Инновации и эксперимент в образовании

Диспут на тему: "Как обрести свою родину?" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Клепиков В.Н., Прозоров В.Б.   
28.02.09 23:34

Как создать среду, при которой ученик осознает, что он частичка духа своего народа? 

Обретение родины есть личностный
акт духовного самоопределения
(Иван Ильин)

Участники: лицеисты 10 и 11 классов.

Цель: Достигнуть понимания того, что человеку не достаточно где-то родиться, жить и умереть; главное – взрастить в себе чувство любви к родине и самоопределиться в качестве гражданина; только тогда человек станет частицей духа своего народа, обретёт родину и станет её патриотом.

Проблема: Можно ли выжить в современном мире, если не обрести в своём сердце свою родину и не быть патриотом своей страны?

Идея: Законопослушным человеком быть обременительно, гражданином – ответственно, патриотом – даже опасно; но иначе существовать в современном мире нельзя, так как выжить могут только те нации, в которых развито чувство любви к своей родине, т.е. патриотически настроенные государства.

Мыслительные схемы:

  1. «моя родина – место, где я родился»,
  2. «моя родина там, где мне хорошо»,
  3. «моя родина там, где я востребован как профессионал»,
  4. «моя родина там, где я востребован как личность»,
  5. «моя родина – весь мир» (я – «гражданин мира»),
  6. «моя родина живёт в моей душе».

Основные понятия:

  • Патриотизм – любовь к родине.
  • Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, её традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги.
  • Космополит – это человек, который не привязан ни к одной стране, считающий себя «гражданином мира».
  • Националист – человек, который резко противопоставляет свою родину (нацию) другим странам, считая её выше других.
  • законопослушный человек – гражданин – патриот – националист – космополит,
  • духовные корни – орган духа – дух моего народа – духовное самоопределение,
  • личное – семейное – национальное – общечеловеческое.

Замечание: материалы из наследия Ивана Ильина используются как дополнительные к устным (письменным) текстам ребят; они задают определённый культурно-исторический контекст.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Справка. Иван Александрович Ильин (1883-1954) – философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Разработал собственную оригинальную этическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривает познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в «расколотости», в противопоставлении ума сердцу разуму и чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к «сердцу», лежит, по мнению Ильина, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется «материально, количественно, формально и технически». Философ видит путь преодоления «расколотости» в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Обрести любовь к родине также можно только через сердечное созерцание. Возрождение России возможно на путях восстановления подлинного патриотизма и национализма. Национализм, по Ильину, защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, это «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию» (Ильин И., т.1, с.196), вера в свою родину. Тем самым Ильин не разделяет понятия «патриотизм» и «национализм», считая отрицательные проявления национальных чувств (ненависть к другим народам, самомнение) не сущностью национализма, а его извращением. Более того, национализм в интерпретации Ильина не противоречит и христианскому универсализму, так как каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу (Философия России XIX – XX столетий. М., 1995. с.232).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Клепиков Валерий Николаевич,
Прозоров Виген Борисович,
Лицей «Клуб дебатов»
г. Обнинск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании