Инновации и эксперимент в образовании

Ещё раз о качестве образования PDF Печать E-mail
Добавил(а) Гвоздев Ю.Н., Ефимова Н.Ю.   
19.07.09 23:30

Что же такое качество образования?

Дать характеристику любому объекту, системе – это значит дать характеристику комплексу его качеств. Выбор качеств для характеристики определяется её назначением. Целенаправленное преобразование объекта осуществляется для обеспечения требуемого состояния качеств этого объекта.

Опыт реформирования, а затем и опыт модернизации отечественной системы образования от времени до времени подвергается анализу различных научных, наблюдающих и управляющих структур. Разработаны подходы и механизмы управления модернизацией в образовании, правовые основы управления системой образования РФ, проанализировано современное состояние и возможные изменения сети образовательных учреждений, а также подходы к финансированию образования, рассмотрены подходы и методы управления инновациями, выявлены институциональные механизмы управления процессами модернизации образования (Управление модернизацией в образовании: подходы и механизмы, – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – 231 с.). Предметом анализа результатов модернизации в основном служат качества, приобретаемые системой образования, и качества, характеризующие саму преобразовательную деятельность. Как правило, на основе анализа реализации конкретных проектов в образовании делается вывод об успешности проведенной работы. Однако каждый раз, начиная с периода последних дней Советского государства, до сегодняшних дней существует устойчивое мнение о том, что наступил очередной кризис образования и что существующую на сегодняшний день систему образования необходимо кардинально преобразовывать. Иначе можно сказать, что качество образовательной системы нельзя считать удовлетворительным. Если снизить пафосность этого вывода, то, учитывая, что система образования, как правило, всегда отстаёт от требований социума, требование её преобразования следует признать постоянным и неизбежным.

По инициативе Всемирного банка реконструкции и развития проведена экспертиза результатов реализации утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 за № 1758-р Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Модернизация российского образования. Достижения и уроки. 2004 The International Bank for Reconstruction and Development/ The World Bank Washington DC 2043.3).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Основные показатели нового качества образования:

  • обеспечение возможности достижения образовательных результатов всеми учащимися (процесс их достижений);
  • оптимизация затрат личности и общества на достижение необходимых результатов (цена достижения, затраты сил и времени учащихся и учителей);
  • мониторинг качества, статистика, социология образования (М.: НФПК, 2005).

Из выступлений в СМИ официальных лиц от образования следует, что в сентябре 2009 года в школах РФ может начаться работа по новым образовательным стандартам, определяющим требования к качеству усвоения учебной информации и развитию личностных качеств обучаемых. После стольких лет неопределённости в части требований к качеству усвоения содержания образования, с которой приходилось мириться, хочется надеяться, что стандарты нового поколения позволят решить задачи обеспечения и получения качества образования и личностных качеств обучаемых, отвечающих требованиям правового демократического государства в период его интенсивного инновационного развития.

Гвоздев Ю.Н.,
зав. лабораторией Центральной
аэрологической обсерватории
Ефимова Н.Ю.,
учитель истории ГОУ СОШ № 1098
г. Москва

Литература

  1. Материалы, подготовленные для обсуждения на VI-й сессии МСГЭ в Москве 24-25 октября 2003 г. Л.Т.Шинелевой, «Государственная и общественная оценка результатов системы высшего образования».
  2. Westerheijden D.F. 2. Systems of quality assessment in European higher education: paper presented to the 4-th EAIE Conference, Berlin, 5-7 November. 1992.
  3. Harvey L. 3. Quality is not free! Quality monitoring alone will not improve quality // Tertiary Education and Management. Vol. No. 2. 1997. P. 133-143).
  4. Мониторинг качества, статистика, социология образования. – М.: НФПК, 2005.

1 Пирсиг Р. «Дзен и искусство ухода за мотоциклом». – М.: «Симпозиум», 2002

2 (Jacobsson P. A Plea for more consistent defnition of quality in education and research // Quality and communication for improvement: proceedings 12th European AIR Forum, University de Bernard Ecole Normale Superieure Lyon, France, September 9-12, 1990, Enschede: EAIR, a European Higher Education Society; Utrecht: Lemma. P. 59-84).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2003 г. №530 «О совершенствовании аттестации и контроля качества образования в Российской Федерации».

4 Государственная и общественная оценка результатов системы высшего образования. Материалы для обсуждения на VI-й сессии МСГЭ в Москве 24-25 октября 2003 г.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании