Инновации и эксперимент в образовании

К вопросу усвоения этнокультуры
Добавил(а) Каршинова Л.В.   
28.02.09 20:51

Каковы возможности этнокультурного подхода к содержанию образования?

 

Современная эпоха – это эпоха господства науки и техники, образовательных систем и массовой информации, модернизации традиционных обществ и глобализации. При этом, модернизация представляет собой исторически ограниченный процесс, который узаконивает институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, администрирование, самодисциплину. Всё то, что тысячи лет казалось незыблемым и священным: истина и человечность, право и разум, нравственность и стремление к духовности, сегодня подвергается сомнению.

Историческая ситуация характеризуется сложной этнокультурной обстановкой. В настоящее время невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытывала бы на себе воздействие со стороны чужеродной культуры. Эта тенденция культурной глобализации обостряет интерес к культурной самобытности. Культурное многообразие современных народов велико, и каждый из них стремится сохранять и развивать свою целостность и свой культурный облик.

Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как дает возможность самореализации личности. Этническая идентичность приобретается не путем каких-либо усилий, а воспитанием с раннего детства в определенной этнической среде. Общеизвестно, что нет внеисторической, вненациональной личности. Каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Каждому человеку важно осознавать свою принадлежность к определенному этносу.

Этнокультурная мозаичность привела к противоречию духовные ценности различных этносов. Вышеуказанные противоречия отражаются в форме внутренних конфликтов в психике человека, порождая состояние тревоги, напряженности, беспокойства, обусловливая нарушение процесса идентификации личности. Миграции людей из местности с одним ландшафтом и климатом в совершенно другой ландшафт и климат привели к наличию в психике человека разнородных психологических элементов, характерных для различных этносов. В психологии было введено понятие «этнической маргинальности»1, которое означает наличие в психике человека разнородных психологических элементов, характерных для различных этносов. Этническая маргинальность и обусловливает в психике человека психопатологические проявления, различные формы ассоциального поведения, депрессивных расстройств, злоупотребления психоактивными веществами и наркотиками.

В настоящее время видится необходимым такой подход к содержанию образования, который обеспечил бы возможность самоидентификации каждой личности. Усвоение истоков общечеловеческой культуры, выявление базовых понятий в культуре, определение смысла архетипичных образов, логический анализ динамики изменения архетипов и функционирования их в этнокультуре, обеспечит возможность этнофункционального подхода к содержанию образования.

{mosregread}Согласно этнофункциональному подходу, нормальный психический онтогенез человека представляет собой последовательное развитие отношений к этносреде на:

  • cказочно-мифологической основе;
  • религиозно-этической основе;
  • цивилизационной основе.

Как утверждает А.В. Сухарев, «выпадение» той или иной стадии из психического развития человека приводит к перегрузке психики. Например: сказочно-мифологическая стадия формирует в человеке образное мышление и эмоционально-чувственную сферу; религиозная стадия приводит к формированию понятий норм и морали, нравственности и духовности; цивилизационная стадия приводит к развитию операционной сферы (знания, умения, навыки), формированию мировоззрения. Нарушение последовательности прохождения этих стадий в развитии ребенка психологи рассматривают как этнофункциональное рассогласование, следствием которого является психическая дезадаптированность. Воспитание эмоционально-чувственной стороны отношений происходит в возрасте от 2 до 4 лет, воспитание этической стороны – от 5-8 лет, формирование профессионально-операционной сферы происходит с 9 лет. Директивное введение в образовательное пространство религиозных и этических норм без развития эмоционально-чувственной сферы может привести к эмоциональному выхолащиванию и внешне правильному морализованию, а не к воспитанию внутренней культуры чувств, которая будет сопутствовать человеку всю жизнь.

Как известно, необходимым условием воспитания и обучения, как целостного процесса, является психическое созревание человека. Для его достижения человек должен последовательно и содержательно проходить все стадии этнокультурного развития той культуры, которая непосредственно связана с местом его рождения и проживания. Словом, оптимальная степень этнической идентичности достигается тогда, когда человек включается именно в родную культуру, родной язык, усваивает мировоззренческие основы родной культуры.

Овладение операционно-технологическими знаниями, умениями и навыками возможно лишь тогда, когда полноценно пройдены две первые стадии, связанные с формированием у ребенка базовых эмоциональных и волевых качеств. Этнокультурные элементы экзотических, чужеродных культур перегружают психику ребенка на ранних стадиях психического онтогенеза. При современной мозаичности культур и смешении различных этносов на одной территории человек воспринимает и переживает большое количество информации, связанной с совершенно другими народами.

Перегрузка эмоционально неподготовленной психики религиозными нормами не может привести к внутреннему усвоению нравственных норм и в результате приводит к лишению душевности и внешне правильному морализированию.{/mosregread}

Поэтому, для достижения цели образования – развития личности, её способности к самореализации и самоопределению, видится необходимым осознание собственной этнической идентичности, которое дает личности большую возможность самореализации. Необходимо знать и чувствовать русский язык, который несёт в себе глубокую смысловую направленность, указывая на истоки возникновения базовых понятий в культуре и трансформацию их во времени из прошлого в будущее. Обретая смысл, заложенный в культурные образы и явления, мы возвращаем память. Память о наших героических предках, их «ведании» жизни, их деяниях, которые донесла до сегодняшнего дня мудрость народная в символическом виде в сказках, былинах, пословицах, загадках, народных обрядах и обычаях, народном искусстве.

В каждом конкретном регионе возможно органичное сочетание любых национальных культур с русской. Русский язык – это связующее звено в культуре. Целостность русского языка в современном мире находится в опасности. Слова и понятия русского языка несут в себе базовый смысл истоков возникновения культуры, а мы их безвозвратно теряем. Фольклорная культура полна системообразующего смысла. На основе освоения фольклорной культуры возможен подход к изучению Мира как системы и Человека как части этой системы, возможно преодоление трудностей в формировании мировоззренческих основ личности.

 

Каршинова Любовь Владимировна,
доцент кафедры
экспериментальной деятельности
в образовании ФГОУ АПКиППРО


1 - Сухарев А.В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России. //Психологический журнал. 2005. № 2. С. 91–101.