Культурологическое образование в прогимназии: содержание и реализация |
Добавил(а) Наумова Л.И., Калинина Н.В. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.08.08 19:47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В статье раскрыты особенности функционирования инновационного образовательного учреждения – «культуро логическая прогимназия». Показана специфика отбора и разработки содержания преемственного культурологического образования детей на дошкольной и начальной ступенях, средства и способы его реализации Как изменить содержание образования в прогимназии? Как обеспечить преемственность дошкольного и начального культурологического образования?Проектная идея: «Взрастим Человека культуры». Современное состояние образования в России влечет за собой типовое и видовое разнообразие образовательных учреждений, их переход в режим инновационного развития. Наше образовательное учреждение функционирует как учреждение образования типа «начальная школа – детский сад» культурологического направления (культурологическая прогимназия). Оно осуществляет общее дошкольное образование; общее начальное образование, а также ведет разработку содержания и реализует углубленное дополнительное культурологическое образование. Культурологическое образование детей – важная задача формирования личностной культуры. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечно одухотворенного ребенка. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где ребенок живет. От того, каким было его детство, какими были первые шаги в школе, совершалось ли все это в высоко культурной и психологически комфортной среде, зависит его мировоззрение, дальнейшее мироощущение. Ребенок приобретает культурный багаж, который не остается в прошлом, а определяет его будущее, его менталитет. Из стен образовательного культурологического учреждения ребенок выходит как «посланник и носитель культуры». В соответствии с приоритетными целями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, такими как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка их индивидуальности, физическое, познавательное, коммуникативное развитие, мы выделяем следующие важные для освоения детьми составляющие культуры:
Освоение детьми перечисленных составляющих культуры происходит в контексте культурологического образования, начиная с дошкольной ступени. {mosregread}Здесь формируются представления о культуре тела, ценностях здорового образа жизни, о том, что полезно и вредно для здоровья, воспитываются привычки к порядку, чистоте, аккуратности, соблюдению режиму дня. Дети знакомятся со способами охраны здоровья, узнают о процедурах закаливания, овладевают навыками аутогенной тренировки и психологической саморегуляции. Развивается красота осанки, походки, пластичность и выразительность движений в эмоционально-двигательной деятельности. Воспитанники приобщаются к красоте мира, знакомятся с гармонией в природе и рукотворном мире, получают и осмысливают впечатления о гармонии. Воспитатели ориентируют детей на познание человеческой жизни и культуры через яркий, образно-сочный высоко литературный язык и стиль, формируют искусство речи, развивают романтичность и поэтику, риторику, литературное дарование. Дети знакомятся с основами градостроительства, домостроения, садово-парковой архитектуры, ландшафтного проектирования, участвуют в художественно-архитектурной деятельности, моделировании, макетировании, декорировании. У детей формируется эстетико-положительное отношение к театру, яркие и праздничные представления о нем, развиваются умения восприятия театра как искусства. Идет знакомство с видами и жанрами театра. Отрабатываются простейшие исполнительские навыки (актерские, режиссерские, оформительские). Осуществляется работа над пониманием музыки, выработка эмоционального отклика на нее, привлечению детей к оригинальной концертно-исполнительской деятельности. Дети знакомятся с изобразительным творчеством, учатся воспринимать его как средство передачи переживаний, чувств художников. Воспитанники прогимназии знакомятся с такими средствами самовыражения как движение, художественная и литературная деятельность, театральная постановка, музыка. Дети учатся «читать» в образах чувства, настроения, переживания, учатся выражать свои переживания и мысли через образы, соотносят настроение и образ. Они активно включаются в театральную, исполнительскую и художественную деятельность, развивается их творческий потенциал. У детей формируются представления о себе, своей семье, родном доме, о государстве и малой родине, обществе и народах, правах и обязанностях ребенка, основах экономики, об истории развития цивилизации и человека в культуре. Удовлетворяются потребности ребенка в осмыслении красоты, добра, любви, истины, правды. Формируется стремление к духовной близости к людям, уважению и терпимости к их своеобразию, стимулируется желание оказать помощь и поддержку. Осуществляется стимулирование переживаний ребенком добра и красоты. Фиксируется внимание на чувствах и эмоциональных переживаниях самого ребенка. Дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, принимать их, предлагать помощь. Воспитанники овладевают элементарными навыками саморегуляции и знакомятся с цивилизованными способами выражения своих эмоций. Воспитываются здоровые потребности в опрятности, вкус в отношении своего внешнего вида, чистоплотность. Формируется ценностное представление ребенка о себе, стремление соответствовать образу «юного джентльмена» и «воспитанной барышни». Дети уясняют правила поведения в общественных местах, знакомятся с эстетикой поведения за столом во время приема пищи, во время беседы, прогулки и т.д. Они учатся общаться со взрослыми и сверстниками: вести беседу, просить о помощи, соблюдать правила хорошего тона. Взрослые помогают детям осваивать социальные навыки: способы разрешения конфликтов, правила этикета, способы поведения в трудных ситуациях. Большое внимание уделяется формированию культуры деятельности. Дошкольники включаются в системную совокупность игр, их фрагментов, эпизодов, игровых упражнений, постигают ценности и правила игры, осознают красоту и многообразие мира игрушек, учатся заботиться о них. Игра осмысливается детьми как совместная деятельность, где необходимо уметь действовать вместе. Они учатся организовывать игру и игровое пространство. Закладываются основы культуры познавательной деятельности; дети учатся организовывать «рабочее» место, осмысляют источники познания, овладевают предпосылками учебной деятельности. У школьников формируются навыки самоорганизации в учебной деятельности, формируется культура интеллектуального труда, оказывается содействие осмыслению и построению индивидуального стиля познавательной деятельности каждого ученика. Осуществляется стимулирование у детей познавательной мотивации и мотивации достижения успеха. Дети учатся видеть успехи в своей деятельности и замечать их в деятельности других. На основе освоения детьми ансамбля детских культур вырабатываются их личностные культурологические позиции, основанные на стремлении к красоте. Реализация культурологического образования в учреждении осуществляется в единстве трех составляющих: общего и дополнительного образования, а также специально организованного взаимодействия взрослых и детей. В рамках общего образования акцентируется культурологическая составляющая базовых образовательных программ, а также проводится углубление культурологического содержания. Общее образование дошкольников осуществляется на основе программы «Детство». Программа «Детство» была выбрана нами за основу дошкольного образования в связи с тем, что в ней заложены и детально раскрываются три линии развития детей: линия чувств, линия познания и линия творчества. Эта триада соответствует нашей концепции культурологического образования в условиях массового дошкольного учреждения. Дополнительно к программе «Детство» реализуются парциальные культурологические программы:
Основное, что заложено в этих программах – это социальный характер их содержания. Дети, прежде всего, ориентированы на ознакомление с человеком, с человечеством, с человеческими переживаниями в истории развития культуры. Программы раскрываются в приоритетных аспектах: в когнитивном (осознание), мотивационном (проявление интереса), поведенче ском (желание жить с другими людьми психологически комфортно). Основные линии подобного развития дошкольников – формирование основ социальной, интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, эстетической, художественной, театральной, зрительской, игровой, гражданской (национальной, правовой, экономической), духовно-этической, телесной куль тур в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Преемственность содержания культурологического дошкольного образования на начальной ступени обучения наиболее оптимально обеспечивается за счет реализации системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Данная система направлена, прежде всего, на общее развитие ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. При отборе содержания образования данная система исходит из положения о том, что в начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка. Реализация этого тезиса изменяет соотношение значимости двух групп предметов: русского языка, математики, окружающего мира с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, трудового и физического воспитания – с другой в пользу второй группы, по сравнению другими системами начального обучения. Усиление роли предметов второй группы позволяет оптимально решать задачи культурологического образования. Культурологическая составляющая в начальном образовании реализуется следующим образом. Во-первых, в содержании базовых курсов акцентируется культурологическая составляющая:
Акцентирование осуществляется за счет использования специально разрабатываемых педагогами методических приемов и технологий культурологического образования. Во-вторых, наряду с базовыми программами курсов реализуются парциальные программы школьного компонента содержания образования, представляющие собой ограниченные вкрапления дополнительного культурологического содержания в содержание базовой программы на основе их органического единства. Органичность базового и парциального культурологического образования, а также временная уместность последнего, обеспечивает недопущение перегрузки детей. Парциальные программы предусматривают «порции» материала, которые используются в специально отведенное для этого время на уроках в общем курсе. В качестве парциальных программ используются программы:
В-третьих, культурологическая составляющая образования реализуется за счет вариативной части учебного плана. Предусмотрено изучение следующих факультативов и спецкурсов:
В-четвертых, на реализацию культурологического образования направлена вся система воспитательной работы в начальной школе:
Общие дела и мероприятия для детей
В-пятых, дополнительное культурологическое образование реализуется во внеклассной студийной воспитательной работе за счет функционирования студий на основе авторских программ. Специально организованное взаимодействие предполагает включение детей в культурно-массовую деятельность в формах массовых праздников, посещения учреждений культуры, коллективных мероприятий, соблюдения традиций. На дошкольной ступени это реализуется в контексте нерегламентированной деятельности детей. Для школьников строится система воспитательной работы. Для дошкольников организуются дела и мероприятия совместно с учащимися школьной ступени.{/mosregread} Дополнительное образование предусматривает организацию студийной, кружковой, клубной работы, отражающей важнейшие направления культурологического образования и реализующей образовательные потребности воспитанников и учащихся с учетом их интересов и способностей. В сфере дополнительного образования мы руководствуемся: свободным выбором ребенком дополнительного образования и видов деятельности в соответствии с его интересами и склонностями; созданием условий для самореализации личности; обеспечением ситуации успеха для каждой личности. В прогимназии действуют студии «Рукотворное чудо», обеспечивающая формирование культуры ручного труда; «Вдохновение», реализующая задачи формирования культуры чувств средствами изобразительного искусства и «Фафалины чудеса», формирующая культуру конструктивной деятельности. Базовыми условиями реализации культурологического образования являются создание преемственной культурно-эстетической предметной среды, личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, учет интересов и возможностей каждого ребенка. Наумова Л.И., Калинина Н.В., |