Инновации и эксперимент в образовании

Культурологическое образование в прогимназии: содержание и реализация
Добавил(а) Наумова Л.И., Калинина Н.В.   
30.08.08 19:47

В статье раскрыты особенности функционирования инновационного образовательного учреждения – «культуро логическая прогимназия». Показана специфика отбора и разработки содержания преемственного культурологического образования детей на дошкольной и начальной ступенях, средства и способы его реализации

Как изменить содержание образования в прогимназии? Как обеспечить преемственность дошкольного и начального культурологического образования?

Проектная идея: «Взрастим Человека культуры». Современное состояние образования в России влечет за собой типовое и видовое разнообразие образовательных учреждений, их переход в режим инновационного развития.

Наше образовательное учреждение функционирует как учреждение образования типа «начальная школа – детский сад» культурологического направления (культурологическая прогимназия). Оно осуществляет общее дошкольное образование; общее начальное образование, а также ведет разработку содержания и реализует углубленное дополнительное культурологическое образование.

Культурологическое образование детей – важная задача формирования личностной культуры. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечно одухотворенного ребенка. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где ребенок живет. От того, каким было его детство, какими были первые шаги в школе, совершалось ли все это в высоко культурной и психологически комфортной среде, зависит его мировоззрение, дальнейшее мироощущение. Ребенок приобретает культурный багаж, который не остается в прошлом, а определяет его будущее, его менталитет. Из стен образовательного культурологического учреждения ребенок выходит как «посланник и носитель культуры».

В соответствии с приоритетными целями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, такими как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержка их индивидуальности, физическое, познавательное, коммуникативное развитие, мы выделяем следующие важные для освоения детьми составляющие культуры:

  1. этическую – как способность любить людей, делиться с ними добротой;
  2. физическую – как приобщение детей к здоровому образу жизни, ориентированную на гармонию в пластическом, эмоциональном развитии детей;
  3. литературно-художественную – как приобщение детей к литературно-художественным формам самовыражения, включающую в себя культуру речи и изобразительной деятельности, культуру чтения;
  4. музыкальную, включающую в себя постижение музыкальных средств самовыражения;
  5. театральную, способствующую интегрированному проявлению всех сфер искусства в драматическом, пластическом и интонационном выражении;
  6. культуру предметно-социальной среды, предполагающую приобщение ребенка к красоте рукотворного мира;
  7. коммуникативную культуру и культуру поведения, включающую в себя внешний вид, взаимодействие и общение с другими людьми, обращение с предметами и объектами внешнего мира;
  8. деятельностную культуру (культуру познавательной и игровой деятельности и учебного труда), предполагающую ориентацию на познание, овладение его средствами и способами, развитие познавательной мотивации.

Освоение детьми перечисленных составляющих культуры происходит в контексте культурологического образования, начиная с дошкольной ступени.

{mosregread}Здесь формируются представления о культуре тела, ценностях здорового образа жизни, о том, что полезно и вредно для здоровья, воспитываются привычки к порядку, чистоте, аккуратности, соблюдению режиму дня. Дети знакомятся со способами охраны здоровья, узнают о процедурах закаливания, овладевают навыками аутогенной тренировки и психологической саморегуляции. Развивается красота осанки, походки, пластичность и выразительность движений в эмоционально-двигательной деятельности.

Воспитанники приобщаются к красоте мира, знакомятся с гармонией в природе и рукотворном мире, получают и осмысливают впечатления о гармонии. Воспитатели ориентируют детей на познание человеческой жизни и культуры через яркий, образно-сочный высоко литературный язык и стиль, формируют искусство речи, развивают романтичность и поэтику, риторику, литературное дарование. Дети знакомятся с основами градостроительства, домостроения, садово-парковой архитектуры, ландшафтного проектирования, участвуют в художественно-архитектурной деятельности, моделировании, макетировании, декорировании. У детей формируется эстетико-положительное отношение к театру, яркие и праздничные представления о нем, развиваются умения восприятия театра как искусства. Идет знакомство с видами и жанрами театра. Отрабатываются простейшие исполнительские навыки (актерские, режиссерские, оформительские). Осуществляется работа над пониманием музыки, выработка эмоционального отклика на нее, привлечению детей к оригинальной концертно-исполнительской деятельности. Дети знакомятся с изобразительным творчеством, учатся воспринимать его как средство передачи переживаний, чувств художников.

Воспитанники прогимназии знакомятся с такими средствами самовыражения как движение, художественная и литературная деятельность, театральная постановка, музыка. Дети учатся «читать» в образах чувства, настроения, переживания, учатся выражать свои переживания и мысли через образы, соотносят настроение и образ. Они активно включаются в театральную, исполнительскую и художественную деятельность, развивается их творческий потенциал.

У детей формируются представления о себе, своей семье, родном доме, о государстве и малой родине, обществе и народах, правах и обязанностях ребенка, основах экономики, об истории развития цивилизации и человека в культуре. Удовлетворяются потребности ребенка в осмыслении красоты, добра, любви, истины, правды. Формируется стремление к духовной близости к людям, уважению и терпимости к их своеобразию, стимулируется желание оказать помощь и поддержку.

Осуществляется стимулирование переживаний ребенком добра и красоты. Фиксируется внимание на чувствах и эмоциональных переживаниях самого ребенка. Дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, принимать их, предлагать помощь. Воспитанники овладевают элементарными навыками саморегуляции и знакомятся с цивилизованными способами выражения своих эмоций. Воспитываются здоровые потребности в опрятности, вкус в отношении своего внешнего вида, чистоплотность. Формируется ценностное представление ребенка о себе, стремление соответствовать образу «юного джентльмена» и «воспитанной барышни». Дети уясняют правила поведения в общественных местах, знакомятся с эстетикой поведения за столом во время приема пищи, во время беседы, прогулки и т.д. Они учатся общаться со взрослыми и сверстниками: вести беседу, просить о помощи, соблюдать правила хорошего тона. Взрослые помогают детям осваивать социальные навыки: способы разрешения конфликтов, правила этикета, способы поведения в трудных ситуациях.

Большое внимание уделяется формированию культуры деятельности. Дошкольники включаются в системную совокупность игр, их фрагментов, эпизодов, игровых упражнений, постигают ценности и правила игры, осознают красоту и многообразие мира игрушек, учатся заботиться о них. Игра осмысливается детьми как совместная деятельность, где необходимо уметь действовать вместе. Они учатся организовывать игру и игровое пространство. Закладываются основы культуры познавательной деятельности; дети учатся организовывать «рабочее» место, осмысляют источники познания, овладевают предпосылками учебной деятельности. У школьников формируются навыки самоорганизации в учебной деятельности, формируется культура интеллектуального труда, оказывается содействие осмыслению и построению индивидуального стиля познавательной деятельности каждого ученика. Осуществляется стимулирование у детей познавательной мотивации и мотивации достижения успеха. Дети учатся видеть успехи в своей деятельности и замечать их в деятельности других. На основе освоения детьми ансамбля детских культур вырабатываются их личностные культурологические позиции, основанные на стремлении к красоте.

Реализация культурологического образования в учреждении осуществляется в единстве трех составляющих: общего и дополнительного образования, а также специально организованного взаимодействия взрослых и детей. В рамках общего образования акцентируется культурологическая составляющая базовых образовательных программ, а также проводится углубление культурологического содержания.

Общее образование дошкольников осуществляется на основе программы «Детство». Программа «Детство» была выбрана нами за основу дошкольного образования в связи с тем, что в ней заложены и детально раскрываются три линии развития детей: линия чувств, линия познания и линия творчества. Эта триада соответствует нашей концепции культурологического образования в условиях массового дошкольного учреждения.

Дополнительно к программе «Детство» реализуются парциальные культурологические программы:

