Инновации и эксперимент в образовании

Передовой педагогический опыт или лучшая практика...
Добавил(а) Никулина Н.В.   
06.06.09 19:32

Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей

 

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Непрерывное педагогическое образование пополняется новыми формами организации на базе инновационных образовательных учреждений. В данных условиях Калужский областной институт повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) становится ресурсным центром, аккумулирующим наиболее ценный педагогический и управленческий опыт, обеспечивающим межмуниципальные коммуникации, сопровождающим процессы отдачи и присвоения опыта.

Теория и практика выявления, изучения, описания, обобщения, распространения передового педагогического опыта исследована в работах многих российских ученых – Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Ф.Ш. Терегулова и других. Вместе с тем проблемы использования лучших практик для повышения эффективности деятельности рассматриваются не только в педагогике, но и в практике управления организациями, основанной на теории управления знаниями (knowledge management). Сопоставление категорий «передовой педагогический опыт» и «лучшая практика» (толкование, критерии, носители, требования к описанию, распространение) позволит определить возможности проецирования достижений менеджмента по распространению лучших практик на непрерывное образование руководителей образовательных учреждений.

При определении понятия «передовой педагогический опыт» мы придерживаемся трактовки В.И. Загвязинского: это «отвечающий современным запросам,открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты» [3]. Выделим здесь признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность [2].

{mosregread}Поскольку «практика» (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) – категория философская, начнем с рассмотрения ее толкования в Большой советской энциклопедии. Это «материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания» [1]. Разнообразные подходы к интерпретации понятия «лучшая практика» семантически сходны: это нечто, доказавшее свою эффективность в одном месте и способное быть не менее эффективным в другом. Специалисты itSMF (IT Service Management Forum) определяют лучшую практику как «лучший идентифицированный подход к ситуации, основанный на наблюдении и данных от эффективных организаций при подобных обстоятельствах» [6], включая, таким образом, в определение признаки эффективности и тождественности условий. При этом актуальность и новизна практики важны лишь в соответствии с потребностями управления.

Само название передового педагогического опыта указывает на его основного субъекта-носителя – педагога. Вместе с тем опыт может принадлежать и педагогическому коллективу (творческой группе, методическому объединению). Изучение и обобщение опыта, в конечном счете, направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Наименее изученным в настоящее время является передовой опыт в области управления образовательным учреждением с учетом современных требований – участия общественности, ученического самоуправления, новых механизмов стимулирования педагогов и т.п. Носителями лучших практик являются отдельные менеджеры и целые организации. Метод лучших практик основан на ознакомлении с опытом организаций, признанных лидерами в каком-либо направлении; изучении и анализе эффективных управленческих решений. Он позволяет критически оценить процессы в организации, найти альтернативные решения для их улучшения, сравнить показатели эффективности, определить общие тенденции развития, снизить степень рисков.

Системный, целостный характер передового педагогического опыта определяет и требования к его описанию. Оно включает целеполагание, теоретическое обоснование, детальное описание совокупности используемых методов, приемов и средств, изложение эмпирических данных, их осмысление, подтвержение результативности данного опыта, рефлексию, предположения относительно совершенствования и развития.

Чтобы предложить лучшую практику на рассмотрение, необходимо предоставить информацию по четырем ключевым пунктам: цель практики; объяснение ее содержания; доказательства ее работоспособности; выгоды и риски, связанные с практикой [7]. Лучшая практика обязательно должна быть авторской и доступной: потенциальные пользователи должны иметь возможность обратиться с вопросами к авторам. При всей общности с процедурой описания передового педагогического опыта главным отличием является акцент на обеспечение результативности практики в новых условиях.

Пожалуй, наиболее важный этап существования опыта – это его отделение от носителя, распространение, перенос в новые условия. В основе различных форм трансляции передового педагогического опыта лежат три основных механизма трансляции социокультурного опыта, выделенные Н.В. Меднис [6]: семиотический, имитационный, интерактивный. Семиотический механизм трансляции педагогического опыта реализуется посредством знаковых систем, хранящих и передающих информацию: это представление опыта в базе данных, размещение описания опыта в сети Интернет, публикации и т.п. Имитационный механизм основан на стремлении к тождественности и предполагает обязательное участие группы субъектов (открытые уроки и мероприятия, обучающие семинары, наставничество, мастер-классы, дни открытых дверей, выставки-презентации и др.). Интерактивный механизм заключается в совместном участии субъектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений и реализуется в таких формах, как творческие группы, мастерские, стажерские площадки и т.п.

Передовой опыт широко используется в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений: 20-30% занятий на курсах повышения квалификации директоров и заместителей директоров образовательных учреждений Калужской области (лекции и семинары) проводят руководители школ-победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Популярной формой представления и распространения позитивного регионального опыта являются публикации. Это как отдельные издания, отражающие эффективный опыт управленческой деятельности в школах области (например, Кисель Н.В. «Инновационная деятельность – стимул развития образовательного учреждения», Андрияхина Н.В «Программа развития – основной стратегический документ инновационного образовательного учреждения» и др.), так и статьи в областном информационно-методическом журнале «Перемена».

В то же время, проведенное в 2007 году анкетирование руководителей школ, в котором приняли участие более 100 директоров и завучей, показало, что лишь менее половины респондентов (43,10%) считают публикации опыта с описанием методики работы наиболее эффективной формой знакомства с передовым педагогическим опытом. Гораздо большее значение руководители школ придают демонстрации практической деятельности (68,97% респондентов отметили как наиболее эффективную форму открытые уроки и мероприятия). При этом поиск опыта, который можно использовать, проходит, как правило, следующие этапы: изучение перечня мероприятий, предлагаемых районным методическим учреждением и КОИПКРО, сопоставление тематики с актуальными проблемами и потребностями образовательного учреждения, соотнесение сроков мероприятий с графиком занятости должностных лиц на рабочем месте. В связи с этим часто возникают противоречия между предлагаемой тематикой и потребностями школ, желанием администратора посетить то или иное мероприятие и его занятостью.

Обратимся к методу лучших практик, первый этап которого – выявление идей и методов, подходящих к конкретной ситуации. Для его оптимизации создаются целые «Библиотеки лучших практик» как набор конкретных наиболее успешных приемов и решений по определенным проблемам. Кроме этого, управленческие идеи черпаются буквально по всему миру. Вот как описывает процесс поиска Л. Калянина: «В компании (РУЯН) существует так называемая выставочная команда сотрудников, у которой «заточен нюх» на все интересы РУЯНа, и которая тщательно изучает все специализированные выставки, конференции во всех городах, куда попадает. Все увиденное – буклеты, образцы товаров, каталоги и прочее – привозится в «библиотеку». В дальнейшем наши специалисты придумывают, как мы это можем использовать, чем нам может быть полезен тот или иной производитель или потребитель» [4]. Анализируя ключевые подходы к созданию «Библиотеки лучших практик» [4, 6, 7], можно выделить три основных условия обеспечения эффективности процесса обмена опытом: во-первых, наличие документированных успешных практик; во-вторых, наличие базы данных подобных практик; в третьих, сформированная мотивация на присвоение лучшего опыта. При этом форма передачи опыта сама по себе уже не является определяющей для благополучного переноса практики в новые условия.{/mosregread}

Итак, сопоставление категорий из разных сфер знаний показывает их несомненную общность. И «передовой педагогический опыт», и «лучшие практики» представляют, по сути, эффективные методы и приемы, отвечающие главному критерию – результативности; их возможно и следует переносить, тиражировать для повышения качества деятельности организаций. Вместе с тем понятие «передовой педагогический опыт» отличается системностью, целостностью, большей новизной и соответствием социальному заказу.

В то же время позитивный опыт управления образовательным учреждением не всегда удается отобразить в соответствии с традиционными требованиями, предъявляемыми к описанию ППО. Это затрудняет его распространение, тиражирование в новых условиях. Метод лучших практик, напротив, ввиду большей практической ориентированности и технологичности подходит для поиска эффективных управленческих решений.

Необходимость и возможность использования лучшего опыта в непрерывном педагогическом образовании руководителей образовательных учреждений на современном этапе ставит новые задачи перед системой повышения квалификации и методическими службами. Во-первых, необходимо обучать руководителей образовательных учреждений анализу, описанию и презентации собственной успешной практики управления. Вторая задача – создание регионального и муниципальных банков педагогических данных, отвечающих следующим требованиям: конкретность информации, технологичность описания опыта, наличие контактной информации, возможность поиска и сортировки информации, открытость и доступность педагогическому сообществу. Третья задача состоит в формировании у руководителей ценностной ориентации на изучение лучших практик, мотивации на поиск и использование идей и решений, доказавших эффективность. Четвертая задача предполагает консалтинговое сопровождение процессов отдачи – переноса – внедрения лучшего опыта методистами муниципальных методических учреждений и института повышения квалификации.

Никулина Наталья Вячеславовна,
заведующая лабораторией
мониторинга инноваций в образовании
ГОУ ДПО «Калужский областной
институт повышения квалификации
работников образования»

 

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия – http://www.bse.sci-lib.com.
  2. Валеев Г.Х . Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г.Х. Валеев// Педагогика: Научно-теоретический журнал. – 2005. - № 5. – С. 39-44. – Библиогр.: 3 назв.
  3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  4. Калянина Л . Искусство работать на пиках / Л. Калянина // Эксперт, журнал. - 2003 г. - № 7.
  5. Меднис Н.В. Социокультурные традиции и основные механизмы трансляции социокультурного опыта / Н.В. Меднис // Автореф. дис. … канд. философ. наук. – СПб., 2007.
  6. Некоммерческое партнерство «Форум по ИТ Сервис-менеджменту» - http://www.itsmforum.ru
  7. Румизен М.К. Управление знаниями. Полное руководство / М.К. Румизен. - М.: АСТ-Астрель,2004. – 318 с.