Проектирование и управление нравственно-ориентационными ситуациями |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Клепиков В.Н. |
01.03.09 00:22 |
Как можно сочетать теоретическую и практическую этику?
Как известно, в этике различают теоретическую и практическую этику, которые друг друга дополняют. Теоретическая этика не может предложить окончательные ответы по решению непосредственных нравственных проблем. Но она может прояснить ситуацию выбора, сделать его более понятным для личности и показать, к каким последствиям приведёт то или иное решение. Однако этика – не просто теоретизирование, но, прежде всего, совокупность моральных практик, меняющихся под влиянием новых факторов жизни. Поэтому помимо использования этических текстов для учителя очень важно научиться проектировать и управлять различными нравственно-ориентированными ситуациями. Ситуация морального выбора возникает, во-первых, тогда, когда проявляет себя противоречие между личным интересом ученика и такими условиями общественной жизни, которые оказываются несовместимыми с определёнными возможностями его удовлетворения. Другая ситуация выбора – это ситуация, когда учащийся отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, в большей мере отвечающих назначению человека. Как отмечает Ю.А. Шрейдер: «Моральный выбор – это не планирование отдалённого будущего и не теоретическая прикидка того, как следует поступить в некоторых возможных обстоятельствах. И то и другое можно отложить на неопределённый срок. Моральный выбор совершается здесь и сейчас…» (Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. – М., 1998. С. 19). Высказывания и поведение школьника в ситуации выбора свидетельствуют о его ведущих установках, мотивах, вкусах, ценностных ориентациях. Ситуация может носить стихийный характер, а может быть специально смоделирована педагогом. Проектирование ситуаций как возможных событий воспитания предполагает, что педагог инициирует личностное самоопределение ученика путём его нравственного выбора. При этом не всякая ситуация становится событием. Ситуация-событие – это значимая уникальная личностная встреча учителя и ученика, в процессе которой происходит их нравственный рост. Событие всегда сопровождается обоюдными напряжёнными духовными усилиями, нахождением общих точек соприкосновения и порождением новых смыслов. Такие события являются открытыми, непредрешёнными, имеющими несколько путей развития. Среди различных путей развития ситуации важно видеть как позитивные, так и негативные сценарии, и не допускать их деструктивного развития. Управлять ситуациями, быть готовым к различным вероятностным поворотам, значит, овладеть сценарным моделированием. Сценарное моделирование есть один из важных методических механизмов, способствующих целенаправленному становлению этической культуры школьников. В основе каждой ситуации лежит проблема, которую нужно разрешить, путём нравственного самоопределения. Для этого необходимо использовать метод погружения. Если предлагаемая ситуация не совсем точно отражает ту актуальную реальность, в которой находятся учитель и ученик, то педагогу необходимо её скорректировать, сделать более адекватной. Для этого можно использовать метод пластического моделирования и интерпретации текстов. Данный метод позволяет учителю к предлагаемому материалу подходить творчески: дорабатывать его и углублять поднимаемую проблематику. Предлагаем для рассмотрения ситуации, которые при благоприятных условиях могут в жизни школьника стать событиями. 1. Ситуация-выбор «Иван и его сестра» В июле Ване исполнилось 18 лет, родители купили ему машину. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в магазине. Ваня согласился встретить Катю после работы и подвезти домой, потому что она плохо себя чувствует. В этот день было очень жарко, и друзья Вани попросили отвезти их после занятий на речку. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 17 часов, и Ваня понял, что опоздал за Катей. Его друзья сказали ему, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре уже 20 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 18-летнего брата. Ваня никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство. Когда, наконец, он добрался до магазина, то увидел у входа машину скорой помощи. Он спросил, что произошло. Выяснилось, что у входа в магазин молодая женщина упала от жары в обморок и сейчас её собираются отвезти в больницу. Ваня растерялся и задумался… Полный текст доступен зарегистрированным пользователям [Вход] [Регистрация]
11. Ситуация-выбор «Случай в автобусе» Моя подруга Настя рассказала мне следующую историю. Однажды она ехала в автобусе и вдруг услышала над собой крик пожилой женщины, которая, как Настя поняла чуть позже, стыдила её на весь автобус и обвиняла в том, что юная девушка не уступает место инвалиду, т.е. этой пожилой женщине. Настя вспылила, попыталась объяснить, что она женщину не видела, но в результате наговорила грубостей. Спустя несколько минут она с удивлением обнаружила, что другие пассажиры её не поддержали, а сочувствовали именно женщине. Настя на ближайшей остановке быстро вышла и расстроенная пошла домой пешком. Вопросы:
12. Ситуация-выбор «Близнецы» Древние греки рассказывают о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Близнецы как близнецы, они родились совершенно одинаковые, «на одно лицо». Росли в одном доме. Один учитель учил их. Но выросли братья непохожими друг на друга. Рано поднимался из-за гор огненный Гелиос. Мальчикам ещё хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы и дальше смотреть интересные сны. Геракл отбрасывает одеяло прочь, выбегает из дому и бежит босиком по росистой траве к холодному ручью– умываться. Ификл и Геракл идут по дороге. На пути лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие. Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят на высокой ветке красивое яблоко. «Слишком высоко, - бормочет Ификл, - не больно-то хочется этого яблока!» Геракл прыгает – раз, другой, третий… И плод у него в руках! Когда устали ноги и губы пересохли от жажды, а до привала было ещё далеко, Ификл говорил: «Отдохнём здесь под кустиком». Геракл отвечал: «Лучше побежим. Так мы скорее одолеем дорогу»… Бежать, когда устал. Прыгать, когда можно обойти. Вставать, когда хочется понежиться в тёплой постели… Таков путь к маленьким, незаметным, очень трудным ежедневным победам над собой… Вопросы:
13. Ситуация-выбор «Зависть» Сергей завидует своему другу Ивану: ему купили новый компьютер. И хотя Иван разрешил Сергею на нём играть, всё-таки недоброе чувство не только не ослабевало, но и возрастало. Иван это чувствовал, но виду не подавал. Сергея же последнее время стал мучить вопрос о том, почему же он испытывает зависть, а не радуется за друга. Вопросы:
Полный текст доступен зарегистрированным пользователям [Вход] [Регистрация]
53. Ситуация-выбор «Любовь и брак» Такие писатели 19 века, как А. Пушкин, Л. Толстой, И. Гончаров считали, что любовь – это одно, а брак и семья – другое. Эти писатели разводили в разные стороны романтическую любовь и супружеские отношения. Более того, утверждали, что они несовместимы. Романтическая любовь – это всегда в какой-то мере идеализация жизни, а семья – быт, будни, заботы, конфликты, – её приземление. В романтической любви человек свободен и прислушивается к порывам чувств, в семье же, напротив, мы подчиняемся необходимости, ориентируемся больше не на сердце, а на разум. Неужели писатели правы? Вопросы:
54. Ситуация-выбор «Человек-робот» Современный человек, по мнению многих этиков, всё больше и больше становится предсказуемым, пассивным, напоминающим робота. Он в огромных количествах поглощает пищу, информацию, зрелища, журналы, фильмы. Всё потребляется, смакуется, проглатывается. При этом человек всё больше исходит не из своих потребностей и вкусов, а то, что ему навязывают рекламные лозунги и ролики. Мир переворачивается и предстаёт в виде огромного монстра-гамбургера или монстра-интернета, который постепенно поглощает самого человека. Вопросы:
55. Ситуация-выбор «Свобода и принуждение» Древнегреческий философ Демокрит считал, что «если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду». Другие же мыслители считали, что детей принуждать ни к чему не надо, иначе вырастит озлобленный субъект. Более того, быть нравственным заставить нельзя. Вопросы:
56. «Юноша и Старец» Однажды Юноша повстречал на своём пути Старца и, оттолкнув его, прошёл мимо. Старец посмотрел вслед Юноше и взмахнул рукой. Юноша в одно мгновение превратился в глубокого старика. Ему вдруг стало трудно дышать, ослабели руки и ноги, глаза потеряли зоркость, уши перестали слышать многие звуки окружающего мира. – Что со мной? – всполошился Юноша-Старик. – Почему мне так плохо, где моя молодость? – Она прошла, – ответил Старец, – а ты и не заметил, потому что прошёл мимо главного в жизни. – А что главное в жизни? – спросил Юноша-Старик. – Подумай и может быть ты ещё успеешь это понять, – ответил Старец и скрылся. После того как Старец скрылся, Юноша-Старик обрёл свой прежний облик, и, опустившись на землю, задумался… Вопросы:
Клепиков Валерий Николаевич, Tags: |