Инновации и эксперимент в образовании

Технология построения этапов работы по структурированию текста PDF Печать E-mail
Добавил(а) Быстрикова О.И.   
06.06.09 20:57

Что лежит в основе понимания информации, в частности, текста?

 

Ребенок не сможет составить грамотного текста, если, во-первых, в потоке новой информации содержится понятие неизвестное школьнику, которое не комментируется; во-вторых, в процессе рассуждения без объяснений используются мыслительные операции, не освоенные учащимся; в-третьих, понятия в рассуждении соединяются связями неизвестными ученику. В предлагаемых читателю материалах автор рассматривает один из возможных подходов к управлению умственной деятельностью учащихся, работая над их речью, начиная с первого класса.

Работу над связной речью учащихся желательно начинать со второго полугодия в первом классе с того, что ввести отдельный предмет «Развитие речи» и не смешивать его с уроками русского языка. На уроках развития речи работы учащихся будут оцениваются не по грамотности написания, а по грамотности составления текста.

 

«Во всяком искусстве есть две стороны: творческая и техническая.
Во всяком искусстве есть элемент ремесленности.
Нельзя научить быть художником, это дар – прирожденный.
Но нельзя быть совершенным художником, не учась!»
В. Брюсов

 

Эти слова В. Брюсова говорят о том, что ремеслу надо учить! Надо учить составлять текст, понимать, различать тексты по типам и одновременно на технические умения накладывать творческие.

Работа проводится по нескольким этапам. Всего этапов 17.

1.Вводный.

2. Знакомство с понятием текст.

3. Тема текста.

4. Главная мысль текста.

5. Опорные слова.

6. Работа над изложением.

7. Синонимы и антонимы.

8–10. Обучающие сочинения с опорой на наглядность и без наглядности.

11. Виды текстов.

12. Что такое тавтология?

13. Число Миллера.

14 -17. Различные виды работа с текстом.

I этап1вводный

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Он был маленький и такой беззащитный. Ушки у толстячка слегка подрагивали. Круглые глазки смотрели на меня с любопытством. Влажный холодный носик все время тыкался мне в щеку. Лапки переступали на моих ладонях. Хвостик приветливо вилял.

Я захотела взять щенка насовсем, но потом стала рассуждать. Во-первых, малыш мог потеряться и его сейчас кто-нибудь ищет. Во-вторых, у толстячка мог быть хороший хозяин. В-третьих, это нечестно забирать к себе без спроса чужих щенят.

Я повела щенка к себе домой. Мама его покормила. Я написала объявления про то, что нашелся щенок. Через три дня нашлась хозяйка малыша. Это была девочка из соседнего дома. Мы с ней очень подружились. Теперь у меня два друга – Маша и Тузик.

Мне очень нравятся мои новые друзья.

Вывод: поскольку в данном тексте ученик использовал имеющиеся знания по составлению смешанного текста, включающего в себя все виды текста, можно сказать, что работа над связной речью прошла успешно.

Быстрикова О.И.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
г. Железнодорожный


1 При планировании и разработке этапов работы по данной теме автор использовал программу Т.А. Ладыженской и практический и теоретический материал учителя А.А. Гусевой (г.Щелково)

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании