Инновации и эксперимент в образовании

Исследовательский практикум для учащихся начальной школы
Добавил(а) Заварзина Н.Н.   
06.06.09 19:47

Как можно организовать исследовательскую деятельность учеников начальной школы?

 

«Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а в последствии Аркесилай, заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами…

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это...

М. Монтень

 

Предлагаемый в этой статье опыт описывает реализацию авторской программы исследовательского практикума1.

Основная цель практикума: сформировать пропедевтическую систему научных понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит школьнику испытывать радости открытия нового знания, познания себя и окружающего мира.

Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе. Мы пытаемся решить эту проблему через исследовательскую программу.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой информацией неоценимый опыт.

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создает надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка мы рассматриваем как один из эффективных путей развития его творческих способностей.

Умения проведения самостоятельных исследований, постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создает для этого определенные условия.

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, который имеет потенциал трансформировать обучение в самообучение.

При создании данной программы мы опирались на основные этапы исследовательской деятельности ребёнка, предложенные А.И. Савенковым в работе «Как научить младшего школьника приобретать знания»:

  1. Актуализация проблемы.
  2. Определение сферы исследования.
  3. Выбор темы исследования.
  4. Выработка гипотезы.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов.
  9. Подготовка отчёта.
  10. Доклад (защита перед сверстниками).

Вся исследовательская и проектная деятельность обучающихся, в ходе реализации программы строится нами на основе этих этапов. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов будет доминировать, какой-то сворачиваться.

{mosregread}Всё разнообразие тем исследовательской деятельности детей мы объединяем в три основные группы:

  • фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • эмпирические (экспериментальные) – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих рекомендаций по поводу выбора темы исследований:

  • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальна;
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор темы проекта – это только начало. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

Задача педагогов – сопровождать детей при проведении ими исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения. Рабочая тетрадь помогает педагогу вести ученика по пути «обучение через открытие».

 

Рабочая тетрадь для учащихся начальной школы

Обращение к детям

Привет дорогой путешественник!

Приглашаем тебя в удивительную страну Новых Знаний. Тебе, наверное, известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а интереснее всего добывать их самостоятельно. Как это сделать?

Это можно сделать в ходе собственных наблюдений, опытов, экспериментов. Знания, полученные таким путём, обычно самые прочные.

Чтобы научиться этому, надо овладеть основами исследовательской деятельности. В дороге нас будет сопровождать твоя рабочая тетрадь. Она такая умная, что будет для тебя и учебником, и тетрадью для проведения исследования.

Рабочая тетрадь поможет тебе добывать знания самостоятельно! Вместе со своими друзьями ты совершишь увлекательное путешествие за новыми знаниями и умениями, познакомишься с практикой проведения собственных исследований. Практические задания научат тебя добывать новые знания самостоятельно. Вопросы натолкнут тебя на новые мысли и рассуждения. Краткие тексты ты прочитаешь и запомнишь. Новые термины ты постараешься понять. Все это ты научишься применять их в своей работе.

Мы начинаем путешествие в страну новых знаний. Обращали ли вы внимание на то, что обучение и учение – два разных дела? Обучение – это дело преподавателей, учителей; они вас обучают, то есть: излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то; заинтересовывают вас знаниями; убеждают в пользе учения; учат вас учиться; спрашивают, контролируют, оценивают вас. Итак, обучение – процесс ускоренной передачи знаний и опыта от старших поколений – младшим (от учителя к ученику).

Давайте попробуем ответить на следующие в опросы:

  1. Как происходит обучение в школе? ________
  2. Что вы делаете в это время (когда учитель вас обучает)?__________
  3. Как вы думаете, для того чтобы преподавать, учителю нужны специальные знания и умения?
  4. Прочитайте внимательно народную притчу и попробуйте объяснить её смысл: «Если дать человеку одну рыбу – он будет сыт один день, двух рыб – хватит на два дня. Но если его научить ловить рыбу, он будет жить долго».
  5. Как вы понимаете формулу «учиться = учить себя»?

 

Практическая работа «Народная мудрость об учении»

Обсудите пословицы:

  1. Ученье – свет, а неученье – тьма.
  2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  3. Идти в науку – терпеть муку, но без муки нет науки.
  4. Корень учения горек, да плод его сладок.
  5. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  6. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Основы исследовательских знаний

Мы формулируем правила постановки цели и задач исследования

Формулирование цели исследования – это ответ на вопрос: «Что нужно сделать для решения поставленной проблемы?».

Цель, как правило, начинается с глагола: выяснить, выявить, сформулировать, обосновать, определить, построить, узнать, создать и т.п.

Например:

«Выяснить, почему весной на деревьях появляются почки».

«Узнать, почему птицы осенью улетают в тёплые края».

«Сформулировать правила поведения людей в природе».

Задачи исследования всегда уточняют цель, описывают основные шаги.

Например, исследуя появление весной почек на деревьях, можно поставить следующие задачи:

Узнать от чего зависит появление почек.

Каковы индивидуальные особенности деревьев.

Собрать материал о строении почек.

Провести фотографирование появления листочков на деревьях во дворе.

 

Практическая работа «Цели и задачи исследования»

Сформулируй и запиши цели и задачи собственного исследования_______________

Мы формулируем правила постановки гипотезы исследования

Гипотеза — это предположение, догадка еще не до казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis — основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов: предположим, допустим, возможно. В основе гипотезы всегда лежит идея, догадка, какая-то предположительная мысль о решении проблемы. Её общая формула такова: если сделать, осуществить то-то, применить такую-то идею, то получится такой-то результат. Гипотез может быть несколько. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. В конце своего исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

 

Практическая работа «Найди возможную причину события»

Звонят колокола.

Трава во дворе пожелтела.

Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Друзья поссорились.

Мы изучаем методы исследования

Понятие метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и правил для достижения поставленной цели.

Наблюдение – это чувственное (преимущественно-визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это интересный и доступный способ добычи новых знаний. Для наблюдений используют различные приборы: лупы, бинокли, подзорные трубы, микроскопы, кино- и видеокамеры. Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта.

 

Практическая работа «Наблюдение»

Понаблюдай, как ведут себя твои одноклассники на уроках переменах, после урока физкультуры, столовой. Наблюдения оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.

Одноклассники на уроках Одноклассники на переменах Одноклассники после физкультуры Одноклассники после столовой
       

Эксперимент — более сложный метод познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

 

Практическая работа «Эксперимент с реальными объектами»

Задание: подготовьте целлофановые пакеты, или стеклянную банку оденьте их на листья комнатного растения, закрепите их, оставьте на некоторое время; посмотрите, что произойдёт; сделайте выводы: ____________

Мы изучаем методы исследования

Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств, например линейки, метра.

В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свой ствам или сторонам: что больше, меньше; длиннее, короче и т.п.

Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то эле менты объекта его свойства, признаки.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.

 

Практическая работа:

Внимательно прочитай текст и сформулируй новые понятия:

Измерение – это____________________________

Сравнение – это ____________________________

Анализ – это _______________________________

Классификация – это ________________________

2 Составьте классификации:

 

Image

 

Метод моделирования

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения.

Моделирование:

  1. Исследование объектов познания на моделях.
  2. Построение моделей реально существующих предметов и явлений.
  3. Схема, изображение или описание какого- либо явления или процесса в природе и обществе.

 

Практическая работа «Биологическое моделирование»

Задание «Фантастическое существо».

Придумайте и опишите какое-нибудь фантастическое существо, отличающееся от созданного природой или человеком. Приведите доказательства целесообразности признаков, которыми вы наградили это существо. Обоснуйте с помощью рисунков, чертежей его строение, особенности образа жизни в соответствии с условиями жизнеобитания. Можно использовать готовые прототипы, описанные в научно-фантастической литературе. В этом случае необходимо назвать источник и указать на отличие «изобретения» от прототипа.

_____________________________________________

Рисунок (чертёж)

Метод моделирования

Вспомните, что такое модель, моделирование?

Задание: «Историко-географическое моделирование».

Используя лист бумаги, изобразите модель мира.

Этапы работы:

  1. Нарисовать карту придуманного мира (материк, остров).
  2. Обозначить на ней формы рельефа, реки, озёра, моря – дать им названия.
  3. Составить описание растительного и животного мира.
  4. Дать названия городам, проложить дороги и т.д.
  5. Придумать список достопримечательностей страны.
  6. Выступить с сообщением о своём государстве.

 

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Метод проектов. Учебное исследование

Анализ литературных источников показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется.

В переводе с латинского проект («projectus») означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта.

Исследование представляет собой целенаправленный, планомерный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему.

Проблема – это трудная задача, решение которой на данный момент неизвестно. Она обычно формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ.

Например, « Почему…?». « Что определяет…?», « Как должна…?» и т.д.

Проектная деятельность состоит из шести этапов

 

Image

 

Задание: внимательно изучи этапы работы над проектом и напиши, что будешь делать на каждом из них.

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

Алгоритм исследования

Задание. Внимательно изучи этапы исследовательской работы и запиши, что ты будешь делать на каждом из них.

1._____________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

Задание. Внимательно изучи схему «Темы исследований и проектов». Выбери тему своего исследования. Почему ты ее выбираешь?

 

Image

 

Мы создаём теоретический исследовательский проект

Теория – (от греч. наблюдение, исследование)

  1. Обобщение опыта, общественной практики, общих закономерностей развития природы и общества.
  2. Совокупность обобщенных положений, образующих какую- либо науку или её раздел.

Теоретические темы исследований касаются изучения и обобщения сведений, фактов, материалов,

содержащихся в разных источниках (книги, кинофильмы и др.).

 

Практическая работа «Теоретическое исследование»

Примерные темы: Птицы Ямала» - наша энциклопедия. «Животные Ямала» - наша энциклопедия.

Выбери тему исследования. Используя дополнительные источники информации, проведи теоретическое исследование какого-то животного по заданному алгоритму:

  1. Где живёт?
  2. Чем питается?
  3. Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид.
  4. Поведение.
  5. Внешний вид.
  6. Кто главные враги.
  7. Выступи с докладом на семинаре и получи оценку одноклассников.

Семинар

Новые понятия:

Семинар – особая форма групповых занятий по ка-

кому –либо предмету или теме при активном участии

учащихся и слушателей.

Рецензия – критический разбор чего – либо.

Рекомендации к семинару:

  1. Внимательно изучи текст рецензии.

  2. Задай вопросы учителю, если тебе что-то непонятно.

  3. Внимательно выслушай ответ товарища и оцени его с помощью плана- рецензии.

  4. Задавай вопросы товарищу после его доклада.

  5. Выскажи своё мнение, указав сначала достонства ответа, потом недостатки, если таковые будут.

 

План рецензии ответа товарища

  1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

  2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

  3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к изучаемому объекту.

  4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

  5. Укажите ошибки и недостатки речи.

  6. Что посоветуете товарищу?

 

Мы разрабатываем фантастический проект

Фантастические проекты- проекты, относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям.

 

Практическая работа

(примерные темы по выбору): «Жилой дом будущего», «Моя улица в будущем», «Домашний робот»

Рекомендации к выполнению задания:

Выбери тему исследования.

Подбери дополнительные источники информации.

Попробуй представить, как может выглядеть дом, улица или домашний робот в будущем.

Составь описание. Подготовь рисунки.

 

Мы создаём творческий проект

«СТИХИИ ПРИРОДЫ»

  • Вспомни, что называют стихиями природы?

  • Какую пользу они приносят человеку?

  • Могут ли стихии природы нанести вред человеку?

Задание

  1. Поделите тетрадную страницу на 4 части.

  2. В каждой части нарисуйте придуманный вами образ стихии природы.

  3. Подумайте, какой цвет, форма, символы вы будете использовать в работе.

  4. Ответьте на вопрос, какая стихия вам больше нравится и почему?

  5. Подготовьте дома дополнительный материал о стихиях природы ( стихи, загадки, поговорки, интересные факты и др.)

  6. Представьте результат работы товарищам.

 

Вода Земля
Огонь Воздух

Тема________________________________________

Цель________________________________________

____________________________________________

Задачи: _____________________________________

____________________________________________

Гипотеза_____________________________________

Описание____________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

(Рисунок (макет)Image

Задание. Опишите жизнь четырёх стихий мира в течение суток: воды, земли, огня и воздуха. Для описания можно выбрать форму сказки.

«Жили-были стихии мира: королева Вода, королева Земля, царевичи Огонь и Воздух. У каждого были свои личные, необходимые обязанности. Вода текла по медным трубам и давала воду людям. Земля была универсальным полом, на ней строились дома, росли деревья, ходили люди... Огонь подогревал, жарил, парил, тушил пищу, а воздух продолжал род и жизнь на земле ...»

Времени не хватило - сказка не закончена - продолжи её. Расскажи товарищам о том, что у тебя получилось: ______________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Мы проводим экспериментальное исследование

Экспериментальные исследования предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Ребята, как вы понимаете слова М Пришвина «Охранять природу – значит охранять родину»?

Ребята, а что вы чувствуете, о чем, думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость?

А как мы, можем помочь природе?

Практическая работа «Будь природе другом»

  1. Разработка запрещающих знаков поведения в природе.

  2. Проект «Экологические листовки».

  3. Проект «Кодекс правил поведения людей в

  4. природе».

  5. Давайте вместе разработаем следующие темы.

  6. Оформим выставку своих работ.

  7. Раздадим правила поведения в природе жителям нашего города.

Самооценка учебной деятельности

СЕМИНАР «Моя самооценка»

Подумай и ответь на вопросы:

1. На занятиях я:

узнал ________________________________________

понял ________________________________________

научился _____________________________________

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось_________________________________________

3. Основные трудности у меня были ___________

4. Сам себе я желаю ________________________

Вот и кончается учебный год. Впереди лето. Подумайте, чем вы будете заниматься на каникулах. Посоветуйтесь с ребятами, родителями, учителями.

Запишите ваши намерения, составьте план. Теперь этот план будет называться вашим планом самообразования.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний и умений за пределами гимназии и школьных программ. Это самостоятельный поиск источников новых знаний, изучение и использование их.{/mosregread}

 

ПАМЯТКА

для успешного самообразования

Как работать с источниками информации (учебником, справочником, энциклопедией)

  • Наметь цель, которую будет преследовать твоя работа. Намечая цель, подумай, что тебе должно дать выполнение исследовательского проекта.

  • Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

  • Выдели основные части, подчеркни главные мысли.

  • Выбери наиболее нужную информацию: новые факты, сведения, события.

Как лучше запоминать

  • Наметь цель: зачем надо запоминать (пригодится в жизни, будущей работе и т.д.). Чем интересней цель, тем лучше запоминать.

  • Припомни всё, что тебе уже известно о данном материале (видел, слышал, читал, что знаешь о нём из других предметов).

  • При изучении материала расчленяйте его на смысловые части, выделяйте в них главные мысли.

  • Установи связь между смысловыми частями текста.

  • Понимание – необходимое условие запоминания. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив, надо установить причину явления, факта.

Как сравнивать

  • Установите основание для сравнения

  • Установите цель сравнения: для чего сравниваешь?

  • Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего, выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

  • По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями, которые сравниваешь.

  • Сделай вывод из сравнения.

Как обобщать

  • Выделите главное понятие из данного вам задания.

  • Проверьте, как вы понимаете его смысл.

  • Отберите основные типичные факты из материала. данной темы.

  • Сравните их между собой, выделите общее, главное, проанализируйте материал, проследите его развитие.

  • Сделайте вывод, найдите закономерность, главную идею, закон.

Как работать с книгой

  • Умей выделять главное в тексте, рисунке, таблице.

  • Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника.

  • Составляй схемы, рисунки, таблицы по тексту учебника.

  • Научись сравнивать изучаемые явления, делать обобщения и выводы.

  • Научись анализировать содержание рисунков.

  • Учись самостоятельно изучать отдельные темы учебников, составлять план, приводить примеры.

 

Заварзина Наталья Николаевна,
учитель начальной школы
гимназия
г. Лабытнанги


1 Заварзина Н.Н. Программа исследовательского практикума для учащихся начальной школы «Путешествие в страну новых знаний» - М.: АПКиППРО, 2008. – 16с.