  1. «Маленький гражданин» – формирует представления о себе, своей семье, родном доме – малой родине, о государстве, обществе, народах, мировом гражданстве, нациях; правах и обязанностях ребенка; основах экономики; истории развития цивилизации и человека в культуре.
  2. «Красота вокруг нас» – помогает приобщению к красоте мира, воспитанию эмоционально-эстетической сферы; формированию впечатлений о гармонии природы, вещественного (рукотворного) мира, о месте человека в жизни, искусстве, в системе культурных социальных отношений.
  3. «Сердце на ладошке» – реализует культурологические цели: удовлетворение потребностей в Красоте, Добре, Любви, Истине, Правде; воспитание «культуры сердца», стремление сделать ребенка счастливым, возвысить его духовно; создать атмосферу душевного тепла, эмоционального комфорта, духовной близости с людьми, радости.
  4. «Удивительная книга для малышей» – ориентирует детей на познание человеческой жизни и многих видов культуры через яркий, образный, сочный высоколитературный язык и стиль; формирует искусство речи, ее красоту; обогащает духовный мир дошкольников; развивает романтичность, поэтику, риторику, литературное дарование.
  5. «Вдохновение» – способствует эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира и произведений искусства; воспитанию культуры человеческих взаимоотношений в процессе продуктивной деятельности; формированию творческого художественного потенциала детской талантливости, художественной одаренности.
  6. «Первые шаги в мире архитектуры» – задает обширную программу ознакомления детей с «музыкой в камне», т.е. с основами градостроительства, домостроения, садово-парковой архитектуры, ландшафтного проектирования (отечественным, зарубежным, современным и прошлым); способствует развитию таких видов детской деятельности, как художественно-конструктивная, художественно-архитектурная, моделирование, макетирование, декорирование.
  7. «Детская филармония» – намечает цели: помочь дошкольнику понять музыку сердцем и душой, эмоционально, живо, деятельностно, как пласт высокой классической культуры, уметь откликаться на нее; любить музыкальное искусство, передающее человеческие переживания; участвовать в оригинальной и эмоциональной концертно-исполнительской деятельности; воспринимать новые формы музыкальной пропаганды в детской аудитории.
  8. «Школа театра в детском саду» – предполагает формирование эстетико-положительного отношения малышей к детскому театру, ярких и праздничных представлений о нем, простейших исполнительских навыков (актерских, режиссерских, оформительских); усвоение доступных правил этикета в зрительном зале; обострение внимания к Прекрасному.
  9. «Культура детского театра» – расширяет у старших дошкольников познания и эмоциональные впечатления в области театральной деятельности; развивает восприятие Красоты театра как Искусства; закрепляет бережное отношение к спектаклям, театральным играм как к культурным ценностям взрослых и детей; формирует уважительное отношение к творчеству всех людей, причастных к сценическому искусству; знакомит с новыми видами и жанрами театра; совершенствует культуру зрителя.
  10. «Этикет – класс для маленьких» – стимулирует здоровые потребности и хороший вкус в отношении к своему внешнему виду, безупречную чистоплотность и гигиену, культуру одежды; формирует представление о себе как общечеловеческой ценности, основы искусства речевого общения, культуры поведения в общественных местах, эстетику поведения за столом во время приема пищи, культуру детской деятельности (игровой, учебной, трудовой); формирует облик «юного джентльмена», а также городской хозяюшки (хозяина).
  11. «Здоровье – это красота !» – углубляет представления о культуре здоровья, культуре тела; воспитывает жизнерадостность, бодрость, чувство полноты жизни, веру в себя; формирует навыки аутогенной тренировки и психической саморегуляции; помогает оценить красоту человеческого тела и его движений, развивает естественную изящность, красивую осанку и походку, пластичность и выразительность в эмоционально-двигательной деятельности.
  12. «Карапуз в мире игры» – определяет содержание культурологического образования дошкольников через системную совокупность игр, их фрагментов, эпизодов, игровых упражнений, их видов, подвидов, форм; классификацию игрушек и разнообразие сфер в игровом пространстве; помогает в игровой деятельности формировать сказочно-мечтательный мир ребенка, ансамбль детских культур, новые межличностные культурологические позиции.

Основное, что заложено в этих программах – это социальный характер их содержания. Дети, прежде всего, ориентированы на ознакомление с человеком, с человечеством, с человеческими переживаниями в истории развития культуры. Программы раскрываются в приоритетных аспектах: в когнитивном (осознание), мотивационном (проявление интереса), поведенче ском (желание жить с другими людьми психологически комфортно). Основные линии подобного развития дошкольников – формирование основ социальной, интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, эстетической, художественной, театральной, зрительской, игровой, гражданской (национальной, правовой, экономической), духовно-этической, телесной куль тур в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Преемственность содержания культурологического дошкольного образования на начальной ступени обучения наиболее оптимально обеспечивается за счет реализации системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Данная система направлена, прежде всего, на общее развитие ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей. При отборе содержания образования данная система исходит из положения о том, что в начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка. Реализация этого тезиса изменяет соотношение значимости двух групп предметов: русского языка, математики, окружающего мира с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, трудового и физического воспитания – с другой в пользу второй группы, по сравнению другими системами начального обучения. Усиление роли предметов второй группы позволяет оптимально решать задачи культурологического образования.

Культурологическая составляющая в начальном образовании реализуется следующим образом.

Во-первых, в содержании базовых курсов акцентируется культурологическая составляющая:

  • в курсах «Обучение грамоте», «Русский язык», литературное чтение – особое внимание уделяется формированию культуры речи, читательской культуры, культуры поведения и общения;
  • в курсе «Мы и окружающий мир» осуществляется приобщение к красоте мира, определение места человека в системе культурных социальных отношений, формируется гражданская культура ребенка;
  • в курсе «Физическая культура» развиваются потребности в здоровом образе, идет отработка способов укрепления здоровья и управления эмоциональным и физическим состоянием, умение самовыражения в пластических движениях;
  • в курсе «Трудовое обучение» осуществляется приобщение к миру рукотворной красоты, дизайна, архитектуры и воспитывается культура труда, самоорганизация в трудовой деятельности, в том числе и в учебной деятельности как особом виде труда;
  • в курсе «Изобразительное искусство» дети постигают выразительные возможности материалов, техник, осваивают элементы языка изобразительного искусства, своеобразие художественных традиций;
  • в курсе «Музыка» осуществляется формирование эмоционально-музыкальной культуры;
  • в курсе «Иностранный язык» (2, 3, 4 кл.) дети приобщаются к постижению культуры других народов и языка как носителя культуры, обеспечивается формирование культуры, социальной и коммуникативной компетенции школьника как основ его социализации;
  • в курсе «Информационно – коммуникационные технологии» (3, 4 кл.) формируется культура познавательной деятельности и работы с информацией.

Акцентирование осуществляется за счет использования специально разрабатываемых педагогами методических приемов и технологий культурологического образования.

Во-вторых, наряду с базовыми программами курсов реализуются парциальные программы школьного компонента содержания образования, представляющие собой ограниченные вкрапления дополнительного культурологического содержания в содержание базовой программы на основе их органического единства. Органичность базового и парциального культурологического образования, а также временная уместность последнего, обеспечивает недопущение перегрузки детей. Парциальные программы предусматривают «порции» материала, которые используются в специально отведенное для этого время на уроках в общем курсе.

В качестве парциальных программ используются программы:

  • «Формирование читательских интересов и умений», направленная на развитие интереса к чтению, формирование культуры восприятия художественного произведения, развитие умения работать с книгой. Она реализуется на библиотечных уроках, предусмотренных программой «Литературное чтение»;
  • «Здоровье – это красота», решающая задачи воспитания мотивации к здоровому образу жизни, стремления к совершенствованию своего внешнего вида, физического развития, привитие навыков здорового поведения. Она реализуется на уроках физической культуры;
  • «Красота вокруг нас», обеспечивающая ребенку познание прекрасного в окружающем мире, воспитывающая бережное отношение к предметам и явлениям, их окружающим. Она реализуется на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, музыки;
  • «Воспитание эмоционально-музыкальной культуры», направленная на формирование умений слушать и понимать музыку, соотносить ее с другими произведениями искусства, освоение различных форм музыкальной пропаганды, организация первого опыта музыкального сочинительства. Она реализуется на уроках музыки.

В-третьих, культурологическая составляющая образования реализуется за счет вариативной части учебного плана. Предусмотрено изучение следующих факультативов и спецкурсов:

  • экономика (программа факультатива 2, 3, 4 кл.) – программа предполагает первичное знакомство с экономическими отношениями, осмысление рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий;
  • культура общения (программа спецкурса 2, 3, 4 кл.) – программа направлена на освоение различных средств и правил общения, овладение речевым этикетом, культурой устной и письменной речи;
  • информационно – коммуникативная культура (программа спецкурса 2 кл.) – программа реализует задачи формирования умений добывать, перерабатывать, хранить и передавать информацию.

В-четвертых, на реализацию культурологического образования направлена вся система воспитательной работы в начальной школе:

  • через классные часы целенаправленно реализуются программы нравственного, патриотического и гражданского воспитания;
  • через внеурочные формы занятий с детьми осуществляется приобщение детей к ценностям мировой художественной культуры и целенаправленно формируется культура учебной деятельности, читательская и информационно – коммуникативная культура;
  • все воспитательные мероприятия направлены на воспитание культуры общения, поведения и на формирование умений самореализации детей в культуре;
  • внеклассные формы работы включены как органическая составляющая в реализацию парциальных программ: «Формирование читательских интересов и умений», «Здоровье – это красота», «Красота вокруг нас», «Воспитание эмоционально-музыкальной культуры».

Общие дела и мероприятия для детей

№ п/п Виды культур Формы работы с детьми Возраст детей Примечание
1. Художественная культура Выставки-передвижки репродукций картин русских и зарубежных художников-классиков; конкурсы юных художников; турниры знатоков изоискусства; коллективные творческие дела «Фабрика умельцев», «Город мастеров»; вернисажи на окне «Удивительное - рядом»; заочные путешествия «По музеям мира»; тематические выставки; совместные праздники с детьми и родителями. 5 – 11 лет
6 – 8 лет
5 – 11 лет
 
2. Театральная культура Постановки спектаклей; заочные встречи с артистами театров; видеопутешествия по самым знаменитым театрам мира; экскурсии в театр; неделя театра; конкурс актерского мастерства; театральные и театрализованные игры. 6 – 7лет
5 – 11 лет
В неделе театра участвуют дети 3-11 лет
3. Музыкальная культура Музыкальная ассамблея; детская филармония; музей музыкальных инструментов; видеопутешествия в историю музыки; музыкальные шоу, концерты, конкурсы песен; вечера любимых песен; вечера танцев; дельфийские игры; музыкальный фестиваль. 5 – 11 лет
6 – 11 лет
5 – 11 лет
Вечера в рамках совместных с родителями мероприятий
4. Культура речи Пресс-конференции, дискуссии, диспуты; литературные турниры; ярмарки; книжкина неделя; праздники правильной речи; праздники к юбилейным датам любимых писателей; конкурсы чтецов, детская библиотека, вчера поэзии. 6 – 11 лет
6 – 8 лет
5 – 11 лет
 
5. Экологическая культура Экологические праздники; игры-путешествия и игры-экспериментирования; экскурсии GREEN PEACE; эстафеты полезных дел; конкурсы на лучшего эколога-экскурсовода; операция «Руку дружбы - природе». 5 – 11 лет
6 – 11 лет
 
6. Культура поведения Операция «Уют»; конкурсы «Я сам», «Самый-самый», «Доброе дело», «Лучшая хозяюшка», «Лучший хозяин»; проблемные ситуации «Я в театре», «Я в автобусе», «Я на дне рождения»; этические пятиминутки; тренинги; День «вежливых» наук. 5 – 11 лет
5 – 9 лет
 
7. Интеллектуальная культура Эвристические беседы; познавательные диалоги; коллективные творческие дела; турниры смекалистых; защита фантастических проектов; вечера разгаданных и неразгаданных тайн; марафон интеллектуальных игр. 5 – 11 лет
6 – 11 лет
 
8. Гражданская культура Конкурс газет «Газетный бум»; сюжетно-ролевые игры «Бизнес-события на Планете-200», «Спасатели», «Познай свой край»; экскурсии тематические (по памятным местам и др.); встречи с интересными людьми; видеопутешествия по музеям мира; выставки «Прекрасное рядом»; путешествия по лестнице цивилизации; создание музейных экспозиций, коллекций; народные праздники; операция «Планета-200 – наш дом, и мы хозяева в нем». 4 – 11 лет
6 – 11 лет
5 – 11 лет
 
9. Физическая культура Физкультурные праздники, олимпиады, турниры; неделя здоровья; походы и туристические прогулки; соревнования и эстафеты. 4 – 11 лет
5 – 11 лет
 
10. Традиции ОУ День знаний; День смеха; Неделя радости; Неделя «Помоги себе сам» (ОБЖ); День святого Валентина; День матери; КТД «Наши руки не для скуки». 4 – 11 лет  

В-пятых, дополнительное культурологическое образование реализуется во внеклассной студийной воспитательной работе за счет функционирования студий на основе авторских программ.

Специально организованное взаимодействие предполагает включение детей в культурно-массовую деятельность в формах массовых праздников, посещения учреждений культуры, коллективных мероприятий, соблюдения традиций. На дошкольной ступени это реализуется в контексте нерегламентированной деятельности детей. Для школьников строится система воспитательной работы. Для дошкольников организуются дела и мероприятия совместно с учащимися школьной ступени.{/mosregread}

Дополнительное образование предусматривает организацию студийной, кружковой, клубной работы, отражающей важнейшие направления культурологического образования и реализующей образовательные потребности воспитанников и учащихся с учетом их интересов и способностей.

В сфере дополнительного образования мы руководствуемся: свободным выбором ребенком дополнительного образования и видов деятельности в соответствии с его интересами и склонностями; созданием условий для самореализации личности; обеспечением ситуации успеха для каждой личности.

В прогимназии действуют студии «Рукотворное чудо», обеспечивающая формирование культуры ручного труда; «Вдохновение», реализующая задачи формирования культуры чувств средствами изобразительного искусства и «Фафалины чудеса», формирующая культуру конструктивной деятельности.

Базовыми условиями реализации культурологического образования являются создание преемственной культурно-эстетической предметной среды, личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых, учет интересов и возможностей каждого ребенка.

Наумова Л.И.,
директор прогимназии № 200

Калинина Н.В.,
научный руководитель,
доктор психологических наук
г. Ульяновск