Инновации и эксперимент в образовании

Подход к оценке результатов обучения, построенный на основе модульно-рейтинговой системы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Николаева И.В.   
06.06.09 19:40

Как можно оценить достижения нового современного качества образования?

 

Важнейшей задачей модернизации общего среднего образования, как базового звена системы образования, является достижение нового, современного качества образования1, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом аспекте – это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой многогранной проблемы нельзя обеспечить только за счет эмпирических подходов, «выращивания» инновационного опыта и т.д. Нужны новые идеи, научные инновации, современные формы организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Одним из наиболее очевидных достижений последних лет в развитии отечественной школы стало введение на старшей ступени профильного обучения. Повышение качества образования за счет дифференциации его содержания, адаптации образовательного процесса к возможностям и способностям старшеклассников, должно рассматриваться как один из решающих факторов развития профильного обучения. А между тем во всех типах наших образовательных учреждений нередко продолжают иметь место старые, малоэффективные методы и принципы, подходы к повышению качества образования, что, конечно же, мешает быстрее двигаться вперед. Очевидно, что новое качество образования требует решительного обновления традиционной российской педагогики.

Одним из основных методологических принципов педагогики признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)2.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

А поскольку учебный курс может содержать весьма значительное число модулей, то можно предусмотреть не только оценивание освоения каждого из них, но и всех модулей в целом. Такая оценка по своему характеру может быть уже не усредненной (3 – 4 – 5), а накопительной, т.е. суммой баллов за усвоение содержания курса через оценку модулей, его составляющих. Такая оценка называется рейтинговой. А система в целом становится модульно-рейтинговой6.

Системный подход как средство и метод анализа образовательного процесса направлен на выявление внутренней структуры, особенностей компонентов и специфики технологии модульно-зачетного обучения как варианта построения педагогической системы. Педагогическая система представляется как совокупность социально педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появлению новых качеств, несвойственных отдельно взятым образующим ее компонентам.

Оценивая структуру зачетно-модульного обучения с позиций системного подхода, можно отметить, что оно в целом соответствует основным требованиям этого подхода: обеспечивает разнообразие и динамику управляющей части системы; способствует формированию целей системы как основы управления; представляет полноту управленческого цикла; дает возможность обеспечения временной корректности циклов (длительности периода выполнения модулей).

 

Николаева И.В.,
аспирант Института содержания
и методов обучения РАО

 


1 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

2 Педагогика: Педагогические теории, системы технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М., 2001.

3 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. - М., РАО, 2005.

4 Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования// Открытое образование. Научно-практическое образование. 2002. №3.

5Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. – М., 2007.

6 Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: Методические рекомендации. – М., РАО, 2005.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании