Инновации и эксперимент в образовании

Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи... PDF Печать E-mail
Добавил(а) Дымкова А.Ю.   
06.06.09 20:35

Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи с психолингвистических позиций.

 Каковы основные трудности формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи?

 

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р. Е. Левиной в массовых общеобразовательных школах (еще в 60–70-е годы прошлого века) установлено, что учащиеся с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР) составляют примерно 15 – 20 % от общего числа школьников с несформированностью языковых средств.

Лонгитюдное изучение, проведенное нами в 27 общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях Одинцовского района Московской области, показало рост количества детей с общим недоразвитием речи в общеобразовательных учреждениях. В 2005 – 2006 учебном году было выявлено 10% (87 учащихся начальных классов) с ОНР, а в 2006 – 2007 учебном году речевое заключение ОНР имели 14,5 % учащихся начальных классов (121 ученик). В городе Краснознаменске (Московской области), который является закрытым административным территориальным образованием, процент младших школьников с ОНР (от общего числа детей с речевой патологией) составил в 2005 – 2006 уч. г. - 23% , в 2006 – 2007 уч. г. - 24 %.

Приведенные данные подтверждают необходимость разработки и внедрения новых эффективных путей преодоления речевого недоразвития, основанных на тщательном изучении особенностей формирования речи детей с ОНР.

Учеными установлено, что учащиеся с ОНР испытывают трудности в усвоении программного материала и чаще других оказываются неуспевающими по родному языку (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). При общем недоразвитии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушены все компоненты языковой системы. Одной из характерных особенностей проявления дефекта при ОНР является своеобразие формирования лексической системы.

На современном этапе проблема формирования лексикона у детей с нормой речевого развития и с ОНР рассматривается с учетом психолингвистических концепций, раскрывающих принципы организации и механизмы формирования лексикона, и, таким образом, помогающих понять причины отставания или искажения речевого развития. Отталкиваясь от причин дефектного развития речи, исследователю представляется возможным построить систему коррекционной работы, «попадающую точно в цель». Однако изучению проблемы формирования лексикона и разработке эффективных путей коррекции речи младших школьников с ОНР в свете психолингвистических концепций посвящено недостаточно исследований.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В результате сопоставительного исследования структуры семантических полей в речевой продукции нормально развивающихся учащихся и детей с моторной алалией (при проведении ассоциативного эксперимента) установлена разница в объеме ядра семантического поля, фактически, его незаполненность у детей с речевым недоразвитием (В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова). Наряду с отличиями в организации ядра, выявлена иная организация периферии семантического поля. У учащихся с моторной алалией, в отличие от детей с нормальным развитием речи, наблюдается минимальная заполненность I концентра периферии, объединяющего слова по частотности понятийно-семантических признаков речи, и большая заполненность II-го (связь по ситуативными признакам) и III-го (связь носит случайный характер) концентров. Исследование показало, что у детей с моторной алалией слова чаще актуализируются на основе ситуативно-прагматических или случайных признаков. Таким образом, выдвинуто предположение, что у данной категории детей «нарушен не только процесс выбора слов в условиях порождения речи, но и в недостаточной степени осуществляется процесс динамической структурации значений слов, т.е. процесс правильной группировки словаря при его усвоении» (1; с. 118).

Ученые указывают на то, что при ОНР процесс систематизации лексики и организации семантических полей затруднен (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова). При этом отмечаются проблемы в развитии речемыслительной деятельности, снижение уровня абстракции и обобщения, бедность логических операций и т.п. Отсюда вытекает вывод, что в процессе коррекционной работы основное внимание необходимо уделять развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений. При этом работа по развитию лексической стороны речи связана с развитием мышления, психических процессов, (операций сериации, классификации, обобщения, анализа и синтеза, умозаключений и других логических операций, которыми ребенок овладевает сначала на неречевом материале, а затем на языковом), и неотделима от работы над фонологией, морфологией, синтаксисом.

Использование психолингвистических исследований в коррекционной педагогике позволяет расширить научные представления о развитии речи в онтогенезе и дизонтогенезе и применить данные сведения в решении комплекса проблем, связанных с диагностикой и коррекцией речевых нарушений.

 

Дымкова А.Ю.,
учитель-логопед гимназии № 1
г. Краснознаменска Московской обл.

 

Литература:

  1. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - С. 106 – 118.
  2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. 2. Основы психолингвистики. Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 2001.- 304 с.
  3. Залевская А.А. 3. Введение в психолингвистику. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. – 348 с.
  4. Залевская А.А. 4. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. – М.: Гнозис, 2005. – 543 с.
  5. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – 240 с.
  6. Леонтьев А.А. 6. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  7. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.
  8. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – 304 с.
  9. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. – Институт языкознания РАН, 1999. – 165 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании