Инновации и эксперимент в образовании

Школа воспитания мужчины и женщины в русской народной культуре PDF Печать E-mail
Добавил(а) Каршинова Л.В.   
06.06.09 19:59

Как воспитывали мужественного мужчину и женственную женщину наши предки?

 

Поднимая вопрос о семейной культуре будущего, нельзя не напомнить, что «новое – это хорошо забытое старое», а культура в историческом пути своего развития всегда формировалась с учетом культурного опыта предыдущих поколений. Культурный опыт наших собственных предков долгое время «выпалывался» как сорняки, поэтому в настоящее время, зачастую, преподносится в весьма искажённом виде. А ведь народная культура – это самодостаточная целостная система, в которой есть место и философии, и естествознанию, и экологии, и здоровьесбережению, и многому другому, что называется жизненным опытом поколений.

Позволю себе сделать краткий экскурс в традиционную семейную культуру не для того, чтобы бессмысленно повторять и возрождать всё, что было когда-то, а для того, чтобы извлечь из этого феномена опыт и смысл, построить на его основе лучшее новое.

Первое, с чего необходимо начать разговор – это нравственные основы семьи. Условимся принимать за нравственность особую форму общественного сознания, в которой проявляется порождающее начало Вселенной через разум человека, его внутренние установки, внешние действия. Нравственные основы крестьянской семьи были высокими. Жизнь не была «мёдом» В одной избе жили до 30-40 человек. Это были и старики, и дети, и подростки, и молодожены, и бабы, и мужики. Выросшие юноши приводили в дом к своей матери молодых жён и становились мужьями, а повзрослевших девушек выбирали в жёны и уводили к своим матерям юноши. В одном доме жили несколько семей. А этнографические источники говорят, что в избе были мужская и женская стороны, и лавки, на которых спали, также были на разных сторонах. Возле каждого крестьянского дома была баня, которая топилась по мере надобности, и семейные пары уединялись в ней. И никогда дети даже не догадывались об определенных отношениях между отцом и матерью. По мере взросления они получали знания и в этой области. Дом был школой, в которой ежедневно шёл процесс обучения. Разновозрастные дети играли вместе в одни и те же игры. Это была обстановка, в которой младшие боялись старших и не позволяли себе озорства, а старшие – стеснялись младших и не позволяли себе расслабиться перед ними. Игра и учила и воспитывала.

Приход в жизнь каждого ребёнка считался божественным даром, был желаем. Ведь для этого и соединялись двое, чтобы продолжить род, рожать и воспитывать детей. В народе считалось, что космическое назначение женщины – зачать, выносить и выкормить. Космическое назначение мужчины – быть охотником, воином, защитником. Беременная женщина соблюдала жесткую «обереговую» систему для того, чтобы ничто не могло навредить жизни, которая в ней зарождается. Костюм женщины был устроен по принципу капусты и, это скрывало её тело и её состояние от посторонних глаз. В нужное время в дом приглашалась «повитуха» - та, которая занималась родовспоможением, и, она определяла момент рождения новой жизни с точностью до часа.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

До рождения первенца молодая чета в народной культуре называлась «вьюнцами». Он – «вьюнец», она – «вьюница». Вместе они «завивали» новую жизнь. Известно, что эмбрион возникает при сцеплении, прикреплении клеток друг к другу, что носит название «адгезии»2. Клетки образуют эмбрион, сцепляясь между собой в форме свастик, которые вращаются вокруг центра – вьются. Таким образом, процесс творения человека – микрокосма повторяет собой форму модели мироздания – макрокосма, сохранившуюся с древнейших времён в народной традиционной культуре.

После рождения первенца, «вьюнец» и «вьюница» приобретают новое качество бытия – переходят в статус «мужик» и «баба». Смысловое поле слова «мужик» означает «точку опоры плотской жизни как возможность воспарения духа»; «баба» - «познание познания» или «любовь любви»3.

Таким образом, весь детородный период мужик и баба совершенствуют себя, свой дух путём приобретения опыта бытия совместной жизни в семье. Побуквенно слово «Семья» означает: «самобытная точка опоры, кормящая грудь»4. Женственность матери и мужественность отца дополняют друг друга в вечном круговороте творчества жизни. Женщине природным Универсумом задано универсальное свойство творения жизни внутри себя, матерински – женская сердечная ориентация, основанная на добре, красоте, мудрости и логике. Мужской тип творчества основан на творении «вовне», активности и динамичности, изменчивости и непостоянстве, творчестве ради самоутверждения5.

В традиционной культуре считалось, что жизнь бесконечна. Человек как творение жизни тоже бесконечен и вечен. Предки повторяли себя в потомках и это была высшая аксиома жизни, высшее достижение творчества жизни. Это особо важно знать сейчас, когда человечество поставило свою жизнь под сомнение, сделало её сохранение всеобщей проблемой. Решить эту проблему в пользу жизни Человек сможет тогда, когда сам скажет себе: «Жизнь, ты прекрасна и бесконечна! И пусть всегда будет СВЕТ! И пусть всегда будет жизнь! И пусть всегда буду Я в своих детях и творениях!»

Каршинова Любовь Владимировна,
к.п.н., доцент
ФГОУ АПКиППРО


1 Меняйлов А. Культ девы. М.: Крафт+, 2004 г .- 384 с.

2 Эдельман Дж.М. «Молекулы адгезии клеток» и их роль в эмбриональном развитии// Наука и жизнь. 1984. № 8.

3 А. Меняйлов. Культ девы. М.: Крафт+, 2004 г .- 384 с.

4 Там же.

5 С.В.Шефель, К.И.Шилин. Сотворение человека будущего: экософские основания.- М.:ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им.Губкина, 2003 г.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании