Инновации и эксперимент в образовании

От главного редактора PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сиденко А.С.   
09.02.08 13:00

О себе. Мне в жизни повезло. Я училась в замечательной школе, которой руководил талантливый, необыкновенно добрый и увлеченный своим делом человек, обладающий даром собирать вокруг себя таких же творческих и влюбленных в свою работу педагогов.

Были в нашей школьной жизни и стихи, и песни, и костры до утра; и море и небо с огромными, величиной с ладошку, звездами над ним; зимние спортивные лагеря, когда снег хрустит и пахнет яблоками; разновозрастные отряды, общешкольные праздники – да такие, что десятилетия прошли, а чувства и воспоминания согревают душу до сих пор.

Я думаю, в жизни многих, кто выбрал педагогическое поприще, был и есть свой Педагог, который, как дуновение свежего ветерка в жаркий день, рождает надежду и своей верой в вас зажигает факел духовной жизни. Мой Учитель – Соболева Евгения Николаевна.

С тех юных лет и зажегся мой огонек, который связал мою жизнь с педагогикой. На своем жизненном пути я была воспитателем разновозрастного отряда, завучем по воспитательной работе, преподавателем в техникуме и училище, учителем в школе, научным сотрудником, ведущим специалистом в отделе экспертизы инновационных проектов в Министерстве образования РФ, доцентом, заведующей лабораторией, руководителем методического Центра, заведующей кафедрой.

В настоящее время я сотрудник Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. моя работа более творческая, чем когда-либо. она требует большой отдачи, и вместе с тем, доставляет мне огромную радость. Я заведую кафедрой экспериментальной деятельности в образовании, и каждый день приносит мне новые открытия, радости и заботы.

Непреодолимый профессиональный интерес я испытываю к направлению «Инновационные и экспериментальные процессы в образовании», и хотя мною опубликовано по этой теме более 100 работ, она дает ощущение неисчерпаемости новых перспектив. Я имею возможность поделиться этими идеями с моими слушателями на курсах, по программе «Школа педагога-исследователя». мои любимые темы: «Педагогический эксперимент: теория и практика», «Управление педагогическим экспериментом», «Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании», «Экспериментальная площадка: от идеи до результата», «Методология и методика педагогического исследования», «Индивидуальные проекты и направления диссертационных исследований», «Технологизация педагогического опыта», «Авторские педагогические разработки», «Поисковая педагогическая деятельность» и другие.

Очень часто я ловлю себя на мысли, что скучных и слишком заумных тем в системе повышения квалификации не бывает, так же как не бывает сложных и непонятных, просто – и я помню это из собственного опыта – у педагога не всегда есть время и силы для переработки такого количества материала. Именно поэтому мне кажется очень важным придерживаться принципа интерактивного обучения, живого диалога с моими слушателями и читателями. Способности развиваются, а знания закрепляются в нашем сознании тем прочнее, чем прочнее выстраивается связь: деятельность – успех. Закрепленные активным способом с знания укореняются глубже и быстрее, и со временем начинают давать плоды.

Особенность организации моих курсов состоит в применении педагогической технологии, при которой слушатели становятся активными участниками образовательного процесса и творческой деятельности. На занятиях они высказывают свои точки зрения относительно рассматриваемых проблемных педагогических ситуаций – так как у каждого из нас накоплен неповторимый опыт, которым мы можем с радостью поделиться с коллегами: обсудить, спросить совета, рассказать о затруднениях. Мы также обсуждаем разные версии разрешения проблем и ситуаций, готовим и защищаем проекты-разработки по темам курсов, обобщаем полученный теоретический материал. Я считаю очень важным сопровождение курсов элементами тренинговой системы, потому что тренинг, как активный вид обучающей деятельности, дает каждому участнику возможность раскрыть свои таланты в процессе осмысления волнующих его вопросов.

Не менее важную роль, на мой взгляд, играет дидактическое сопровождение курсов: это памятки для слушателей, компакт-диски, списки рекомендуемой литературы, диагностический инструментарий, задания для дальнейшей работы. все мы движемся вперед, продолжаем расти, и моя задача – показать участникам открытые перед ними дороги.

О журнале. Появление этого журнала не случайность. Его главное предназначение – поддерживать и сопровождать в регионах России инновационную и экспериментальную деятельность, помогая управленцу и педагогу освоить теоретические знания в этой области, приобрести опыт реализации нововведений и эксперимента. В этом редакция журнала видит свою основную миссию.
Первая и вторая его рубрики («Теория инновационной деятельности», «Практика управления инновациями и экспериментом») предназначены непосредственно руководителям образовательных учреждений. в них рассматриваются инновационные управленческие механизмы, модели, технологии, алгоритмы, программы с позиций науки и практики. В них читатели смогут найти ответы на такие вопросы, как: Что считать инновацией? Чем инновация отличается от нововведения? Каковы условия вовлечения общественности в управление школой? Как можно выстроить стратегический план изменения образовательного учреждения на основе маркетингового подхода? Как применить программно-целевой метод в управлении школой? и др.

Рубрика «Инновационные и исследовательские проекты» поможет руководителю в работе с педагогическим коллективом осваивать, внедрять и описывать проектную технологию. В ней публикуются работы, связанные с двумя видами проектов: исследовательскими и инновационными. Авторами этих проектов могут быть руководители образовательного учреждения, учителя, ученики. Такой подход наиболее продуктивен, так как часто в разных регионах России возникают вопросы: Как Вы оформляете проект ученика на внутришкольный конкурс? Меняется ли что-то, если конкурс имеет статус городского? Как учителю оформить свой опыт в форме инновационного проекта, подать заявку на грант, где и как найти в Интернете Фонды – потенциальные грантодержатели, найти конкурсы и поучаствовать в сетевых проектах? И многие другие. В этой рубрике мы публикуем проекты (или их фрагменты) как некоторые образцы, анализируя которые можно увидеть собственный индивидуальный опыт проектировочной деятельности.

В Рубрике «Экспертиза инноваций и эксперимента» мы планируем публиковать все, что относится к экспертизе: теорию, методики, алгоритмы её проведения для разных объектов, а также опыт внутришкольной экспертизы.

В рубрике «Заочная школа молодого ученого» вы сможете найти материалы, направленные на освоение теоретических позиций педагогического исследования, методы исследовательской деятельности, методику проведения эксперимента, использование Интернет-ресурсов в инновационной и экспериментальной деятельности. Главная наша задача дать ответы на вопросы, чаще всего возникающие у начинающих ученых: Зачем нужен эксперимент школе? Как устроена экспериментальная деятельность? Каковы структурные компоненты экспериментального цикла? Как устроена программа эксперимента? Как использовать Интернет-ресурсы, чтобы не «изобретать велосипед»? и др.

Есть еще очень много интересных направлений, которые мы планируем освещать, открывая новые рубрики журнала.

Я верю, что наш журнал раскроет перед своими читателями новые горизонты для их личностного и профессионального роста, а главное, повлияет на качество образования в каждом учебном заведении, в котором они будут читать наш журнал.

Главный редактор журнала А.С. Сиденко

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании