Педагог-исследователь программы развития инновационных процессов |
Добавил(а) Савельев Д.С. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.02.09 20:05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как можно охарактеризовать уровень педагогов-исследователей?
Фигура педагога-исследователя традиционно является предметом административного интереса. На педагогов-исследователей надеются руководители экспериментальных площадок и члены Областного экспертного совета. От их умения, квалификации, трудолюбия и творчества зависит успешность выполнения технических заданий конкретных этапов и всего эксперимента в целом. В последнее время на педагогов-исследователей все чаще направляется также интерес научный. Кто такой педагог-исследователь Программы развития инновационных процессов (РИП)? Каковы его возможности и творческие интересы? Какова эффективность его научного труда? Какие его качества оказывают влияние на научную деятельность? В поисках ответов на эти вопросы в декабре 2006-январе 2007 года был проведен опрос слушателей методологического семинара педагогов-исследователей Программы РИП. Всего было обработано 39 анкет. Опрос показал следующую картину. Педагог-исследователь 2007 года – это опытный работник образования, в большей степени администратор (85%) чем учитель (31%), имеющий стаж педагогической деятельности более 20 лет (со средним отклонением плюс-минус 9 лет), первую и высшую квалификационную категории и, конечно, высшее образование (97%). {mosregread}В анализируемой выборке оказалось достаточно много новичков в научной работе, посещающих семинар педагогов-исследователей год или менее. Поэтому в дальнейшем описании целесообразно было выделить из всех опрашиваемых группу педагогов, уже имеющих некоторые результаты своей научной работы в виде публикаций или неопубликованных разработок. Условно она была названа группой опытных исследователей и насчитывала 20 человек. Проверялась гипотеза о связи между результативностью исследовательской работы и продолжительностью участия в занятиях семинара педагогов-исследователей. Характеристики групп по различным признакам участия в НИР распределились следующим образом. Таблица 1. Различия характеристик опыта работы в разных группах участников семинара
Таким образом, участниками семинара являются, главным образом, руководители экспериментальной работы – заместители директоров и руководители творческих групп. В целом гипотеза о зависимости результатов научной работы от ее продолжительности, проявляющейся, в том числе, и в участии в методологическом семинаре, подтвердилась. Но она достаточно тривиальна и не вызывала сомнений даже в момент ее формулирования. Гораздо более интересными являются другие характеристики участия педагогов в НИР. В таблице 2 отражена мотивация участия педагогов в Программе РИП. Таблица 2. Мотивы участия педагогов в НИР
Таблица 2 показывает, что с течением времени мотивация участия в научной работе изменяется незначительно. Первое место среди мотивов занимает осознание необходимости НИР для инновационных преобразований в образовательном учреждении. Этот мотив в группе опытных исследователей ощутимо повышается. Важными оказались мотивы реализации творческих сил в научной работе и желания не остаться в стороне от главных событий в жизни коллектива. Не последнее место занимает собственно научный интерес (45%) и мотивы долга и ответственности (62%). По сравнению с этими идейными мотивами, мотивы эгоистического плана занимают в сознании педагогов-исследователей гораздо меньше места. Важным качеством педагога-исследователя является его понимание содержания проводимой работы и соответствие накопленного профессионального опыта предмету и объекту исследования. Эти различия показаны в таблице 3. Здесь все преимущества на стороне опытных исследователей. Различия между группами весьма велики. Таблица 3. Осведомленность педагогов-исследователей
Одним из важных качеств педагога-исследователя является уровень его теоретического мышления и теоретической подготовки. Они исследовались по двум позициям: на основании оценки коллег и в ходе анализа способа и направленности чтения педагога. Результаты этих оценок показаны в таблице 4. Таблица 4. Теоретический уровень педагогов-исследователей
Материалы таблицы 4 свидетельствуют как о более высокой оценке уровня теоретического мышления педагогов, составляющих группу опытных исследователей, так и о более целенаправленном использовании ими научной литературы по сравнению со средними показателями по выборке в целом. Общий интеллектуальный и теоретический уровень отражаются также на исследовательских умениях педагогов. Среди многочисленных умений, необходимых педагогу-исследователю, были выделены умения:
Мнения опрошенных о своей способности выполнения перечисленных видов исследовательских работ представлены в таблице 5. Таблица 5. Способность выполнения педагогами-исследователями различных видов исследовательских работ
Понятно, что новички значительно уступают опытным исследователям во владении разными видами исследовательской деятельности. Но таблица 5 показывает также, что и опытные исследователи достаточно трезво оценивают свои возможности. Ведение теоретической работы, разработка нового содержания образования, да и владение многими другими исследовательскими умениями имеют достаточные перспективы для совершенствования, как среди начинающих, так и в группе опытных педагогов-исследователей. Последним пунктом исследования была оценка результативности индивидуальной исследовательской деятельности. Коллективный способ организации исследовательских работ характеризуется, в частности, тем, что результаты деятельности всех отражаются в текстах, подписанных конкретными фамилиями. Однако для того, чтобы занять в исследовательском коллективе позицию, в которой педагог может формулировать общие для всех участников идеи или описывать общие результаты, также необходимо иметь определенные качества и способности. Поэтому все выходящее из-под пера педагога-исследователя можно считать не только коллективными, но и его личными творческими достижениями. По видам результатов можно выделить следующие уровни научной деятельности: Доавторский уровень: работа в составе ВНИКов, результатом которой являются собранные эмпирические данные, результаты их обработки или анализа, создание необходимых организационных, материально-технических и других условий экспериментальной деятельности научного коллектива. Результаты этой работы носят вспомогательный характер и не являются авторскими. Авторский уровень: индивидуальная или коллективная разработка педагогических материалов прикладного характера, учебных и образовательных программ, методик, нормативных документов, аналитических справок, рефератов и т.п. Качество, актуальность, уровень переработки и обобщения взятых за основу материалов, степень завершенности конечных результатов, возможность их использования другими педагогами делают полученные тексты авторскими педагогическими продуктами, не вышедшими на уровень публикаций. Уровень публикаций: авторские педагогические продукты, актуальность и качество выполнения которых оказались достаточными для публикации их в форме статей, выступлений на конференциях, книг, материалов прикладного характера. Исследовательский уровень: статьи и доклады с результатами серьезных научных исследований, диссертации, монографии, учебники и т.п. Результаты исследовательской деятельности педагогов показаны в таблице 6. Нет необходимости отмечать различия между группой опытных исследователей и выборкой слушателей методологического семинара в целом по признаку результатов исследования. Ведь по этому признаку группа опытных исследователей и была выделена. Данные представлены в таблице исключительно для того, чтобы продемонстрировать примерную продуктивность научной деятельности педагога-исследователя в экспериментальной работе коллектива образовательного учреждения. За несколько лет активного участия в эксперименте учитель принимает участие в организационной, диагностической и другой работе, а также оказывается автором (соавтором) нескольких неопубликованных разработок, нескольких статей и тезисов и в случае удачи – книги или брошюры по материалам эксперимента. Таблица 6. Результаты научной деятельности педагогов-исследователей
Гораздо более интересным было проследить взаимосвязи между отдельными характеристиками педагогов-исследователей и продуктивностью их научной работы. Эти взаимосвязи определялись при помощи корреляционного анализа. Как известно, коэффициент корреляции, превышающий величину 0,25, свидетельствует о наличии некоторой линейной связи между переменными. Коэффициент, превышающий 0,5, говорит о наличии достаточно сильной связи между характеристиками. Фрагменты корреляционной матрицы приведены в таблице 7. Таблица 7 Коэффициенты корреляции между различными характеристиками педагогов-исследователей и показателями успешности их научной деятельности
Сильнее всего на успешность научной работы, выраженной в количестве опубликованных и неопубликованных текстов, влияют обучение в аспирантуре и умение выполнять теоретические части исследований. Значительным фактором научной эффективности педагога является также его участие в написании Программы исследования и Научного отчета по результатам ее выполнения. Другие исследовательские умения, такие как создание диагностических методик, обработка полученных с их помощью данных, создание нового содержания образования равным образом благотворно отражаются на числе публикаций. Немаловажную роль играют участие в эксперименте в качестве администратора (заместителя директора по НМР) и участие в семинаре педагогов-исследователей. Хорошо, когда практический педагогический опыт соответствует объекту и предмету исследования. В этом случае учитель глубоко анализирует его и получает интересные творческие результаты.{/mosregread} Продемонстрировал свою эффективность и «дисциплинарный фактор». Педагоги, лучше понимающие техническое задание, показывают более высокие результаты, вероятно, связанные с его выполнением. Нельзя сбрасывать со счетов личные качества педагога-исследователя. Высокий уровень теоретического мышления и правильно организованное активное чтение научной литературы – важные условия успешности научного поиска. корреляционная матрица показала и некоторые «отрицательные» взаимосвязи. Педагоги, которые главным результатом своего участия в эксперименте считают вспомогательную работу, как правило, не отличаются большим количеством и высоким уровнем публикаций. В таблице не приведены эти данные, но свое участие в экспериментальной работе такие педагоги чаще всего объясняют мотивами долга и ответственности (коэффициент корреляции 0,38) или карьерными соображениями (коэффициент корреляции 0,5). В целом предположения, положенные в основу исследования, подтвердились. Экспериментальная и исследовательская работа в образовательных учреждениях действительно тесно связана с осуществляемыми в них инновационными преобразованиями. Участие в этой работе педагогов требует от них не только высокой педагогической квалификации и профессионального опыта, но также специальных способностей, умений научной деятельности и активности в ней, проявляющейся в частности в характере чтения специальной литературы. Важным фактором успешности исследований является организованность работы, хорошее понимание исследователями ее целей, задач, смысла индивидуальных технических заданий, своего места в исследовательском коллективе. Особое значение имеет связь с научным сообществом в форме обучения в аспирантуре и выполнения в научных коллективах как исследовательской, так и руководящей работы. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования подготовки педагогов-исследователей и учтены областным экспертным советом в ходе планирования развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях на последующий период. Савельев Д.С., |