Инновации и эксперимент в образовании

Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Пиликян К.Г.   
06.06.09 19:27

Какими могут быть педагогические условия развития мотивации достижения учащихся в учебной деятельности, влияющие на компетентности?


В своей жизни человеку приходится делать много выборов. Одним из самых важных является выбор профессионального пути, начинающийся с выбора профессии, и от того, насколько адекватным он будет, зависит во многом реализация человека, его склонностей, способностей. Верный выбор улучшает качество жизни, помогает стать счастливым. Именно поэтому период профессионального самоопределения волнителен и для старшеклассников, и для их родителей, и для учителей, понимающих всю ответственность момента. Потребность получить квалифицированную помощь в решении столь важного вопроса актуальна в современных условиях, характеризующихся бурными изменениями в социально-экономической жизни общества.

Как известно, спрос рождает предложение. И подтверждением тому служит увеличивающаяся сеть профориентационных центров и консультаций, а также расширение функционала школьных психологов и педагогов-энтузиастов в данном направлении. Однако увеличение количества не гарантирует улучшение качества предлагаемой услуги из-за несоответствия её теоретико-методического обеспечения современным требованиям и новому пониманию содержания психологического сопровождения выбора профессии.

Знание не возникает на пустом месте: вопросы научного исследования профессиональной ориентации имеют уже почти вековую историю. Можно выделить два основных подхода к проблеме психологических основ профессионального выбора и к проблеме взаимодействия человека и профессии в целом, получивших распространение в теории и практике профориентационной работы.

  • Первый заключается в отрицании влияния профессии на личность и предполагает выбор одной единственной профессии, подходящей к способностям человека, причем сделанный выбор не изменяется в ходе освоения профессии человеком. Таков подход с позиций теории черт и факторов (1909 г. – Ф. Парсонс).
  • Второй – в признании факта влияния профессиональной деятельности на личность, предполагающий профессиональное развитие личности; выбор профессии рассматривается как важнейший этап профессионализации, определяющий дальнейший путь человека. Этот подход по своей сути отражает позицию теории развития, при этом разрабатывался он по нескольким основным направлениям: психоаналитическому, теории решений, собственно теории развития и типологическому.

В чём суть подхода с позиции теории черт и факторов? Ф. Парсонс, родоначальник профориентации в США, в беседе с мальчиками одного из районов города об их профессиональных намерениях выявил у них отсутствие таких намерений, либо смутное представление о будущей деятельности и своей пригодности к ней. В созданном им бюро бесплатных советов по выбору профессии проводилась работа по сбору информации о клиентах: выявлялись наследственность, условия жизни, материальная обеспеченность, внешность, характер, склонности, темперамент, образование и опыт. Ф. Парсонс признавал изначальную профессиональность человека, его предрасположенность к определённому труду с рождения, и поэтому считал, что для выбора профессии достаточно изучить его личностные особенности. Профессиональный выбор в этом случае осуществляется посредством «встречи» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а профконсультация должна при помощи тестирования спрогнозировать профессию, способную принести человеку успех и удовлетворение. Опыт работы бюро, дававшего советы о выборе профессии и учебного заведения, был обобщён в книге «Выбор карьеры». Основные положения теории черт и факторов были сформулированы следующим образом:

  1. каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единой профессии;
  2. профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
  3. сам процесс профессионального выбора является осознанным (сознательным) и рациональным.

Рациональность Ф. Парсонс понимал как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях. При этом данный выбор воспринимался как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жёсткого соответствия индивидуально-психологических особенностей человека и требований профессии.

Модель профконсультации, разработанная Ф. Парсонсом, включала три этапа:

  1. изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учёбу);
  2. изучение требований профессии к человеку;
  3. сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендаций о выборе профессии.

В русле именно этой теории был накоплен и проанализирован обширный профессиографический материал, разработаны классификации профессий, принципы и схемы проведения профессионального отбора и подбора в целях выявления степени соответствия человека требованиям профессии.

В это же время немецким психологом Мюнстенбергом была разработана тестовая методика для оценки профессиональных способностей человека и определения профпригодности ряда конкретных специальностей.

Рассмотрим теперь суть теорий в рамках второго подхода к проблеме профессионального выбора.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Соционика в данном вопросе опирается на имеющиеся у людей стимулы к деятельности, которые детерминированы ведущей установкой сознания (экстравертной или интровертной) и сильной воспринимающей функцией (сенсорикой или интуицией). Выделяются четыре стимульные группы, каждая из которых мотивируется определённым способом:

  • сенсорные экстраверты настроены на престиж,
  • статус;
  • сенсорные интроверты – на благосостояние;
  • интуитивные экстраверты – на уникальность;
  • интуитивные интроверты – на личный интерес.

Например, сенсорному экстраверту подойдёт работа практического характера с расширяющимся кругом контактов, реализующая стремление к престижному положению в обществе, успешному продвижению по службе, влиянию, авторитету, уважению. Этот подход, учитывающий личностную мотивацию, способствует правильному распределению усилий в работе, постановке понятных, посильных и интересных задач и, конечно же, повышению уровня удовлетворённости трудом.

В-четвёртых, очевидным слабым звеном в работе профессиональных консультаций можно считать пассивную роль консультируемого, который после разного рода диагностических процедур и беседы получает вердикт о том, куда ему лучше «податься». Отношение к таким заключениям о выборе профессии не всегда однозначное, особенно в случаях, когда ожидания не совпадают с результатами: от игнорирования в дальнейшем выводов профконсультанта до полного «сваливания» на него ответственности за выбор. В профессиональной консультации, базирующейся на соционическом подходе, человек, выбирающий профессию, является не пассивным объектом, а активным субъектом, познающим свои возможности в партнёрском сотрудничестве с социоником-профконсультантом. Данное сотрудничество проходит несколько этапов. Остановимся на начальном этапе – диагностическом, имеющем центральную задачу определения типа информационного метаболизма (ТИМа) личности консультируемого. Этот процесс включает в себя прежде всего не работу с тестовыми методиками, а самопознание в ходе беседы с консультантом и на тренинговых занятиях, создающее условия самоопределения.

В-пятых, недостатком как классических, так и современных психотехник является, на наш взгляд, оперирование отдельными психофизиологическими качествами и личностными особенностями. За отдельными характеристиками памяти, внимания, мышления, характера, коммуникабельности и др. не всегда видно целостную личность. Рассмотрим, к примеру, одну из использующихся сейчас профориентационных диагностических систем, направленную на оказание квалифицированной помощи учащимся 8 – 11 классов в профессиональной ориентации, в выборе уровня образования с учётом интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей подростка.

Содержание блока методик следующее:

  • ДДО (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова)
  • Карта интересов (А.Е. Голомшток)
  • Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей)
  • Изучение мотивации достижений (А. Мехрабиан)
  • Исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн)
  • Диагностика работоспособности (Теппинг-тест Е.П. Ильина)
  • Исследование межличностных отношений (Т. Лири)
  • Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина)
  • Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина).

При всём позитивном отношении к каждой методике по отдельности, возникают недоумение и вопросы: а какая из предложенных методик является базовой или системообразующей, все ли надо использовать или по своему усмотрению, каков принцип подбора методик, достаточно ли их, чтобы сделать верный выбор профессии и т.д. Такой подход похож на попытку сшить лоскутное одеяло, причём заранее неизвестно, хватит ли имеющихся лоскутков или надо будет искать другие, чтобы получилось целое одеяло.

Как нам представляется, традиционно используемый аналитический подход, направленный на изучение отдельных личностных качеств, должен стать дополнением к структурному подходу, раскрывающему суть психической организации личности. В связи с этим, именно использование в системе профориентации соционического знания, рассматривающего ТИМ личности в качестве первоосновы проявления человека в деятельности и общении, эффективно помогает выбирающему профессию определиться на своём карьерном, а значит, и жизненном пути.

Пиликян Каринэ Георгиевна,
ст. преподаватель
АПК и ППРО
г. Москва

Литература:

  1. Борисова Е. M., Гуревич К. M. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопр. психол., 1988. № 1. С. 77—82.
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика для руководителей. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2005.
  3. Зеер Э.Ф. «Психология профессий».
  4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984.
  5. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.- Воронеж, 1996.
  6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989. № 5. С.158.
  7. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации (Методическое пособие) / Под науч. ред. профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2006.
  8. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Характеры и отношения. – М.: Армада-пресс, 2002.
  9. Прокофьева Т.Н. Психологические типы и способности к профессии. –Абитуриент, N11, 2003.
  10. Прокофьева Т.Н., Кузьмина М. Среди профессий и среди людей. // Школьный психолог, приложение к изданию «Первое сентября», №27, 2001.
  11. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж, 1996.
  13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании