Инновации и эксперимент в образовании

Передовой педагогический опыт или лучшая практика... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Никулина Н.В.   
06.06.09 19:32

Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей

 

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик учителей и целых педагогических коллективов определена на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Непрерывное педагогическое образование пополняется новыми формами организации на базе инновационных образовательных учреждений. В данных условиях Калужский областной институт повышения квалификации работников образования (КОИПКРО) становится ресурсным центром, аккумулирующим наиболее ценный педагогический и управленческий опыт, обеспечивающим межмуниципальные коммуникации, сопровождающим процессы отдачи и присвоения опыта.

Теория и практика выявления, изучения, описания, обобщения, распространения передового педагогического опыта исследована в работах многих российских ученых – Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Ф.Ш. Терегулова и других. Вместе с тем проблемы использования лучших практик для повышения эффективности деятельности рассматриваются не только в педагогике, но и в практике управления организациями, основанной на теории управления знаниями (knowledge management). Сопоставление категорий «передовой педагогический опыт» и «лучшая практика» (толкование, критерии, носители, требования к описанию, распространение) позволит определить возможности проецирования достижений менеджмента по распространению лучших практик на непрерывное образование руководителей образовательных учреждений.

При определении понятия «передовой педагогический опыт» мы придерживаемся трактовки В.И. Загвязинского: это «отвечающий современным запросам,открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты» [3]. Выделим здесь признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность [2].

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Итак, сопоставление категорий из разных сфер знаний показывает их несомненную общность. И «передовой педагогический опыт», и «лучшие практики» представляют, по сути, эффективные методы и приемы, отвечающие главному критерию – результативности; их возможно и следует переносить, тиражировать для повышения качества деятельности организаций. Вместе с тем понятие «передовой педагогический опыт» отличается системностью, целостностью, большей новизной и соответствием социальному заказу.

В то же время позитивный опыт управления образовательным учреждением не всегда удается отобразить в соответствии с традиционными требованиями, предъявляемыми к описанию ППО. Это затрудняет его распространение, тиражирование в новых условиях. Метод лучших практик, напротив, ввиду большей практической ориентированности и технологичности подходит для поиска эффективных управленческих решений.

Необходимость и возможность использования лучшего опыта в непрерывном педагогическом образовании руководителей образовательных учреждений на современном этапе ставит новые задачи перед системой повышения квалификации и методическими службами. Во-первых, необходимо обучать руководителей образовательных учреждений анализу, описанию и презентации собственной успешной практики управления. Вторая задача – создание регионального и муниципальных банков педагогических данных, отвечающих следующим требованиям: конкретность информации, технологичность описания опыта, наличие контактной информации, возможность поиска и сортировки информации, открытость и доступность педагогическому сообществу. Третья задача состоит в формировании у руководителей ценностной ориентации на изучение лучших практик, мотивации на поиск и использование идей и решений, доказавших эффективность. Четвертая задача предполагает консалтинговое сопровождение процессов отдачи – переноса – внедрения лучшего опыта методистами муниципальных методических учреждений и института повышения квалификации.

Никулина Наталья Вячеславовна,
заведующая лабораторией
мониторинга инноваций в образовании
ГОУ ДПО «Калужский областной
институт повышения квалификации
работников образования»

 

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия – http://www.bse.sci-lib.com.
  2. Валеев Г.Х . Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г.Х. Валеев// Педагогика: Научно-теоретический журнал. – 2005. - № 5. – С. 39-44. – Библиогр.: 3 назв.
  3. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
  4. Калянина Л . Искусство работать на пиках / Л. Калянина // Эксперт, журнал. - 2003 г. - № 7.
  5. Меднис Н.В. Социокультурные традиции и основные механизмы трансляции социокультурного опыта / Н.В. Меднис // Автореф. дис. … канд. философ. наук. – СПб., 2007.
  6. Некоммерческое партнерство «Форум по ИТ Сервис-менеджменту» - http://www.itsmforum.ru
  7. Румизен М.К. Управление знаниями. Полное руководство / М.К. Румизен. - М.: АСТ-Астрель,2004. – 318 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании