Инновации и эксперимент в образовании

Этапы развития экспериментальных лабораторий Смоленского педагогического колледжа
Добавил(а) Соловьева Н.С., Свиридова Е.М.   
28.02.09 20:56

Чему посвящена деятельность на этапах становления экспериментальных лабораторий?

 

Идея создания на базе педагогического колледжа г. Смоленска (далее СПК) экспериментальной площадки (далее ЭП СПК) «Качество профессионального образования как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» вызвана острой необходимостью обеспечивать подготовку специалистов, отвечающих требованиям времени. В рамках экспериментальной площадки было создано четыре экспериментальных лаборатории, содержание деятельности которых имеет как общие основания, так и самостоятельные направления будущего становления. Эти направления были отражены в названии каждой из них: «Модель конкурентоспособного выпускника колледжа», «Модель конкурентоспособного преподавателя колледжа», «Модель системы социального партнерства» и «Информатизация образовательного пространства колледжа». В дальнейшем первые две лаборатории были объединены и получили название «Модель конкурентоспособного педагога».

Лаборатории создавались с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на образовательную среду колледжа. Оценка ситуации давалась на основе анализа требований рынка образовательных услуг и требований педагогического сектора рынка труда, который позволяет определить требования заказчика, а это, в свою очередь, ориентирует преподавателя на выполнение запросов социума. Образовательный процесс в колледже поэтому ориентирован на обеспечение нового качества образования для удовлетворения запросов общества с учетом изменений, происходящих в нем.

{mosregread}Важнейшими задачами лабораторий на начальном этапе стали:

  • разработка положения о лабораториях и определение функциональных обязанностей ее сотрудников, позитивно мотивированных на экспериментальную деятельность;
  • разработка программы проектно-исследователь­ской деятельности педагогов;
  • согласование позиций, на которых осуществляется взаимодействие структур и подструктур управления экспериментальной деятельностью внутри колледжа;
  • определение стратегических приоритетов деятельности, их коррекция «по ходу» эксперимента;
  • обеспечение информационного сопровождения экспериментальной деятельности адекватно требованиям, обеспечивающим своевременность принятия управленческих решений;
  • аналитическая обработка информации и моделирование ее блоков;
  • определение этапов реализации экспериментального поиска и периодичности встреч всего состава лабораторий.

Направления системных изменений в профессиональном образовании определялись на основе:

  • интегративных личностных и профессиональных характеристик современного работника образования;
  • педагогического образования как открытой, гибкой, развивающейся социокультурной, научной, экономической системы;
  • закономерностей становления и развития многоуровневой системы образования;
  • научных подходов к структурированию и выстраиванию содержания профессионального образования;
  • изучения инновационных технологий образовательного процесса;
  • анализа роли и места колледжа в региональном образовательном пространстве;
  • современных подходов к оценке качества среднего профессионального образования.

Преобразования были ориентированы:

  • на подготовку работников образования нового типа, способных видеть человека как уникальную ценность, умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути, умеющих понимать представителей различных социальных групп, конфессий, культур и вести диалог с ними;
  • на подготовку выпускников, способных осваивать и распространять инновационный опыт в Смоленском регионе и реализовать приоритетные государственные проекты и программы развития образования;
  • на создание новых преимуществ выпускников колледжа на основе освоения рыночных позиций, развития внутренних ресурсов, повышения результативности и качества деятельности, способствующих росту конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда [Программа развития Смоленского педагогического колледжа].

Управление деятельностью экспериментальной площадки осуществляется на трех уровнях. На первом находятся научные руководители экспериментальной площадки и директор колледжа, осуществляющие общее руководство экспериментом в целом. Второй уровень принадлежит творческим лабораториям. Третий уровень реализуется предметными кафедрами и предметно-цикловыми комиссиями.

В рамках Координационного совета колледжа происходит соотнесение требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и требований потребителей рынка труда.

Все уровни управления взаимодействуют, благодаря чему обеспечивается реализация эксперимента, включающая в себя коррекцию стратегии его осуществления.

Рассмотрим развитие экспериментальной деятельности колледжа на примере лаборатории модель конкурентоспособного педагога. Данная лаборатория на настоящий момент прошла три больших этапа и получила некоторые конкретные результаты деятельности.

Первый этап. Организационный период запуска деятельности лаборатории. Он продолжался около двух месяцев. В это время были определены кадровый состав лаборатории, круг функциональных обязанностей ее сотрудников и порядок работы, поставлены основные цели и определены задачи деятельности лаборатории, в соответствии с которыми разработан план деятельности лаборатории. Результатом этого этапа стало появление экспериментальной творческой лаборатории и создание творческой среды на основе позитивной мотивации и готовности к экспериментальной деятельности.

Второй этап. Погружение в теоретический материал, определение основных понятий и терминов. Этап длился около одиннадцати месяцев. В течение этого времени в колледже была создана база научных и научно-методических статей по теме лаборатории, выделены основные понятия и даны им определения на основе существующих в науке подходов. Педагогический коллектив был включен в поисковую деятельность с помощью проекта по методике «Зеркало инновационных преобразований». Этап завершился участием сотрудников лаборатории в разработке проекта Государственного стандарта нового поколения, в результате которого был определен пакет компетенций, которыми должен владеть выпускник педагогического колледжа.

Третий этап. Поисковый эксперимент, оформление первых предварительных результатов. Продолжительность этого этапа была около десяти месяцев. На сегодня это наиболее насыщенный и результативный этап работы лаборатории. Была определена структура каждой компетенции, установлены связи между содержанием дисциплин и компетенциями, формируемыми с ее помощью, а также между компетенциями и технологиями обучения. Появлению положительных результатов способствовали научно-практические семинары в рамках повышения квалификации, во время которых проходило обсуждение промежуточных результатов работы лаборатории, корректировалась научная терминология, определялись теоретические основания практического исследования. Были проведены открытые заседания кафедр, на которых представлены результаты деятельности лаборатории и поставлена проблема реализации компетентностного подхода в рамках конкретных учебных дисциплин. Одним из результатов работы лаборатории модель конкурентоспособного педагога на этом этапе стала Межрегиональная научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода», проходившая на базе Смоленского педагогического колледжа 22-24 апреля 2008 года.

На всех этапах осуществлялось взаимодействие с другими экспериментальными лабораториями и с предметными кафедрами и предметно-цикловыми комиссиями колледжа, приобретался ценный опыт экспериментальной деятельности инновационного типа. В результате выстроены механизмы взаимодействия с социальными партнерами, помогающие обеспечить требуемое качество образования выпускника и, как следствие, его конкурентоспособность на рынке труда. {/mosregread}Были отобраны и концептуальные научные основания, позволяющие создать условия формирования конкурентоспособного выпускника в условиях развивающейся рыночной экономики, которые были обнаружены в трудах Б.Блума и Д.Кратволя, В.В.Гузеева, В.В.Давыдова, Л.Г.Петерсон, А.В.Хуторского и др. Модель конкурентоспособного педагога опирается, таким образом, как на теоретические положения педагогической науки, так и на анализ состояния проблемы на практике.

Сегодня деятельность экспериментальной площадки «Качество профессионального образования как фактор повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда» продолжается и вступает в фазу контрольного и формирующего экспериментов.

Соловьева Наталья Сергеевна,
преподаватель СПК
Смоленск
Свиридова Елена Михайловна,
к.п.н., доцент
Москва