Инновации и эксперимент в образовании

Педагог-исследователь программы развития инновационных процессов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Савельев Д.С.   
28.02.09 20:05

Как можно охарактеризовать уровень педагогов-исследователей?

 

Фигура педагога-исследователя традиционно является предметом административного интереса. На педагогов-исследователей надеются руководители экспериментальных площадок и члены Областного экспертного совета. От их умения, квалификации, трудолюбия и творчества зависит успешность выполнения технических заданий конкретных этапов и всего эксперимента в целом. В последнее время на педагогов-исследователей все чаще направляется также интерес научный. Кто такой педагог-исследователь Программы развития инновационных процессов (РИП)? Каковы его возможности и творческие интересы? Какова эффективность его научного труда? Какие его качества оказывают влияние на научную деятельность?

В поисках ответов на эти вопросы в декабре 2006-январе 2007 года был проведен опрос слушателей методологического семинара педагогов-исследователей Программы РИП. Всего было обработано 39 анкет. Опрос показал следующую картину.

Педагог-исследователь 2007 года – это опытный работник образования, в большей степени администратор (85%) чем учитель (31%), имеющий стаж педагогической деятельности более 20 лет (со средним отклонением плюс-минус 9 лет), первую и высшую квалификационную категории и, конечно, высшее образование (97%).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Продемонстрировал свою эффективность и «дисциплинарный фактор». Педагоги, лучше понимающие техническое задание, показывают более высокие результаты, вероятно, связанные с его выполнением. Нельзя сбрасывать со счетов личные качества педагога-исследователя. Высокий уровень теоретического мышления и правильно организованное активное чтение научной литературы – важные условия успешности научного поиска.

корреляционная матрица показала и некоторые «отрицательные» взаимосвязи. Педагоги, которые главным результатом своего участия в эксперименте считают вспомогательную работу, как правило, не отличаются большим количеством и высоким уровнем публикаций. В таблице не приведены эти данные, но свое участие в экспериментальной работе такие педагоги чаще всего объясняют мотивами долга и ответственности (коэффициент корреляции 0,38) или карьерными соображениями (коэффициент корреляции 0,5).

В целом предположения, положенные в основу исследования, подтвердились. Экспериментальная и исследовательская работа в образовательных учреждениях действительно тесно связана с осуществляемыми в них инновационными преобразованиями. Участие в этой работе педагогов требует от них не только высокой педагогической квалификации и профессионального опыта, но также специальных способностей, умений научной деятельности и активности в ней, проявляющейся в частности в характере чтения специальной литературы. Важным фактором успешности исследований является организованность работы, хорошее понимание исследователями ее целей, задач, смысла индивидуальных технических заданий, своего места в исследовательском коллективе. Особое значение имеет связь с научным сообществом в форме обучения в аспирантуре и выполнения в научных коллективах как исследовательской, так и руководящей работы.

Полученные данные могут быть использованы для совершенствования подготовки педагогов-исследователей и учтены областным экспертным советом в ходе планирования развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях на последующий период.

Савельев Д.С.,
ИПКПРО
Ульяновск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании