Инновации и эксперимент в образовании

Педагогический совет по теме: "Организация ситуации успеха ученика"
Добавил(а) Белозерова О.В.   
28.02.09 21:16

Как провести педагогический совет так, чтобы коллективная работа принесла радость и удовлетворение?

«Все, что зовет вверх – учитель»
(Восточная мудрость)

Большая роль в методической работе любого образовательного учреждения отводится педагогическому совету. Как провести его заседание так, чтобы педагоги не просто заседали, молча отсиживая время, а действительно работали: думали, обсуждали, советовались, чтобы коллективная работа принесла радость и удовлетворение, уверенность и вдохновение, давала импульс к дальнейшей плодотворной деятельности?

Педагогический совет в школе-интернате – это орган, который объединяет всех общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне школы, побуждает к поиску, творчеству, создает в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения. Это –лаборатория педагогического мастерства, одно из условий развития экспериментально исследовательской работы в школе. Мы определили для себя, что педагогический совет должен быть генератором интересных идей, поэтому к его подготовке привлекаем как можно больше людей, стремимся к тому, чтобы каждое новое заседание педагогического совета не повторяло предыдущее ни по содержанию, ни по форме проведения, чтобы на заседании совета царил дух дружбы, сотрудничества, коллективного творчества.

Педагогический совет в нашем образовательном учреждении выполняет следующие методические функции: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Предлагаю в качестве примера разработку педагогического совета по теме: «Каковы приёмы и методы организации ситуации успеха ученика на уроке и внеклассных мероприятиях?

Цели педсовета:

  1. Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
  2. Систематизация приемов и методов конструирования на уроке ситуации успеха.
  3. Создание школьного «Банка ситуаций успеха».

Идея педсовета: За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания, субьект-субьектные отношения. Да, начинает создавать ситуацию успеха учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса. Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке? Как этого избежать? Как организовать ситуацию успеха? На эти вопросы мы должны ответить в ходе педсовета.

Функции педсовета: информационные, коллективно образующие, мотивационно-целевые.

Технология: локально-модульная.

Предварительная подготовка к педсовету

I. Организационный этап (срок – две недели)

  • определение организаторами педсовета проблемы, выбор руководителей в будущих творческих группах;
  • установочная беседа с руководителями групп, выбор цели, технологии организации деятельности группы;
  • индивидуально –групповая работа руководителей групп.

II. Подготовительный этап (срок – месяц):

1. Анкетирование учащихся 4 - 10 классов по вопросам:

  • Если я получаю хорошую отметку, это значит….
  • Если я получаю плохую отметку, это значит….
  • Мне всегда приятно, когда взрослые…
  • Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что он…..
  • Я чувствую себя уверенно, когда учитель…

{mosregread}2. Работа с литературой по вопросам, обсуждаемым в группах.

3. Анализ уроков членами администрации школы и самоанализ уроков педагогами.

4. Оформление результатов анкетирования и деятельности групп, подготовка их представлений на педсовете.

III. Этап деятельности на педсовете

Коллектив делится на 5 групп по методическим объединениям, каждая из которых имеет определенную цель:

1 группа: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке.

2 группа: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока.

3 группа: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника.

4 группа: доказать необходимость создания ситуации успеха на уроке.

5 группа: осуществить экспертизу предложений, подвести итоги и предложить проект решения педсовета (воспитатели)

Каждая группа должна решить проблему, поставленную перед ними ведущими, и оформить свои ответы в виде схемы, алгоритма, проекта, банка данных.

Ход педагогического совета

1 этап: теоретический

Создание ситуации успеха

Ведущий: успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые он преодолел, добиваясь успеха. (Букер Тальяферро, политический деятель США, Вашингтон)

Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Успех имеет и различия.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на чудо. Чудеса, хотя и бывают, но на пустом месте успех родиться не может. Везением можно назвать случай, когда рядом окажется человек, способный не только понять и поддержать, а и не даст повода для разочарования. Может случиться и обратное. Вы останетесь в гордом одиночестве. Это – беда. И последствия не совершившегося чуда бывают труднопредсказуемы.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения человека, дарит радость и отличное настроение, дает возможность пережить признание окружающих, ощущение своих возможностей и веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это – состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться. Кроме того, вместе с успехом, всегда существует и неудача.

Неуспех (собственный) радости не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, и даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неудачи нередко помогает человеку вообще постичь всю глубину успеха. Очень хорошо, когда радость одного становится радостью других. Мудрость в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.

УСПЕХ В РАБОТЕ

Психологи утверждают: человек, полностью посвятивший себя работе и достигший большого успеха, рано или поздно теряет интерес к своей деятельности. За взлетом неизменно следует кризис. То же случается и с организациями, ориентированными только на завоевание рынка. Если человеку помочь преодолеть эту стадию, «провести» его по кризису, то он может остаться в своей профессии, более того, начнет подходить к ней творчески, его решения всегда будут неожиданными и верными. Человек, переживший кризис, выходит на этап уникальности. Успешные же профессионалы далеко не всегда уникальны. Это люди, оптимально соответствующие норме.

ВЕРА В УСПЕХ

Вопрос на самом деле в том, во что вы верите. Если система мотивации построена на том, что каждый человек по-своему уникален, что он может быть творческим, то вы начинаете собирать вокруг себя именно таких людей. Но вера всегда должна быть подкреплена соответствующими действиями. И когда известна цель, обязательно должен быть и план ее достижения. Выиграть что-то приятно, а проиграть? Весы нашего сознания всегда перевешивают в сторону чуда, которое мы можем совершить...

Из выступления на методическом объединении

Необходимость создания успеха в учебной деятельности школьников

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность стремится школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д.Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

В этой работе К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости – радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассер также убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку, он стремится глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. Учёный делает очень важный вывод, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет доктор педагогических наук А.С. Белкин. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации, данные в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукерман, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Г.А. Цукерман выделила три ведущие характеристики действий учащихся:

  • несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;
  • познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;
  • обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения придерживается С.А. Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.

В концепции С.А.Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формирования у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов С.А. выделил следующие принципы организации учебной деятельности: отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля взаимоотношений, создание положительного эмоционального фона. В школе ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.

Этап урока

Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха

Обоснование выбранных приёмов

Организационный

Устранение пробелов знаний, полученных на предыдущих уроках: анализ ошибок, допущенных в работах разного вида (контрольных, самостоятельных, домашних).

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием.

Проверка домашнего задания

Закрепление пройденного и устранение ошибок в
задании, выполненном самостоятельно.

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки и получить более высокую оценку за выполненную дома работу; анализ ошибок даёт возможность избежать их в дальнейшем.

Постановка целей и задач урока

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь».Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны.

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность, кому будет от этого хорошо

Объяснение нового материала

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, использование на уроках метода интерпретации, с «поворотом назад». Лавирование между известным и неизвестным, предоставление возможности рассмотреть со всех сторон любые ситуации, явления, процессы, события.Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать..», «Догадайтесь, почему…»).Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других», «Помоги мне…», использование метода проекта.Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу (изо), учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие­то неточности, промахи (течёт краска, выбран не тот тон, неверно проведена линия и т.д.).

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом.Помогает ребёнку избежать поражения, всё достигается путём намёка, пожелания.Используется жизненный опыт ученика. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.Снимает страх перед материалом (жидкими красками, неправильно выбранным цветом красок).

Закрепление изученного

Использование ситуации «от простого к сложному».Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможное успешное выполнение более сложного.Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали, что тоже помогает ученику почувствовать себя успешным.

Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для желания учиться, преодоления трудностей. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха .

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:

  • переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Ведущая: В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Проблема: Как создать такой рассол? Что взять за его основу? На эти вопросы мы и должны ответить.

Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности педагога в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке или внеклассном занятии. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому воспитаннику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, а вследствие этого и сохранение психофизического здоровья воспитанников и конечно же педагога.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(предоставляет психолог школы)

2 этап: мозговой штурм

Каждая группа представляет результаты своей работы в виде презентации «Банка ситуаций успеха».

Цель группы: рассмотреть способы использования приемов и методов организации ситуации успеха на различных этапах урока.

Методы конструирования ситуации успеха при проведении внеклассного мероприятия воспитателями:

А) Мотивация и стимулирование воспитанников при подготовке внеклассного мероприятия на основе создания: ситуации значимости мероприятия, ситуации эмоционального переживания за данное дело, ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт.

Б) Организация детского коллектива на подготовку внеклассного мероприятия с опорой на: коллективную выработку единых требований, создание ситуации личной и групповой перспективы, умелую организацию педагогической поддержки, скрытой инструкции для воспитанника.

В) Общение и взаимодействие педагога и воспитанников при подготовке внеклассного мероприятия на основе: уважения, педагогической требовательности, убеждения, понимания, доверия, педагогического предостережения, обсуждения проведенных мероприятий с воспитанниками.

Г) Психолого педагогическое воздействие и стимулирование активности воспитанников через: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, создание эмоциональной удовлетворенности процессом и результатом деятельности.

Ведущая: Для достижения поставленных целей педагогу необходим большой педагогический опыт и богатый багаж знаний, который приобретается, когда мы учимся сами, а педагог обязан обогащать свои знания в различных областях в течение всей своей педагогической деятельности.

Цель группы: изложить теоретический подход к проблеме создания ситуации успеха на уроке.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

(из книги Анатолия Александровича Гина, 1999 г. )

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

– Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? – Так. – А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? – Да. – А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами – вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? – Да.

Приемы педагогической техники – сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С.Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И.П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала.

Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

«Я знаю, что я ничего не знаю», – говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю химию, литературу и историю», – звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение – лишь воспитание исполнителей!

ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания, – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности – жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми – зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи. Благо, как показывает наш опыт, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», – говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен. ФОРМУЛИРОВКА:
освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Идеальность – одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам – принцип рентабельности, инженерам – принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами – затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Сетка, сеть – образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники – сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

1)Цель группы: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника. (физико-математический цикл) 

Положительное

Отрицательное

2) В условиях успешной учебной и общественной деятельности у детей появляется реальная возможность стать лидером или хотя бы обрести равноправие, повысить самооценку.

На некоторых детей постоянная успешность влияет негативно, приводит к появлению «звёздной» болезни, что мешает формированию полноценной личности. 

 

Ведущая: За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но тогда забывается основной признак педагогических технологий – двусторонний характер процесса познания, субьект-субьектные отношения. Да, начинает создавать ситуацию успеха учитель, но обязательно должен наступить такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации учебного процесса.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха? Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке? Как этого избежать? Как организовать ситуацию успеха?

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте – лучше письменно фиксировать свою цель. И письменно же – пусть одним предложением – подводить итог.

Вам представлены лишь некоторые приёмы и методы создания ситуации успеха, а сколько их ещё. Давайте создадим свой «Банк ситуаций успеха», который можно будет в течение работы дополнять и расширять.

3 этап: работа в группах, формируем «Банк ситуаций успеха»

Группа педагогов по выступлениям методических объединений создаёт «Банк ситуаций успеха».

  • «Приемы ситуации успеха».
  • «Методы ситуации успеха».

На доске вывешиваются плакаты. Педагогический коллектив дополняет и исправляет.

Экспертная комиссия на основании прослушанного и предложенного методическими объединениями разработала алгоритм создания ситуации успеха:

  1. Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего рабочего дня.
  2. Снятие страха.
  3. Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
  4. Скрытая инструкция предстоящей деятельности.
  5. Краткое экспрессивное воздействие.
  6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
  7. Описание действий с акцентом на детали произведённого.

Пока готовится проект решения педагогического совета, с учителями проводится игра.

Игра: «Корзина грецких орехов» (по методике Н.Е. Щурковой). Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит педагогов, с чем они пока не могут справиться. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией. Не обязательно сразу давать какие-то советы, но брать на заметку нужно все.

4 этап: проект решения{/mosregread}

Решение педагогического совета

Создать «Банк методических идей» по созданию ситуации успеха на уроках, в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Разработать оригинальные дидактические карточки, опорные конспекты, комплекты задач, поурочные и лабораторные карточки, наглядные пособия, новые формы проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе новейших методических журналов, книг, сборников.

До 01.06.09

Ответственные: председатель МС, руководители МО

Провести в школе-интернате «Ярмарку нестандартных находок»:

а) открытые уроки, спецкурсы.

б) открытые внеклассные мероприятия, кружки.

До 25.04.09

Ответственные: педагоги, руководители МО, администрация школы-интерната

Создавать на уроках и внеклассных мероприятиях условия для максимально возможного развития способностей ребёнка, формирования у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах, используя алгоритм ситуации успеха.

В течение года

Ответственные: зам.директора по УВР и ВР.

Заслушать результаты выполнения решений педагогического совета в мае 2009 года на МО.

Педагогу-психологу представить на МС справку по диагностированию педагогического коллектива и воспитанников школы-интерната до 25.05.2009 г.

Рефлексия осуществленной деятельности через заполнение рефлексивных листов.

Белозёрова Ольга Владимировна,
заместитель директора школы-интерната №19
ОАО «РЖД» станция Новокузнецк