Инновации и эксперимент в образовании

Культурологическое образование в прогимназии: содержание и реализация PDF Печать E-mail
Добавил(а) Наумова Л.И., Калинина Н.В.   
30.08.08 19:47

В статье раскрыты особенности функционирования инновационного образовательного учреждения – «культуро логическая прогимназия». Показана специфика отбора и разработки содержания преемственного культурологического образования детей на дошкольной и начальной ступенях, средства и способы его реализации

Как изменить содержание образования в прогимназии? Как обеспечить преемственность дошкольного и начального культурологического образования?

Проектная идея: «Взрастим Человека культуры». Современное состояние образования в России влечет за собой типовое и видовое разнообразие образовательных учреждений, их переход в режим инновационного развития.

Наше образовательное учреждение функционирует как учреждение образования типа «начальная школа – детский сад» культурологического направления (культурологическая прогимназия). Оно осуществляет общее дошкольное образование; общее начальное образование, а также ведет разработку содержания и реализует углубленное дополнительное культурологическое образование.

Культурологическое образование детей – важная задача формирования личностной культуры. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечно одухотворенного ребенка. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где ребенок живет. От того, каким было его детство, какими были первые шаги в школе, совершалось ли все это в высоко культурной и психологически комфортной среде, зависит его мировоззрение, дальнейшее мироощущение. Ребенок приобретает культурный багаж, который не остается в прошлом, а определяет его будущее, его менталитет. Из стен образовательного культурологического учреждения ребенок выходит как «посланник и носитель культуры».

В соответствии с приоритетными целями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, такими как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка их индивидуальности, физическое, познавательное, коммуникативное развитие, мы выделяем следующие важные для освоения детьми составляющие культуры:

  1. этическую – как способность любить людей, делиться с ними добротой;
  2. физическую – как приобщение детей к здоровому образу жизни, ориентированную на гармонию в пластическом, эмоциональном развитии детей;
  3. литературно-художественную – как приобщение детей к литературно-художественным формам самовыражения, включающую в себя культуру речи и изобразительной деятельности, культуру чтения;
  4. музыкальную, включающую в себя постижение музыкальных средств самовыражения;
  5. театральную, способствующую интегрированному проявлению всех сфер искусства в драматическом, пластическом и интонационном выражении;
  6. культуру предметно-социальной среды, предполагающую приобщение ребенка к красоте рукотворного мира;
  7. коммуникативную культуру и культуру поведения, включающую в себя внешний вид, взаимодействие и общение с другими людьми, обращение с предметами и объектами внешнего мира;
  8. деятельностную культуру (культуру познавательной и игровой деятельности и учебного труда), предполагающую ориентацию на познание, овладение его средствами и способами, развитие познавательной мотивации.

Освоение детьми перечисленных составляющих культуры происходит в контексте культурологического образования, начиная с дошкольной ступени.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Дополнительное образование предусматривает организацию студийной, кружковой, клубной работы, отражающей важнейшие направления культурологического образования и реализующей образовательные потребности воспитанников и учащихся с учетом их интересов и способностей.

В сфере дополнительного образования мы руководствуемся: свободным выбором ребенком дополнительного образования и видов деятельности в соответствии с его интересами и склонностями; созданием условий для самореализации личности; обеспечением ситуации успеха для каждой личности.

В прогимназии действуют студии «Рукотворное чудо», обеспечивающая формирование культуры ручного труда; «Вдохновение», реализующая задачи формирования культуры чувств средствами изобразительного искусства и «Фафалины чудеса», формирующая культуру конструктивной деятельности.

Базовыми условиями реализации культурологического образования являются создание преемственной культурно-эстетической предметной среды, личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, учет интересов и возможностей каждого ребенка.

Наумова Л.И.,
директор прогимназии № 200

Калинина Н.В.,
научный руководитель,
доктор психологических наук
г. Ульяновск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании