Инновации и эксперимент в образовании

Проблемное обучение: СИТУАЦИЯ - ВОПРОС - ЗАДАНИЕ PDF Печать E-mail
Добавил(а) Куприянова Л.В.   
28.02.09 23:43

Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы?

 …проблемное обучение не может
и не должно стать ни единственной,
ни преобладающей системой обучения…
Проблемное обучение строится в
зависимости от того, насколько
это допускает учебный материал.
(И.Я. Лернер.)

Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, он актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения, постановки и решения познавательных проблем и задач. Я считаю, что без проблемной составляющей урока личностно ориентированного образования не бывает.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Ребята получают раздаточный материал и задания по учебнику. Данное проблемное задание соответствует интеллектуальным возможностям учащихся, вызывает интерес, а значит, потребность решить ситуацию. Для разрешения проблемной ситуации необходимо развернуть диалог, побуждающий учеников к осознанию противоречия. Первые версии решения появляются на основании анализа стихотворения Марины Цветаевой «Зерна огненного цвета…»:

Вот-те и шлюпка
         Любовная лодка!
           Ужель из-за юбки?..

Приводится пример из учебника: выстрел прозвучал, когда (после бурного объяснения) Вероника Полонская выскочила из квартиры Маяковского. Но большинство учащихся не могут согласиться с этим заключением. Не застрелился, когда расстался с Лилей Брик, когда вышла замуж Татьяна Яковлева. Да и вообще для такой «громады» слишком мала причина, хотя поводом или последней каплей, которая переполнила стакан, это и могло быть, считают другие. Тогда что?

Выдвигается еще версия: «всю свою звонкую силу поэта» Маяковский отдавал революции, строительству новой жизни, «атакующему классу». Он верил, что нужен молодой республике, полезен ей и не раз «на горло собственной песне наступал». Но с рапповцами общего языка не нашел, на юбилейную выставку «20-лет работы» никто из тех, кто определял литературную политику в стране, не пришел. И даже портрет из уже готового к выходу номера журнала «Печать и революция» с приветствием по случаю юбилея его творческой и общественной работы был вырезан. Его «Баню» резко встретила официальная критика.

Еще одна группа учащихся, которая работала со стихами Маяковского, остановились на строчках: «Я хочу быть понят своей страной, а не буду понят – ну что ж…». И приводят пример из произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети», где умирающий Базаров приходит к выводу, что он не нужен своей стране: «Я нужен России… Нет, видно не нужен…»

Так проводится аналогия между Базаровым и Маяковским. Спорно? Возможно, но ведь это самостоятельное суждение, и тем оно интересно.

Перед изучением творчества Державина в 6 классе долго думала, что сказать о поэте. Может быть, пушкинское «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил?» Может, просто отослать к учебнику? А что даст это чтение скучной для шестиклассников статьи? Перечитываю сама еще раз статью учебника и понимаю, что из этого материала надо сказать ученикам, что в 9 классе им пригодится. Искомое есть, но надо, чтобы учащиеся сами это нашли. Так родилась проблемная ситуация:

- Ребята, меня вчера вызывала директор Анна Александровна и сказала: «Вы очень хорошо работаете…(делаю длинную паузу, во время которой раздается реплика: «Медаль дадут?» и заканчиваю: - пишите заявление об увольнении». В классе гробовая тишина, после чего я продолжаю: «Я пошутила, ребята, подобный случай произошел не со мной, а более двухсот лет назад с поэтом Державиным. Это его пригласил к себе русский царь Александр и сказал: - «Вы слишком хорошо служите, подайте в отставку»…

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Еще более сложное проблемное задание я даю при повторении материала в 11 классе: перед вами 4 строфы разных поэтов, попробуйте определить, какая строфа взята из стихотворения Есенина? Что явилось подсказкой для вас? Можно ли по другим строфам узнать автора: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Н.С.Гумилева?

Иногда я даю проблемные домашние задания: Мы уже поняли, почему автор, к радости читателя, дает своему герою, благородному разбойнику Владимиру Дубровскому, избежать наказания. Давайте представим, что ему не удалось исчезнуть и его ждет справедливый суд. Кто будет свидетельствовать из героев против него, кто встанет на его защиту? В чем его будут обвинять, и что будет являться смягчающими обстоятельствами?

Итак, проблемное обучение – это неотъемлемая часть инновационной технологии, потому что без проблемной составляющей урока не бывает личностно ориентированного образования.

Куприянова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина,
г. Москва

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании