Инновации и эксперимент в образовании

Имущество и финансово-хозяйственная деятельность автономного образовательного учреждения
Добавил(а) Фёклин С.И.   
24.02.09 15:52

Как определяется порядок определения видов ценного движимого имущества?

 

В соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ1 и Бюджетным кодексом РФ автономному образовательному учреждению принадлежит:

  • Недвижимое имущество на праве оперативного управления, закрепленное за автономным учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
  • Земельный участок, необходимый для осуществления автономным учреждением своих уставных задач, закрепляется на праве постоянного (бессрочного) пользования (часть 7 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
  • Особо ценное движимое имущество на праве оперативного управления, закрепленное за автономным учреждением учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

  • Иное имущество на праве собственности, приобретенное за счет доходов автономного учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждения» и Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» определены критерии, по которым движимое имущество должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу федеральных автономных учреждений:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей;
  • иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тысяч рублей, но без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
  • музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ;
  • иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества региональных (муниципальных) автономных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) с учетом требований постановления Правительства РФ от 31мая 2007 г. № 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.

Имущество автономного образовательного учреждения
на праве оперативного управления на праве постоянного бессрочного) пользования на праве собственности
  • недвижимое имущество
  • особо ценное движимое имущество
  • земельный участок
  • доходы от использования недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе от сдачи такого имущества в аренду
  • имущество, приобретаемое за счет доходов автономного учреждения
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом автономного учреждения

Автономное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (пункт 1 статьи 298 ГК РФ; часть 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением одного случая: внесение имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц в качестве их учредителя (участника) возможно только с согласия учредителя (часть 6 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

{mosregread}В соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2008 года) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;
  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного (муниципального) имущества, за исключением имущества автономных учреждений;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в залог, в доверительное управление, за исключением имущества автономных учреждений;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, используются для достижения уставных целей и задач. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на доходы, получаемые автономным учреждением от использования имущества (пункт 2 статьи 299 ГК РФ; часть 8 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Автономное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. В этой части контроль за деятельностью автономного учреждения осуществляет учредитель или уполномоченное им лицо (пункт 3 статьи 39 Закона РФ «Об образовании»).

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за автономным образовательным учреждением либо приобретенное таким учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. После изъятия имущества автономного образовательного учреждения, собственник вправе распорядиться им по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).

Финансовое обеспечение задания автономного образовательного учреждения осуществляется из бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Так, в Республике Татарстан финансовые затраты обеспечивают покрытие расходов автономного учреждения, необходимых для выполнения задания, и включают в себя следующие статьи расходов:

  • оплата труда работников, непосредственно оказывающих услуги, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • медикаменты и перевязочные средства;
  • мягкий инвентарь и обмундирование;
  • продукты питания;
  • заработная плата административно-управленческого и прочего вспомогательного персонала с учетом отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • приобретение хозяйственных средств;
  • приобретение канцелярских товаров;
  • подписка на периодические издания;
  • повышение квалификации персонала;
  • командировочные расходы;
  • услуги связи;
  • расходы на культурно-массовые мероприятия;
  • обеспечение учебниками и методической литературой;
  • транспортные услуги;
  • услуги прачечной;
  • прочие текущие расходы.

Норматив содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, может включать в себя статьи расходов на:

  • коммунальные услуги;
  • текущее содержание и ремонт зданий и сооружений;
  • текущее содержание и ремонт особо ценного движимого имущества;
  • налоги, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки2.

Источниками финансовых средств автономного учреждения являются:

  1. бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций;
  2. доходы от использования недвижимого и особо ценного движимого имущества;
  3. доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. добровольные пожертвования и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц (пункт 8 статьи 41 и статья 45 Закона РФ «Об образовании»);

5) иные источники, не запрещенные действующим законодательством:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство с обучающимися;
  • организация и проведение семинаров, конференций и иных занятий;
  • торговля товарами;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных денежных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя (пункт 9 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»).

Автономное образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Бюджетное учреждение, как известно, отвечает по своим обязательствам только денежными средствами.

Собственник имущества не несет субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения при недостаточности у последнего денежных средств. Автономное учреждение, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Автономное учреждение не может быть признано банкротом (несостоятельным), то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного законодательством срока (пункт 1 статьи 65 ГК РФ; статья 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этой связи автономное учреждение не может быть ликвидировано как признанное банкротом (пункт 4 статьи 61 ГК РФ).{/mosregread}

В части расходования субвенций и субсидий, получаемых автономным учреждением из бюджета на выполнение задания учредителя, необходимо руководствоваться законодательством в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (автономное учреждение выступает в данном случае получателем бюджетных средств). Это положение следует из содержания статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором говорится о том, что «государственными (муниципальными) заказчиками являются бюджетные учреждения или иные получатели средств федерального бюджета (бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования».

В случае получения внебюджетных средств автономное учреждение не выступает ни бюджетным учреждением, ни получателем бюджетных средств. Доходы автономного учреждения не относятся к налоговым и формируются, в том числе из части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (статьи 42, 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому прибыль автономного учреждения в виде внебюджетных средств, зачисленных на расчетные счета, после уплаты налогов и обязательных платежей, может расходоваться им самостоятельно без применения законодательства в сфере размещения заказа для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2007 г. № 684 «Об утверждении правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» автономные учреждения обязаны ежегодно не позднее 1 июня публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества по определенным учредителями формам.

Отчет автономного учреждения должен включать в себя сведения:

  • об исполнении задания, количестве потребителей, стоимости услуг, годовой численности работников;
  • о средней заработной плате, объеме финансирования задания, сумме прибыли, составе наблюдательного совета;
  • об использовании имущества учредителя (балансовая стоимость имущества, количество и площадь объектов недвижимости, др.).

Учредителем могут быть определены иные сведения, подлежащие опубликованию. Отчет в обязательном порядке публикуется в определенных учредителем средствах массовой информации, доступных для потребителей услуг автономного учреждения, а также на сайте в сети Интернет (при его наличии и функционировании).

Фёклин Сергей Иванович,
заместитель директора Центра нормативного
правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО,
эксперт-юрист Федерального оператора реализации ПНПО,
ст. преподаватель кафедры прав человека
юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.


1 далее по тексту – ГК РФ

2 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2007 г. № 161 «Об определении условий и порядка формирования задания учредителя автономному учреждению Республики Татарстан»