Инновации и эксперимент в образовании

Диспут на тему: "Как обрести свою родину?"
Добавил(а) Клепиков В.Н., Прозоров В.Б.   
28.02.09 23:34

Как создать среду, при которой ученик осознает, что он частичка духа своего народа? 

Обретение родины есть личностный
акт духовного самоопределения
(Иван Ильин)

Участники: лицеисты 10 и 11 классов.

Цель: Достигнуть понимания того, что человеку не достаточно где-то родиться, жить и умереть; главное – взрастить в себе чувство любви к родине и самоопределиться в качестве гражданина; только тогда человек станет частицей духа своего народа, обретёт родину и станет её патриотом.

Проблема: Можно ли выжить в современном мире, если не обрести в своём сердце свою родину и не быть патриотом своей страны?

Идея: Законопослушным человеком быть обременительно, гражданином – ответственно, патриотом – даже опасно; но иначе существовать в современном мире нельзя, так как выжить могут только те нации, в которых развито чувство любви к своей родине, т.е. патриотически настроенные государства.

Мыслительные схемы:

  1. «моя родина – место, где я родился»,
  2. «моя родина там, где мне хорошо»,
  3. «моя родина там, где я востребован как профессионал»,
  4. «моя родина там, где я востребован как личность»,
  5. «моя родина – весь мир» (я – «гражданин мира»),
  6. «моя родина живёт в моей душе».

Основные понятия:

  • Патриотизм – любовь к родине.
  • Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, её традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги.
  • Космополит – это человек, который не привязан ни к одной стране, считающий себя «гражданином мира».
  • Националист – человек, который резко противопоставляет свою родину (нацию) другим странам, считая её выше других.
  • законопослушный человек – гражданин – патриот – националист – космополит,
  • духовные корни – орган духа – дух моего народа – духовное самоопределение,
  • личное – семейное – национальное – общечеловеческое.

Замечание: материалы из наследия Ивана Ильина используются как дополнительные к устным (письменным) текстам ребят; они задают определённый культурно-исторический контекст.

{mosregread}

Возможные вопросы и задания:

  1. Не кажется ли вам странным название урока? В чём заключается эта странность?
  2. Будет ли продуктивнее диалог, если мы зададим как бы две точки зрения: «извне» России (Иван Ильин, русские эмигранты) и «изнутри» России (мы сами)?
  3. Что такое «патриотизм»? Современно ли сейчас слово «патриотизм»?
  4. С какого момента человек начинает обретать свою родину?
  5. Можно ли навязать чувство любви к родине?
  6. Могут ли обрести родину эмигранты и дети эмигрантов?
  7. Почему для любви нужно взрастить в себе особый «орган духа»? Дайте характеристику «органу духа».
  8. Как вы понимаете словосочетание «дух моего народа»? Важно ли понимать суть национального духа? В какие моменты человек приобщается к духу своего народа? Сможете ли вы кратко охарактеризовать национальный дух народа России?
  9. Что значит акт национального духовного самоопределения?
  10. Как и где должен проявляться патриотизм человека?
  11. Что вас больше всего тревожит в окружающих людях с точки зрения их гражданского поведения?
  12. Что вас больше всего тревожит в вашем поведении с точки зрения гражданского поведения?
  13. Какие люди так никогда и не смогут обрести свою Родину?
  14. Что нужно для того, чтобы найти свою Родину?
  15. Как вы понимаете смысл пушкинского слова «самостоянье»?
  16. Есть ли у нашего народа «корни»? Где эти «корни произрастают»?
  17. Можно ли обрести родину на чужбине?
  18. Существует ли для людей некий единый путь к осознанию того, что такое Родина?
  19. Нужно ли быть патриотом своей семьи, своей школы, своего города?
  20. Нужно ли нам возрождать Россию?
  21. Можно ли выжить в современном мире без чувства родины и патриотизма?
  22. Напишите и выразите в нескольких предложениях, как современный человек обретает свою родину.

Литература:

  1. Ильин И. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1993-1999.
  2. Иван Ильин: pro et contra. СПб., 2005.
  3. Бибихин В.В. Другое начало. СПб., 2003.
  4. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н / Д., 1999.
  5. Энциклопедия мысли. СПб., 1997.
  6. Философия России XIX – XX столетий. Словарь. М., 1995.

Возможная логика ответа (движения) на поставленный вопрос урока

  1. Жить в своей стране (любовь, ответственность, забота, законопослушность), знать её язык, уважать все народы, живущие в государстве.
  2. Знать свою историю, культуру, религию, науку, жизнь замечательных людей, верить в будущее своей страны, нести в будущее всё самое лучшее.
  3. Вести диалог с другими культурами, нациями, народами, вероисповеданиями (всё познаётся в сравнении), развивать свою самобытность, приобщаясь к общечеловеческим ценностям..
  4. Знать и учитывать негативные стороны нашей истории, традиций, обычаев, привычек; пытаться их устранить и исправить.
  5. Личностно самоопределиться, исполнять свой долг и призвание, быть специалистом и защитником родины, и только тогда можно самоопределиться по отношению к своей родине.
  6. Приобщиться к духу своего народа и духу всего человечества (вера, совесть, честь, достоинство).
  7. Быть гражданином страны и патриотом семьи, школы, города, России.

Начало дискуссии

В советское время идея патриотизма была соединена с марксизмом, который считал, что «рабочие не имеют родины», что «классовые интересы выше национальных». Под влиянием марксизма в разных странах возникли так называемые «рабочие интернационалы», которые считали патриотизм «устаревшим» и «реакционным», ставили вопрос о преодолении национальных языков и замене их единым, искусственно выдуманным «синтетическим» языком – эсперанто.

В наши дни в России можно увидеть в подходе к патриотизму несколько позиций. Одна позиция основана на восходящем ко временам античности принципе «моя родина – весь мир». Человек в этом случае считает себя «гражданином мира».

Другая позиция основана на древнейшем принципе «где хорошо, там и родина». Люди, живущие только по этому принципу, выехали без всяких сожалений из страны в поисках счастья и заработка.

Существуют люди, которые сумели в переходной период сколотить громадные состояния и теперь, занимаясь бизнесом здесь, лихорадочно скупают недвижимость на Западе. Владельцы громадных состояний, они с великим презрением и пренебрежением говорят о России, называя её «этой страной, а народ для них – «быдло».

Но есть и такая позиция, которая соответствует настоящим гражданам нашей страны. Чтобы её выявить, сформулируем сквозную проблему нашей дискуссии: «Как обрести свою родину?»

Тексты «Как обрести свою Родину?»

  1. «Как тяжко утратить родину… И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда… Для меня навсегда, ибо я, может быть, умру в изгнании. От этой мысли всё становится беспросветным: как если бы навсегда зашло солнце, навсегда угас дневной свет, навсегда исчезли краски дня… и никогда больше не увижу я цветов и голубого неба… Как если бы я ослеп; или – некий голос грозно сказал бы мне: «Больше не будет радостей в твоей жизни; в томлении увянешь ты, всем чужой и никому не нужный…» (Ильин И., т.9-10, с.255).
  2. «Я помню, как осенью 1922 года в Москве, когда «вечное изгнание под страхом расстрела» было уже объявлено мне и оставались одни формальности, ко мне пришёл проститься один из приятелей и произнёс мне надгробное слово: «Вы, – говорил он, – конченый человек; вы неизбежно оторвётесь от России и погибнете… Что вы без родины? Что вы можете без неё сказать или сделать? Уже через несколько месяцев вы не будете понимать того, что здесь совершается, а через год вы будете совсем чужды России и не нужны ей… Иссякнут ваши духовные родники… И вы станете несчастным, бесплодным, изверженным эмигрантом!...» (Ильин И., т.9-10, с.255).
  3. «Нам задано обрести родину через утрату её; увидеть её подлинный, прекрасный лик в разлуке; окрепнуть и закалиться в изгнании; и подготовить свою волю и своё разумение к новому строительству нашей Родины. Верьте: кому дано призвание, тому дан и обет» (Ильин И., т.9-10, с.258).
  4. «Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте… Данное состояние должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может указать другому человеку его родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть» (Ильин И., т.4, с.249).
  5. «Поучительно отметить, что человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и «не найти» своей родины, и не полюбить её, так что душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва; и эта неудача или личная неспособность приведёт его к своеобразному духовному сиротству, к творческой беспочвенности и бесплодности. В современном мире есть множество таких несчастных безродных людей, которые не могут любить свою родину потому, что инстинкт их живет лично-эгоистическим или эгоистически-классовым интересом, а духовного органа они лишены. И вот идея родины ничего не говорит их душе» (Ильин И., т.4, с.245).
  6. «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное» (Ильин И., т.1, с.184).
  7. Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа, а в них – духа нет: он или безмолвствует, или мёртв... Орган духа атрофирован в них, как же они могут найти и полюбить родину? Ибо обретение родины есть акт духовного самоопределения, предполагающий, что сам человек живёт духом и что духовный орган в нем не атрофирован; и этот акт самоопределения указывает ему собственные духовные истоки и тем самым развязывает и оплодотворяет его собственное духовное творчество...
  8. Любовь к родине должна быть осмыслена как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде своём она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести», и «признательности» (Ильин И., т.4, с.244-245).
  9. «Для того чтобы любить своё отечество, его необходимо найти и реально испытать, что оно есть действительно «моё отечество». По-видимому, это испытание даётся большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим их условиям жизни. Но именно благодаря этому духовная сущность патриотизма остаётся очень часто неосознанной» (Ильин И., т.4, с.244).
  10. . Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предаётся беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой» (Ильин И., т.1, с.198).
  11. «Всякий истинный патриот говорит (молча) своему народу: «Я – твой. Я – из лона духа и плоти твоей. Во мне пылает тот же дух, что и в моих предках. Мною руководит твой инстинкт самосохранения, тот самый, что провёл тебя через все беды и невзгоды твоей истории. Вздох груди твоей – твой вздох; стенаешь ты – стенает и он. Я крепок твоею силой, и потому моя крепость служит твоему делу. Я с тобой связан неразделимым «мы». Я верю в мощь твою и в твои творческие пути. Твой язык – это мой язык; и когда я творю, я творю по твоему образу и подобию. Я живу с тобой; я созерцаю и думаю, как ты; я был бы необычайно рад, если бы обладал всеми твоими дарованиями и способностями; со скрытой болью в сердце думаю я о твоих слабостях, твоих несовершенствах. Твой государственный интерес – это и мой интерес. Я горд и я в какой-то мере причастен твоей славе. Но грызущая тоска сжигает мне сердце, когда тебя настигает беда или когда ты заболеешь. Твои друзья – это и мои друзья; а твои враги – это и мои враги. Тебе принадлежит моя жизнь, а мне принадлежит твоя земля. Твоя надёжная армия – это и моя армия, и тот, кто посягает на твою честь, посягает и на мою. Я тебя не выбирал: ты выносила меня в своём чреве, сберегла и воспитала; за то, что ты родила и одарила меня, я в смирении и благодарении признаю тебя и, оставаясь верным тебе, свободно вбираю тебя в сердце своё. Мы – одно целое; мы – живое тождество» (Ильин И., т. 8. с.359-360).
  12. «Мы должны найти в себе, углубить и укрепить свою русскую природу, свою «русскость» так, чтобы через «пустоту» и «темноту» видимого и мнимого «отрыва» от России засиял свет подлинного единения и глубинного единства с нею. Мы оторваны от родной земли именно для того, чтобы найти в себе самих родной дух, тот дух, который строил Россию от Феодосия Печёрского и Владимира Мономаха до Оптиной Пустыни..» (Ильин И., т.9-10, с.258).
  13. «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит в них духовность их национальной культуры, хотя национальный характер их культуры может казаться ему странным, чуждым и даже неприятным… Тот кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность» (Ильин И., т.1, с.212).
  14. «Правда, не всякому народу удаётся выносить самостоятельный духовный акт и создать самобытную духовную культуру. Народы, которым это удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось, становятся духовно ведомыми народами. Задача ведущего народа не в том, чтобы подавить или искоренить ведомый народ, а в том, чтобы дать ему возможность приобщиться к духовному акту и к духовной культуре ведущего народа и получить от него творческое оплодотворение и оживление. Тогда ведомый народ находит свою родину в лоне ведущего народа и, не теряя своей исторической и биологической «национальности», вливается духовно в национальность ведущего. Формула такого патриотического «симбиоза» такова: «я римлянин, и притом галл», «я англичанин, и притом африканский негр», «я швейцарец, и притом лодин», «я француз, и притом мавр», «я русский, и притом калмык…» (Ильин И., т.1, с.214).
  15. «Россия будет существовать, расти и цвести только тогда, если в ней воцарится дух чести, служения и верности; ибо дух бесчестия, жадности и предательства поведёт её опять по путям революции, распада, «переделов», «социализма» и «интернационализма» – по путям позора и бессилия» (Ильин И., т.9-10, с.260).
  16. «Россия всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому возрождение и перерождение её совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и очищении. Очистившиеся души найдут новые молитвы; созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами обновится Россия и её культура» (Ильин И., т.6, кн.II, с.8).{/mosregread}

Справка. Иван Александрович Ильин (1883-1954) – философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Разработал собственную оригинальную этическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривает познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в «расколотости», в противопоставлении ума сердцу разуму и чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к «сердцу», лежит, по мнению Ильина, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется «материально, количественно, формально и технически». Философ видит путь преодоления «расколотости» в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Обрести любовь к родине также можно только через сердечное созерцание. Возрождение России возможно на путях восстановления подлинного патриотизма и национализма. Национализм, по Ильину, защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, это «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию» (Ильин И., т.1, с.196), вера в свою родину. Тем самым Ильин не разделяет понятия «патриотизм» и «национализм», считая отрицательные проявления национальных чувств (ненависть к другим народам, самомнение) не сущностью национализма, а его извращением. Более того, национализм в интерпретации Ильина не противоречит и христианскому универсализму, так как каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу (Философия России XIX – XX столетий. М., 1995. с.232).

{mosregread} Пушкин выражает свою любовь к родине точно и страстно.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека, –

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

 

Дополнительные материалы

  1. «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить» (М. Салтыков-Щедрин).
  2. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (М. Салтыков-Щедрин).
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины» (И.П. Павлов).
  4. «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Г. Белинский).
  5. «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).
  6. «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю» (И.С. Тургенев).
  7. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой организм» (А.А. Блок).
  8. «А главное всё-таки: люби, люби и люби своё отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и всё остальное без труда совершишь» (М. Салтыков-Щедрин).
  9. «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше - молча трудись во имя её блага и могущества» (В.А. Сухомлинский).
  10. «Патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» (Н.М. Карамзин).
  11. «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве» (В.Г. Белинский).
  12. «Патриоту не узнать себя иначе как вглядевшись в космополита как в зеркало. Пока мы не узнали в далёком себя, мы нигде. Далёкий другой оказывается самым близким» (В. Бибихин).
  13. «Чем более известный народ предан вселенской (сверхнародной) идее, тем сам он сильнее, лучше, значительнее» (В. Соловьёв).
  14. «Русский пока ещё не биологическая или этнографическая единица. Русский тот, кто проснулся для ноши мира, для груза правды, долга и памяти» (В. Бибихин).
  15. «Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести. Но такой альтернативы нет. Смеем думать, что истинный патриотизм согласен с христианской совестью...» (В. Соловьёв).
  16. «Человек не может не любить свою родину; если он не любит её, то это означает, что он её не нашел и не имеет. Ибо родина обретается именно духом, духовным гладом, волею к божественному на земле. Кто не голодает духом, кто не ищет божественного в земном, тот может и не найти своей родины: ибо у него может не оказаться органа для своей родины. Но кто увидит и узнает свою родину, тот не может не полюбить её. Родина есть духовная реальность. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма (Иван Ильин).
  17. «Духовный опыт у людей сложен и по строению своему многоразличен; он захватывает и сознание человека и бессознательно-инстинктивную глубину души: одному говорит природа или искусство родной страны; другому - религиозная вера его народа; третьему - стихия национальной нравственности; четвертому - величие государственных судеб родного народа; пятому - энергия его благородной воли; шестому - свобода и глубина его мысли и т.д». (Иван Ильин).
  18. «Долгая жизнь на чужбине не делает ее родиной, несмотря на сложившуюся привычку к чужому быту и природе и даже на принятие нового подданства, - все это остается бессильным, пока человек не сольется духом с дотоле чужим ему народом...» (Иван Ильин).
  19. «Духовное сокровище, именуемое родиною, не исчерпывается состояниями людей; и все же оно, прежде всего, живёт в них, в душах, и там должно быть найдено. Тот, кто чувствует себя в вопросе о родине неопределенно и беспомощно, тот должен обратиться, прежде всего, к своему собственному духу и узнать в своем собственном духовном опыте - духовное лоно своего народа (акт патриотического самопознания). Тогда он, подобно сказочному герою, припавшему к земле ухом, услышит свою родину; он услышит, как она в его собственной душе вздыхает и стонет, поёт, плачет и ликует; как она определяет и направляет, и оплодотворяет его собственную личную жизнь. Он вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его родины суть в последней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей родины, ибо она так же неотрывна от него, как он от неё: в инстинкте, и в духе» (Иван Ильин).

Задание учащимся: расположите понятия по степени значимости их для вашей жизни.

  1. Задание: выберите понятия, которые характеризуют вашу личность.
  2. Задание: выберите те понятия, которые бы вы хотели приобрести для своего характера в процессе жизни.

Ф. И. О…………………………..; класс……………..

спектр понятий

 

мой сегодняшний спектр

 

мой спектр в будущем

 

агрессивность

авантюризм

максимализм

активизм

активность

решительность

напористость

твёрдость

пластичность

лояльность

мягкость

уступчивость

открытость

уклончивость

пассивность

отрешённость

апатия (равнодушие)

суициидальность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

{/mosregread}

Клепиков Валерий Николаевич,
Прозоров Виген Борисович,
Лицей «Клуб дебатов»
г. Обнинск