Инновации и эксперимент в образовании

Новое в бюджетной и финансовой деятельности образовательного учреждения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Феклин С.И.   
19.07.09 22:31
С 1 января 2008 года вступил в силу в новой редакции Бюджетный кодекс РФ, регламентирующий правовой статус бюджетного образовательного учреждения. Существенными стали изменения в части доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Данная работа описывает сферу бюджетной и финансовой деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в свете последних законодательных изменений.

До принятия Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ в статье 41 Закона РФ «Об образовании» устанавливалось, что по договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Действующая редакция статьи 41 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений финансируется в соответствии с законодательством РФ из средств бюджета. Таким образом, в настоящее время нормативов по самофинансированию государственных и муниципальных образовательных учреждений не предусмотрено. Напротив, самостоятельное бухгалтерское обслуживание образовательного учреждения закон не запрещает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 7 Приказа Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» руководитель образовательного учреждения самостоятельно определяет форму хозяйственно-финансового обслуживания.

Руководитель в зависимости от объема учетной работы вправе по собственному решению:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Поскольку в силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Поскольку законом не установлено иное, в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении приносящей доход деятельности.

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам последнего, судам надлежит учитывать, что принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении собственника учреждения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам.

Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ4.

Таким образом, законодатель не позволяет государственному и муниципальному образовательному учреждению функционировать на полном «самофинансировании». Бюджетные и внебюджетные средства, не израсходованные в текущем финансовом году бюджетным образовательным учреждением, изымаются в бюджет и не могут предусматриваться в смете на следующий финансовый год.

Фёклин С.И.,
заместитель директора
Центра нормативного правового обеспечения
образования ФГОУ АПКиППРО,
эксперт-юрист Федерального оператора реализации ПНПО,
старший преподаватель кафедры прав человека
юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ


1 Понятие малокомплектного и приравненного к нему образовательного учреждения должен определить субъект РФ и (или) муниципальное образование в своих нормативно-правовых актах.

2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке и направлении вариантов модельных методик»

3 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации»

4 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации».

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании