Инновации и эксперимент в образовании

Актуальные проблемы профессиональной деятельности и компетентности педагогов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пеленев А.Ф.   
30.08.08 19:47

В статье предлагается осмысление опыта выявления причин недостаточной для успеха в жизни результативности образования. Читателю предлагается обобщенный взгляд на проблему и фиксируется отсутствие важнейших деятельностных компонентов. В частности, уже на уровне целеполагания: ученик есть субъект деятельности и роль учителя обеспечить ученика инструментарием, чтобы впоследствии не ограничиваться лишь репродукцией знакомого.

Можно ли считать преимуществом российского образования его академичность?

Широко известно, что результативность общего образования не удовлетворяет субъективные запросы и объективные потребности развития обучающихся. Несмотря на немомерно большие объемы учебного материала, затраты сил и времени, образование не обеспечивает уровня развития, необходимого для успеха в жизни в существующих и прогнозируемых социальных условиях. Наблюдается парадоксальная ситуация: успеваемости по школе и по жизни не коррелируют между собой, следовательно, не исполняется главное предназначение образования.

Большинство специалистов считает преимуществом российского образования его академичность, то есть, наполненность содержания большим количеством научных знаний. Отчасти эта точка зрения верна: в программах большинства учебных предметов доминирует абстрактная научная информация. Но она доступна для понимания далеко не всем ученикам, академическое содержание образования оказывается усвоенным лишь пятой частью обучающихся. Они способны продолжать образование, требующего высокого уровня теоретического знания и интеллектуальных способностей.

Тезис об академичности образования справедлив в отношении естественно-математического знания. Гуманитарная же часть образования, являясь по форме научной, по содержанию во многом не соответствует современному научному знанию, она по существу продолжает транслировать советские представления о социальных процессах, в которых интересы государства доминирует над интересами общества и отдельного человека. В частности, до сих пор изучается тема «Образ лишнего человека», которая по смыслу является разновидностью мовинизма…

В результате российские выпускники конкурентоспособны с зарубежными лишь в областях, фундаментом которых выступает естественнонаучные и математические знания. Сравнительные исследования образованности российских школьников с обучающимися в передовых странах, показывают, что наши лучшие ученики обладают знанием гораздо большого объема фактического материала как эмпирического, так и теоретического характера на репродуктивном уровне. При выполнении же заданий аналитического и конструктивного уровней, а также деятельности в ранее неизученных ситуациях российские студенты и школьники безнадежно проигрывают.

Обозначенные выше проблемы не новы. Они исследуются психолого-педагогической наукой, социологией и философией образования. Эти исследования привели, в частности, к выводам о необходимости использования личностно-ориентированной модели образования, приоритету общего развития над научением предметным ЗУНам, обогащения содержания образования эмоционально-оценочными и творческими компонентами, повышения роли и места ученика в образовательном процессе как личностного субъекта, субъект-субъектных отношениях его участников.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таким образом, наиболее актуальными целями развития профессиональных компетентностей педагогов и других специалистов – главного ресурса системы образования – выступает овладение ими следующими теоретическими знаниями на уровне их продуктивного понимания и аналитического применения в профессиональной деятельности:

  1. Образовательные и социальные функции образования и его основных подсистем
  2. Факторы и законы развития индивидуальности, развивающая деятельность
  3. Образовательное целеполагание
  4. Деятельностная структура образовательного процесса, предназначения его компонентов
  5. Правовые аспекты деятельности и деловых отношений субъектов образования
  6. Мониторинг и анализ качества образовательного процесса
  7. Проектирование образовательного процесса
  8. Мониторинг качества образовательных результатов.

Современный уровень научного знания позволяет содержательно и технологически обеспечить достижение сформулированный целей. Их надлежит избрать в качестве приоритетных и долговременных целей самообразования, профессионального образования и повышения квалификации педагогов и других специалистов.

Достижение этих целей в совокупности с изменением управления образованием на государственнообщественное, гуманизации и гуманитаризации содержания деятельности и взаимоотношений субъектов ОП, изменения критериев оценки образовательной деятельности с формальных показателей на качество результатов позволит осуществить реформирование образования, приведение в соответствие с его социальными и образовательными функциями. Главная из них состоит в обеспечении благополучия и развития субъектов образовательного процесса, необходимых им для успеха в жизни, удовлетворения потребностей и исполнения социальных ролей в динамично меняющихся условиях жизни, в том числе при изменяющихся требованиях к профессиональной деятельности.

Пеленев А.Ф.,
к.п.н., ПОИПКРО
г. Пермь

Литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса. М., 1997.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  5. Лернер И.Я., Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1990.
  6. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1990.
  7. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании