Инновации и эксперимент в образовании

Проект детского литературного журнала «Филипок» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Маюрова С.И.   
09.02.08 13:00

Детская литература играет огромную роль в становлении дошкольника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение. Народные песенки, потешки, пословицы, загадки погружают малыша в уютный светлый мир и способны оказать поистине врачующее воздействие на его душу. Ребенка постарше книга вводит в мир человеческих отношений – в мир с поражениями, удачами и победами его героев.

Все в жизни человека начинается с детства. В периодической печати последних лет можно встретить множество статей, концентрирующих внимание на развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Как решить проблему приобщения ребенка к чтению на самых ранних этапах его жизни? Читая, анализируя, размышляя об этом, понимаешь однозначно, что каждый малыш, появившийся в нашем уникальном мире - потенциальный читатель. Но станет он им или нет, в значительной мере зависит от нас – взрослых.

Настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в раннем возрасте. Существует мнение отдельных психологов, что привить любовь к книге и общению с ней можно только до 7 лет. Позднее это сделать будет очень трудно. Чем раньше начнется решение основной задачи по формированию ребенка - читателя, тем больше возможности – добиться желаемого, а успех могут обеспечить только плечи родителей и воспитателей детского сада.

Можно еще в дошкольном возрасте пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни единой букве. Суть в том, что малыш может с раннего возраста полюбить книгу, испытывать удовольствие от читаемой ему сказки, и понять невозможность существования без нее.

Можно тратить время и силы на освоение процедуры чтения, но не только не привить любовь к книге, а получить прямо противоположный эффект. В стремлении научить ребенка читать, взрослые не учитывают факта «предельных возможностей» возраста. Малыш настолько устает от постоянных упражнений в технике чтения, что начинает ненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые ему предстоит еще прочесть. Что важнее, освоить технику или развить чувство и сформировать необходимые качества будущего читателя? У малыша должен доминировать восторг, удивление, восхищение, интерес, что впоследствии перерастет в уважение, понимание, любовь к источнику его положительных эмоций – книге. Позже придет и осознание ее роли в человеческой жизни. Воспитатель всегда должен помнить - ребенок индивидуален, уникален, его первостепенная задача – не навредить...

Основы формирования грамотного читателя закладываются в период раннего детства (до 7 лет). В школе, в первом классе, должен появиться читатель: не обязательно читающий, но обязательно – читатель! По мнению доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания одного из ВУЗов страны З. Гриценко – читатель – это человек, связавший свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающий ее смысл и значение.

Интерес к содержанию книги – основной фактор отношения ребенка к ней и критерий оценки ее значимости в его жизни. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к миру книги (как способу деятельности, который может доставить огромное удовольствие и много ценного даст его душе). Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают – если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность. Не будет интереса – не будет и тяги к чтению, какие бы усилия воспитатели, родители не затратили. Мы, взрослые, должны увлекать детей новизной и многообразием подходов к самому феномену, называемому «Чтением».

Не секрет, что формирование читателя начинается в семье. Родители – главные люди малыша, они – первый источник его знаний о мире, в том числе и о книге. Мало шансов вырастить читателя в семье, где предпочтение отдано просматриванию телепередач. В этом случае формируется созерцатель, чаще без всякого отбора содержания для просмотра, без последующего осмысления, без акцентов на ценности или их отсутствие. Это формирование привычки, насколько полезной, сказать трудно.

Для семьи одна из типичных ситуаций: малыш только недавно научился говорить, у него уже есть несколько любимых стихов и сказок (которые, кстати, читали в доме), он просит прочитать ему их вновь и вновь. Его постоянные просьбы надоедают родителям:

– Да я тебе эту сказку вчера три раза читала, – досадует мама. – Видишь, я шью!?. Иди к бабушке, пусть она тебе почитает.

– Нечего его ко мне посылать, – выглядывает из кухни бабушка. – У меня обед на плите, пусть отец ему почитает.

У отца тут же находятся какие-то неотложные дела, и он уходит. Обескураженный малыш стоит, прижав к себе книжку.

– Ну ладно, иди, я тебе почитаю, – сжалилась над ним бабушка.

Читает она торопливо, скучным голосом, от которого сразу тускнеют краски любимой сказки. То и дело бабушка прерывает чтение, чтобы помешать что-то на плите. Ожидаемого удовольствия малыш не получает. Вместо него – недоумение – почему мама, папа и бабушка не хотят ему почитать? Раз-другой, наткнувшись на досаду и раздражение родителей, ребёнок вообще перестаёт просить их почитать. И гаснет в его душе та первая искорка любви к книгам. А любовь к книге - один из величайших даров, какой родители могут дать ребенку. Не всегда родители специально прививают любовь к чтению у своих детей.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
Механизм создания журнала включает следующие компоненты:

1. Выбор темы (дошкольники выбирают соответствующую карточку в «папке поиска»).

2. Постановка задачи. Создание газеты, распределение ролей в игре между малышами – разработчиками журналистского проекта (воспитатель – главный редактор газеты, журналист, писатель, фотокорреспондент, художник) для сотрудничества в малой группе.

3. Реализуемые виды деятельности в процессе разработки проекта создания детского журнала:

  • «Главный редактор» (воспитатель) обсуждает со своими «сотрудниками» тему выпуска, и даёт им задания.
  • «Журналисты» собирают информацию по заданной теме.
  • «Писатели» сочиняют согласно жанру сказку или рассказ.
  • «Художники» должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты).
  • «Фотокорреспонденты» должны сделать «фотографии» (выбрать иллюстрации, картинки) и т. д.
  • Дети предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели из «папки поиска» («подумать самому», «спросить у взрослого человека», «обратиться к книге», «обратиться к компьютеру», «понаблюдать за сверстниками»).

4. Оформление материала: все «сотрудники редакции» рассматривают, систематизируют, обсуждают собранную информацию.

Выявляют, что нового, интересного узнали, определяют содержание и согласовывают его с темой поиска, продумывают, что следует поместить в журнал, формируют свой журнал.

«Художники» делают зарисовки по теме, соответствующие надписи; «Фотокорреспонденты» размещают и наклеивают иллюстрации.

5. Защита журнала: выступление детей с сообщением по теме журнала.

Результаты реализации такой деятельности с малышами способствуют формированию полезных навыков организатора в раннем возрасте, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, учат согласовывать отобранное содержание с темой раскрываемого содержания, формируют художественный вкус, работать в команде, развивают речь малышей и много других полезных качеств на основе активной деятельности. Но главное – развивается способность работать творчески.

Image         Детский журнал Филипок         Image 

Маюрова С.И.
ДОУ «Колобок»
г. Новый Уренгой

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании