Инновации и эксперимент в образовании

Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе PDF Печать E-mail
Добавил(а) Дигина А.Г.   
06.06.09 20:24

Как можно осуществить проектирование урока на основе деятельностного подхода?

 

Цель: анализ технологической составляющей педагогического стиля учителя для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

 

План

Дата Тема
Октябрь Функция учителя в учебном процессе.
Ноябрь Определение методических особенностей проектирования системы обучения. Диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.
Декабрь Общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения. (Деменева, ОУУН, дифференциация).
Январь Приемы самоактуализации ученика в учебном процессе. (Проблемно-диалогическое обучение, автор к.п.н. Мельникова Е.Л.)
Февраль Приемы регулирующего компонента учебной деятельности. Инструментарий для управления учебным процессом.
Март
Структурный и функциональный анализ деятельности субъектов образовательного процесса (модельный урок).
Апрель Психофизиологические аспекты учебной деятельности учащихся. Анализ результатов диагно стики.

 

Результаты

  1. Анализ индивидуального педагогического стиля.
  2. Прогнозирование и анализ результатов диагностики с точки зрения развития учебной деятельности.
  3. Освоение педагогических технологий.
  4. Презентация «продукта» по теме «управление деятельностью учащихся в учебном процессе» (в контексте личного педагогического опыта).

Ведущий: Дигина А.Г.
Участники: учителя 2-х классов.

 

Тема 1. Функция учителя в учебном процессе

Цель мастерской: анализ технологической составляющей педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

Задача. Актуализация знаний о технологиях активного обучения.

Какой младший школьник? (Отвечаем, используя метод «кластер»)

Психические новообразования:

  • Произвольность (преднамеренность)
  • Самоконтроль (оценка и регулирование индивидом своих действий и психических состояний, овладение им поведенческой ситуацией в соответствии с правильным образцом, коррекция поведения на основе обратной связи)
  • Рефлексия (самоанализ своего психического состояния, критическая оценка своего мыслительного процесса, самоотражение личности)
  • Учебная деятельность (особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения)

Ресурсы

  1. Учебное содержание (учебные тексты, учебные задания).
  2. Технологии (репродуктивные, исследовательские, творческие, эмоционально-ценностные).
  3. Стиль (индивидуальная составляющая – не может меняться, технологическая составляющая – должна меняться).
  4. Внеурочные формы работы.

Технологические ресурсы:

  • компоненты учебной деятельности;
  • технологии;
  • учебное содержание.
  1. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
  2. Операционно-деятельностная часть. Вводятся новые понятия, алгоритмы, правила.
  3. Рефлексивно-оценочная часть. Соотнесение результатов и целей деятельности.

Выделение знаний, приемов, способов и т.д. (вопросы позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего...), этап оценивания собственных действий.

Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе.

– Какое слово, на ваш взгляд, важное, главное? Запишите ваши ассоциации к этому слову.

В паре обсудите слова и ваши ассоциации к нему. Объясните ваш выбор.

Рассмотрим мнение ученых о деятельности учителя в учебном процессе (чтение по группам статьи «Деятельность учителя в учебном процессе», цель: а) отразить мнение авторов; б) ваше отношение к такой позиции.

Тема 2. Определение методических особенностей проектирования системы обучения

Диагностика

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Анализ урока окружающего мира 2 класс. Тема: Пустыня.
Учитель: Вагина Надежда Андреевна (шк. №149).

Части урока Деятельность Как учитель управляет познавательной и организационной
деятельностью учащихся
1. Мотивационная часть.
Мотивационно-ориентировочная
часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
Ассоциации по рисунку, слову.
Пусто ли в пустыне?
Задачи урока.
  • социальная, познавательная мотивация (+ эмоциональная);
  • предъявление демонстрационного материала (иллюстрация, слово «пустыня»), которые актуализируют знания и предъявление темы и задач урока.
2. Операционально-деятельностная.
Открытие нового. Вводим новые
понятия, способы, алгоритмы,
способы, правила, …
Учебник стр. 78.
Открытие нового через маркировку текста, вопросы
учителя.
– Зачитайте, что говорится о солнце?
– Какие сезоны? (влажные и сухие).
– Какое время показывают часы? (работа в паре).
Опыт с тенью.
Объяснение через диалог (подводящий), учитель опирается на опыт учащихся.
– Что такое краевые части?
– Видели ли вы булыжную мостовую?
– Что такое барханы? Оазис?
Возврат к задачам урока и вывод, что еще не изучили.
Особенности приспособления живых организмов (работа в группах). Установка для работы в группах.
Проверка заполнения таблицы
  • Работа с информацией ( чтение, поиск ответа в тексте и т.д.);
  • Опыт, наблюдение, выводы.
  • демонстрационный материал по новой теме (слова, житейские примеры, видеофильм)
  • Опора на речевые (словесные описания действий) и умственные учебные (действия в уме без наглядных
    опор).
  • дети принимают учебную задачу,
    удерживают ее, умеют ставить ее самостоятельно.

3. Рефлексивно-оценочная.

Соотнесение результатов и целей
деятельности.
Выделение знаний, приемов, способов и т.д..
Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания).
Этап ценностей (для чего?).
Этап оценивания собственных действий.
Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, планирующий), какие для этого использовал приемы работы.
Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуальная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы.
На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированности у детей взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и
самооценки.

Работа в тетради
(осознание изученного материала, самоконтроль, самооценка.)
  • планировали …
  • сделали …
  • что получилось …

 

Дигина Алла Георгиевна,
руководитель методического отдела
по начальной школе
Нижегородского Центра
непрерывного образования
г. Нижний Новгород

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании