Инновации и эксперимент в образовании

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников...
Добавил(а) Рогожина А.В.   
06.06.09 20:18

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры

Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности?

 

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа. Народная педагогика обладает богатейшим арсеналом педагогических традиций. Это не только традиционная для народа практика воспитания, сложившиеся в ней знания, принципы, идеалы, но и их закрепление в народных заповедях, фольклорных образах и других формах отображения действительности. В культуре семейного воспитания в концентрированном виде проявляется опыт и нравственная мудрость народа.

Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс МДОУ народной культуры, мы определили следующие направления работы:

  • изучение традиций народного семейного воспитания;
  • развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;
  • использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы. Поэтому, свою работу мы начали с глубокого изучения народных обрядов и обычаев, устного народного творчества, и знакомства с ними детей.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной, и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Язык народа, его песни и музыка, игры и игрушки, природа родного края – всё это влияет на становление человека.

{mosregread}В работе с детьми в нашем МДОУ всегда отводилось большое место народной культуре, тем более, что народные песни, игры, малы формы фольклора включены в типовую программу «Воспитание и обучение в детском саду» по ред. Васильевой. Много можно говорить о напевности, яркости и выразительности текстов народных песен, о том, что многие из них, особенно шуточные, легко обыгрываются и замечательно вписываются в любой праздник.

Изучая русскую народную культуру, мы знакомились сами и знакомили детей с тем, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обряды и обычаи, чем украшали свой быт, какими игрушками играли дети и т.д. Мы узнали, что изготовление игрушек было делом семейным и бытовало везде. Мужчины и женщины в свободное от полевых и домашних работ время лепили, точили, шили, красили детские игрушки, привлекая к этому труду и своих детей, приучая этим их к усердию и терпению. Совместное изготовление игрушек помогало не только в воспитании трудовых навыков, развитии способностей ребенка, но и через внутрисемейное общение дети усваивали принятые в обществе формы поведения, нравственные ценности. Игрушка была посредником между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир и проживание с куклами жизни взрослых, дети становились полноценными членами общества.

Для того, чтобы легче было в работе с детьми, мы начали знакомить и их родителей с простейшими народными куклами, приёмами их изготовления. Воспи-татели вместе с родителями и детьми начали изготавливать куклы-обереги, игровые куклы, куклы-символы. И родителей, и детей эта работ увлекла. Созданная своими руками кукла становится ближе и понятнее ребенку, а, главное – дети начали ощущать тепло, исходящее из кукол, изготовленных своими руками. Все с увлечением участвовали в выставке, на которой были представлены куклы, сделанные родителями и их детьми совместно.

Исторически сложившийся в народной среде процесс воспитания теснейшим образом связан с трудовыми буднями и праздниками на Руси. Изучив народные праздники, мы поняли, что они создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. Участвуя в календарных праздниках, обыгрывая с куклами семейные обрядовые праздники, дети знакомились с такими основополагающими понятиями в культуре как «семья», «род», «народ», «Родина», «родословное древо». На заседании родительского клуба педагоги МДОУ вместе с родителями изучили правила составления родословного древа. Родители вместе с детьми заинтересовались этой проблемой и начали составлять свои родословные.{/mosregread}

Проведение в МДОУ таких праздников как Масленица, Рождество, приход Весны стало традицией. В организации, подготовке и проведении этих праздников родители принимают самое активное участие.

Во все времена действенным оставалось народное слово. Народные пословицы, поговорки, пестушки, потешки, сказки – это родник народной мудрости, выражение философских взглядов и опыта воспитания.Мы с огромной радостью используем в своей работе с детьми устное народное творчество.

Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

 

Рогожина А.В.,
ст. воспитатель МДОУ № 43
г. Орехово-Зуево
Московская обл.