Инновации и эксперимент в образовании

Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни
Добавил(а) Сиденко А.С.   
24.02.09 16:36

Что нужно учитывать при создании авторских педагогических разработок?

«Я слышу и забываю,
вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
(Конфуций)

В настоящее время ощущается потребность в научно-методической продукции в помощь педагогу-разработчику. Учителя не ждут, пока им дадут готовые указания и разработки по проведению уроков, педагогических экспериментов, дидактические материалы, созданные сценарии школьных вечеров... Они самостоятельно конструируют методики, уроки, технологии преподавания, программы, сценарии, при этом, зачастую не владея методологией этой деятельности и двигаясь путем проб и ошибок.

Предлагаемый читателю труд – это попытка передать педагогам некий инструмент проектирования и оформления педагогических разработок.

Кому предназначена разработка, или кто ее потребитель?

Данная статья адресована работникам системы образования, которые приступают либо к созданию своих разработок и их оформлению, либо занимаются их первичной экспертизой.

По сути, методология, изложенная в статье, может быть полезна любому разработчику или эксперту педагогической продукции: директору школы, учителю, завучу по научной и методической работе, руководителю методического объединения школы или методической службы района, студенту и выпускнику педагогического института.

Кого можно считать педагогом-автором?

Однозначного ответа на вопрос, вынесенный в этот подзаголовок, нам получить не удалось. Судите сами. Спектр ответов распадается на позиции:

  • Любой педагог – автор: ведь он всегда придумывает что-то... (Из разговора в учительской)
  • Автор – тот, кто осмысливает и излагает опыт так, чтобы его можно было понять и перенять коллегам... (Мнение одного эксперта)
  • Автор – лицо, создающее новый педагогический продукт, дающий образовательный эффект. (Мнение второго эксперта)
  • Автор – творческая личность, создающая разработки. (Точка зрения одного учителя)
  • Автор – тот, кто предлагает новое решение практически значимой педагогической задачи. (Мнение эксперта)
  • Авторство и учительство несовместимы. (Из беседы с чиновником министерства)
  • Автор – тот, кто оказывает методическую помощь начинающим учителям, передавая им образцы своего удачного опыта. (Ответ студента)
  • Автор – это ищущий человек, находящийся в процессе самосовершенствования. (Ответ студента)

Многообразие и неоднозначность взглядов имеют свои корни. Мы склонны принять за исходную точку зрения позицию, согласно которой автор – творческая личность, создающая новый педагогический продукт, предлагающий решение практически значимой педагогической проблемы, решение которой позволяет повлиять на качество результатов образования.

Каково значение авторских разработок учителей для учебного заведения, какова от них может быть польза школе?

Режим поисков, размышлений и раздумий – сегодня не просто норма жизни ряда педагогических коллективов, а условие их выживания, ибо он (этот режим) связан с обозримым будущим учебного заведения и может выявить стратегию его развития.

Как показывает практика, многие лицеи, гимназии, колледжи, школы ищут свое «лицо», свои подходы к обучению и воспитанию детей, свою линию построения педагогического пространства. Часть из них переходит в режим развития и самостоятельно решает:

  • обновить содержание обучения и воспитания;
  • организовать жизнедеятельность ученика, направленную на самореализацию, развитие инициативы, стремления к сотрудничеству;
  • найти современные эффективные технологии преподавания, позволяющие достичь качественно более высоких результатов обучения и воспитания;
  • создать природосообразные модели организации учебно-воспитательного процесса;
  • спроектировать новые модели управления педагогическим процессом;
  • разработать комплект педагогических средств (дидактических и воспитательных), выполняющих функцию развития учащихся;
  • создать пакет психолого-педагогических средств диагностики развития учащихся и экспертизы научно-методической продукции;
  • спроектировать педагогическую систему, делающую школу привлекательной для учащихся и притягательной для родителей;
  • создать особые методы обучения и воспитания, способствующие развитию самостоятельности ребенка и овладению им значимыми культурными ценно­стями;
  • осуществить поиск форм организации учебного процесса, позволяющих наладить взаимодействие учащихся и учителя, учащихся между собой (в парах, малых группах, бригадах).

Приоритетные направления поисков, которые ведут школы, довольно разнообразны. Как высшая ступень развития образовательного учреждения возникают различного типа авторские школы. Принято подразделять их на инструментальные и культурологические.

{mosregread}Инструментальные внедряют в школу определенные педагогические приемы, подходы, идеи; и это пронизывает жизнь всего педагогического коллектива и детей.

Культурологические основываются на целостной системе формирования особого мировосприятия ребенка. Каждая может иметь свою концепцию, образовательную программу, воспитательную систему, план и программу развития; все это и есть авторская педагогическая разработка.

Хорошо известно каждому директору, что признание социального статуса школы («режима функционирования или режима развития») происходит путем предъявления органам образования и педагогической общественности особым образом оформленных документов, отражающих уникальность и особенность образовательного учреждения. А особенность эта и уникальность складываются из научно-методических разработок учителей подобно тому, как из элементов конструктора составляют предметы или модели. Таким образом, в школах, ищущих свое «лицо», велика роль индивидуальных педагогических разработок. Они являются как бы фундаментальным основанием учебного заведения, на них базируется его программа развития и собственная концепция системы образования; на их базе зачастую ведется коллективом педагогический эксперимент. Сказанное убеждает: учитель - автор педагогических разработок очень нужен школе, да и любому учебному заведению.

Значимость педагогического авторства усиливается еще и тем, что объективно в обществе существует потребность перейти от авторитарной педагогики к личностно ориентированной, от «школы памяти» к школе «природосообразной», от педагогики, нацеленной на получение знаний, к педагогике, главный приоритет которой – развитие способностей учеников, от традиционных форм и методов организации учебного процесса – к нетрадиционным.

Для этого разрабатываются и внедряются педагогические разработки, связанные с созданием особого образовательного пространства, вводящего ученика в жизненно реальные ситуации выбора личностно значимой системы ценностей; самопознания; рефлексии; самосовершенствования.

В связи с этим возникает задача: так организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был ориентирован на развитие эмоционально-волевой, мыслительной и деятельностной сфер личности ученика, на формирование способности самостоятельно приобретать знания о мире.

Все это сделало еще более важным появление внутри учебного заведения нововведений, относящихся и к содержанию образования, к методике и технологии преподавания, к моделям управления. Возросла необходимость «насытить» учебное заведение (школу, лицей, колледж, гимназию) принципиально новыми педагогическими разработками. А их создателем зачастую является учитель, преподаватель.

Отсюда возникает потребность правильно оформлять эти разработки с тем, чтобы их можно было внедрить в практику работы образовательного учреждения.

Может ли педагогическое творчество быть ненужным и вредным, или о чем полезно помнить всем, в том числе руководителям?

Возможен ли школе вред от авторских педагогических разработок? Вопрос не беспочвенен. При их создании могут быть риски.

Первая опасность: увлечение педагогической модой, модными нововведениями. Прежде чем браться за разработку модной темы, стоит хорошо и всесторонне обдумать: нужна ли она, какие могут быть последствия от ее использования. Слишком высока ответственность за результат обучения детей, слишком дороги труд, здоровье и время педагогов, чтобы вовлекать педагогический коллектив в модное новаторство, «бежать за модой».

Опасность вторая: непродуманные и несогласованные действия педагогов по осуществлению нововведений. Они могут привести к травме детей: нанести ущерб их психическому, физическому и интеллектуальному здоровью и развитию. Об этом желательно не забывать.

Опасность третья: педагогическая разработка может принести вред, если недостаточно высок профессиональный уровень ее автора. Но если у педагога есть потребность в творчестве, то он должен мобилизовать свои знания, настойчивость и силы, чтобы двигаться шаг за шагом вперед, не спеша и осмотрительно, консультируясь у более опытных специалистов и корректируя свои действия.

Опасность четвертая: учитель, создающий педагогическую разработку, может затрачивать слишком много времени, сил, своего здоровья, а эффект может быть незначительный.

Предвидя возможные риски, нужно продумывать способы их компенсации.

Что даст учителю создание педагогической разработки, или зачем стараться?

Привожу свои доводы: их несколько. Создав разработку, вы, во-первых, сделаете шаг вперед и подниметесь на более высокую ступеньку профессионального мастерства. Ведь педагог, совершив акт творчества, осознает свою педагогическую деятельность, представляет ее технологически, т.е. в виде, воспроизводимом другими, оценивает критически-конструктивно свои педагогические находки, выявляет профессиональные затруднения.

Во-вторых, написанный текст разработки поможет лучше осознать себя, ощутить себя творческой личностью, способной создавать новое – «методическую продукцию».

В-третьих, наличие статуса «педагог-автор» даст вам возможность утвердиться в своем педагогическом коллективе, предстать там, перед педагогической общественностью значимой фигурой, творческой лич­ностью.

И, наконец, в-четвертых, умения, приобретенные при создании разработки, помогут вам в дальнейшем аргументировано обосновывать свой педагогический опыт, выступая на методическом объединении, в аттестационной комиссии или на экспертном совете.

Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Мы выделили лишь некоторые, наиболее важные положения, которые могут убедить вас в пользе этой работы.

Типы педагогических разработок по содержанию, или что может создавать учитель

Авторские педагогические разработки могут быть различными. Прежде всего, это программы по учебным предметам, как вновь вводимым, так и традиционно существующим, но требующим обновления (пересмотра содержания и др.).

Кроме программ педагоги разрабатывают методики преподавания отдельных вопросов, тем, разделов, целостных учебных курсов, технологии воспитания, системы воспитательной работы.

Часто учителя создают сценарии нетрадиционных уроков, психолого-педагогические тренинги, пакеты психолого-педагогических средств диагностики развития учащихся.

Одно из значимых направлений – создание программ педагогического эксперимента (индивидуального и коллективного) для проверки гипотезы, положенной в основу авторской разработки.

Создаются и организационно-управленческие педагогические системы; концепции и модели образовательного учреждения.

Выделим типы педагогических разработок:

Концепция учебного заведения, деятельности педагогического или ученического коллектива, учебного курса

Система построения образовательного пространства, воспитательной работы, учебной работы, управления учебным заведением, мониторинга

Модель школы, управления школой, учебного процесса, урока

Проект программы развития школы, воспитательных мероприятий, урока, развития личностных качеств учащихся

Программа образования в школе, развития учебного заведения, эксперимента, учебного курса

Педагогическая технология в школе, нескольких учебных курсов, одного учебного курса, воспитательной работы школы

Методика воспитательной работы школы, преподавания курса, темы, раздела, проведения урока, организации школьного мероприятия, проведения классного часа

Сценарий учебного занятия, воспитательного «часа».

Инструментарий:

а) диагностический (пакет тестов, контрольных работ, сборник вопросов, материалы для интервью, анкет),

б) педагогический (пакет дидактических материалов для обучения или воспитания).

Хотя каждый тип создаваемого педагогического продукта имеет свою специфику, существует общая часть, которая должна присутствовать в любой педагогической разработке. В следующей статье мы рассмотрим «устройство» этой, инвариантной части: ее структуру, алгоритм создания и правила оформления.

Отметим, что каждый ее элемент в разном типе разработок имеет свои особенности и требует различной степени конкретизации. Разработки могут содержать еще и дополнительные элементы, присущие только данному педагогическому продукту, которые в рамках статей мы рассматривать не будем.

Типы работ по способу их создания

Прежде чем обсуждать эту проблему, вернемся к вопросу об авторстве. В бывшем Министерстве образования России на вопрос, что считать авторскими разработками и есть ли критерии, по которым они определяются, ответили: «Да, у министерства есть свой экспертный совет, присваивающий «титул» авторским программам и разработкам, у этого совета свои критерии, но они не могут быть транслированы практикам». Как тут не удивиться: необходимость профессионального роста педагогов признают на государственном уровне, однако критерии этого роста от разработчиков почему-то скрыты. Кроме того, часть этих критериев каждый регион может разрабатывать сам, не ориентируясь на единство требований.

В одном из отделов министерства ответили, что учитель и автор – понятия несовместимые; среди педагогов авторами могут быть единицы, да и появляются они раз в 100 лет. С этим можно согласиться, а можно и поспорить. Все зависит от исходной позиции: что понимать под термином «автор». Вообще-то автор – это создатель какого-либо произведения. Если произведением считать принципиально новый продукт, то высказывание неоспоримо. Принципиальная новизна в педагогической деятельности действительно крайне редка. Но существует и иная позиция, более продуктивная. Вот ее суть.

Педагогическая разработка – это творческий продукт, а последний, как известно, бывает разного характера:

адаптивный – связанный с приспособлением уже имеющейся работы к новым, конкретным условиям жизни;

комбинаторный – при котором новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;

радикальный – содержащий принципиальную новизну.

В основе такого деления лежит способ деятельности разработчика. Это нам позволяет определить типы педагогических разработок по способу создания: адаптивная, комбинаторная, радикальная.{/mosregread}

Если эту позицию взять за исходную, то автором в педагогической области можно считать любого человека, выполнившего адаптивный, или комбинаторный, или радикальный вид деятельности и создавшего новый «продукт». При этом важно определить, что от внедрения разработки меняется в педагогическом пространстве, как, в какую сторону и почему. Конечно, в профессиональной культуре должно быть указано: материалы каких авторов (ученых или практиков) и в какой мере использовались.

Деление работ по новизне

Творческий продукт, в зависимости от новизны, подразделяется на субъективно новый и объективно новый.

Субъективно новый – это такой продукт, который создан для себя, для своих коллег, своего учебного заведения, муниципального округа или даже региона.

Объективно новый – это продукт, социально значимый: для страны, общества, в мировом масштабе. О подобном новшестве говорят: «Такого не было нигде в мире». Естественно, к нему существенно возрастают требования: и к сути, и к оформлению. Для таких разработок вводится термин «объективная новизна».

Если уровень научной новизны и практической значимости объекта педагогического творчества соответствует ряду критериев, автор может получить патент – документ, удостоверяющий государственное признание работы (изобретения) и закрепляющий исключительное право на нее за данным лицом.

С.А. Новоселов и Э.Ф. Зеер считают, что продукты педагогического творчества, обладающие новизной и общественной значимостью, бывают такими:

3- педагогическая инновация – создание и (или) внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в практике образования, но не претендующих на объективную новизну;

2 - педагогическое изобретение – общественно значимое практическое решение какой-то задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

1 - педагогическое открытие – установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Их ранжирование по степени значимости и новизны подразделяется на уровни: I уровень – наивысший, III – низший.

С нашей точки зрения, педагогическое изобретение и открытие – это своеобразные стратегические ориентиры для профессионального роста педагогов; их достигают немногие. Массовая же педагогическая практика в большей степени связана с творчеством, имеющим характер субъективного открытия. Поэтому-то сейчас так часто идет речь о «педагогической инновации».

Для создания, обоснования и описания педагогических продуктов разных типов и уровней новизны можно применять одну и ту же методологию. Свои рекомендации мы адресуем прежде всего начинающим авторам-педагогам, чьи творческие дерзания относятся к типу инноваций.

Тем же, кто имеет больший опыт педагогического проектирования и создания соответствующих разработок, по вопросам их оформления и экспертизы советуем обратиться к литературе.

Сиденко Алла Степановна,
к.п.н, профессор,
АПКи ППРО г. Москва

Литература:

  1. Закон Российской Федерации об образовании. – М., 1993.
  2. Патентный закон Российской Федерации // Российская газета, 1992, 14 окт.
  3. Новоселов С.А., Э.Ф. Зеер. К проблеме объективизации педагогического творчества // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб-к. Вып. 2. – Екатеринбург, 1996.
  4. Патентоведение: Учебник для вузов / Е.И. Артемьев, М.М. Богуславский и др.; Под ред. В.А. Рясенцева. 3-е изд. – М.: Машиностроение, 1984.
  5. Положение о педагогическом изобретении // Народное образование, 1990, № 12; 1991, № 1, 2, 6.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1.– М., БРЭ,