Исследовательский практикум для учащихся начальной школы |
Добавил(а) Заварзина Н.Н. | |||||||||||||
06.06.09 19:47 | |||||||||||||
Как можно организовать исследовательскую деятельность учеников начальной школы?
«Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а в последствии Аркесилай, заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами… Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это... М. Монтень
Предлагаемый в этой статье опыт описывает реализацию авторской программы исследовательского практикума1. Основная цель практикума: сформировать пропедевтическую систему научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику испытывать радости открытия нового знания, познания себя и окружающего мира. Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Мы пытаемся решить эту проблему через исследовательскую программу. Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой информацией неоценимый опыт. Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создает надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка мы рассматриваем как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создает для этого определенные условия. Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение. При создании данной программы мы опирались на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка, предложенные А.И. Савенковым в работе «Как научить младшего школьника приобретать знания»:
Вся исследовательская и проектная деятельность обучающихся, в ходе реализации программы строится нами на основе этих этапов. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, какой-то сворачиваться. {mosregread}Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей мы объединяем в три основные группы:
Приведем несколько общих рекомендаций по поводу выбора темы исследований:
Следует запомнить, что выбор темы проекта – это только начало. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения. Задача педагогов – сопровождать детей при проведении ими исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Рабочая тетрадь помогает педагогу вести ученика по пути «обучение через открытие».
Рабочая тетрадь для учащихся начальной школыОбращение к детям Привет дорогой путешественник! Приглашаем тебя в удивительную страну Новых Знаний. Тебе, наверное, известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а интереснее всего добывать их самостоятельно. Как это сделать? Это можно сделать в ходе собственных наблюдений, опытов, экспериментов. Знания, полученные таким путём, обычно самые прочные. Чтобы научиться этому, надо овладеть основами исследовательской деятельности. В дороге нас будет сопровождать твоя рабочая тетрадь. Она такая умная, что будет для тебя и учебником, и тетрадью для проведения исследования. Рабочая тетрадь поможет тебе добывать знания самостоятельно! Вместе со своими друзьями ты совершишь увлекательное путешествие за новыми знаниями и умениями, познакомишься с практикой проведения собственных исследований. Практические задания научат тебя добывать новые знания самостоятельно. Вопросы натолкнут тебя на новые мысли и рассуждения. Краткие тексты ты прочитаешь и запомнишь. Новые термины ты постараешься понять. Все это ты научишься применять их в своей работе. Мы начинаем путешествие в страну новых знаний. Обращали ли вы внимание на то, что обучение и учение – два разных дела? Обучение – это дело преподавателей, учителей; они вас обучают, то есть: излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то; заинтересовывают вас знаниями; убеждают в пользе учения; учат вас учиться; спрашивают, контролируют, оценивают вас. Итак, обучение – процесс ускоренной передачи знаний и опыта от старших поколений – младшим (от учителя к ученику). Давайте попробуем ответить на следующие в опросы:
Практическая работа «Народная мудрость об учении»Обсудите пословицы:
Основы исследовательских знаний Мы формулируем правила постановки цели и задач исследования Формулирование цели исследования – это ответ на вопрос: «Что нужно сделать для решения поставленной проблемы?». Цель, как правило, начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, определить, построить, узнать, создать и т.п. Например: «Выяснить, почему весной на деревьях появляются почки». «Узнать, почему птицы осенью улетают в тёплые края». «Сформулировать правила поведения людей в природе». Задачи исследования всегда уточняют цель, описывают основные шаги. Например, исследуя появление весной почек на деревьях, можно поставить следующие задачи: Узнать от чего зависит появление почек. Каковы индивидуальные особенности деревьев. Собрать материал о строении почек. Провести фотографирование появления листочков на деревьях во дворе.
Практическая работа «Цели и задачи исследования»Сформулируй и запиши цели и задачи собственного исследования_______________ Мы формулируем правила постановки гипотезы исследования Гипотеза — это предположение, догадка еще не до казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов: предположим, допустим, возможно. В основе гипотезы всегда лежит идея, догадка, какая-то предположительная мысль о решении проблемы. Её общая формула такова: если сделать, осуществить то-то, применить такую-то идею, то получится такой-то результат. Гипотез может быть несколько. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. В конце своего исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
Практическая работа «Найди возможную причину события»Звонят колокола. Трава во дворе пожелтела. Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. Друзья поссорились. Мы изучаем методы исследования Понятие метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и правил для достижения поставленной цели. Наблюдение – это чувственное (преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений используют различные приборы: лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, кино- и видеокамеры. Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта.
Практическая работа «Наблюдение» Понаблюдай, как ведут себя твои одноклассники на уроках переменах, после урока физкультуры, столовой. Наблюдения оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.
Эксперимент — более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.
Практическая работа «Эксперимент с реальными объектами»Задание: подготовьте целлофановые пакеты, или стеклянную банку оденьте их на листья комнатного растения, закрепите их, оставьте на некоторое время; посмотрите, что произойдёт; сделайте выводы: ____________ Мы изучаем методы исследования Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств, например линейки, метра. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свой ствам или сторонам: что больше, меньше; длиннее, короче и т.п. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения. Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то эле менты объекта его свойства, признаки. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Практическая работа: Внимательно прочитай текст и сформулируй новые понятия: Измерение – это____________________________ Сравнение – это ____________________________ Анализ – это _______________________________ Классификация – это ________________________ 2 Составьте классификации:
Метод моделирования Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения. Моделирование:
Практическая работа «Биологическое моделирование»Задание «Фантастическое существо». Придумайте и опишите какое-нибудь фантастическое существо, отличающееся от созданного природой или человеком. Приведите доказательства целесообразности признаков, которыми вы наградили это существо. Обоснуйте с помощью рисунков, чертежей его строение, особенности образа жизни в соответствии с условиями жизнеобитания. Можно использовать готовые прототипы, описанные в научно-фантастической литературе. В этом случае необходимо назвать источник и указать на отличие «изобретения» от прототипа. _____________________________________________ Рисунок (чертёж) Метод моделирования Вспомните, что такое модель, моделирование? Задание: «Историко-географическое моделирование». Используя лист бумаги, изобразите модель мира. Этапы работы:
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ Метод проектов. Учебное исследование Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется. В переводе с латинского проект («projectus») означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта. Исследование представляет собой целенаправленный, планомерный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему. Проблема – это трудная задача, решение которой на данный момент неизвестно. Она обычно формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ. Например, « Почему…?». « Что определяет…?», « Как должна…?» и т.д. Проектная деятельность состоит из шести этапов
Задание: внимательно изучи этапы работы над проектом и напиши, что будешь делать на каждом из них. 1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ Алгоритм исследования Задание. Внимательно изучи этапы исследовательской работы и запиши, что ты будешь делать на каждом из них. 1._____________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ Задание. Внимательно изучи схему «Темы исследований и проектов». Выбери тему своего исследования. Почему ты ее выбираешь?
Мы создаём теоретический исследовательский проект Теория – (от греч. наблюдение, исследование)
Теоретические темы исследований касаются изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, кинофильмы и др.).
Практическая работа «Теоретическое исследование»Примерные темы: Птицы Ямала» - наша энциклопедия. «Животные Ямала» - наша энциклопедия. Выбери тему исследования. Используя дополнительные источники информации, проведи теоретическое исследование какого-то животного по заданному алгоритму:
Семинар Новые понятия: Семинар – особая форма групповых занятий по ка- кому –либо предмету или теме при активном участии учащихся и слушателей. Рецензия – критический разбор чего – либо. Рекомендации к семинару:
План рецензии ответа товарища
Мы разрабатываем фантастический проект Фантастические проекты- проекты, относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям.
Практическая работа (примерные темы по выбору): «Жилой дом будущего», «Моя улица в будущем», «Домашний робот» Рекомендации к выполнению задания: Выбери тему исследования. Подбери дополнительные источники информации. Попробуй представить, как может выглядеть дом, улица или домашний робот в будущем. Составь описание. Подготовь рисунки.
Мы создаём творческий проект «СТИХИИ ПРИРОДЫ»
Задание
Тема________________________________________ Цель________________________________________ ____________________________________________ Задачи: _____________________________________ ____________________________________________ Гипотеза_____________________________________ Описание____________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ (Рисунок (макет) Задание. Опишите жизнь четырёх стихий мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки. «Жили-были стихии мира: королева Вода, королева Земля, царевичи Огонь и Воздух. У каждого были свои личные, необходимые обязанности. Вода текла по медным трубам и давала воду людям. Земля была универсальным полом, на ней строились дома, росли деревья, ходили люди... Огонь подогревал, жарил, парил, тушил пищу, а воздух продолжал род и жизнь на земле ...» Времени не хватило - сказка не закончена - продолжи её. Расскажи товарищам о том, что у тебя получилось: ______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Мы проводим экспериментальное исследование Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята, как вы понимаете слова М Пришвина «Охранять природу – значит охранять родину»? Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? А как мы, можем помочь природе? Практическая работа «Будь природе другом»
Самооценка учебной деятельности СЕМИНАР «Моя самооценка» Подумай и ответь на вопросы: 1. На занятиях я: узнал ________________________________________ понял ________________________________________ научился _____________________________________ 2. Лучше всего на занятиях у меня получалось_________________________________________ 3. Основные трудности у меня были ___________ 4. Сам себе я желаю ________________________ Вот и кончается учебный год. Впереди лето. Подумайте, чем вы будете заниматься на каникулах. Посоветуйтесь с ребятами, родителями, учителями. Запишите ваши намерения, составьте план. Теперь этот план будет называться вашим планом самообразования. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний и умений за пределами гимназии и школьных программ. Это самостоятельный поиск источников новых знаний, изучение и использование их.{/mosregread}
Заварзина Наталья Николаевна, 1 Заварзина Н.Н. Программа исследовательского практикума для учащихся начальной школы «Путешествие в страну новых знаний» - М.: АПКиППРО, 2008. – 16с. |