Инновации и эксперимент в образовании

Инновационная модель образовательного пространства лицея PDF Печать E-mail
Добавил(а) Клепиков В.Н.   
06.06.09 21:04

Какой может быть инновационная модель образовательного пространства лицея, чтобы она влияла на общую культуру ребёнка?

 

Вот уже на протяжении более 20 лет педагогический коллектив лицея занимается проблемой развития общей культуры учеников. За это время были проведены десятки городских и общероссийских семинаров по вопросам нравственного, эстетического, интеллектуального развития школьников. За эти годы мы впитывали в себя, наверное, всё самое стоящее, что появлялось в сфере педагогики. Это технологии оптимизации и интеграции образования, проблемного обучения, развивающего обучения, идеи школы диалога культур, личностно-ориентированного обучения. Отрадно, что наши успехи были замечены со стороны учёных, и коллективу в 80-х годах прошлого века поступило предложение стать экспериментальной площадкой при Российской Академии Образования. До сих пор мы этой опорной площадкой и являемся.

В 2001 году лицей становится областной экспериментальной площадкой по созданию инновационной модели образовательного пространства как духовно-нравственного поля на основе интегративного освоения гуманистических ценностей с целью формирования общей культуры ребёнка.

В течение этого времени мы целенаправленно искали наиболее совершенную модель образовательного пространства учебного заведения. Модель образовательного пространства мы рассматриваем как духовно-нравственное поле, которое благоприятствует становлению общей культуры ребёнка, а также творческим процессам лицея в целом.

Понятие «поле» нам понадобилось потому, что, на наш взгляд, духовно-нравственный потенциал учебного заведения сосредоточен скорее не в отдельной голове ученика, учителя, завуча, директора и т.д., а между участниками образовательного процесса.

Это, как говорил Л. Толстой, особый дух школы, который разлит и царит повсюду. По нашему убеждению духовно-нравственное поле возникает только в том случае, когда, во-первых, сбалансированы и равновелики процессы обучения и воспитания, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие школьников; в-третьих, на всех классных и внеклассных мероприятиях осуществляется ценностно-смысловой подход.

Для поддержания духовно-нравственного поля в образовательном пространстве лицея созданы шесть стержневых направлений: интеллектуальное, этическое, эстетическое, граждановедческое, трудовое и физическое. За каждым направлением закреплён ответственный руководитель. Благодаря структурной дифференциации образовательного пространства видно, что делается в том или ином направлении.

В соответствии с данными направлениями были актуализированы общечеловеческие гуманистические ценности, устремлённость к которым помогает обеспечивать гармоничное и всестороннее развитие учеников. Это такие ценности, как любовь, добро, истина, красота, патриотизм, труд, здоровье, жизнь, детство и т.д. Более того, именно данные ценности помогли нам обеспечить общее пространство взаимопонимания между учителями «Лицея» вне зависимости, какой предмет они преподают, ведь хороший урок и классный час всегда буквально «пропитаны» данными ценностями.

Однако для более ясного выявления и понимания духовно-нравственного потенциала любого мероприятия нами были выделены базовые ценности – это нравственные, интеллектуальные и эстетические, которые в той или иной мере вбирают в себя остальные. Концентрированное единство нравственных, эстетических и интеллектуальных ценностей выражает триада «истина – добро – красота», которую в истории педагогической мысли часто связывали с основными духовными способностями ребёнка -интеллектом, волей и чувством.

Основными стержневыми направлениями модели образовательного пространства, исходя из триады «истина - добро – красота», являются интеллектуальное, этическое и эстетическое. Интеллектуальное направление отвечает за формирование интеллектуальной культуры, этическое – за становление этической культуры, эстетическое - за развитие эстетической культуры ребёнка. Гармоничное единство всех культур составляет относительную полноту общей культуры лицеиста.

В соответствии с основными стержневыми направлениями в «Лицее» еженедельно проводятся классные часы: один классный час имеет интеллектуальную направленность, второй – этическую, третий – эстетическую, четвёртый – организационно-итоговую.

Этический классный час обеспечен программами д.п.н. А.И. Шемшуриной (название курсов «Этическая грамматика», «В мире этики»). Интеллектуальные классные часы разработаны к.п.н. В.Н. Клепиковым (курс «Культура мышления», в который входят логика, развивающие и занимательные задачи, притчи народов мира, проблемные ситуации и т.д.). Эстетический классный час обеспечен соответствующими разработками по мировой художественной культуре к.п.н. Н.В. Мирецкой. При этом, конечно, классные часы интегрируют в себе и нравственные, и интеллектуальные, и эстетические ценности.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

 

Материалы к размышлению

1. «У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне легче было с ним разговаривать. Но ведь прекрасно – он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? Он мне не нужен… Надо научиться говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают.

Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас. Боже мой, если бы мы все были одни и те же, одинаковые, мы бы просто не выжили как биологическая единица. Мы живём потому, что мы разные» (Ю.М. Лотман, с.283).

2. «Мы воспитаны на нетерпении к другому человеку, мы хотим только, чтобы нам было просто с ним общаться. Но ведь недаром говорят: простота хуже воровства. Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются» (Ю.М. Лотман, с.283).

3. «Общество – это не набор солдат, это оркестр, где каждый инструмент ведёт свою, самостоятельную мелодию. Ну, представьте себе огромный оркестр, играющий одну и ту же ноту, – зачем он нужен?» (Ю.М. Лотман, с.283).

4. «Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами.

Но есть один практический критерий – человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный раздражится… Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют… А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?» (Ю.М. Лотман, с.284).

5. Мы нуждаемся в непонимании так же, как в понимании. Непонимание говорит (сигнализирует) о том, что необходимы соответствующие усилия для приятия «другого», может быть, даже по изменению устоявшихся собственных привычек и взглядов. Именно столкновение понимания и непонимания, иногда даже драматическое, создаёт бесконечную необходимость одного человека для другого.

6. Понимание не стремится «овладеть» другим, подстроить его под себя. Требуется особая установка сознания, при которой мы должны научиться внимать голосу и мысли другого. Это становится возможным только при том условии, что мы освобождаемся от одной из самых эгоистичных установок нашего сознания, заключающейся в нашей привычке слышать в словах другого лишь свои собственные мысли, видеть в другом только себя. Мы никогда не увидим в другом другого до тех пор, пока не осознаем, что он встречается нам только после того, когда мы сами готовы его встретить, когда в нашем собственном сознании для него есть место (и это место нужно освободить), когда мы просто внутренне готовы к встрече с новым, внутренне открыты всему новому.

7. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что иногда именно хорошее понимание друг друга служит той основой, на которой вырастают побеги неуважения и пренебрежения. В этом случае становится актуальной поговорка: «Счастье – это когда тебя понимают. Несчастье – когда понимают слишком хорошо».

8. В конечном счёте, объединяет людей общечеловеческая культура, общая вера, общее дело, общий язык. Там, где этого нет, рассыпаются любые отношения, какими бы они крепкими не были.

ПРИТЧА

«Есть люди, которые не понимают. И не знают, что они не понимают. Это глупцы. Обойди их.
Есть люди, которые не понимают. И знают, что они не понимают. Это простодушные. Вразуми их.
Есть люди, которые понимают. И не знают, что они понимают. Это спящие. Разбуди их.
Есть люди, которые понимают. И знают, что они понимают. Это мудрецы. Иди за ними».

Клепиков Валерий Николаевич,
заместитель директора
по инновационной работе
МОУ «Лицей» г. Обнинск
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании