Смоленский педагогический колледж - одно из старейших образовательных учреждений Смоленской области, основан в 1921 году. За время своего существования учебное заведение подготовило более 11 тысяч специалистов для школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования Смоленской области.
В современных социально-экономических условиях, с учетом состояния рынка педагогического труда, Смоленский педагогический колледж развивается как многопрофильное и многофункциональное образовательное учреждение. Колледж реализует образовательные программы среднего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка по специальностям колледжа), осуществляет курсовую подготовку взрослого населения, на внебюджетной основе предоставляет дополнительные образовательные услуги всем категориям населения. Необходимость в развитии колледжа как диверсифицированного среднего педагогического образовательного учреждения обусловлена такими тенденциями:
- снижением потребности в педагогических кадрах на Смоленщине в связи с демографическим фактором;
- динамикой рынка педагогического труда (возрос спрос на нетрадиционные и ранее мало востребованные специальности);
- конкуренцией с другими образовательными учреждениями.
Безусловно, Смоленский регион не является исключением из общероссийских тенденций – качественное изменение экономических, социальных, политических, правовых условий развития образования качественно изменили структуру, функции и содержание образования. Проблема качества – неотъемлемая часть текущего развития. Качество профессионального образования – это степень его соответствия текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, т.е. насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности, общества в целом и государства.
За последние годы существенно изменилась и система среднего профессионального образования Смоленщины, в том числе педагогического. Задача обеспечения своевременного и динамического приспособления системы к требованиям экономики предопределила тенденцию к пересмотру целей среднего профессионального образования.
Основная цель среднего профессионально образования – формирование социально активной творческой личности. При сохранении фундаментального образования увеличивается его практическая и жизненная значимость.
{mosregread}Исходя из этого, определена главная задача образовательной политики на уровне Смоленского региона – обеспечить современное качество образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Рынок образовательных услуг здесь также активно развивается, и это выражается в том, что каждый год открываются новые учебные учреждения и вводятся новые специальности. Наряду с этим, Смоленская область обладает определенными сложившимися традициями в сфере образования. Все вышесказанное подтверждает тот факт, что образование Смоленщины – это развивающаяся и совершенствующаяся система. Каждый 30–й житель области - студент ВУЗа. Рынок образовательных услуг позволяет каждому абитуриенту подобрать для себя такое учебное заведение, которое будет отвечать его требованиям.
Сегодня нужен грамотный мобильный специалист, который комфортно чувствует себя в любых условиях, человек, обладающий способностью к самоопределению, к адаптации в непрерывно меняющихся условиях жизни. Задачу подготовки именно такой личности ставят перед собой инновационные образовательные учреждения Смоленской области, в том числе, Смоленский педагогический колледж.
Инновационная деятельность осуществляется в ходе реализации стратегических целей деятельности Смоленского педагогического колледжа как базового колледжа в Центральном Федеральном Округе России:
- участие в разработке и корректировке Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в условиях модернизации системы образования;
- разработка, проведение экспертизы и апробации нормативной, программной и учебно-методической документации по специальностям среднего профессионального образования;
- анализ, обобщение и распространение экспериментального и инновационного опыта работы образовательных учреждений среднего педагогического образования;
- удовлетворение информационных, научно-методических, образовательных потребностей педагогических и руководящих работников среднего педагогического образования Центрального Федерального округа России;
- участие в определении перспективных направлений развития педагогического образования России в соответствии с европейскими процессами.
Смоленский педагогический колледж является экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Тема эксперимента: «Социальное партнерство и качество профессионального образования как факторы повышения конкурентоспособности выпускника СПО на региональном рынке труда».
Для системного решения задач эксперимента в колледже сформированы четыре экспериментальные лаборатории:
- Модель системы социального партнерства.
- Компетентностная модель выпускника колледжа.
- Компетентностная модель педагога колледжа.
- Информатизация образовательного пространства.
Проблема исследования: поиск инновационных подходов и управленческих решений, способствующих совершенствованию качества и повышению эффективности деятельности колледжа.
Объект эксперимента - качество профессионального образования.
Предмет эксперимента - организационно-педагогические условия повышения качества профессионального образования.
Характеристика ожидаемых результатов реализации программы эксперимента.
- Обновленное качество образования.
- Наличие инновационных и исследовательских процессов в образовательном пространстве колледжа.
- Система социального партнерства.
- Банк инновационных управленческих и педагогических разработок.
Как особый вид интегративных результатов, ожидаемых от реализации программы эксперимента на 2006-2011 гг., выделяются социальные эффекты:
- статус колледжа как лидера в образовании Смоленщины для категории сельских граждан;
- удовлетворенность субъектов образовательного пространства различными аспектами жизнедеятельности колледжа;
- рост социальной адаптации выпускников на рынке труда.
Учебно-программное обеспечение, используемое в ходе эксперимента, представлено в разработках кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО.
Колледж является учредителем Ассоциации организаций и учреждений «В поддержку реформ образования».
Стратегическая цель деятельности колледжа – своевременное и динамическое приспособление системы образования к требованиям отдельной личности, общества и государства в целом.
Смоленский педагогический колледж – звено саморазвивающейся системы (системы образования), основной характеристикой которой является открытость. Открытость как принцип проявляется в том, что образовательное учреждение существует как часть образовательной среды, благодаря процессам ресурсного обмена между ее субъектами.
С другой стороны, современная образовательная система, в свою очередь, является субъектом рыночных отношений. Ресурсный же обмен между субъектами рыночной среды изменил основную функцию образования – превращение образования в реальный механизм развития личности и всего общества в целом, так как согласно Концепции модернизации Российского образования до 2010 года «роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития».
Для реализации этой функции профессиональному образовательному учреждению необходимо качественно изменить систему управления образованием, искать новые технологии управления качеством образования. Это влечет за собой изменение структурно-содержательных основ системы управления образовательным учреждением в целом и системы управления качеством образования как подсистемы управления. Такой процесс порождает противоречие между существующим состоянием управления учреждением, недостаточно ориентированным на изменения внешней среды, и становлением образовательного учреждения как саморазвивающейся социально-педагогической открытой системы, являющейся субъектом рыночных отношений.
Основная проблема для колледжа состоит в том, чтобы определить системные и функциональные свойства новой, модифицированной системы управления качеством образования, поскольку введение маркетинга в управление образовательным учреждением, меняет качества управляющей системы.
Приведем пример результата проектировочной работы одного из подразделений колледжа – воспитательного отдела (Рук. Полторацкая Н. Л., Соловьева Г.В.), которая представляет результат планирования системных изменении, влияющих на развитие самостоятельности и социализацию учащихся колледжа.
Постановка проблемы: как организовать внеучебную воспитательную работу в педагогическом колледже, эффективно влияющую на развитие самостоятельности и социализацию личности студентов.
Были выявлены причины существования проблемы и из них отобраны те, на которые можно повлиять силами администрации и педагогов колледжа.
Причинысуществованияпроблемы:
- состояние организации внеучебной воспитательной деятельности педагогического колледжа не по всем параметрам соответствует современным потребностям практики создания целостной системы внеучебной деятельности;
- возможности педагогического колледжа в организации внеучебной воспитательной работы не имеют полного технологического обеспечения базой учебного заведения;
- содержание внеучебной воспитательной деятельности студентов педагогического колледжа не всегда имеет личностную направленность;
- нет нужного уровня развития потребностно-мотивационной сферы студентов.
Каждой причине соответствует (по методике «Зеркало инновационных преобразований) своя задача, которая решается через совокупность мероприятий.
Мероприятия:
- Разработка Программы развития воспитания в Смоленском педагогическом колледже на 2006-2010 гг. (отдел воспитательной работы).
- Проведение конкурсов: «Самый классный куратор», «Студент года», «Лучшая студенческая группа» (отдел воспитательной работы).
- Обобщение и систематизация передового педагогического опыта организации внеучебной воспитательной деятельности, издание методических пособий из опыта работы преподавателей колледжа (редакционная коллегия).
- Создание школы «Мастер жизни» для обучения студенческого актива (отдел воспитательной работы).
- Организация работы творческих мастерских для студентов: научных, педагогических, технических, художественных (Совет по внеучебной работе).
- Создание в колледже молодежного информационного центра (отдел воспитательной работы).
- Создание службы доверия и кабинета психологической разгрузки (педагог-психолог).
- Проведение серии классных часов общения (институт кураторства).
Продукт: личность, способная заниматься самовоспитанием и саморазвитием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности, противостоять негативным явлениям в сфере поведения.
Интегральный критерий эффективности: востребованность выпускника педагогического колледжа как социально зрелой личности на современном рынке труда.
Степень разработанности проблемы: Аспекты проблемы разрабатывались в научных трудах следующих ученых:
- теория самореализации личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.Д.Шадриков);
- теория формирования личности (А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин);
- теория взаимодействия воспитания и социализации в образовании (Г.М.Андреева, А.В.Беляев, И.М.Ильинский);
- концептуальные основы воспитания (А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, П.И.Бабочкин, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.Т.Лисовский, С.К.Михайлов, Л.И.Новикова, С.В.Сердюк, Н.М.Таланчук);
- приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации (Е.В.Бондаревская, И.С.Кон, С.В.Кульневич);
- проблемы воспитания в процессе внеучебной воспитательной деятельности (А.С.Косогова, Н.А.Патунина, Н.Н.Савушкин, Е.В.Фирстова);
- организация работы колледжа как инновационного образовательного учреждения (О.В.Белоусова, Н.М.Голянская, О.В.Плетнева, Н.И.Шелехова).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
I этап: организационно-мотивационный
Цель этапа: уточнение содержательных компонентов и особенностей организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже.
Задачи этапа:
- выявить и обосновать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки исследования организации внеучебной воспитательной работы в педагогическом колледже;
- определить сущностные и структурно-содержательные характеристики внеучебной воспитательной деятельности студентов в контексте формирования и развития личности;
- выявить дифференциацию воспитательных мероприятий по отношению к различным группам студентов и по отношению к различным проектам и программам воспитательной деятельности.
Содержание деятельности:
- Педагогичекий совет на тему «Воспитание на уроке и вне урока: за и против».
- Административно-методическаядеятельность:
- Доработка и корректировка Программы развития воспитания Смоленского педагогического колледжа на 2006-2010 гг.
- Создание банка инновационных воспитательных технологий «В помощь куратору».
- Систематизация и обобщение опыта проведения конкурса профессионального мастерства «Самый классный куратор».
- Экспертно-аналитическая деятельность
- Мониторинговые исследования личности студентов по следующим параметрам:
- уровень мотивации и адаптации к учебно-воспитательному процессу;
- уровень воспитанности;
- определение степени конфликтности;
- уровень студенческого самоуправления;
- определение психологического климата и качества учебной группы;
- социометрия.
- Проведение мониторинга работы куратора студенческой группы.
- Психолого-педагогическое сопровождение.
- Психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение участников образовательного процесса с целью повышения их психолого-педагогической компетентности.
- Организация встреч и бесед студентов колледжа с наркологами, психотерапевтами, представителями судебных и правоохранительных органов, медицинскими работниками.
- Проведение конференций, конкурсов, фестивалей, олимпиад, КВН, спортивных соревнований, дискотек, встреч с интересными людьми на базе колледжа и студенческих общежитий.
- Организация деятельности с объединениями студентов.
- Создание новых организационных форм самоуправления студентов: центр молодежных инициатив, совет по научно-исследовательской работе, центр правовой помощи, педагогический клуб, собственные газета и радио.
- Работа «Школы студенческого актива» по реализации программы «Мастер жизни».
- Организация работы творческих студенческих мастерских: научных, педагогических, технических, художественных.
Воспитательным отделом педколледжа в процессе проектирования были определены содержание и назначение изменений в системе управления, модель перехода к новой системе управления, условия реализации инновационных преобразований в педколледже, что ниже по тексту отражено в таблицах. Таким образом, был построен путь решения проблемы от идеи до ее реализации. Аналогично действовали и другие структурные подразделения колледжа.
Содержание и назначение изменений в системе управления педколледжем
Направление инновационных изменений |
Содержание изменений: перечень инноваций |
Назначение (роль) каждого изменения в системе педколледжа |
Формирование новой организационно-управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности колледжа |
Создание новой модели организационно-управленческой структуры системы внеучебной воспитательной деятельности колледжа. |
Внеучебная воспитательная деятельность становится важной составляющей личностной самореализации и культурного роста студентов и преподавателей |
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса |
Переход к процессуально-проектировочному планированию внеучебной воспитательной деятельности |
Концентрация воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности |
Создание психолого-педагогической службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки |
Диагностирование разнонаправленных интересов, мотивов, творческого потенциала студентов, сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии, активности жизненной позиции
|
Результаты тестов и анкет позволяют сгруппировать студентов по различным направлениям деятельности, скорректировать поведение, выделить лидеров |
Модель перехода к новой системе управления
Направления изменений |
Логическая структура деятельности по введению изменений в педколледже |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Формирование новой организационно-управленческой структуры внеучебной воспитательной деятельности колледжа |
Руководство основными формами организационно-управленческого обеспечения сфер жизнедеятельности студенческого коллектива колледжа |
Сотрудничество с различными общественными организациями, организацией студенческого самоуправления |
Координация работы института кураторов, клубов, творческих объединений, спортивных и оздоровительных учреждений |
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса |
Разработка проектов, программ и подпрограмм воспитания по различным направлениям воспитательной работы |
Реализация проектов, программ и подпрограмм воспитания по различным направлениям воспитательной работы |
Создание учебно-методических пособий и рекомендаций по результатам Программы развития воспитания, обобщение опыта |
Создание психолого-педагогической службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки |
Совершенствование нормативно-правовой базы психолого-педагогической службы |
Введение дополнительного числа специалистов с адекватным уровнем подготовки (педагог-организатор, социальный педагог, психолог, методист) |
Совершенствование методик мониторинговых исследований личности студента |
Условия реализации инновационных преобразований в педколледже
Направления изменений |
Что нужно сделать для введения инновационных преобразований, ориентируясь на структурно - функциональную модель педколледжа
|
На индивидуальном уровне
|
На уровне кафедр; предметно-цикловых комиссий
|
На уровне административных структур колледжа
|
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса |
Готовность к внеучебной воспитательной работе, выражающей внутреннее стремление, потребность и способность личности |
Готовность к организации внеучебной воспитательной деятельности через систему творческих мастерских, культурно-досуговых мероприятий |
Готовность координировать, стимулировать внеучебную воспитательную деятельность |
Системное построение и функционирование внеучебной воспитательной деятельности как особого педагогического процесса |
Способность педагога проявить свою внеучебно-воспитательную деятельность через мотивационно-личностный, содержательный и оценочно-проверочный компоненты |
Активное вовлечение студентов в различные виды прикладной деятельности, спорта, художественного творчества, проведение праздников, организацию отдыха и досуга |
Способность творчески организовывать и контролировать внеучебную воспитательную деятельность |
Создание психолого-педагогической службы, включающей в себя отдел по мониторинговым исследованиям, кабинет доверия и психологической разгрузки |
Освоение всеми членами коллектива необходимых компетенций для психолого-педагогического сопровождения внеучебной воспитательной деятельности |
Продвижение от репродуктивного уровня к конструктивному, а от него к творческому |
Создание условий для освоения необходимых компетенций всеми членами педагогического коллектива, финансовое и структурное обеспечение, интеграция всех социальных институтов социума |
Ответственность профессионального образовательного учреждения за качество образования диктует необходимость поиска специально организованных факторов (условий), позволяющих реальными действиями проявить эту ответственность.
Система рыночного управления, без привязки к конкретной области деятельности, трактует «маркетинг» как изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос. Очевидно, что маркетинг может быть воспринят как изучение рынка для управления спросом.
Маркетинг в системе образования представляет собой особую подсистему управления положением выпускаемого образовательным учреждением субъектного образовательного продукта (собственно образовательной услуги и выпускника) на рынке товаров и услуг, основанную на многоуровневом использовании обратных связей в педагогическом управлении этим учреждением.
С учетом новых требований к подготовке специалистов и нового понимания качества среднего профессионального образования наиболее актуальной для Смоленского педагогического колледжа представляется задача создания оптимальной системы управления качеством образования. Самостоятельно выстраивая собственную образовательную политику в рыночных отношениях, колледж обязан ответить на очень простые вопросы: «Зачем, чему и как учить?». Разделим вопросы на две смысловые группы – «Зачем и чему учить?» и «Как учить?». Более того, не найдя верные ответы на вопросы «Зачем и чему учить?», бессмысленно отвечать на вопрос «Как?».
Вопросы «Зачем и чему учить?» традиционно решались колледжем самостоятельно. Эта позиция не верна. Ведь профессиональное образовательное учреждение является целостной, открытой социальной организацией, представляющей собой систему, взаимодействующую с внешней средой. В условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды появляется динамика внутреннего состояния образовательного учреждения. При этом колледж не должен занимать позицию пассивной адаптации к требованиям внешней среды, но активно влиять на нее.
В случае активного взаимодействия, вопросы «Зачем и чему учить?» должны быть направлены прежде всего потребителям образовательных услуг: рынку труда и рынку образовательных услуг, существующих достаточно изолированно друг от друга с позиции стратегического развития. Сегодня квалификационные характеристики выпускника, на основании ГОСТ профессионального образования, как правило, не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателем (совокупные представители интересов экономики и социальной сферы). Поэтому качество выпускника определяет не заказчик, а непосредственный исполнитель, т.е. учебное заведение. Кроме того, после выпуска, исполнитель не несет никакой ответственности за качество подготовки выпускника. Как правило, существует взаимодействие: профессиональное образовательное учреждение – рынок образовательных услуг, профессиональное образовательное учреждение – рынок труда. Взаимодействие рынок образовательных услуг – рынок труда носит ярко выраженный рыночный, экономический характер, и его результаты не влияют на решение вопроса о качестве профессионального образования. Если такое прямое взаимодействие возникает, то оно выходит за плоскость качества образования, хотя оба рынка, являясь потребителями образовательных услуг, безусловно, заинтересованы в их качестве.
Без комплексного и оперативного анализа ситуации с позиции «извне» не представляется возможным верно определить организационную форму и технологию управления профессиональным образовательным учреждением (ответить на вопрос «Как?»), обеспечивающих реализацию поставленных целей деятельности. Модель взаимодействия современной образовательной системы можно раскрыть следующими положениями:
- Непосредственным заказчиком для профессиональных образовательных учреждений должен стать работодатель, заинтересованный в выпускнике.
- Содержательная сторона подготовки специалиста, осуществляемая профессиональным образовательным учреждением, должна определяться государственными стандартами на основании требований заказчика, в данном случае – предприятием.
- Активное участие работодателя в указанном процессе возможно только при условии, что данный специалист действительно нужен предприятию, и предприятие будет уверено в том, что за качество подготовки специалиста отвечает профессиональное образовательное учреждение.
Благодаря управлению на уровне колледжа, изменения внутреннего состояния, вследствие влияния внешней среды, носят упорядоченный характер, что в свою очередь, позволяет прогнозировать характер развития всей системы: профессиональное образовательное учреждение – рынок образовательных услуг – рынок труда.
{mosregread}Так, на наш взгляд, создается конкурентноспособность колледжа, которая и заключается именно в том, насколько учреждение улавливает внешние изменения и готово само к постоянным адекватным внутренним изменениям.
Таким образом, мы можем утверждать, что миссия Смоленского педагогического колледжа – ориентировать коллектив на построение колледжа как пространства жизненного самоопределения Человека во всём многообразии его проявлений в современной культурной практике.
Указанная миссия определяет новый этап развития колледжа, нацеленный:
- на подготовку специалистов образования нового типа, способных видеть ребенка как уникальную целостность; знающих законы развития детей в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур;
- на всемерную поддержку развития отечественного образования в Смоленском регионе путём трансляции сложившегося во всех сферах деятельности колледжа, инновационного опыта, путем включения в разработку государственных приоритетных проектов и программ развития образования;
- на создание новых преимуществ Смоленского педагогического колледжа через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Кольцова О.С. директор «Смоленского педагогического колледжа»
Литература
- Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. Монография. М.: Маркет ДС, 2005. (Академическая серия). 360 с.
- Третьяков П.И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 334 с.
|