Инновации и эксперимент в образовании

Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сиденко А.С.   
24.02.09 16:36

Что нужно учитывать при создании авторских педагогических разработок?

«Я слышу и забываю,
вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
(Конфуций)

В настоящее время ощущается потребность в научно-методической продукции в помощь педагогу-разработчику. Учителя не ждут, пока им дадут готовые указания и разработки по проведению уроков, педагогических экспериментов, дидактические материалы, созданные сценарии школьных вечеров... Они самостоятельно конструируют методики, уроки, технологии преподавания, программы, сценарии, при этом, зачастую не владея методологией этой деятельности и двигаясь путем проб и ошибок.

Предлагаемый читателю труд – это попытка передать педагогам некий инструмент проектирования и оформления педагогических разработок.

Кому предназначена разработка, или кто ее потребитель?

Данная статья адресована работникам системы образования, которые приступают либо к созданию своих разработок и их оформлению, либо занимаются их первичной экспертизой.

По сути, методология, изложенная в статье, может быть полезна любому разработчику или эксперту педагогической продукции: директору школы, учителю, завучу по научной и методической работе, руководителю методического объединения школы или методической службы района, студенту и выпускнику педагогического института.

Кого можно считать педагогом-автором?

Однозначного ответа на вопрос, вынесенный в этот подзаголовок, нам получить не удалось. Судите сами. Спектр ответов распадается на позиции:

  • Любой педагог – автор: ведь он всегда придумывает что-то... (Из разговора в учительской)
  • Автор – тот, кто осмысливает и излагает опыт так, чтобы его можно было понять и перенять коллегам... (Мнение одного эксперта)
  • Автор – лицо, создающее новый педагогический продукт, дающий образовательный эффект. (Мнение второго эксперта)
  • Автор – творческая личность, создающая разработки. (Точка зрения одного учителя)
  • Автор – тот, кто предлагает новое решение практически значимой педагогической задачи. (Мнение эксперта)
  • Авторство и учительство несовместимы. (Из беседы с чиновником министерства)
  • Автор – тот, кто оказывает методическую помощь начинающим учителям, передавая им образцы своего удачного опыта. (Ответ студента)
  • Автор – это ищущий человек, находящийся в процессе самосовершенствования. (Ответ студента)

Многообразие и неоднозначность взглядов имеют свои корни. Мы склонны принять за исходную точку зрения позицию, согласно которой автор – творческая личность, создающая новый педагогический продукт, предлагающий решение практически значимой педагогической проблемы, решение которой позволяет повлиять на качество результатов образования.

Каково значение авторских разработок учителей для учебного заведения, какова от них может быть польза школе?

Режим поисков, размышлений и раздумий – сегодня не просто норма жизни ряда педагогических коллективов, а условие их выживания, ибо он (этот режим) связан с обозримым будущим учебного заведения и может выявить стратегию его развития.

Как показывает практика, многие лицеи, гимназии, колледжи, школы ищут свое «лицо», свои подходы к обучению и воспитанию детей, свою линию построения педагогического пространства. Часть из них переходит в режим развития и самостоятельно решает:

  • обновить содержание обучения и воспитания;
  • организовать жизнедеятельность ученика, направленную на самореализацию, развитие инициативы, стремления к сотрудничеству;
  • найти современные эффективные технологии преподавания, позволяющие достичь качественно более высоких результатов обучения и воспитания;
  • создать природосообразные модели организации учебно-воспитательного процесса;
  • спроектировать новые модели управления педагогическим процессом;
  • разработать комплект педагогических средств (дидактических и воспитательных), выполняющих функцию развития учащихся;
  • создать пакет психолого-педагогических средств диагностики развития учащихся и экспертизы научно-методической продукции;
  • спроектировать педагогическую систему, делающую школу привлекательной для учащихся и притягательной для родителей;
  • создать особые методы обучения и воспитания, способствующие развитию самостоятельности ребенка и овладению им значимыми культурными ценно­стями;
  • осуществить поиск форм организации учебного процесса, позволяющих наладить взаимодействие учащихся и учителя, учащихся между собой (в парах, малых группах, бригадах).

Приоритетные направления поисков, которые ведут школы, довольно разнообразны. Как высшая ступень развития образовательного учреждения возникают различного типа авторские школы. Принято подразделять их на инструментальные и культурологические.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Если эту позицию взять за исходную, то автором в педагогической области можно считать любого человека, выполнившего адаптивный, или комбинаторный, или радикальный вид деятельности и создавшего новый «продукт». При этом важно определить, что от внедрения разработки меняется в педагогическом пространстве, как, в какую сторону и почему. Конечно, в профессиональной культуре должно быть указано: материалы каких авторов (ученых или практиков) и в какой мере использовались.

Деление работ по новизне

Творческий продукт, в зависимости от новизны, подразделяется на субъективно новый и объективно новый.

Субъективно новый – это такой продукт, который создан для себя, для своих коллег, своего учебного заведения, муниципального округа или даже региона.

Объективно новый – это продукт, социально значимый: для страны, общества, в мировом масштабе. О подобном новшестве говорят: «Такого не было нигде в мире». Естественно, к нему существенно возрастают требования: и к сути, и к оформлению. Для таких разработок вводится термин «объективная новизна».

Если уровень научной новизны и практической значимости объекта педагогического творчества соответствует ряду критериев, автор может получить патент – документ, удостоверяющий государственное признание работы (изобретения) и закрепляющий исключительное право на нее за данным лицом.

С.А. Новоселов и Э.Ф. Зеер считают, что продукты педагогического творчества, обладающие новизной и общественной значимостью, бывают такими:

3- педагогическая инновация – создание и (или) внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в практике образования, но не претендующих на объективную новизну;

2 - педагогическое изобретение – общественно значимое практическое решение какой-то задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

1 - педагогическое открытие – установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Их ранжирование по степени значимости и новизны подразделяется на уровни: I уровень – наивысший, III – низший.

С нашей точки зрения, педагогическое изобретение и открытие – это своеобразные стратегические ориентиры для профессионального роста педагогов; их достигают немногие. Массовая же педагогическая практика в большей степени связана с творчеством, имеющим характер субъективного открытия. Поэтому-то сейчас так часто идет речь о «педагогической инновации».

Для создания, обоснования и описания педагогических продуктов разных типов и уровней новизны можно применять одну и ту же методологию. Свои рекомендации мы адресуем прежде всего начинающим авторам-педагогам, чьи творческие дерзания относятся к типу инноваций.

Тем же, кто имеет больший опыт педагогического проектирования и создания соответствующих разработок, по вопросам их оформления и экспертизы советуем обратиться к литературе.

Сиденко Алла Степановна,
к.п.н, профессор,
АПКи ППРО г. Москва

Литература:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 1993.
  2. Патентный закон Российской Федерации // Российская газета, 1992, 14 окт.
  3. Новоселов С.А., Э.Ф. Зеер. К проблеме объективизации педагогического творчества // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб-к. Вып. 2. – Екатеринбург, 1996.
  4. Патентоведение: Учебник для вузов / Е.И. Артемьев, М.М. Богуславский и др.; Под ред. В.А. Рясенцева. 3-е изд. – М.: Машиностроение, 1984.
  5. Положение о педагогическом изобретении // Народное образование, 1990, № 12; 1991, № 1, 2, 6.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1.– М., БРЭ,
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании