Инновации и эксперимент в образовании

Исследовательский практикум для учащихся начальной школы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Заварзина Н.Н.   
06.06.09 19:47

Как можно организовать исследовательскую деятельность учеников начальной школы?

 

«Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а в последствии Аркесилай, заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами…

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это...

М. Монтень

 

Предлагаемый в этой статье опыт описывает реализацию авторской программы исследовательского практикума1.

Основная цель практикума: сформировать пропедевтическую систему научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику испытывать радости открытия нового знания, познания себя и окружающего мира.

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Мы пытаемся решить эту проблему через исследовательскую программу.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создает надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка мы рассматриваем как один из эффективных путей развития его творческих способностей.

Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создает для этого определенные условия.

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение.

При создании данной программы мы опирались на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка, предложенные А.И. Савенковым в работе «Как научить младшего школьника приобретать знания»:

  1. Актуализация проблемы.
  2. Определение сферы исследования.
  3. Выбор темы исследования.
  4. Выработка гипотезы.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов.
  9. Подготовка отчёта.
  10. Доклад (защита перед сверстниками).

Вся исследовательская и проектная деятельность обучающихся, в ходе реализации программы строится нами на основе этих этапов. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, какой-то сворачиваться.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

 

ПАМЯТКА

для успешного самообразования

Как работать с источниками информации (учебником, справочником, энциклопедией)

  • Наметь цель, которую будет преследовать твоя работа. Намечая цель, подумай, что тебе должно дать выполнение исследовательского проекта.

  • Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

  • Выдели основные части, подчеркни главные мысли.

  • Выбери наиболее нужную информацию: новые факты, сведения, события.

Как лучше запоминать

  • Наметь цель: зачем надо запоминать (пригодится в жизни, будущей работе и т.д.). Чем интересней цель, тем лучше запоминать.

  • Припомни всё, что тебе уже известно о данном материале (видел, слышал, читал, что знаешь о нём из других предметов).

  • При изучении материала расчленяйте его на смысловые части, выделяйте в них главные мысли.

  • Установи связь между смысловыми частями текста.

  • Понимание – необходимое условие запоминания. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив, надо установить причину явления, факта.

Как сравнивать

  • Установите основание для сравнения

  • Установите цель сравнения: для чего сравниваешь?

  • Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего, выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

  • По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями, которые сравниваешь.

  • Сделай вывод из сравнения.

Как обобщать

  • Выделите главное понятие из данного вам задания.

  • Проверьте, как вы понимаете его смысл.

  • Отберите основные типичные факты из материала. данной темы.

  • Сравните их между собой, выделите общее, главное, проанализируйте материал, проследите его развитие.

  • Сделайте вывод, найдите закономерность, главную идею, закон.

Как работать с книгой

  • Умей выделять главное в тексте, рисунке, таблице.

  • Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника.

  • Составляй схемы, рисунки, таблицы по тексту учебника.

  • Научись сравнивать изучаемые явления, делать обобщения и выводы.

  • Научись анализировать содержание рисунков.

  • Учись самостоятельно изучать отдельные темы учебников, составлять план, приводить примеры.

 

Заварзина Наталья Николаевна,
учитель начальной школы
гимназия
г. Лабытнанги


1 Заварзина Н.Н. Программа исследовательского практикума для учащихся начальной школы «Путешествие в страну новых знаний» - М.: АПКиППРО, 2008. – 16с.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании