пакеты проектов, соответствующие каждой группе;
  • Разработка инвестиционного меморандума;
  • Информационные мероприятия для всех групп инвесторов;
  • Формирование долгосрочного партнерства с бизнесом, через разработку программ социальной ответственности компаний;
  • Становление и улучшение способов взаимодействия с другими типами инвесторов.

Формирование инвестиционной привлекательности гимназии происходит на фоне постоянной работы по созданию бренда, совершенствованию структуры управления, так как это будет неотъемлемой частью инвестиционной привлекательности. Таким образом, орган государственно-общественного управления – Управляющий совет гимназии является также и институтом партнерства в местном сообществе.

Путинцева Ирина Германовна,
директор
МОУ-гимназия № 6 «Горностай»
г. Новосибирск


1 Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. - М.,2000.

2 Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшенз: предмет и мастерство. - М.:«Инфра-М», 2001;
Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. – М., 1998;
Почепцов Г.Г. Имиджеология: теория и практика. – Киев, 1998.