Инновации и эксперимент в образовании

Развитие ключевых компетенций учащихся на основе межпредметных связей курса химии PDF Печать E-mail
Добавил(а) Кочуров В.Н.   
09.02.08 13:00

Кочуров В.Н.Слушаю – забываю,
Смотрю – запоминаю,
Делаю – понимаю.
Конфуций.

 

Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и предметам естественного цикла. С одной стороны, изменяется содержание образования – увеличивается нагрузка на ученика, с другой – возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребностей современного общества.

Данный подход обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения. На мой взгляд, эффективно реализовать данные направления можно с помощью интегрированного обучения на уроках химии. Суть данной работы развитие ключевых компетенций учащихся в процессе изучения химии на основе межпредметных связей.

Цель работы – создать условия для развития ключевых компетенций учащихся на основе межпредметных связей в обучении химии.

Задачи:

  • изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
  • рассмотреть теоретические положения межпредметной интеграции на уроках химии;
  • разработать и апробировать модели реализации межпредметной интеграции в школьном курсе химии на основе компетентностного подхода.

Гипотеза: применение активных форм обучения на уроках химии на основе интегративного подхода будет способствовать развитию ключевых компетенций.

ImageДля реализации поставленной цели были использованы принципы развивающего обучения: научности – способствует развитию у учащихся познавательной активности, мышления, творчества; межпредметности – целенаправленное применение межпредметных связей для эффективного достижения целей; доступности – позволяет каждому ученику реализовать в процессе обучения свои возможности; прочность – повторение как основа эффективности обучения; сознательности и активности – способствует усвоению знаний через поисковую активность; принцип связи теории и практики – практическая применимость выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения; оптимальности – реализуется через дифференцированный подход в обучении.

В опыте работы использованы современные педагогические технологии: интегрированного обучения; проблемного обучения; проектного обучения. Данные технологии, на мой взгляд, являются механизмом формирования ключевых компетенций учащихся.

 

Теоретическое обоснование опыта работы

 Стратегия модернизации образования РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах».

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
В школьном обучении важно активно использовать разнообразные межпредметные расчетные задачи. Некоторые из наиболее распространенных типов: на определение состава минеральных удобрений, сырья и материалов, применяемых в производстве, расчеты на составление растворов, используемых промышленности, медицине, сельском хозяйстве, быту термохимические и энергетические расчеты; расчеты на основании газовых законов, расчеты по электрохимии, на распознание веществ и их состава на основе качественных реакций. Приведем примеры.

  1. При изучении темы «Соединения азота» решаем задачи: на полях с люцерной накапливается на каждом гектаре 140 кг азота за один вегетационный период, а без люцерны – 20 кг. Определите массу азота, накопленного люцерной на поле S = 800га. Какой массе сульфата аммония соответствует это количество.
  2. Задача экологической тематики: тепловые электростанции потребляют 320 т каменного угля в сутки. Среднее содержание серы в угле – 0,5%. Определите максимальную возможную массу сернистой кислоты, которая может выпасть с дождем в результате суточной работы ТЭС?

Перенос и применение предметных и общепредметных приемов практической работы для формирования обобщенных исследовательских умений.

Объяснение приемов обращения с лабораторным штативом на уроках химии нужно строить с учетом знаний и навыков работы, полученных школьниками при изучении курса физики.

Обращение к жизненному опыту учащихся.

В теме «Белки как биополимеры» актуализация знаний о процессах, происходящих с куриным белком при варке яиц, позволит лучше усвоить знания о химических свойствах белков.

Постановка межпредметных вопросов и поиск правильных ответов на уроках других дисциплин.

  1. Для закрепления нового материала по окислительно-восстановительным реакциям можно предложить учащимся задание: «О каком окислительно-восстановительном процессе говорится в отрывке из стихотворения А.Ахматовой?
             «На рукомойнике моем позеленела медь.
             Но так играет луч на нем, что весело глядеть».
    Составьте уравнение данной химической реакции и подберите для него коэффициенты методом электронного баланса».
  2. Этимология различных химических терминов. При изучении знаков химических элементов говорится о происхождении названий этих элементов (Плутон – в честь бога подземного царства, литий – от греч. (литос) – камень, скала, Рутений – от лат. названия России и т.д.); на получение термина «альдегид» пошло арабское слово «алькоголь» - спирт и «дегидрирование» - отщепление водорода, имеющее латинские корни; изучая силикатную промышленность, нельзя не упомянуть о происхождении керамики, о древнегреческих ремесленниках; при изучении многих веществ, мы будем говорить о том времени, где применялись изделия из него.

Таким образом, ведется работа по развитию ключевых компетенций учащихся на основе межпредметных связей курса химии.

Кочуров В.Н.
учитель химии
г. Лянтор, МОУ СОШ №6

Электронный адрес автора: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании