Имущество и финансово-хозяйственная деятельность автономного образовательного учреждения |
Добавил(а) Фёклин С.И. | |||||||||
24.02.09 15:52 | |||||||||
Как определяется порядок определения видов ценного движимого имущества?
В соответствии с Федеральным законом от 3 октября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ1 и Бюджетным кодексом РФ автономному образовательному учреждению принадлежит:
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждения» и Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» определены критерии, по которым движимое имущество должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу федеральных автономных учреждений:
Порядок определения видов особо ценного движимого имущества региональных (муниципальных) автономных учреждений устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления) с учетом требований постановления Правительства РФ от 31мая 2007 г. № 337 в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.
Автономное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым и особо ценным имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (пункт 1 статьи 298 ГК РФ; часть 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением одного случая: внесение имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц в качестве их учредителя (участника) возможно только с согласия учредителя (часть 6 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). {mosregread}В соответствии со статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2008 года) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления:
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, используются для достижения уставных целей и задач. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на доходы, получаемые автономным учреждением от использования имущества (пункт 2 статьи 299 ГК РФ; часть 8 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Автономное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. В этой части контроль за деятельностью автономного учреждения осуществляет учредитель или уполномоченное им лицо (пункт 3 статьи 39 Закона РФ «Об образовании»). Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за автономным образовательным учреждением либо приобретенное таким учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. После изъятия имущества автономного образовательного учреждения, собственник вправе распорядиться им по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ). Финансовое обеспечение задания автономного образовательного учреждения осуществляется из бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Так, в Республике Татарстан финансовые затраты обеспечивают покрытие расходов автономного учреждения, необходимых для выполнения задания, и включают в себя следующие статьи расходов:
Норматив содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, может включать в себя статьи расходов на:
Источниками финансовых средств автономного учреждения являются:
5) иные источники, не запрещенные действующим законодательством:
Привлечение образовательным учреждением дополнительных денежных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя (пункт 9 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»). Автономное образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Бюджетное учреждение, как известно, отвечает по своим обязательствам только денежными средствами. Собственник имущества не несет субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения при недостаточности у последнего денежных средств. Автономное учреждение, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника имущества. Автономное учреждение не может быть признано банкротом (несостоятельным), то есть неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного законодательством срока (пункт 1 статьи 65 ГК РФ; статья 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этой связи автономное учреждение не может быть ликвидировано как признанное банкротом (пункт 4 статьи 61 ГК РФ).{/mosregread} В части расходования субвенций и субсидий, получаемых автономным учреждением из бюджета на выполнение задания учредителя, необходимо руководствоваться законодательством в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (автономное учреждение выступает в данном случае получателем бюджетных средств). Это положение следует из содержания статьи 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором говорится о том, что «государственными (муниципальными) заказчиками являются бюджетные учреждения или иные получатели средств федерального бюджета (бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования». В случае получения внебюджетных средств автономное учреждение не выступает ни бюджетным учреждением, ни получателем бюджетных средств. Доходы автономного учреждения не относятся к налоговым и формируются, в том числе из части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (статьи 42, 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому прибыль автономного учреждения в виде внебюджетных средств, зачисленных на расчетные счета, после уплаты налогов и обязательных платежей, может расходоваться им самостоятельно без применения законодательства в сфере размещения заказа для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2007 г. № 684 «Об утверждении правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» автономные учреждения обязаны ежегодно не позднее 1 июня публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества по определенным учредителями формам. Отчет автономного учреждения должен включать в себя сведения:
Учредителем могут быть определены иные сведения, подлежащие опубликованию. Отчет в обязательном порядке публикуется в определенных учредителем средствах массовой информации, доступных для потребителей услуг автономного учреждения, а также на сайте в сети Интернет (при его наличии и функционировании). Фёклин Сергей Иванович, 1 далее по тексту – ГК РФ 2 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 апреля 2007 г. № 161 «Об определении условий и порядка формирования задания учредителя автономному учреждению Республики Татарстан» |