Инновации и эксперимент в образовании

Проектирование и управление нравственно-ориентационными ситуациями PDF Печать E-mail
Добавил(а) Клепиков В.Н.   
01.03.09 00:22

Как можно сочетать теоретическую и практическую этику?

 

Как известно, в этике различают теоретическую и практическую этику, которые друг друга дополняют. Теоретическая этика не может предложить окончательные ответы по решению непосредственных нравственных проблем. Но она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведёт то или иное решение.

Однако этика – не просто теоретизирование, но, прежде всего, совокупность моральных практик, меняющихся под влиянием новых факторов жизни. Поэтому помимо использования этических текстов для учителя очень важно научиться проектировать и управлять различными нравственно-ориентированными ситуациями.

Ситуация морального выбора возникает, во-первых, тогда, когда проявляет себя противоречие между личным интересом ученика и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определёнными возможностями его удовлетворения. Другая ситуация выбора – это ситуация, когда учащийся отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, в большей мере отвечающих назначению человека. Как отмечает Ю.А. Шрейдер: «Моральный выбор – это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на неопределённый срок. Моральный выбор совершается здесь и сейчас…» (Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998. С. 19). Высказывания и поведение школьника в ситуации выбора свидетельствуют о его ведущих установках, мотивах, вкусах, ценностных ориентациях.

Ситуация может носить стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Проектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует личностное самоопределение ученика путём его нравственного выбора.

При этом не всякая ситуация становится событием. Ситуация-событие – это значимая уникальная личностная встреча учителя и ученика, в процессе которой происходит их нравственный рост. Событие всегда сопровождается обоюдными напряжёнными духовными усилиями, нахождением общих точек соприкосновения и порождением новых смыслов. Такие события являются открытыми, непредрешёнными, имеющими несколько путей развития.

Среди различных путей развития ситуации важно видеть как позитивные, так и негативные сценарии, и не допускать их деструктивного развития. Управлять ситуациями, быть готовым к различным вероятностным поворотам, значит, овладеть сценарным моделированием. Сценарное моделирование есть один из важных методических механизмов, способствующих целенаправленному становлению этической культуры школьников.

В основе каждой ситуации лежит проблема, которую нужно разрешить, путём нравственного самоопределения. Для этого необходимо использовать метод погружения.

Если предлагаемая ситуация не совсем точно отражает ту актуальную реальность, в которой находятся учитель и ученик, то педагогу необходимо её скорректировать, сделать более адекватной. Для этого можно использовать метод пластического моделирования и интерпретации текстов. Данный метод позволяет учителю к предлагаемому материалу подходить творчески: дорабатывать его и углублять поднимаемую проблематику.

Предлагаем для рассмотрения ситуации, которые при благоприятных условиях могут в жизни школьника стать событиями.

1. Ситуация-выбор «Иван и его сестра»

В июле Ване исполнилось 18 лет, родители купили ему машину. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в магазине. Ваня согласился встретить Катю после работы и подвезти домой, потому что она плохо себя чувствует. В этот день было очень жарко, и друзья Вани попросили отвезти их после занятий на речку. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 17 часов, и Ваня понял, что опоздал за Катей. Его друзья сказали ему, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре уже 20 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 18-летнего брата. Ваня никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. Когда, наконец, он добрался до магазина, то увидел у входа машину скорой помощи. Он спросил, что произошло. Выяснилось, что у входа в магазин молодая женщина упала от жары в обморок и сейчас её собираются отвезти в больницу. Ваня растерялся и задумался…

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

11. Ситуация-выбор «Случай в автобусе»

Моя подруга Настя рассказала мне следующую историю. Однажды она ехала в автобусе и вдруг услышала над собой крик пожилой женщины, которая, как Настя поняла чуть позже, стыдила её на весь автобус и обвиняла в том, что юная девушка не уступает место инвалиду, т.е. этой пожилой женщине. Настя вспылила, попыталась объяснить, что она женщину не видела, но в результате наговорила грубостей. Спустя несколько минут она с удивлением обнаружила, что другие пассажиры её не поддержали, а сочувствовали именно женщине. Настя на ближайшей остановке быстро вышла и расстроенная пошла домой пешком.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, кто прав в данной ситуации?
  2. Оправдывает ли Настю тот факт, что она пожилой женщины не увидела?
  3. Имела ли право Настя на грубость?
  4. Почему пассажиры поддержали именно женщину?
  5. Как бы вы поступили на месте Насти, пожилой женщины?

12. Ситуация-выбор «Близнецы»

Древние греки рассказывают о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Близнецы как близнецы, они родились совершенно одинаковые, «на одно лицо». Росли в одном доме. Один учитель учил их. Но выросли братья непохожими друг на друга.

Рано поднимался из-за гор огненный Гелиос. Мальчикам ещё хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы и дальше смотреть интересные сны. Геракл отбрасывает одеяло прочь, выбегает из дому и бежит босиком по росистой траве к холодному ручью– умываться.

Ификл и Геракл идут по дороге. На пути лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие. Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят на высокой ветке красивое яблоко. «Слишком высоко, - бормочет Ификл, - не больно-то хочется этого яблока!» Геракл прыгает – раз, другой, третий… И плод у него в руках!

Когда устали ноги и губы пересохли от жажды, а до привала было ещё далеко, Ификл говорил: «Отдохнём здесь под кустиком». Геракл отвечал: «Лучше побежим. Так мы скорее одолеем дорогу»…

Бежать, когда устал. Прыгать, когда можно обойти. Вставать, когда хочется понежиться в тёплой постели… Таков путь к маленьким, незаметным, очень трудным ежедневным победам над собой…

Вопросы:

  • Как вы думаете, кто из братьев по легенде совершил 12 великих подвигов?
  • Случайно ли, что Геракл и Ификл близнецы?
  • Может ли один и тот же человек совмещать в себе столь противоположные качества?
  • Может ли человек один день быть Гераклом, а другой Ификлом?
  • Каким человеком вы стремитесь стать: похожим на Геракла или на Ификла?

13. Ситуация-выбор «Зависть»

Сергей завидует своему другу Ивану: ему купили новый компьютер. И хотя Иван разрешил Сергею на нём играть, всё-таки недоброе чувство не только не ослабевало, но и возрастало. Иван это чувствовал, но виду не подавал. Сергея же последнее время стал мучить вопрос о том, почему же он испытывает зависть, а не радуется за друга.

Вопросы:

  • Поставьте себя на место Сергея, постарайтесь прочувствовать его состояние.
  • Как вы думаете, способен ли Сергей по-настоящему дружить?
  • Почему Иван не высказал Сергею о своём чувстве-догадке?
  • При каких условиях мучительная зависть сможет Сергея покинуть?
  • Что он должен для этого сделать?
  • Чтобы вы сделали на месте Сергея?

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

53. Ситуация-выбор «Любовь и брак»

Такие писатели 19 века, как А. Пушкин, Л. Толстой, И. Гончаров считали, что любовь – это одно, а брак и семья – другое. Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения. Более того, утверждали, что они несовместимы. Романтическая любовь – это всегда в какой-то мере идеализация жизни, а семья – быт, будни, заботы, конфликты, – её приземление. В романтической любви человек свободен и прислушивается к порывам чувств, в семье же, напротив, мы подчиняемся необходимости, ориентируемся больше не на сердце, а на разум. Неужели писатели правы?

Вопросы:

  • Нужно ли противопоставлять любовь и брак?
  • Актуально ли данное противопоставление в 21 веке?
  • Опасен ли брак, основанный только на романтической любви?
  • Опасен ли брак, основанный на интеллектуальном расчёте?
  • Как бы вы сформулировали свою позицию на любовь и брак?

54. Ситуация-выбор «Человек-робот»

Современный человек, по мнению многих этиков, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, напоминающим робота. Он в огромных количествах поглощает пищу, информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а то, что ему навязывают рекламные лозунги и ролики. Мир переворачивается и предстаёт в виде огромного монстра-гамбургера или монстра-интернета, который постепенно поглощает самого человека.

Вопросы:

  • Согласны ли вы с тем, что современные люди обезличиваются? В чём это проявляется?
  • Существует ли опасность, исходящая от рекламы, Интернета, супермаркетов?
  • Можно ли эти опасности нейтрализовать? Как?
  • Как развить и сохранить свою самобытность?
  • Как вы для себя решаете эту проблему?

55. Ситуация-выбор «Свобода и принуждение»

Древнегреческий философ Демокрит считал, что «если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду». Другие же мыслители считали, что детей принуждать ни к чему не надо, иначе вырастит озлобленный субъект. Более того, быть нравственным заставить н­ельзя.

Вопросы:

  • Нужно ли принуждать детей к труду?
  • Хватит ли юному человеку силы воли для выполнения не очень приятной работы?
  • Может ли человек прожить, делая только то, что ему приятно?
  • Можно ли учёбу и труд строить только на игре?
  • Можно ли ребёнка заставить быть нравственным?
  • Какая из предложенных позиций вам ближе?

56. «Юноша и Старец»

Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо. Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего мира.

– Что со мной? – всполошился Юноша-Старик. – Почему мне так плохо, где моя молодость?

– Она прошла, – ответил Старец, – а ты и не заметил, потому что прошёл мимо главного в жизни.

– А что главное в жизни? – спросил Юноша-Старик.

– Подумай и может быть ты ещё успеешь это понять, – ответил Старец и скрылся.

После того как Старец скрылся, Юноша-Старик обрёл свой прежний облик, и, опустившись на землю, задумался…

Вопросы:

  • Почему Юноша не уступил дорогу Старцу?
  • Не слишком ли жестоко обошёлся Старец с Юношей?
  • Как вы думаете, есть ли разница между словами «Старец» и «Старик»?
  • В какие моменты жизни человек чаще всего что-то осознаёт, понимает?
  • Так что же самое главное в жизни?

Клепиков Валерий Николаевич,
заместитель директора по инновационной работе
МОУ «Лицей» г. Обнинск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании