Инновации и эксперимент в образовании

Создание здоровьеразвивающей среды в образовательном учреждении PDF Печать E-mail
Добавил(а) Караева М.Г.   
30.08.08 19:47

Как можно создать условия, развивающие здоровье?

Актуальность проекта:

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Если вести речь об определении индивидуального здоровья, то определение Всемирной Организации Здравоохранения основано на таких положениях: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Выявлено, что 40% заболеваний у взрослых своими истоками уходят в ранний возраст. Научные данные центра А.В. Запорожца позволяют предполагать, что полученные в раннем возрасте знания, умения и навыки оказывают влияние на последующее развитие, уходя в долговременную память человека.

«Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» - одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников.

Анализ состояния здоровья детей по данным статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых странах, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. На состояние здоровья детей оказывают влияние неблагоприятные социальные и экологические условия.

Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и металло-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д.), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Приложение 1

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный

  1. Заключение договора о взаимодействии ДОУ №8 с МОУ СОШ № 29
  2. Создание творческой группы участвующей в эксперименте.
  3. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы.
  4. Изучение опыта работы по данному вопросу других образовательных учреждений, соотношение его с собственными возможностями школы.
  5. Определение уровня состояния здоровья учащихся.
  6. Разработка локальных школьных актов по организации здоровьесберегающей среды в школе.

2-й этап: организационный

  1. Разработка локальных актов, регламентирующих ход эксперимента.
  2. Организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации по теме эксперимента.
  3. Подбор методик опытно-экспериментальной работы.
  4. Диагностика педагогов (стилей обучения, общения).
  5. Разработка структуры конечного результата.
  6. Выбор диагностического инструментария.
  7. Разработка программ и описание технологий по созданию здоровьеразвивающей среды.
  8. Планирование воспитательных мероприятий по проблеме.
  9. Планирование диагностики и контроля учебновоспитательного процесса в рамках данного эксперимента.
  10. Создание условий для воспитания, обучения и развития.
  11. Комплексная диагностика детей.
  12. Организация оздоровительных режимных моментов. Проведение зарядки, физминуток, динамических пауз.
  13. Информирование родителей, общественности.
  14. Проведение методических семинаров, педсоветов по теме эксперимента.

3-й этап: практический

  1. Внедрение здоровьеразвивающих технологий в УВП.

Апробация и внедрение методик и технологий: «Биоэнергопластика», «Кинезиологическая программа», «Цветоимпульсная терапия», «Интеллектуальноличностное развитие детей посредством методик Н.А.Зайцева», «Арттерапия на уроках ИЗО», «Сказкотерапия», «Психофизическая тренировка на уроках физкультуры» (Нежкина Н.), «Лечение музыкой»(Н. Лихолет), «Разговор о правильном питании» (Безруких М.М.), «Все цвета кроме черного»(Макеев А.), «Терапия песком», «Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата»(Н.Мирская), релаксационная программа для детей младшего школьного возраста, тренинг «Как вести себя в стрессовых ситуациях»; разработка рекомендаций по проведению организованной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

  1. Изучение и описание опыта педагогов по проблеме.
  2. Медико-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
  3. Формирование учебно - методической базы по проблеме.
  4. Промежуточный контроль, анализ, корректировка.
  5. Отслеживание динамики обучения и состояния здоровья учащихся.
  6. Внедрение в УВП мероприятий по профилактике нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата
  7. Проведение внеурочной воспитательной работы по ЗОЖ.
  8. Оформление паспортов здоровья учащихся.
  9. Дооборудование спортивного зала, площадки.
  10. Приобретение тренажеров, ТСО, соответствующей мебели.
  11. Анализ деятельности экспериментальной площадки за период 2007-2011 года.
  12. Реализация подпроектов по проблеме.
  13. Разработка рекомендаций и советов для родителей.
  14. Разработка рекомендаций по проведению организованной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

4-й этап: обобщающий

  1. Подготовка и публикация учебно-методического материала.
  2. Обобщение опыта по созданию здоровьеразвивающей среды.
  3. Распространение данного опыта.
  4. Проведение круглого стола участников эксперимента «Опыт, проблемы, перспективы»

5-й этап: внедренческий

  1. Проведение городского семинара-практикума по применению здоровьесберегающих технологий в УВП.
  2. Публикации наработок в научно-методических журналах.
  3. Определение перспектив востребованности данного опыта.
  4. Внедрение и распространение передового опыта в школах НПР.

Караева Мадина Гавриловна,
к.п.н., директор МОУ СОШ № 29
г. Норильск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании