Инновации и эксперимент в образовании

Управление и деловые игры PDF Печать E-mail
Добавил(а) Воровщиков С.Г.   
19.07.09 23:13

Как правильно подготовить и провести проблемно-деятельностную игру?

Была игра, ну, уж могу сказать, была игра!
А.В. Сухово-Кобылин
(«Свадьба Кречинского»)

Проблемно-деятельностная игра (ПДИ) развивалась одновременно по нескольким направлениям: и как метод обучения взрослых, и как метод управленческого консультирования, и как метод внутришкольного управления. Каждое направление обладает своими методологическими, теоретическими и технологическими особенностями. В данной работе проблемно-деятельностная игра представлена как организационно-педагогический метод внутришкольного управления, направленный на коллективное выявление актуальных проблем образовательного процесса и поиск средств их разрешения.

Традиционно при определении метода управления выделяют содержание метода, его направленность и организационную форму. Основное содержание проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления составили аналитические и ассоциативные приемы коллективной (групповой) мыслительной деятельности, которые будут представлены ниже. Особенность проблемно-деятельностной игры заключается в том, что она является сложным методом управления школой, ибо в границах игры помимо приемов коллективной мыслительной деятельности используются социологические методы сбора информации, теоретические инструктажи, распоряжения и приказы директора школы, и т.д.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Очевидно, что ежегодный итоговый анализ деятельности педагогического коллектива позволяет сформировать примерную проблематику возможных игр на предстоящий учебный год. Однако необходимо определить, является ли проблема, ставшая предметом ПДИ, действительно актуальной с точки зрения педагогов, как она связана с другими проблемами образовательного процесса. Пилотажная диагностика осуществляется различными способами: либо традиционным посещением и анализом уроков, проведением анкетирования, либо заполнением респондентами специально разработанных карточек проблем. Следует подчеркнуть, что заполнение карточки проблем побуждает педагогов к рефлексии, стимулирует их аналитическую деятельность, что само по себе уже способствует повышению включенности учителей в процесс будущего поиска решения выявленных проблем. Представим один из возможных вариантов карточки проблем:


Карточка проблем

Уважаемый коллега!

Просим Вас сформулировать проблему (т.е. затруднение), возникшую в Вашей педагогической деятельности.

ВНИМАНИЕ!

  1. Сформулируйте проблему (т.е. препятствие), а не предложение (то есть средство) по решению проблемы.
  2. Сформулируйте, какое затруднение Вы испытываете в образовательном процессе в ходе взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами и руководителями школы.

Проблема: Эффективному осуществлению образовательного процесса в нашей школе препятствует...

Причины проблемы:
1....
2....

Возможные последствия проблемы:
1....
2....

Оцените проблему по следующей шкале:
А – важность проблемы для нашей школы 0 5 10
Б – решаемость проблемы силами школы 0 5 10
В – тенденции обострения проблемы в будущем 0 5 10

Сформированное таким образом слабоструктурированное проблемное поле является исходным материалом для дальнейшего обстоятельного анализа в оргкомитете или игрогруппах. Представление проблемы как корневой, порождающей целый ряд других, производных, или как стартовой, требующей незамедлительного решения в обозримый отрезок времени, может формироваться в результате такого обсуждения.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Чем резче отличаются условия игры от условий повседневной работы, тем легче ее участникам избежать оценочного мышления. Для эффективного проведения рекреационных пауз желателен магнитофон с музыкальными записями как мажорного, так и минорного звучания. Во время больших перерывов для участников игры организуется система питания. Помимо этого игрогруппы обеспечиваются необходимым количеством ватмана, писчей бумаги, фломастерами, ножницами, клеем и другими канцелярскими принадлежностями. В соответствии с количеством групп изготавливаются настольные флажки разного цвета и соответствующие цветные визитные карточки с порядковыми номерами для каждого игрока. Следует отметить, что от уровня сформированности материальной базы игры отчасти зависит психологический настрой и игроков, и игропрактиков.

Воровщиков С.Г.,
доктор педагогических наук,
профессор


1 См.: Эшби У.Р. Введение в кибернетику. – М.: КомКнига, 2006. – 432 с.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании