Инновации и эксперимент в образовании

Эксперт по инновационной деятельности в образовании PDF Печать E-mail
Добавил(а) Новикова Т.Г.   
19.07.09 22:49

Потребности в экспертах, в условиях реализации стратегических направлений развития российского образования, резко возросли. Поиск специалистов для проведения экспертизы из числа работников образования даже на уровне высшего управленческого звена не в состоянии решить возникающие проблемы. Научные работники, обладающие необходимыми знаниями и способные осуществить экспертные функции, как правило, сосредоточены в крупных городах, имеющих научные школы, но даже на уровне этих городов потребности в экспертах не полностью удовлетворены.

Какими качествами должен обладать эксперт по инновационной деятельности в образовании?

Инновационная деятельность, охватывающая все элементы системы образования: содержание, технологию, организацию, управление, экономику, требует научно-обоснованного введения ее в реальную практику. Оценку инновационным изменениям и заключение об их актуальности, обоснованности, реалистичности и необходимости для практики образования должны осуществлять специалисты, владеющие теорией и технологиями осуществления экспертной деятельности.

Экспертиза в традиционном ее понимании тесно связана с идеей специализации и с высоким статусом специалиста в современном обществе. Экспертиза – это не просто формирование, отбор и обработка мнений экспертов. Она определяется, в первую очередь, работой экспертов по обеспечению аргументации мнений, их мотивированности и предпочтительности с учетом выдвинутых оснований. Решение таких вопросов предполагает уже не просто эффективную методику и технику экспертизы, но и разработку способов отбора экспертов для экспертирования инновационной деятельности в образовании.

Традиционно эксперт – специалист, привлекаемый к экспертизе, оценке какого-либо продукта или деятельности. Эксперт (от латинского «опытный») – специалист в какой-либо области, производящий экспертизу1.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Экспертом в образовании может быть:

  • человек, знающий (хорошо) проблемы в образовании и видящий перспективы развития, умеющий мыслить, просчитывать все свои шаги, сводя риски до минимума;
  • независимый специалист с высоким уровнем образования и культуры; уважаемый человек в детских, студенческих, молодежных аудиториях; коллеги из других образовательных учреждений, молодые начинающие педагоги;
  • профессионал, специалист, человек инновационного мышления;
  • любой (в зависимости от уровня экспертизы), владеющий методикой измерений по своему направлению;
  • человек компетентный в теоретических вопросах, имеющий практический опыт;
  • человек, знающий предмет экспертизы, существующие стандарты и нормы в той области, которая подвергается экспертизе, методы проведения экспертизы;
  • специалист, имеющий знания в данной области, опыт в экспертной деятельности, практический опыт в данной области;
  • высокообразованные в данной сфере субъекты с опытом практической деятельности в образовательных учреждениях, компетентные в предмете экспертизы.

Качества, которыми должен обладать эксперт:

  • высокая компетентность, доброжелательность, авторитет, аналитические способности;
  • высокий профессионализм, способный стать на позицию другого, дистанцироваться от своего опыта, открытость к общению;
  • высокий уровень профессионализма в области образования, активная гражданская позиция;
  • компетентность в области предмета экспертизы, объективность, независимость;
  • профессионализм, доброжелательность, объективность, компетентность, ответственность, порядочность;
  • честность, ответственность, рационализм, коммуникабельность, критическое мышление;
  • высокий интеллект, теоретическая подготовка, способность логически мыслить, объективность;
  • компетентность, гибкость, толерантность, коммуникабельность, креативность, объективность, аналитические способности, конструкторское мышление, деловитость, заинтересованность;
  • компетентность, дальновидность, объективность, педантичность, коммуникативность.

Встречались и следующие ответы: «Какими бы он не обладал качествами, все равно от субъективизма не уйдет, следовательно, всегда будет что-то спорное, не согласуемое с объектом экспертизы».

На наш взгляд, эксперт по инновационной деятельности в образовании должен наряду с вышеназванными качествами, а именно профессиональной и квалиметрической компетентностью, обладать и такими качествами, как:

  • креативность (способность решать творческие задачи, метод решения которых частично или полностью неизвестен),
  • эвристичность (способность видеть или создавать неочевидные проблемы),
  • интуиция (способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания пути движения мысли к этому заключению),
  • иредикаторность (способность предсказывать или предчувствовать будущее состояние исследуемого
  • объекта),
  • независимость (способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное),
  • всесторонность (способность видеть проблему с различных точек зрения).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Для экспертизы, осуществляемой в социальных системах, к которой относится и образование, главными становятся не только профессиональная и квалиметрическая компетентность, но и человеческая, нравственная мудрость экспертов. Выработка сложных решений в ситуации неопределенности при оценке инновационной деятельности в образовании требует от эксперта эрудиции во многих областях знаний.

Моисеев А.М. и Моисеева О.М. в своих работах отмечают, что «быть настоящим экспертом – это не должность, а призвание»16. Мы приходим к выводу, что в какой-то степени эксперт – это специалист штучный.

Новкова Т.Г.,
доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой развития
образовательных систем АПК и ППРО

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. – 1994. – № 1–2. - С. 59–68. с. 59
  2. Анисимов О.С. Основы методологии./Учебное пособие. – М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994, с.25
  3. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. 3. Экспертные оценки. – М.: Наука, 1973, 103
  4. Братченко С.Л 4. . С.116-119
  5. Григоров В.М Роль экспертов в выработке управленческих решений//Научное управление обществом. – М.:Мысль, 1972 - вып.6, 336
  6. Евланов П.Г., Кутузов В.А. 6. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.
  7. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система качества образования в России. Четвертый симпозиум. Пятый симпозиум / Под научной редакцией Н.А.Селезневой, А.И.Суббето. – М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 242 с., 133 с., 1996.-212 с., с.71
  8. Конаржевский Ю.А. Концепция проблемно-функцио нального внутришкольного управления//Управление школой: проблемы, опыт, перспективы. - Екатеринбург, 1992, С. 5
  9. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. – М.: Издательство «Дело», 2004,с. 39,398 с.
  10. Моисеев А.М. и Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. – М., 1996,с.46
  11. Общие методические рекомендации по оценке эстетического уровня промышленных изделий. – М.: ВНИИТЭ, 1971, 17
  12. Райхман Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. – М.: Экономика, 1974, 94
  13. Рац М.В., Копылов Г.Г., Ойзерман М.Т. Строительство будущего: аналитические деятельности // Человек и природа. - 1990. - № 2. - С. 21- 55. с. 51
  14. Розин Б.Б. Теория распознавательных образов в экономических исследованиях. – М.: Экономика, 1973, 28
  15. Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования.- М.: ИМЭМО АН СССР, 1990
  16. Словарь иностранных слов, с.575
  17. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001, с. 514, 816

 


1(Словарь иностранных слов, с.575)

2Сидельников Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования.- М.: ИМЭМО АН СССР, 1990

3Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. – М.:Издательство «Дело», 2004, с. 39. 398 с.

4Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. - 1994. - № 1 - 2. - С. 59 - 68. с. 59.

5А.И.Суббето. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 242 с., 133 с., 1996.-212 с., с.71

6Райхман и Г. Г. Азгальдов. Экспертные методы в оценке качества товаров. – М.: Экономика, 1974, 34

7Григоров В.М Роль экспертов в выработке управленческих решений//Научное управление обществом. – М.:Мысль, 1972 - вып.6, 336

8П.Г.Евланов, В.А.Кутузов. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978.

9Райхман и Г. Г. Азгальдов. Экспертные методы в оценке качества товаров. – М.: Экономика, 1974, 94

10С.Л. Братченко, с.116-119

11О.С.Анисимов. Основы методологии.- М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994, с.24-25, с.306

12Анисимов О.С. Основы методологии /Учебное пособие. – М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1994, с.25

13Конаржевский Ю.А. Концепция проблемно-функционального внутришкольного управления//Управление школой: проблемы, опыт, перспективы. - Екатеринбург, 1992, С. 5.

14Спиркин А.Г. Философия. – М.:Гардарики, 2001, с.514, 816 с.

15Спиркин А.Г. Философия. – М.:Гардарики, 2001, с.515

16Моисеев А.М. и Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. – М., 1996, с.46

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании