Инновации и эксперимент в образовании

Ассоциативные методы коллективной мыслительной деятельности PDF Печать E-mail
Добавил(а) Воровщиков С.Г., Гладик В.А.   
25.05.09 02:17

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем образовательного процесса.

 

Как можно использовать приемы активизации мышления и креативного потенциала педагогов в коллективной мыследеятельности?

Мозговая атака
(мозговой штурм, мозговой обмолот)

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговую атаку необходимо рассматривать как быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может в дальнейшем послужить основой для серьезного поиска решений.

Мозговая атака имеет глубокую предысторию, уходящую в XVII век – время расцвета дерзких морских странствий. В экстремальных ситуациях капитан судна проводил с командой кратковременный корабельный совет, на котором каждый должен высказать свои предложения по ликвидации возникших опасностей. Первыми высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы, завершал обсуждение капитан. Такая процедура «от наименьшей компетентности» стимулировала мышление более опытных людей, которые принимали мудрые и эффективные решения.

О рождении современного метода мозговой атаки складывались легенды. Однажды во время Второй мировой войны судно под командованием Алекса Осборна везло груз в Европу и оказалось без надежного сопровождения. В это время была получена экстренная радиограмма об угрозе нападения немецких подводных лодок. Капитан Осборн собрал экипаж на палубе и попросил каждого подумать и высказать свои предложения, как предотвратить гибель беззащитного судна. Один из юнг в отчаянии предложил всей команде при приближении торпеды дружно дуть на нее и «сдуть ее в сторону». К счастью, судну удалось остаться невредимым. Но смешная и абсурдная идея оказалась плодотворной: при возвращении А. Осборн изготовил мощный вентилятор, создающий узконаправленный поток воды, которым в одном из очередных рейсов действительно «отдул» торпеду от борта корабля. После войны А. Осборн создал свою школу подготовки изобретателей и разработал метод коллективного поиска идей в условиях снижения критичности и самокритичности человека.

По другой легенде А. Осборн еще в 1941 году первым предложил метод мозгового штурма, широко применяющегося в рекламном бизнесе, в котором был занят сам Осборн. Мозговой штурм предполагает создание определенной группы людей, которые высказывают различные идеи и потом критически обсуждают их, не вынося им окончательной оценки. Изучая процесс генерирования идей, А.Осборн заметил, что подавляющее большинство участников обсуждения какой-либо проблемной ситуации воздерживаются от высказывания своих соображений из-за боязни ошибиться и вызвать негативную реакцию со стороны коллег, вследствие этого часть идей остается невысказанной и выпадает из среды обсуждения. Полагается, что в ничем не стесненной обстановке творческого акта возникает эффект «пинг-понга идей» среди участников группы.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Слушание выдвигается на первый план, когда люди искренне хотят понять друг друга, достичь согласованности в действиях. При деловом общении используются особые правила эффективного слушания:

  • Настройтесь на тему беседы, ощутите свою заинтересованность.
  • Сядьте поудобнее, но не расслабляйтесь – это мешает внимательно слушать.
  • Во время беседы не обращайте внимания на посторонние предметы – это отвлекает, нервирует собеседника. На протяжении большей части времени вашей беседы смотрите на собеседника – это способствует установлению между вами доверительных отношений. Однако продолжительность взгляда не должна превышать 10 секунд – в противном случае он может быть расценен, как пристальный, и вызвать у собеседника отрицательные эмоции.
  • Слушайте собеседника с интересом – это помогает создать атмосферу взаимной симпатии и уважения. Используйте краткие реплики типа «Да-да», «Понимаю», «Конечно» и т.п., а также легкие кивки головой, но опасайтесь переиграть, демонстрируя свой интерес.
  • Выделяйте главные мысли говорящего и постарайтесь правильно понять их.- Сопоставляйте полученную информацию с собственной и мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
  • Старайтесь прогнозировать, что будет сказано дальше, – это хороший метод запоминания главных положений беседы.
  • Во время пауз старайтесь 2-3 раза мысленно обобщить услышанное.
  • Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника, предоставляйте ему возможность высказать свою мысль до конца.
  • Избегайте поспешных выводов, воздерживайтесь от скоропалительных оценок – сначала выслушайте все полностью5.

Дискуссия и полемика

Дискуссия и полемика – виды спора, состоящие, в первом случае, в достижении определенной степени согласия, во втором – победы одной стороны над другой. Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения. Подчеркнем, что главная цель дискуссии заключается не в формировании общего мнения, а в предоставлении возможности каждому участнику представить собственнуюточку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, инструментом отшлифовки идей и выработки убеждений.

Тема дискуссии должна быть интересной и актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Для реализации цели дискуссии необходимо тему декомпозировать в виде конкретных вопросов, охватывающих в своей совокупности поставленную проблему. Вопросы должны сконцентрировать внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызвать размышления и обмен мнениями.

Принято считать, что в споре рождается истина. Однако истина может погибнуть под обломками личных амбиций и взаимных оскорблений. Порой говорят, что в результате горячего спора чаще всего наступает взаимное охлаждение. Истина носит договорной характер. Поэтому эффективность дискуссии обеспечивается выполнением следующих правил:

  • Не уклоняться от темы дискуссии.
  • Не допускайте замены логических доказательств ссылками на авторитетное мнение, обращениями к публике, обвинениями в невежестве, возбуждениями жалости, расточением неумеренных похвал или угроз оппоненту, ссылками на личные особенности оппонента.
  • Внимательно слушайте оппонента до конца, не перебивая и не мешая ему своей эмоциональной реакцией.
  • Старайтесь понять логику оппонента, посмотреть на проблему его глазами.
  • Перепроверяйте свои представления о позициях оппонента, чтобы не допустить их искаженного понимания.
  • Верно выражайте свои мысли; убеждайте, а не навязывайте своего мнения.
  • В случае ошибки, признавайте свою неправоту, отказывайтесь от неверных взглядов без обиды и амбиций, «усомниться в самом себе – высшее искусство и сила» (Людвиг Фейербах).

Дискуссия должна дать возможность каждому участнику высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. От выступающих требуется аргументировано излагать и защищать свои суждения, при этом обсуждая не людей, а их позиции6.

Воровщиков Сергей Георгиевич,
доктор педагогических наук, профессор
декан факультета ПК и ППРО МПГУ

Гладик Владимир Адамович,
заместитель директора
ГОУ СОШ № 1945
г. Москва

 


1 Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Мн.: ООО «Этоним», 1995. – 384 с.

2 Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Культура познания – познание культуры. – Челябинск: Брегет, 1998. – С. 139-141.

3 Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

4 Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

5 Теория и практика референтской деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА - М, 1999. – С.179-180

6 См.: Тимченко Н.М. Искусство делового общения. – Харьков: РИП «Оригинал», 1992. – 180 с.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании