Инновации и эксперимент в образовании

Самопроверка – это полезно и интересно PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пономарева Е.А.   
03.02.08 03:30

Проверка школы… «как много в этом звуке». Самая доброжелательная, самая ожидаемая проверка – это, как себя не уговаривай, нервы, стресс и т.п.

Каждому руководителю образовательного учреждения хочется, чтобы увидели его труд, труд педагогического коллектива, оценили по достоинству сколько вложено сил, здоровья, эмоций, которым не найти денежного эквивалента.

Наша способность воспринимать различные явления во многом зависит от имеющихся у нас моделей, представлений о действительности. Мы можем увидеть только то, что позволяет принятая нами картина мира. У школьной администрации сформирован стереотип: «нас должны проверять», «мы против них» А почему бы его не изменить? Попробовать проверить себя самим. Кто лучше администрации школы, учителей, учеников, технических работников знает о школе все самое лучшее и все самое негативное. Мы все за то, чтобы наша школа была хорошей.

Серьезный объективный анализ различных направлений деятельности образовательного учреждения, проведенный силами педагогического коллектива, на наш взгляд, может решить целый ряд внутренних проблем, что, несомненно, повлияет на улучшение климата в коллективе, на повышение эффективности совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Остановимся только на первом этапе выдвинутой идеи «проверить самих себя». Первый этап можно реализовать в форме педагогического совета. Ошибочно и самонадеянно думать, что любую проблему школы можно разрешить за счет качественного и продуктивного проведения педагогических советов. Конечно, нет, но использовать коллективные усилия единомышленников для выявления «узких мест», вполне реально.

Любой отдельно взятый педагогический совет проводится в рамках определенного содержания, по определенной методике, т.е. представляет локально - модульную технологию, действующую только в рамках данного участка учебно-воспитального процесса. 1 Он предусматривает локальные изменения, направленные на улучшение, обновление, активизацию деятельности в отдельных сферах жизни школьного коллектива.

Совокупность педагогических советов, направленных на решение какой-либо проблемы, или охватывающих ряд проблем, объединенных рамками одного учебного года, подчиняется определенной логике и может рассматриваться как частнометодическая технология, которая определяет границы блока нововведений или изменений вводимых в школе.

Построим, исходя из этого, возможную модель вхождения педагогического коллектива в аналитическую деятельность через некоторую совокупность педсоветов.

Схема этой модели достаточно проста и выглядит примерно так:

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Четвертый этап

Вводная установка.

  1. Ведущий сообщает участникам педсовета, что работа в экспертных группах продолжается. Она будет построена по такому плану:
        а) 1-ая, 2-ая, 3-ья экспертные группы работают с направлениями, которые были признаны успешными.
        б) 4-ая, 5-ая, 6-я экспертные группы работают с теми направлениями деятельности школы, которые, в ходе обсуждения, были признаны неуспешными.
  2. Задание N2 (для 1-ой, 2-ой, 3-ей экспертных групп)
        «Уважаемые эксперты! Вы работаете с теми направлениями деятельности школы, которые, в ходе обсуждения, были признаны успешными. Вам необходимо обосновать (доказать) эту успешность, т. е. выделить критерии (показатели) этой успешности.
    Например. В нашем образовательном учреждении хорошо поставлена работа с одаренными учащимися. В 200 … учебном году 7 человек стали победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2 человека стали победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, один наш ученик стал победителем Международной олимпиады школьников».
  3. Задание N2 (для 4-ой, 5-ой, 6-ой экспертных групп).
    «Уважаемые эксперты! Вы работаете с теми направлениями деятельности школы, которые в ходе обсуждения были признаны неуспешными. Вам необходимо составить план работы по выходу из создавшейся ситуации для 2 - 3 наиболее неуспешных направлений».

Пятый этап (работа в группах)

Эксперты работают в группах по заданиям.

Что в это время делает администрация?

Понятно, что перечень вопросов, как показывает практика проведения таких педсоветов, может оказаться очень большим и времени на то, чтобы все обсудить не хватит.

График Для администрации этот материал может представлять большой интерес для последующего изучения и анализа. В рамках педсовета его можно представить в виде графика (на большом листе), на котором по оси OX – проставить номера вопросов; по оси OY – уровень успешности (неуспешности деятельности).

Например: 1 вопрос – работа с одаренными детьми – «отлично». 2 вопрос – участие учителей в управлении школы – «хорошо».

Замечание 5. Уровень успешности (неуспешности деятельности) школы, проставленный на шкале OY – «неуд.», «удов.», «хор.», «отл.» – требует уточнения и предварительного осмысления. Что значит «хорошо» или «неудовлетворительно»? С чем сравниваем? На что ориентируемся? Этот вопрос каждая школа решает самостоятельно.

В рамках педсовета это скорее не график, а схема, которая позволяет более наглядно определить направления деятельности школы, требующие незамедлительного внимания администрации и всего коллектива.

Шестой этап (заключительный)

  1. Заслушиваются представители 1-ой, 2-ой, 3-ей экспертных групп.
  2. Заслушиваются представители 4-ой, 5-ой, 6-ой экспертных групп.
    Итогами работы в группах будут:
        Перечень успешных направлений деятельности школы и показатели, подтверждающие эту успешность.
        Перечень неуспешных направлений деятельности школы и возможные пути выхода из создавшихся ситуаций.
  3. Предъявляя построенный график и обобщая выступления экспертов, ведущий завершает педагогический совет.
  4. Для подготовки проекта решения педагогического совета создается рабочая группа.
  5. Устанавливается дата отчета рабочей группы перед педсоветом.

Пономарева Е.А.,
доцент АПК и ППРО,
канд. пед. наук



1 Г.К. Селевко. Технология педагогических советов. М.: Школьные технологии, 1998. N3. С.9
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании