Инновации и эксперимент в образовании

Экспериментальные школы: взаимодействие педагогической науки и практики PDF Печать E-mail
Добавил(а) Воровщиков С.Г., Новожилова М.М.   
28.02.09 21:04

Кто готов помочь школе самой решить свои инновационные проблемы?

 

Новая система оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, напряженная демографическая ситуация поставили общеобразовательные учреждения в жесткие условия конкурентного выживания. Это объективно обуславливает необходимость их динамичного развития. Руководители школ вынуждены инициировать стремление педагогических коллективов оперативно реагировать на изменения социального запроса родителей и учащихся, постоянно обновлять программно-методическое сопровождение образовательной программы школы, своевременно обеспечивать научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса.

Ведь проблемы, возникающие перед современной школой, столь сложны, а их инновационный коэффициент так высок, что по мере их решения проявляются все новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные. Одним из перспективных направлений взаимодействия школ, находящихся в состоянии развития, и специалистов, готовых помочь школе в разрешении ее уникальных инновационных психолого-педагогических проблем, может стать организация экспериментальных площадок при ведущих педагогических университетах. Так, в рамках открытия подобных экспериментальных площадок при Московском педагогическом государственном университете преподаватели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выступили в качестве научных руководителей и научных консультантов сорока трех общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области.

Назовем лишь некоторые темы деятельности этих экспериментальных площадок: «Повышение качества образования на основе интеграции образовательных ресурсов в условиях школы полного дня», «Управление формированием и развитием учебно-познавательной компетентности учащихся школы», «Управление проектной и исследовательской деятельностью учащихся в системе профильного обучения», «Управление школой как саморазвивающейся организацией», «Повышение профессиональной компетентности учителей в профильной школе в процессе создания элективного курса», «Космические технологии в формировании ключевых компетентностей учащихся в школе будущего». Даже простое перечисление тем свидетельствует о злободневности деятельности данных экспериментальных площадок, способствующих разработке, апробации и трансферту дидактико-методических и управленческих решений инновационных проблем школьной жизни.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Создание внутришкольной системы формирования культуры исследовательской деятельности старшеклассников может опираться на следующие позиции:

Во-первых, учитывая метапредметный характер культуры исследовательской деятельности учащихся, формирование данной культуры не может быть эффективно осуществлено только посредством традиционных базовых и профильных учебных дисциплин. Необходим элективный курс гносеологической направленности, обеспечивающий целенаправленное формирование мотивационных, теоретических и технологических основ культуры исследовательской деятельности старшеклассников. Данный элективный курс, представляя старшеклассникам единые требования к корректному проведению учебного исследования, способен стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин.

Во-вторых, проведение учебных исследований не является прерогативой только избранных учеников, в условиях профильного обучения все старшеклассники должны быть вовлечены в исследовательскую деятельность. Данное требование отражено в базисном учебном плане профильного обучения, в котором определены часы на осуществление исследовательской деятельности и образовательных проектов как школьного компонента учебного плана.

В-третьих, эффективное осуществление исследовательской деятельности учащихся не может ограничиваться только рамками учебного процесса, этому должно быть посвящено специальное направление внеурочной работы.

В результате экспериментальной работы была сформирована и апробирована внутришкольная система формирования культуры исследовательской деятельности учащихся, включающая следующие основные компоненты: надпредметный элективный курс, обеспечивающий целенаправленное формирование культуры исследовательской деятельности учащихся; базовые и профильные учебные предметы, способствующие реализации данной культуры; исследовательская деятельность и образовательные проекты как школьный компонент учебного плана; школьная конференция исследовательских и проектных работ учащихся.

Литература:

  1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006.
  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы: 3-е изд. (Рекомендовано УМО МПГУ). – М.: 5 за знания, 2008.
  3. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь. – 1984. – № 8. – С. 14-20.
  4. Лернер И.Я. Исследовательский метод// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1/ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 386-387
  5. Моисеев А.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности)/ А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  6. Николаева Л.А. Конференции старшеклассников. – М.: Просвещение, 1980.
  7. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.
  8. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.: АПП ЦИТП, 1992.

Воровщиков Сергей Георгиевич,
д.п.н, профессор
Новожилова Марина Михайловна},
директор НОУ СОШ «Росинка»
Фонда развития
Международного университета,
г. Москва

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании