Как создать среду, при которой ученик осознает, что он частичка духа своего народа?
Обретение родины есть личностный акт духовного самоопределения (Иван Ильин)
Участники: лицеисты 10 и 11 классов.
Цель: Достигнуть понимания того, что человеку не достаточно где-то родиться, жить и умереть; главное – взрастить в себе чувство любви к родине и самоопределиться в качестве гражданина; только тогда человек станет частицей духа своего народа, обретёт родину и станет её патриотом.
Проблема: Можно ли выжить в современном мире, если не обрести в своём сердце свою родину и не быть патриотом своей страны?
Идея: Законопослушным человеком быть обременительно, гражданином – ответственно, патриотом – даже опасно; но иначе существовать в современном мире нельзя, так как выжить могут только те нации, в которых развито чувство любви к своей родине, т.е. патриотически настроенные государства.
Мыслительные схемы:
-
«моя родина – место, где я родился»,
-
«моя родина там, где мне хорошо»,
-
«моя родина там, где я востребован как профессионал»,
-
«моя родина там, где я востребован как личность»,
-
«моя родина – весь мир» (я – «гражданин мира»),
-
«моя родина живёт в моей душе».
Основные понятия:
- Патриотизм – любовь к родине.
- Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, её традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги.
- Космополит – это человек, который не привязан ни к одной стране, считающий себя «гражданином мира».
- Националист – человек, который резко противопоставляет свою родину (нацию) другим странам, считая её выше других.
- законопослушный человек – гражданин – патриот – националист – космополит,
- духовные корни – орган духа – дух моего народа – духовное самоопределение,
- личное – семейное – национальное – общечеловеческое.
Замечание: материалы из наследия Ивана Ильина используются как дополнительные к устным (письменным) текстам ребят; они задают определённый культурно-исторический контекст.
{mosregread}
Возможные вопросы и задания:
- Не кажется ли вам странным название урока? В чём заключается эта странность?
- Будет ли продуктивнее диалог, если мы зададим как бы две точки зрения: «извне» России (Иван Ильин, русские эмигранты) и «изнутри» России (мы сами)?
- Что такое «патриотизм»? Современно ли сейчас слово «патриотизм»?
- С какого момента человек начинает обретать свою родину?
- Можно ли навязать чувство любви к родине?
- Могут ли обрести родину эмигранты и дети эмигрантов?
- Почему для любви нужно взрастить в себе особый «орган духа»? Дайте характеристику «органу духа».
- Как вы понимаете словосочетание «дух моего народа»? Важно ли понимать суть национального духа? В какие моменты человек приобщается к духу своего народа? Сможете ли вы кратко охарактеризовать национальный дух народа России?
- Что значит акт национального духовного самоопределения?
- Как и где должен проявляться патриотизм человека?
- Что вас больше всего тревожит в окружающих людях с точки зрения их гражданского поведения?
- Что вас больше всего тревожит в вашем поведении с точки зрения гражданского поведения?
- Какие люди так никогда и не смогут обрести свою Родину?
- Что нужно для того, чтобы найти свою Родину?
- Как вы понимаете смысл пушкинского слова «самостоянье»?
- Есть ли у нашего народа «корни»? Где эти «корни произрастают»?
- Можно ли обрести родину на чужбине?
- Существует ли для людей некий единый путь к осознанию того, что такое Родина?
- Нужно ли быть патриотом своей семьи, своей школы, своего города?
- Нужно ли нам возрождать Россию?
- Можно ли выжить в современном мире без чувства родины и патриотизма?
- Напишите и выразите в нескольких предложениях, как современный человек обретает свою родину.
Литература:
- Ильин И. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1993-1999.
- Иван Ильин: pro et contra. СПб., 2005.
- Бибихин В.В. Другое начало. СПб., 2003.
- Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н / Д., 1999.
- Энциклопедия мысли. СПб., 1997.
- Философия России XIX – XX столетий. Словарь. М., 1995.
Возможная логика ответа (движения) на поставленный вопрос урока
- Жить в своей стране (любовь, ответственность, забота, законопослушность), знать её язык, уважать все народы, живущие в государстве.
- Знать свою историю, культуру, религию, науку, жизнь замечательных людей, верить в будущее своей страны, нести в будущее всё самое лучшее.
- Вести диалог с другими культурами, нациями, народами, вероисповеданиями (всё познаётся в сравнении), развивать свою самобытность, приобщаясь к общечеловеческим ценностям..
- Знать и учитывать негативные стороны нашей истории, традиций, обычаев, привычек; пытаться их устранить и исправить.
- Личностно самоопределиться, исполнять свой долг и призвание, быть специалистом и защитником родины, и только тогда можно самоопределиться по отношению к своей родине.
- Приобщиться к духу своего народа и духу всего человечества (вера, совесть, честь, достоинство).
- Быть гражданином страны и патриотом семьи, школы, города, России.
Начало дискуссии
В советское время идея патриотизма была соединена с марксизмом, который считал, что «рабочие не имеют родины», что «классовые интересы выше национальных». Под влиянием марксизма в разных странах возникли так называемые «рабочие интернационалы», которые считали патриотизм «устаревшим» и «реакционным», ставили вопрос о преодолении национальных языков и замене их единым, искусственно выдуманным «синтетическим» языком – эсперанто.
В наши дни в России можно увидеть в подходе к патриотизму несколько позиций. Одна позиция основана на восходящем ко временам античности принципе «моя родина – весь мир». Человек в этом случае считает себя «гражданином мира».
Другая позиция основана на древнейшем принципе «где хорошо, там и родина». Люди, живущие только по этому принципу, выехали без всяких сожалений из страны в поисках счастья и заработка.
Существуют люди, которые сумели в переходной период сколотить громадные состояния и теперь, занимаясь бизнесом здесь, лихорадочно скупают недвижимость на Западе. Владельцы громадных состояний, они с великим презрением и пренебрежением говорят о России, называя её «этой страной, а народ для них – «быдло».
Но есть и такая позиция, которая соответствует настоящим гражданам нашей страны. Чтобы её выявить, сформулируем сквозную проблему нашей дискуссии: «Как обрести свою родину?»
Тексты «Как обрести свою Родину?»
- «Как тяжко утратить родину… И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда… Для меня навсегда, ибо я, может быть, умру в изгнании. От этой мысли всё становится беспросветным: как если бы навсегда зашло солнце, навсегда угас дневной свет, навсегда исчезли краски дня… и никогда больше не увижу я цветов и голубого неба… Как если бы я ослеп; или – некий голос грозно сказал бы мне: «Больше не будет радостей в твоей жизни; в томлении увянешь ты, всем чужой и никому не нужный…» (Ильин И., т.9-10, с.255).
- «Я помню, как осенью 1922 года в Москве, когда «вечное изгнание под страхом расстрела» было уже объявлено мне и оставались одни формальности, ко мне пришёл проститься один из приятелей и произнёс мне надгробное слово: «Вы, – говорил он, – конченый человек; вы неизбежно оторвётесь от России и погибнете… Что вы без родины? Что вы можете без неё сказать или сделать? Уже через несколько месяцев вы не будете понимать того, что здесь совершается, а через год вы будете совсем чужды России и не нужны ей… Иссякнут ваши духовные родники… И вы станете несчастным, бесплодным, изверженным эмигрантом!...» (Ильин И., т.9-10, с.255).
- «Нам задано обрести родину через утрату её; увидеть её подлинный, прекрасный лик в разлуке; окрепнуть и закалиться в изгнании; и подготовить свою волю и своё разумение к новому строительству нашей Родины. Верьте: кому дано призвание, тому дан и обет» (Ильин И., т.9-10, с.258).
- «Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте… Данное состояние должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может указать другому человеку его родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть» (Ильин И., т.4, с.249).
- «Поучительно отметить, что человек может прожить всю жизнь в пределах своего государства и «не найти» своей родины, и не полюбить её, так что душа его будет до конца патриотически пустынна и мертва; и эта неудача или личная неспособность приведёт его к своеобразному духовному сиротству, к творческой беспочвенности и бесплодности. В современном мире есть множество таких несчастных безродных людей, которые не могут любить свою родину потому, что инстинкт их живет лично-эгоистическим или эгоистически-классовым интересом, а духовного органа они лишены. И вот идея родины ничего не говорит их душе» (Ильин И., т.4, с.245).
- «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное» (Ильин И., т.1, с.184).
- Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа, а в них – духа нет: он или безмолвствует, или мёртв... Орган духа атрофирован в них, как же они могут найти и полюбить родину? Ибо обретение родины есть акт духовного самоопределения, предполагающий, что сам человек живёт духом и что духовный орган в нем не атрофирован; и этот акт самоопределения указывает ему собственные духовные истоки и тем самым развязывает и оплодотворяет его собственное духовное творчество...
- Любовь к родине должна быть осмыслена как творческий акт духовного самоопределения, ибо только в этом виде своём она достигает истинной высоты и зрелости, сообщая последнюю санкцию и «нужде», и «долгу», и «чести», и «признательности» (Ильин И., т.4, с.244-245).
- «Для того чтобы любить своё отечество, его необходимо найти и реально испытать, что оно есть действительно «моё отечество». По-видимому, это испытание даётся большинству людей без поисков, в результате естественно и незаметно слагающейся привычки к окружающим их условиям жизни. Но именно благодаря этому духовная сущность патриотизма остаётся очень часто неосознанной» (Ильин И., т.4, с.244).
- . Настоящий патриот видит не только духовные пути своего народа, но и его соблазны, слабости и несовершенства. Духовная любовь вообще не предаётся беспочвенной идеализации, но созерцает трезво и видит с предметной остротой» (Ильин И., т.1, с.198).
- «Всякий истинный патриот говорит (молча) своему народу: «Я – твой. Я – из лона духа и плоти твоей. Во мне пылает тот же дух, что и в моих предках. Мною руководит твой инстинкт самосохранения, тот самый, что провёл тебя через все беды и невзгоды твоей истории. Вздох груди твоей – твой вздох; стенаешь ты – стенает и он. Я крепок твоею силой, и потому моя крепость служит твоему делу. Я с тобой связан неразделимым «мы». Я верю в мощь твою и в твои творческие пути. Твой язык – это мой язык; и когда я творю, я творю по твоему образу и подобию. Я живу с тобой; я созерцаю и думаю, как ты; я был бы необычайно рад, если бы обладал всеми твоими дарованиями и способностями; со скрытой болью в сердце думаю я о твоих слабостях, твоих несовершенствах. Твой государственный интерес – это и мой интерес. Я горд и я в какой-то мере причастен твоей славе. Но грызущая тоска сжигает мне сердце, когда тебя настигает беда или когда ты заболеешь. Твои друзья – это и мои друзья; а твои враги – это и мои враги. Тебе принадлежит моя жизнь, а мне принадлежит твоя земля. Твоя надёжная армия – это и моя армия, и тот, кто посягает на твою честь, посягает и на мою. Я тебя не выбирал: ты выносила меня в своём чреве, сберегла и воспитала; за то, что ты родила и одарила меня, я в смирении и благодарении признаю тебя и, оставаясь верным тебе, свободно вбираю тебя в сердце своё. Мы – одно целое; мы – живое тождество» (Ильин И., т. 8. с.359-360).
- «Мы должны найти в себе, углубить и укрепить свою русскую природу, свою «русскость» так, чтобы через «пустоту» и «темноту» видимого и мнимого «отрыва» от России засиял свет подлинного единения и глубинного единства с нею. Мы оторваны от родной земли именно для того, чтобы найти в себе самих родной дух, тот дух, который строил Россию от Феодосия Печёрского и Владимира Мономаха до Оптиной Пустыни..» (Ильин И., т.9-10, с.258).
- «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит в них духовность их национальной культуры, хотя национальный характер их культуры может казаться ему странным, чуждым и даже неприятным… Тот кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность» (Ильин И., т.1, с.212).
- «Правда, не всякому народу удаётся выносить самостоятельный духовный акт и создать самобытную духовную культуру. Народы, которым это удалось, суть духовно ведущие народы; народы, которым это не удалось, становятся духовно ведомыми народами. Задача ведущего народа не в том, чтобы подавить или искоренить ведомый народ, а в том, чтобы дать ему возможность приобщиться к духовному акту и к духовной культуре ведущего народа и получить от него творческое оплодотворение и оживление. Тогда ведомый народ находит свою родину в лоне ведущего народа и, не теряя своей исторической и биологической «национальности», вливается духовно в национальность ведущего. Формула такого патриотического «симбиоза» такова: «я римлянин, и притом галл», «я англичанин, и притом африканский негр», «я швейцарец, и притом лодин», «я француз, и притом мавр», «я русский, и притом калмык…» (Ильин И., т.1, с.214).
- «Россия будет существовать, расти и цвести только тогда, если в ней воцарится дух чести, служения и верности; ибо дух бесчестия, жадности и предательства поведёт её опять по путям революции, распада, «переделов», «социализма» и «интернационализма» – по путям позора и бессилия» (Ильин И., т.9-10, с.260).
- «Россия всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому возрождение и перерождение её совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и очищении. Очистившиеся души найдут новые молитвы; созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами обновится Россия и её культура» (Ильин И., т.6, кн.II, с.8).{/mosregread}
Справка. Иван Александрович Ильин (1883-1954) – философ, политический мыслитель, теоретик и историк религии и культуры. Разработал собственную оригинальную этическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривает познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в «расколотости», в противопоставлении ума сердцу разуму и чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к «сердцу», лежит, по мнению Ильина, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется «материально, количественно, формально и технически». Философ видит путь преодоления «расколотости» в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Обрести любовь к родине также можно только через сердечное созерцание. Возрождение России возможно на путях восстановления подлинного патриотизма и национализма. Национализм, по Ильину, защитная реакция нации на извращение начал национального духа и бытия, это «любовь к духу своего народа и притом именно к его духовному своеобразию» (Ильин И., т.1, с.196), вера в свою родину. Тем самым Ильин не разделяет понятия «патриотизм» и «национализм», считая отрицательные проявления национальных чувств (ненависть к другим народам, самомнение) не сущностью национализма, а его извращением. Более того, национализм в интерпретации Ильина не противоречит и христианскому универсализму, так как каждая нация имеет свой «религиозный смысл»: религиозная вера осмысливает национализм, а национализм возводит себя к Богу (Философия России XIX – XX столетий. М., 1995. с.232).
{mosregread} Пушкин выражает свою любовь к родине точно и страстно.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
|
Самостоянье человека, –
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир – пустыня,
Душа – алтарь без божества.
|
Дополнительные материалы
- «Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить» (М. Салтыков-Щедрин).
- «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (М. Салтыков-Щедрин).
- «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины» (И.П. Павлов).
- «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Г. Белинский).
- «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский).
- «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю» (И.С. Тургенев).
- «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе как живой организм» (А.А. Блок).
- «А главное всё-таки: люби, люби и люби своё отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и всё остальное без труда совершишь» (М. Салтыков-Щедрин).
- «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше - молча трудись во имя её блага и могущества» (В.А. Сухомлинский).
- «Патриотизм не должен ослеплять нас: любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть» (Н.М. Карамзин).
- «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве» (В.Г. Белинский).
- «Патриоту не узнать себя иначе как вглядевшись в космополита как в зеркало. Пока мы не узнали в далёком себя, мы нигде. Далёкий другой оказывается самым близким» (В. Бибихин).
- «Чем более известный народ предан вселенской (сверхнародной) идее, тем сам он сильнее, лучше, значительнее» (В. Соловьёв).
- «Русский пока ещё не биологическая или этнографическая единица. Русский тот, кто проснулся для ноши мира, для груза правды, долга и памяти» (В. Бибихин).
- «Лучше отказаться от патриотизма, чем от совести. Но такой альтернативы нет. Смеем думать, что истинный патриотизм согласен с христианской совестью...» (В. Соловьёв).
- «Человек не может не любить свою родину; если он не любит её, то это означает, что он её не нашел и не имеет. Ибо родина обретается именно духом, духовным гладом, волею к божественному на земле. Кто не голодает духом, кто не ищет божественного в земном, тот может и не найти своей родины: ибо у него может не оказаться органа для своей родины. Но кто увидит и узнает свою родину, тот не может не полюбить её. Родина есть духовная реальность. Чтобы найти её и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма (Иван Ильин).
- «Духовный опыт у людей сложен и по строению своему многоразличен; он захватывает и сознание человека и бессознательно-инстинктивную глубину души: одному говорит природа или искусство родной страны; другому - религиозная вера его народа; третьему - стихия национальной нравственности; четвертому - величие государственных судеб родного народа; пятому - энергия его благородной воли; шестому - свобода и глубина его мысли и т.д». (Иван Ильин).
- «Долгая жизнь на чужбине не делает ее родиной, несмотря на сложившуюся привычку к чужому быту и природе и даже на принятие нового подданства, - все это остается бессильным, пока человек не сольется духом с дотоле чужим ему народом...» (Иван Ильин).
- «Духовное сокровище, именуемое родиною, не исчерпывается состояниями людей; и все же оно, прежде всего, живёт в них, в душах, и там должно быть найдено. Тот, кто чувствует себя в вопросе о родине неопределенно и беспомощно, тот должен обратиться, прежде всего, к своему собственному духу и узнать в своем собственном духовном опыте - духовное лоно своего народа (акт патриотического самопознания). Тогда он, подобно сказочному герою, припавшему к земле ухом, услышит свою родину; он услышит, как она в его собственной душе вздыхает и стонет, поёт, плачет и ликует; как она определяет и направляет, и оплодотворяет его собственную личную жизнь. Он вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его родины суть в последней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей родины, ибо она так же неотрывна от него, как он от неё: в инстинкте, и в духе» (Иван Ильин).
Задание учащимся: расположите понятия по степени значимости их для вашей жизни.
- Задание: выберите понятия, которые характеризуют вашу личность.
- Задание: выберите те понятия, которые бы вы хотели приобрести для своего характера в процессе жизни.
Ф. И. О…………………………..; класс……………..
спектр понятий
|
мой сегодняшний спектр
|
мой спектр в будущем
|
агрессивность
авантюризм
максимализм
активизм
активность
решительность
напористость
твёрдость
пластичность
лояльность
мягкость
уступчивость
открытость
уклончивость
пассивность
отрешённость
апатия (равнодушие)
суициидальность
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
|
{/mosregread}
Клепиков Валерий Николаевич, Прозоров Виген Борисович, Лицей «Клуб дебатов» г. Обнинск
|